Научная статья на тему 'Анализ смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения'

Анализ смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ / СМЫСЛОВЫЕ КАТЕГОРИИ / VALUE / SEMANTIK AREA / CONDITION OF A LIFE / SEMANTIC CATEGORIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобылева Лариса Александровна

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смыслового содержания жизни юношей, находящихся в условиях пенитенциарного учреждения. Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительно-трудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of values and meanings of youthf

Functioning of the system of values and meanings as an open one is rather complicated by nature.A he methods of enables to learn structural interconnections of adolescent delinquents' values and meanings system as an open one and compare it with the one of ordinary adolescents. The Value-semantic area directly is connected with conditions of human life which, changing, lead to a mismatch, and sometimes to deformation of former system of values and senses. In this aspect social conditionses of corrective-labour establishments which essentially affect character of Value-semantic area of the young men who are serving time attract an interest, immersing them in criminal subculture.

Текст научной работы на тему «Анализ смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения»

ния саморегуляции. Восточная перспектива исследования саморегуляции тесно связана конфуцианством и даосизмом. Анализ исследований выявил неоднозначность и разнообразие теоретических разработок и эмпирических данных по проблеме саморегуляции как

в отечественной, так и зарубежной литературе. Требует дальнейшего исследования противоречивый характер влияния волевых качеств и индивидуальных особенностей личности российских и китайских студентов на успешность их саморегуляции.__________________________

Список литературы

1. Великие мыслители Востока / пер. с англ. Н. Барановой, А. Блейз, С. Зинина, А. Коваля, Я. Никитина. М. : КРОН-ПРЕСС, 1999. 656 с. (Серия «Академия»).

2. Гране М. Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы / Марсель Гране; (пер. с фр. В.Б. Иорданского). М. : Алгоритм, 2008. 528 с.

3. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М. : Изд-во ИП РАН, 2007. 624 с

4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб., 2006. 208 с.

5. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М. : ИП РАН, 2007. 213 с.

6. Шульга Т. И., Быков А. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М., 1999. С. 12-68.

7. Hoppe F. Erfolg und Miszerfolg // Psychol. Forsch. 1930. 14. S. 1-62

8. Farber, L. The ways of the will. Essays toward a psychology and psychopatology of will. London: Constable, 1966. 56 р.

УДК 152.3 ББК Ю 937.23

Л. А. Бобылева

Анализ смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смыслового содержания жизни юношей, находящихся в условиях пенитенциарного учреждения. Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительно-трудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру.

Ключевые слова: ценность, смысловая сфера, условия жизни, смысловое содержание жизни, смысловые категории.

L. A. Bobyleva Analysis of values and meanings of youthf

Functioning of the system of values and meanings as an open one is rather complicated by nature. A he methods of enables to learn structural interconnections of adolescent delinquents' values and meanings system as an open one and compare it with the one of ordinary adolescents. The Value-semantic area directly is connected with conditions of human life which, changing, lead to a mismatch, and sometimes to deformation of former system of values and senses. In this aspect social conditionses of corrective-labour establishments which essentially affect character of Value-semantic area of the young men who are serving time attract an interest, immersing them in criminal subculture.

Key words: Value, Semantik area, Condition of a life, Semantic categories.

В структуре общества молодежь, юношество рассматриваются как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, составляющая основу трудового потенциала страны. Юноши выступают как главные потребители духовных и материальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями.

Современные условия по-новому определяют место юношей в общественной жизни. Юноши более активно, чем когда-либо, участвуют в решении общественных задач. Расширился диапазон их социальных ролей, богаче стали возможности самореализации, но в то же время в России усложнилась социальноэкономическая ситуация, стали более жесткими условия жизни, возросла конкуренция.

В настоящее время в науке заметно усилился интерес к ценностно-смысловой сфере личности, о чем свидетельствует появление большого количества работ, анализирующих ее структуру и содержание (Б. С. Братуся, Н. И. Виноградова, А. М. Дрюкова, В. П. Зинченко, Н. Я. Иванова, М. М. Карпова, Л. Н. Когана, Д. А. Леонтьева и др.). Ценностносмысловая сфера - важнейшая составля-

ющая личности и фактор ее просоци-ального или асоциального поведения. Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. Процесс стабилизации ценностно-смысловой сферы начинается с определения человеком конкретных ценностей и смыслов собственной жизни [1].

В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительнотрудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру. Смыслы и мировоззренческие представления по-особому структурируются и образуют деформированные смысловые системы, определяющие содержательные особенности смысла жизни и рецидив преступлений.

Д. А. Леонтьев называет одну из особенностей современного российского общества - трансформацию содержание смысла жизни многих людей, вызванную социальными изменениями. Однако смысл уникален и специфичен, потому что он может и должен быть реализован

конкретной личностью в конкретных условиях, только тогда он приобретает значимость. Проблема взаимодействия человека и обстоятельств его жизни специфична в условиях пенитенциарного учреждения, следовательно, можно ожидать и появления специфичности в его личностных характеристиках, смысловых образованиях [2].

