УДК 338.2
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА
© Л.А. Богунов1
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, 150000, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Пушкина, 86.
Рассматривается феномен управленческого экономического мышления как компетенции менеджера. Предлагается ментальный базис управленческого экономического мышления, составляющий основу компетенций. Изучается содержательная составляющая исследуемого феномена. Анализируемые компоненты рассматриваются как инструментарий для развития экономического мышления менеджера и повышения его управленческой эффективности. Раскрывается возможность анализа менеджером своего экономического мышления с точки зрения обозначенных нами компонентов.
Ключевые слова: управленческое экономическое мышление; менеджер; управленческая деятельность; компоненты управленческого экономического мышления.
COMPONENT CONTENT ANALYSIS OF MANAGERIAL ECONOMIC THINKING L.A. Bogunov
North Kazakhstan State University named after M. Kozybaev, 86 Pushkin St., Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan, 150000.
The paper deals with the phenomenon of managerial economic thinking as a manager's competence. It proposes a me n-tal basis of managerial economic thinking that constitutes the basis of competences and studies the conceptual component of the phenomenon under investigation. Analyzed components are treated as tools for the development of manager's economic thinking and enhancement of his managerial efficiency. The possibility for the manager to analyze his ec o-nomic thinking in terms of the components specified by the author is revealed.
Keywords: managerial economic thinking; manager; management activity; components of managerial economic thinking.
Введение. Современная социально-экономическая ситуация в мире в целом и, в частности, в Российской Федерации требует акцента внимания на управленческой эффективности менеджмента предприятий, поиска механизмов повышения такой эффективности. И с нашей точки зрения, изучение управленческой деятельности должно быть исследовательским приоритетом не только и даже не столько научного сообщества, сколько самих практиков управления. Для этого у них - как у субъектов - есть мышление, способное анализировать ситуации, реорганизовывать их по мере необходимости и объединять имеющиеся элементы в нечто целое для получения достаточного результата. Практическая деятельность служит незаменимым поставщиком информационных стимулов.
Таким образом, от субъекта управления требуются лишь соответствующие компетенции, которые бы обеспечили адекватную интерпретацию актуальной ситуации и продуцировали бы оптимальные управленческие решения, способствовали бы экономической гибкости, эффективности хозяйственника. Это и просто, и сложно одновременно.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть содержательную составляющую феномена управленческого экономического мышления, выделив в нем соответствующие компоненты, которые, на наш взгляд, могут быть представлены в
контексте уже известных каждому экономисту категорий. Такой подход поможет любому менеджеру-практику осуществить анализ своего экономического мышления с точки зрения обозначенных нами компонентов и осуществить его возможную реконструкцию.
В этой связи требуют решения следующие задачи.
Во-первых, представить ментальный базис управленческого экономического мышления, составляющий основу его компетенций и позволяющий субъекту управления (менеджеру) реализовывать субъектную управленческую функцию, в том числе по отношению к собственному экономическому мышлению и, соответственно, его компонентам.
Во-вторых, рассмотреть управленческое экономическое мышление с точки зрения его компонентов, определяющих возможности анализа, формирования и развития экономического мышления менеджера в условиях управленческой практики.
Для достижения цели и разрешения поставленных задач нами используются методы анализа, синтеза, научной абстракции, сравнения, обобщения, категоризации, индуктивных и дедуктивных умозаключений, построение на этой основе причинно-следственных связей и выявление взаимовлияний между содержательными компонентами исследуемого феномена, а также метод движения от абстрактного к конкретному.
1Богунов Леонид Александрович, кандидат психологических наук (РФ, РК), доцент кафедры психологии, тел.: 87001011010, e-mail: [email protected]
Bogunov Leonid, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 87001011010, e-mail: [email protected]
Анализ и интерпретация результатов исследования. Так в чем же заключается сущность управленческого экономического мышления как системы компетенций по развитию индивидуального экономического мышления субъекта управления (менеджера) по управлению этим развитием? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с содержанием некоторых подсистем исследуемого феномена.
