3. Лысенкова З.В. Освоение территории и изменение ландшафтов // Региональные исследования. - 2004. -№ 1. - С. 80-87.
4. Физическая география материков и океанов: учебник для геогр. спец. ун-тов / Ю.Г. Ермаков, Г.М. Игнатьев, Л.И. Куракова [и др.]; под ред. А. М. Рябчикова. - М.: Высшая школа, 1988. - 592 с.
© Киреева-Гененко И.А., Тугарева И.А., 2020
УДК-52
Е.С. Плоцкая, Ю.С. Матлахова, О.О. Кренц
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина,
г. Омск
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ГОРОДЕ ОМСКЕ
Аннотация
Проведен анализ организации системы сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в городе Омске, выявлены основные виды отходов и способы обращения с ними. Обоснована необходимость и польза организации раздельного сбора отходов с экологической, экономической и образовательной сторон.
Ключевые слова: обращение с отходами, ТКО, раздельный сбор отходов.
Во всём мире в результате возрастания потребительских тенденций в экономическом развитии стремительно нарастает экологический кризис, вызванный загрязнением окружающей среды отходами производства и потребления, так называемый кризис «редуцентов». В настоящее время воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду характеризуется все более возрастающим количеством отходов и изменением их химического состава, что создает дополнительные проблемы, связанные с их переработкой и утилизацией [1].
Сложившаяся в РФ ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения. Многие крупные и небольшие города России сегодня сталкиваются с проблемой загрязнения объектов окружающей среды как физическими, так и химическими веществами, образующимися при разложении отходов. Большинство проблем в этой области связаны с несогласованностью действий заинтересованных сторон. Поэтому все более актуальной становится разработка систем обращения с отходами, ориентированных на использование комплекса различных методов переработки отходов в рамках регионального и отраслевого применения.
В Омске, согласно данным Правления Региональной энергетической комиссии Омской области, норматив накопления ТБО в частных неблагоустроенных домах в Омске составляет 0,243 кубометра в месяц на человека (или 60,2 килограмма), а в таких же домах в сельских районах - 0,122 кубометра (22,3 килограмма). Выходит, что у горожан и мусор получается более тяжелым, чем у сельчан.
Что касается благоустроенных домов, то в Омске на одного жителя в месяц утвержден норматив в размере 0,183 кубометра (25,55 килограмма), а в таких же домах в районах - 0,152 кубометра (25,3 килограмма).
Под обращением с отходами понимается технологический процесс, включающий связанные между собой операции сбора, удаления (транспортировки), сортировки, переработки, утилизации и захоронения отходов. На данный момент управление ТКО сводится к организации их контейнерного сбора и своевременного удаления из мест образования. Компания, занимающаяся вывозом отходов от организаций, поставляет технику для транспортирования их на полигон. Учреждение со своей стороны должно -[ 237 J-
предоставить беспрепятственный доступ к мусорным контейнерам, в которых отходы 4 и 5 классов не рассортированы и находятся совместно. В результате образуется один поток ТКО, при этом не делается различия, куда этот поток направлять - на захоронение, сортировку или на сжигание. Гетерогенный состав отходов не учитывается. Если весь поток ТКО подвергается захоронению, происходит потеря вторсырья (упускается прибыль от возможной реализации ценных компонентов), сокращается срок службы объекта захоронения, ухудшается экологическая ситуация, увеличиваются расходы на транспортировку ТКО. Если же весь поток ТКО подвергается сжиганию, также происходит потеря вторсырья, увеличивается производительность завода, увеличивается экологическая опасность, возрастают капитальные затраты.
Что касается отходов 1-3 класса, то их не направляют сразу для захоронения на полигоны, а передают специальным компаниям, имеющим лицензии, для обезвреживания и утилизации. Как правило, чем больше и масштабнее организация, тем больше отходов образуется в процессе её жизнедеятельности. Для транспортировки и утилизации образующихся отходов 4 и 5 классов учреждения заключают договор с компанией, предоставляющей такие услуги.
Согласно российскому законодательству предусматривается плата не только за вывоз и транспортирование отходов на полигон и за размещение отходов на нем, но и за негативное воздействие на окружающую среду. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду зависит от класса опасности отходов. Чем выше класс опасности, тем больше ставка платы.
