redactor@ progress-human.com
Ссылка для цитирования этой статьи:
Завескин М.В. Анализ системы информационного управления в социально-экономической сфере муниципального образования г.Каменск-Уральский // Human progress. - 2017. - Том 3, № 5 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_5/Zaveskin.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
УДК 35.077.55
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ
Завескин Мирослав Владимирович
Преподаватель
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский Агропромышленный Техникум»
[email protected] ул. Механизаторов, 20
г.Каменск-Уральский, Свердловская область, РФ, 623400 +7 (908) 919-41-38
Аннотация. В данной статье автором проведен анализ сайта МО г. Каменск-Уральский с помощью систем мониторинга государственных сайтов АИС «Мониторинг госсайтов» и АИС«Инфометр». Рассмотрена проблема низкого уровня участия граждан и приведены рекомендации по улучшению работы ресурса. В рамках мониторинга проводится оценка соблюдения требований к доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, проверяются технические характеристики официальных сайтов, а также производится контроль и учет мнения пользователей по поводу работы того или иного органа государственной власти и его представительства в интернете. Итоговый рейтинг в равных долях состоит из Экспертных оценок, проводимых ежегодно, а также при изменениях и устранениях ошибок на сайте, Технического рейтинга, производимого ежедневно в автоматическом режиме, и Народного рейтинга, результаты которого зависят от оценки пользователей госсайта, их обращений и оценки ответа на данные обращения.
Рейтинг сайтов органов власти в частности по направлениям: «Открытые данные», «Информационная открытость» и «Общественные советы» - так же, занимается автоматизированная информационная система, работающая с 2014 года, с помощью которой осуществляется мониторинг государственных баз данных и составляются рекомендации по повышению их открытости и эффективности.
П
redactor@ progress-human.com
Ключевые слова: мониторинг; рейтинг; Каменск-Уральский; АИС «Мониторинг госсайтов»; АИС «Инфометр».
1ЕЬ Коды: H 73.
«Налогоплательщик смотрит, насколько власть открыта, насколько процедура принятия управленческих решений понятна, доступна и, соответственно, прогнозируема. Всегда важно понимать, как идет обсуждение принятия тех или иных решений, какая логика у власти при принятии этих решений. Если будет понятна эта логика, тогда можно будет и дальше прогнозировать соответствующие действия власти».
Министр Финансов РФ А.Г. Силуанов.
Введение
Повышение открытости информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти имеет большое значение для современной России. Открытость и прозрачность деятельности власти, обеспечение общественного участия в процессе формирования и реализации государственной политики являются условиями развития демократии и построения гражданского общества, поэтому все чаще становится объектом научных исследований как в России [1-3], так и за рубежом [4-6].
Итоговый рейтинг информационной открытости государственных сайтов определяется автоматизированной информационной системой «Мониторинг государственных сайтов» (далее - АИС «Мониторинг госсайтов»), которая разработана Министерством экономического развития Российской Федерации и предназначена для оценки открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан.
Целью статьи является анализ конкретного Муниципального образования (далее - МО) и его оценка с помощью рейтинговых систем.
1. Методика рейтинговой оценки информационной открытости государственных сайтов
С 2011 года Минэкономразвития России в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2012 годы) ежегодно осуществляет мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти на соответствие
redactor@ progress-human.com
требованиям законодательства Российской Федерации [7] о доступе к информации о деятельности государственных органов с использованием АИС «Мониторинг госсайтов».
В рамках мониторинга проводится оценка соблюдения требований к доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, проверяются технические характеристики официальных сайтов, а также производится контроль и учет мнения пользователей по поводу работы того или иного органа государственной власти и его представительства в интернете [8].
Итоговый рейтинг в равных долях состоит из Экспертных оценок, проводимых ежегодно, а также (при изменениях и устранениях ошибок на сайте) Технического рейтинга, производимого ежедневно в автоматическом режиме, и Народного рейтинга, результаты которого зависят от оценки пользователей госсайта, их обращений и оценки ответов на данные обращения.
Рейтинг сайтов органов власти (в частности по направлениям: «Открытые данные», «Информационная открытость» и «Общественные советы») так же осуществляет автоматизированная информационная система (далее - АИС «Инфометр»), работающая с 2014 года, с помощью которой осуществляется мониторинг государственных баз данных и составляются рекомендации по повышению их открытости и эффективности.
Основная цель работы АИС «Инфометр» - сделать официальные сайты государственной власти информативными, удобными для пользователей и соответствующими российским правовым актам о доступе к информации.
АИС «Инфометр» является коммуникационной площадкой: он позволяет проводить непосредственное взаимодействие экспертов, представителей органов власти и иных организаций. Так, представители могут задать вопросы экспертам, указать на возможные ошибки в оценке, выразить свое мнение [9]. Следуя полученным рекомендациям и своевременно внося изменения на свой официальный сайт, представитель может повысить оценки своей организации и занять более высокую позицию в рейтингах открытости. Рейтинги открытости составляются по окончании мониторинга для сайтов организаций одного типа.
На портале также публикуются отчёты о результатах исследований, примеры из практики ведения сайтов госорганов, аналитические материалы и блоги экспертов.