Управленческое экономическое мышление, в противовес стереотипному инерционному, есть тот механизм, который обусловливает экономическую эффективность и повышает конкурентоспособность субъекта экономической деятельности в результате проактив-ного избирательного реагирования на стимулы за счет управления информацией об объектах управления. То есть выступает тем инструментом-ресурсом, который используется хозяйствующим субъектом для производства необходимых ему благ или увеличения гарантий возможностей такого производства.
При этом менеджер должен быть действительно субъектом управления, то есть тем, кто реализует свою субъектную позицию по отношению к управляемым объектам. Содержание субъектной позиции менеджера, формируемое в условиях экономического воспитания и обозначенное нами как субъектное экономическое мышление, представлено в более ранних работах [1], поэтому в контексте данной статьи мы лишь резюмируем его понимание. Это важно потому, что данная субъектная позиция менеджера есть тот ментальный базис, который составляет основу его компетенций и который позволяет ему реализовывать свою управленческую функцию, в том числе и по отношению к собственному экономическому мышлению.
Итак, субъектное экономическое мышление:
- во-первых, характеризуется пониманием экономического человека в качестве субъекта экономической деятельности, то есть организующего начала этой деятельности, рассматривая его в качестве субъекта, определяющего и управляющего экономическими процессами посредством экономического мышления, что предполагает его активную преобразующую роль;
- во-вторых, заключается в позиционировании и понимании экономическим человеком себя в качестве субъекта, которому самому нужно принимать экономические решения: в осознании своих экономически неэффективных стратегий, в способности изменять собственные неэффективные ментальные и поведенческие экономические стратегии, в умении продуцировать новую экономически эффективную деятельностью, обусловливающую гибкость и адаптивность экономического мышления в любых социально-экономических ситуациях;
- в-третьих, проявляется в том, что субъект экономической деятельности, обнаруживая и изучая явления, процессы, которые детерминируют его экономическую жизнь, обретает ориентацию и оказывается вовлеченным в анализ вариантов, в осуществление выбора и, следовательно, приобретает определенное чувство экономической свободы.
Реализация субъектного экономического мышления заключается в следующих основных положениях:
- в осознании со стороны субъекта процессов формирования и развития своего экономического мышления. То есть реализация должна основываться на его непосредственном и активном включенном участии в этой деятельности;
- формирование и развитие субъектного экономического мышления должно предполагать не формирование определенных представлений об экономической действительности, но развитие готовности всестороннего восприятия экономических ситуации, умения выходить за рамки инерционности экономического мышления, за пределы субъективного стереотипного восприятия экономических ситуаций;
- реализация также заключается в наличии знаний, умений и навыков адекватного, конкурентоспособного реагирования на новые экономические стимулы, что, в свою очередь, порождает большую экономическую эффективность субъекта экономической деятельности.
Теперь с позиции обозначенного ментального базиса управленческого экономического мышления менеджера мы можем подойти к анализу содержания его компонентов. Для этого уточним некоторые понятия.
Труд (от англ. labour) - это «процесс сознательной человеческой деятельности, направленный на определенную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные предметы для удовлетворения собственных потребностей и нужд семьи». При этом включая три основных момента: целесообразную деятельность человека, предмет труда и средства труда [3, с. 684]. А «объект» (от латинского objectum) - «то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира [4, с. 313-314], т.е. то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Исходя из данных уточнений, мы можем заключить, что объектом труда, то есть нормативно заданным процессом, включающим предметы труда, средства труда, цели и задачи применительно к управленческому экономическому мышлению, будет процесс ментальной экономической деятельности, направленный на увеличение количества и качества социально-экономических абстракций посредством соответствующих управленческих воздействий на предметы труда, т.е. на комплекс отношений социально-экономического характера.
Внесем пояснения относительно терминологии.
Человек в своем взаимодействии с действительностью вычленяет и воспринимает в ней не процессы и явление как таковые, а только некоторые признаки, свойства этих процессов и явлений. Далее эти процессы и явления представлены в сознании субъекта уже только лишь опосредованно своих свойств, иными словами, абстракций реальных явлений и процессов, которые и есть суть смысловое содержание, отраженное в некотором знаке.