Противоречия в жизни возникают в конкретной и неповторимой форме для каждого человека, из чего вытекает необходимость индивидуального механизма их решения. (К. А. Абульханова). Жизненное поле личности разворачивается одновременно в двух плоскостях: ценностно-смысловой - поле ценностей и смыслов; и пространственно-временной - поле реального действования. (М. Г. Гинзбург). В ситуации отбывания наказания в ИТУ условия изоляции изменяют внутреннее смысловое содержание жизни.

Для изучения смыслового содержания жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения проведено эмпирическое исследование. Изучались особенности смысловой структуры испытуемых в двух выборках. Первую выборку составили воспитанники исправительно-трудовых учреждений г. Нерчинска и г. Читы в количестве 80 человек (основная группа) и вторую - юноши, студенты ВУЗов, учащиеся СуЗов г. Читы в количестве 80 человек (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 160 человек, в возрасте от 15 до 18 лет.

Для выявления смыслового содержания жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения наиболее адекватным методом представляется разработанная Д. А. Леонтьевым универсальная методика предельных смыслов (МПС).

В результате обработки полученных данных с помощью контент-анализа, получены следующие данные (см. табл. 1)

Таблица 1

Отличия контент-показателей испытуемых (по ф критерию - углового преобразования - Фишера)

Группа испытуемых и с т 2 ^ ^ « а ^ * 9 е 4 е р и и а тра е и сти г ж и * © е

выборка 1 379 297,5 364

выборка 2 311 337,5 321,5

Статистически значимые различия по показателю индекса рефлексивности между выборками (р<0,01) свидетельствуют о небольшом удельном весе смысловых категорий, описывающих отношение юношей основной группы к миру и к себе. Отсутствие такого рода категорий может расцениваться, как симптом снижения уровня регуляторных функций сознания по отношению к практической деятельности.

Кроме того, отмечаются связи пребывания человека в условиях ИТУ с особенностями структурной организации его ценностно-смысловой сферы. У юношей основной группы отмечается достаточно высокий удельный вес смысловых категорий, выражающих прямое отрицание чего-либо, что отражается в индексе негативности. Высокий показатель индекса негативности указывает на наличие гомеостатической мотивационной тенденции, смысловое содержание заключается в необходимости защитного ухода от тех или иных переживаний

и действий, что приводит к ограничению любой активности за исключением ситуативно обусловленной.

В ходе структурного анализа получены данных мы получили следующие результаты (см. табл. 2)

Таблица 2

Отличия структурных показателей испытуемых (по ф критерию - углового преобразования - Фишера)

ій •С « £ !! ‘И а 1 I б 15! Продуктив- ность У и №

выборка 1 395,5 390 1,01 73,8 405,9 369

3 р о б ы в 488, 5 346,5 1,4 62,8 278 14

^ПК) - число предельных категорий, ^УК) - число узловых категорий, И.Св. - индекс связности, С.С.Ц.- средняя длина цепи, А.ч. абсолютное число

На основе анализа особенностей структуры смыслового древа можно сделать вывод о более развитом индивидуальном мировоззрении испытуемых второй группы (прочные связи). Но при этом ценностно-смысловая сфера юношей, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, имеет более длинные цепи смысловых связей, что свидетельствует о большей «осмысленности» искаженных смыслов и ценностей. Несмотря на то, число узловых категорий у юношей-заключенных

больше, и их смысловое древо выглядит более разветвленным, индекс связанности указывает на большую изолированность друг от друга линейных цепей связей. Юноши данной категории, имея, казалось бы, более насыщенное смысловое содержание жизни (разветвленное смысловое древо), сводят его к одному достаточно примитивному предельному смыслу. Сами же смысловые связи непрочны, изолированы друг от друга -образуют карточный домик из смыслов. Таким образом, анализируя Ы(УК), обнаруживаем у юношей основной группы достаточно сформированное мировоззрение, но этот факт входит в противоречие с индексом связности, который указывает на линейность, мозаичность и раздробленность смысловых систем, несвязанность, изолированность смысловых структур, что является признаком незрелости, рассогласованности смысловой сферы, представляющей из себя расколотые смысловые фрагменты. У юношей этой группы нарушена интегрированность мировоззренческих представлений в смысловые системы. Таким образом, их мировоззрение внешне насыщенное, но внутренне недостаточно структурированное, дисгармоничное.