Таким образом, даже при незначительных объемах образования отходов затраты на них будут складываться из трех статей расходов (плата за транспортировку отходов, плата за захоронение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду). Зачастую отходов только одного класса в год образуется несколько сотен тонн. В таком случае организации и образовательные учреждения должны быть заинтересованы в уменьшении затрат на утилизацию отходов.
В своей статье «Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами как единая технологическая и экономическая система» [2, 3] Л.Я. Шубов утверждает, что выделение вторсырья из ТКО и переработка его в товарную продукцию должны стать самостоятельным этапом при решении существующей проблемы. Экономически целесообразно и выгодно использовать данную систему только в том случае, если полезного компонента в отходе содержится не менее 10 %, так как доходы от реализации вторсырья начинают превышать расходы на сортировку при выходе полезной продукции более 10 % (от исходного). Опираясь на вышесказанную информацию можно отметить, что в городе Омске данная система обращения с отходами является весьма выгодной, так как основная масса образующихся отходов это: «мусор от офисных и бытовых помещений», в котором содержится от 45 до 50% полезного компонента — бумаги. Бумагу, как полезный компонент в составе мусора от офисных и бытовых помещений, можно выделить путем создания системы раздельного сбора отходов в учреждении. Собранную таким образом бумагу можно реализовать компаниям, закупающим данный вид ресурса. В данном случае мы рассматриваем этот вид отхода не как мусор, подлежащий захоронению и утилизации, а как сырье, представляющее собой ресурсный потенциал, пригодный для переработки и вторичного использования. Делая вывод из вышесказанного, необходимо отметить, что раздельный сбор мусора необходим для всех: для крупных и мелких предприятий, а также для каждого гражданина в отдельности.
Омская область - один из немногих субъектов РФ, имеющих мощности по обработке отходов. Построено два мусоросортировочных комплекса мощностью 400 тысяч тонн в год.
Запуск первого завода - настоящий экологический прорыв в жизни Омского региона. Никогда до этого в Омской области не было возможности сортировать и разделять мусор на множество фракций. А сегодня же в вместо того, чтобы захоранивать в землю тысячи тонн опасного пластика, стекла и металла в Омске научились отделять и давать вторую жизнь этим материалам. Завод работает круглосуточно и сможет обрабатывать несколько сотен тысяч тонн отходов в год. Отобранные в полуавтоматическом режиме фракции в виде прессованных брикетов отправятся во вторичную переработку для производства стекла, пластмассы, бумаги и металла.
Напомним, что сегодня мусор составляет серьёзную проблему для Омска, как одного из городов-миллионников России. Согласно официальной статистике в год каждый омич создает несколько сотен -( 238 ]-
килограммов отходов, которые до последнего времени поступали на свалки. Другого пути избавления от мусора Омская область не знала. Зачастую мусоровозы не доезжали до полигонов и разгружались в лесах и оврагах.
Чтобы сформировать в обществе навык бережного отношения к природе и сохранения окружающей среды, необходимо с детских лет заложить фундамент экологического воспитания, начиная с детских учреждений, таких как детский сад и начальная школа. Внедрение системы раздельного сбора мусора в образовательных учреждениях поможет обучающимся рационально использовать имеющиеся ресурсы, заложит основы экологической культуры для будущих специалистов, а также привьет навыки и умения раздельного сбора отходов. Чтобы общество было экологически грамотным, необходимо учесть, что самостоятельно оно таковым не станет. Задача перед образовательными учреждениями стоит глобальная: объединение процесса получения знаний с их практическим применением, а также формирование навыков взаимодействия между человеком и окружающей средой. Список использованной литературы:
1.Лускин Г.Г. Утилизация отходов: проблемы и пути решения // Твердые Бытовые Отходы, / Г.Г. Лускин-№9 -М.: Концепция связи XXI век, 2010. С. 32-33.
2. Шубов, Л.Я. Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходамии как единая технологическая и экономическая система / Л.Я. Шубов, И.Г. Доронкина, О.Н. Борисова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2009. - № 4. - С. 24-32.
3. Шубов Л.Я. Разработка основ рационального управления коммунальными
отходами / Л.Я. Шубов, И.Г. Доронкина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2010. - № 4. - С. 3-11.
© Плоцкая Е С., Матлахова Ю.С., Кренц О.О., 2020