С этими смысловыми абстракциями воспринимаемые и оперируемые в мышлении процессы и явления
в последующем и ассоциируются. Однако восприятие процессов и явлений, а также абстрагирование в них тех или иных свойств и формулирование их в слове, как мы понимаем, социокультурно детерминировано. Более подробно это явление представлено нами в статье «Экономическое мышление постиндустриального общества: становление и развитие» [2]. И, исходя из того, что абстракция - это «одна из основных операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления» [4, с. 8], мы в нашем исследовании управленческого экономического мышления должны говорить именно об экономической абстракции или, если более широко, социально-экономической абстракции.
Эти социально-экономические абстракции, как мысленные отвлечения от ряда свойств предметов и отношений между ними, как части целого, как стороны, как нечто одностороннее простое и неразвитое, -ассоциативно связаны между собой. Но, исходя из специфики содержания управленческого экономического мышления, мы будем говорить об ассоциативных связях между социально-экономическими абстракциями в управленческом ключе. Поскольку эти связи могут быть как осознаваемыми субъектом, а значит, управляемыми, так и неосознаваемыми. Где неосознаваемые (неуправляемые) ассоциативные связи порождают тот поток так называемого экономического сознания, который еще может быть назван инерционным стереотипным экономическим мышлением. Последнее, в свою очередь, и лежит в основе экономической и управленческой неэффективности.
Однако мы в контексте управленческого экономического мышления говорим об управляемости и в этой связи не стереотипном, но гибком выборном реагировании субъекта управления на экономические стимулы. Соответственно и отношения между социально-экономическими абстракциями должны быть также управляемыми или в большей степени управляемыми, чем неуправляемыми, если уж мы говорим о субъекте управления как управляющем субъекте. И потому управляющий субъект должен стремиться к большей управляемости содержания смыслов, которыми он оперирует в своем экономическом мышлении, а также к большей управляемости связей и отношений между этими смыслами.
Будет справедливым считать, что предметом труда экономического мышления является экономическая система, а именно «систематизированный и упорядоченный комплекс отношений социально-экономического и организационного характера между производителями благ (материальных и духовных) и услуг и их потребителями» [3, с. 765], или «исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта» [5, с. 464], так
как именно в условиях той или иной экономической системы формируется экономическое мышление и именно на экономическую систему оно воздействует.
При этом надо иметь в виду, что предмет труда составляют как процессы и явления, существующие объективно в актуальной действительности вне зависимости от существования индивида, так и субъективно представленные, отраженные в его сознании.
Тогда предметом труда управленческого экономического мышления может быть обозначен комплекс отношений социально-экономического характера, который представляет собой объекты труда менеджера, социально-экономические абстракции этих объектов, а также свойства этих абстракций, которые также, в свою очередь, выступают социально-экономическими абстракциями. Например, суждения и умозаключения. Данное положение есть результат движения в познании от абстрактного к конкретному. А поскольку предполагается, что управленческое экономическое мышление постоянно направлено на увеличение количества и качества социально-экономических абстракций посредством соответствующих управляющих воздействий на предметы труда, то выходит, что предметы труда находятся в ситуации, когда, с одной стороны, они уже подверглись формирующей обработке, а, с другой стороны, должны будут вновь подвергнуться этой самой обработке, и процесс этот нескончаем, из чего следует, что они (предметы труда) будут выступать также и сырьем.
В свою очередь, некоторые социально-экономические абстракции, будучи готовыми экономическими продуктами, то есть тем результатом труда, который может быть представлен в материально-вещественной либо информационной форме или уже товарами, имеющими стоимость и распределяющимися в обществе посредством обмена, купли-продажи, удовлетворяющими потребность и предложенными, также могут быть предметами труда и даже сырьем.
Средства труда управленческого экономического мышления - это знания, умения и навыки системного анализа и синтеза комплекса отношений социально-экономического характера, которые использует субъект экономического мышления с целью увеличения количества и качества социально-экономических абстракций. То есть это те средства, которые выработало общественное, групповое и индивидуальное экономическое мышление для проникновения в существенные связи и отношения социально-экономического характера в процессе движения от чувственного многообразия конкретного как всеобщего и целого, но пока еще простого, одностороннего и неразвитого, через понятийные абстракции - как особенные и единичные в рамках данного целого опять к конкретному как всеобщему, но уже сложному многостороннему и развитому, данному взаимосвязанному организму.