Для содержательной интерпретации глубинных личностных особенностей смысловой сферы используется проективный анализ, который представляет собой интерпретацию полученных смысловых цепей и структур. Информация, полученная в ходе проективного анализа, характеризует основополагающие паттерны мировоззрения испытуемых. Проективный анализ направлен на индивидуальное исследование личности, но в нашем исследовании мы применили данный метод для характеристики группы, для выявления общих поведенческих паттернов и структур мировоззрения. Смысловые цепи состо-

ят из следующих значений: воля, стремление к свободе, семья, желание досрочно освободиться. Особое место занимает значение матери («важно дать поддержку матери») и стремление к высокому уровню материального благосостояния. Существует интересная зависимость - отрицание прошлого, («я мечтаю изменить прошлое»), отождествление себя с более успешными индивидуумами, осуждение общества за наказание, неприятие наказания, нежелание его. Происходит непонимание, неприятие вины, наказание воспринимается, как незаслуженное. Имеет место порицание общества, которое несправедливо наказало. («Я полон решимости и ненависти») Нынешнюю ситуацию юноши из пенитенциарного учреждения воспринимают как пострадавшая сторона; заключение - как несправедливое решение. В их смысловой структуре прослеживаются четкие тенденции мщения как персонально конкретно какому-то лицу, так и окружающим в целом. При этом сохраняется желание получить от этой жизни больше, чем другие.

Проводя проективную интерпретацию некоторых мировоззренческих составляющих, можно отметить, что такие категории, как мать, семья не персонифицированы, а являются лишь некими идеальными образами, продиктованными субкультурой средой. Необходимо отметить полное отсутствие в структуре мировоззрения такой категории, как любовь. Смысловым содержанием поведения зачастую является избежание травмирующих переживаний, связанных с условиями пенитенциарного учреждения. Надситуативная активность ограничивается, и появляются защитные паттерны поведения. («Я делаю что могу, для того что бы выжить»). В связи с этим имеет свои особенности смысловое содержание жизни, относящееся к буду-

щему. Понимание будущего размыто, планы нереалистичны или примитивны. У юношей в условиях пенитенциарных учреждений выявлена несфор-мированность и нереалистичность образа будущего. Этой категории юношей свойственна низкая степень ориентации на реальные социальные достижения, слабая ориентация в том, какие трудности может нести в себе будущее, что позволяет прогнозировать наибольшую вероятность социальной дезадаптации при окончании отбывания наказания. Юношам, в условиях пенитенциарного учреждения свойственно множественность образов будущего, характеризующаяся рассогласованием когнитивного и поведенческого аспектов. Названная особенность смысловой сферы вызвана наличием большого количества категорий, смысл которых - психологическая защита.

Таким образом, смысловое содержание жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения имеет типичные особенности, а именно: является внешне более насыщенным, «сформированным», имеет сложную структуру. Однако связи между смысловыми категориями либо непрочные, либо вовсе отсутствуют. Изолированность смысловых категорий друг от друга делает смысловую сферу юношей в условиях пенитенциарного учреждения неструктурированной (нагромождение из смыслов). Это ведет к рассогласованности смысловой сферы. Признаком сформированной смысловой сферы является наличие смысловых систем. У юношей данной категории нарушена интеграция смысловых категорий в смысловые системы. У юношей основной группы выявлено наличие гомеостатической смысловой тенденции, вызывающей снижение активности за исключением ситуативно обусловленной. Понимание будущего

негативно, размыто, а смысловое содер- в физическом, так и психологическом

жание наполнено желанием быстрее плане. Выявлена несформированность

прожить еще один день и выжить, как и нереалистичность образа будущего.

Список литературы

1. Frankl V. Man search for meaning: an introduction to logotherapy. 3 rd ed ., rev. and enl. New York: Simon and Schuster, 1984. p. 26-47

2. Leontiev D. A. The Phenomenon of Choice: Preliminary Considerations//Sharing Tools for Personal/ Global Harmony: First Annual Conference on Conflict Resolution/ V/ Kagan (Eds.). St. Petersburg, 1994. p 43-69

ББК Т52я73 УДК 390(075.3)

С. Б. Дагбаева Культурный интегратор как способ повышения этнической толерантности

В данной статье отражена проблема этнической толерантности личности в условиях поликуль-турного региона. В статье обсуждаются результаты исследования этнической толерантности подростков и способы ее укрепления в условиях современной общеобразовательной школы, в том числе культурный интегратор. Культурный интегратор является эффективным способом повышения межкуль-турной сензитивности и компетентности. Культурный интегратор помогает ослабить использование негативных стереотипов, повысить удовлетворение от общения с представителями чужой культуры.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, культурный интегратор.

S. B. Dagbaeva The cultural integrator as the way of strengthening of ethnic tolerance

This article is about the investigation of the problem of tolerance in the policultural society. In article the results of an experimental research are submitted. We have studied the ethnic tolerance of teenagers in conditions of the modern comprehensive school. The technics of the cultural integrator is under steadfast attention in this article. The cultural integrator is the effective way of strengthening of cultural competence and senzitivation. The cultural integrator helps to define negatives stereotypes strengthening satisfaction from communication with the people of different culture.

Key words: tolerance, ethnic tolerance, interethnic relations, the cultural integrator.

Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобиль-ностьнаселения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие ко-

торых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. В то же время осознается необходимость изучения проблемы межэтнической напряженности, как проявления противоречий между тенденциями к меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.