Таким образом, субъект экономического мышления (менеджер) в целях увеличения развитости своего управленческого экономического мышления должен ориентироваться на создание и совершенствование средств труда. Можно заключить, что орудиями труда
при этом выступают методы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, категоризации, аналогии, индукции и дедукции.
Исходя из того, что совокупность средств и предметов труда есть средства производства, то средства производства управленческого экономического мышления - это знания, умения и навыки оптимальных управленческих воздействий относительно комплекса отношений социально-экономического характера, а также комплекс отношений социально-экономического характера, который есть объекты труда, социально-экономические абстракции этих объектов, а также свойства этих абстракций.
То есть субъект управления, совершенствуя средства производства своего управленческого экономического мышления, тем самым повышает свою управленческую эффективность.
Заключение. Осуществив анализ содержания компонентов управленческого экономического мышления менеджера с целью предложения для теоретиков менеджмента и менеджеров-практиков гибкого инструментария в плане развития экономического мышления кадров управления и повышения управленческой эффективности, мы можем заключить нижеследующее.
Во-первых, функционирование и развитие управленческого экономического мышление есть процесс не стихийный, но целенаправленно управляемый субъектом управления (менеджером), и в этой связи управленческое экономическое мышление является объектом труда менеджера.
Во-вторых, управленческое экономическое мышление есть система знаний субъекта управления (менеджера) по развитию собственного экономического мышления, по управлению этим развитием в условиях управленческой практики, что может определять управленческое экономическое мышление как предмет труда менеджера.
Если конкретизировать и детализировать данное понимание, то более дифференцированными предметами труда выступают объекты, их социально-экономические абстракции и свойства этих абстракций. От их количества и качества будет зависеть качество управленческого экономического мышления, а именно: создавая новые социально-экономические абстракции, управленческое экономическое мышление создает, изменяет, модифицирует себя, обогащает себя, а, следовательно, становится новым, видоиз-
мененным, обогащенным ресурсом, который вновь может быть включен в производственный процесс.
В-третьих, управленческое экономическое мышление имеет определенную цель, а именно оптимизацию управленческих решений за счет увеличения количества и качества социально-экономических абстракций, а также связей между ними в процессе движения от абстрактного к конкретному.
Для сравнения: экономическое (неуправленческое) мышление есть лишь совокупность взглядов и представлений. И, хотя неуправленческое экономическое мышление отражает процесс принятия экономических решений, все же в существующем в экономической литературе понимании экономического мышления содержится лишь репродуцирование имеющегося знания, но никак не создание нового.
В-четвертых, управленческое экономическое мышление, исходящее из цели оптимизации управленческих решений и в этой связи познающее объекты управленческой практики субъекта управления (менеджера), двигаясь к их сущности, делает их объектами своего управления. Это последнее также предполагает уменьшение количества процессов, явлений, которыми в определенный момент времени данный менеджер не управляет, а значит, мы можем говорить о повышении качества управленческой деятельности.
Таким образом, менеджер, включенный в практическую управленческую деятельность, решающий реальные прикладные задачи и заинтересованный в развитии своего управленческого экономического мышления как средства повышения эффективности управленческих решений, должен стремиться к увеличению количества и качества объектов или, точнее сказать, социально-экономических абстракций данных объектов и связей между ними, которые могут быть задействованы в его управленческой мыслительной деятельности.
Менеджер, заинтересованный в развитии собственного управленческого экономического мышления, совершая управленческую деятельность, включающую в том числе мыслительную деятельность, формирует, видоизменяет, модифицирует процессы и явления объективного мира и, соответственно, в процессе увеличения количества и качества объектов своей деятельности способствует развитию самого управленческого экономического мышления.
Статья поступила 12.11.2014 г.
1. Богунов Л.А. Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права под названием Субъектное экономическое мышление (СЭМ) «Subject economic thinking (SET)» (сборник научных статей) № 431 от 10.04.2012 г. В Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан.
2. Богунов Л.А. Экономическое мышление постиндустриального общества: становление и развитие // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия
ский список
«Экономика». 2011. № 2. С. 7-11.
3. Большая экономическая энциклопедия. М: Эксмо, 2007. 816 с.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРМА-М, 2005. 576 с.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 4-е изд., перераб. И доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 480 с.