Формирование рейтинга информационной доступности официальных сайтов органов власти осуществляется следующим образом. Процедура оценки через присвоение коэффициента информационной доступности выполняется в отношении каждого официального сайта из выбранной совокупности сайтов органов власти в рамках одного цикла Мониторинга.
redactor@ progress-human.com
Рейтинги информационной доступности официальных сайтов органов власти формируются путем их сортировки от первого к последнему по убыванию значения коэффициента информационной доступности. В случае если два или более сайта имеют одинаковые значения коэффициента информационной доступности, они занимают одно и то же место, размещаясь в рейтинге в алфавитном порядке.
Рейтинг информационной доступности официальных сайтов органов власти является основным результатом проводимого Мониторинга.
Разработчики методики исходят из предположения, что любой официальный сайт может теоретически получить оценку коэффициента открытости 100%. Математические процедуры взвешивания, выравнивания, коррекции данных (коэффициентов информационной доступности) в рейтинге не используются. Ранжирование происходит на основании «чистых» значений коэффициента информационной доступности. Никакие процедуры по исключению «отклоняющихся значений» также не используются. Расчет шкалы ранжирования идет именно от теоретического значения 100% коэффициента информационной доступности Кид («идеальный сайт»), а не от существующего максимального значения Кид в данной группе сайтов.
Ранжирование применяется ко всем официальным сайтам из выбранной совокупности. Исключение каких-либо официальных сайтов по содержательным, политическим или методологическим причинам (или значений коэффициента информационной доступности) из анализа не допускается. Исключение каких-либо официальных сайтов из данной совокупности может привести к искажению результатов и, как следствие, к снижению доверия к исследованию в целом.
При отсутствии официального сайта у какого-либо из органов власти, чьи сайты являются объектом Мониторинга в рамках конкретного цикла, коэффициенту информационной доступности данного органа власти Кид присваивается значение «0» с примечанием «официального сайта нет». Если таких ведомств/регионов несколько, то они располагаются на последнем месте рейтинга и перечисляются в алфавитном порядке.
2. Анализ информационной открытости официального сайта МО г. Каменск-Уральский
Автором статьи проведен анализ официального сайта МО г. Каменск-Уральский с помощью АИС «Инфометр», который показал:
redactor@ progress-human.com
- сайт http://www.kamensk-uralskiy.ru/ находится на 63 месте среди Администраций городов с численностью постоянного населения от 100 тыс. человек (кроме городов федерального значения). Открытые данные;
- итоговая оценка открытости 12,8%;
- всего в рейтинге 166 организаций;
- рейтинг опубликован 29 марта 2016 г.
Предложены 47 рекомендаций, далее описаны самые явные недоработки.
В соответствии с Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных..., утв. Приказом Минкомсвязи России от 27.06.2013 N 149, Методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления (версия 3.0), утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29 мая 2014 г. № 4, необходимо:
- обеспечить возможность использования пользователями любых веб-обозревателей для скачивания открытых данных.
- Отсутствие требования регистрации и авторизации на сайте для использования открытых данных.
- Отсутствие требования установки на технические средства пользователей специального программного обеспечения для использования открытых данных.
- Разместить на странице открытых данных указание на невозможность требования от пользователей заключения договора с государственным органом или органом местного самоуправления для использования открытых данных. Данная информация должна быть размещена в формате HTML (гипертекстовой формат), что позволит пользователям производить поиск и копирование информации средствами своего браузера (веб-обозревателя). Пример http://www.kmscity.ru/opendata/term/.
- Разместить информацию для разработчиков приложений на основе открытых данных.
- Указать перечень общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов.
- Указать ФИО лица, адрес электронной почты, ответственного за содержание наборов открытых данных, в визуальном представлении и файловом представлении.
- Добавить на странице набор требований авторизации, ввода CAPTCHA для загрузки наборов открытых данных.
- Добавить версию сайта для мобильных устройств.
redactor@ progress-human.com
АИС «Мониторинг госсайтов» составил список из 163 рекомендации по улучшению сайта, в том числе на основе опроса населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления МО (рис.1)
Рис. 1: Скрин сайта1
Остро стоит проблема отсутствия информированности и участия граждан [10]. Ниже представлена таблица, взятая с официального портала города (Ьйр8://кашеп8к-uralskiy.ru/objavlenija.html). Курсивом отмечен процент опрошенных от числа населения. Низкая социальная активность граждан на лицо.
Табл.1: Итоги опросов об оценке населением эффективности деятельности руководителей
Результаты проведения оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, за 2016 г.
№ Наименование муниципального образования Удовлетворенность качеством автомобильных дорог Удовлетворенность организацией транспортного обслуживания Удовлетворенность жилищно -коммунальными услугами
Голосов % Голосов % Голосов %
65. Муниципальное образование «Город Каменск-Уральский» 177 59,9 1 799 91,9 535 91,21
0,1% 1% 0,4%
Для ее повышения считаем необходимым:
1. Провести разъяснительную работу с главами предприятий и управляющими организаций бюджетной сферы, с целью активизации информирования подчиненных о важности
1 Составлено автором
2 Составлено автором
© М.В.Завескин 6
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
участия в жизни города, возможности дублирования общегородской информации на корпоративных сайтах.
2. Вести активную работу в социальных сетях, публиковать анонсы мероприятий одной строкой с переходом на сайт МО. К опросам привлекать крупнейшие группы по числу участников в городских опросах.
3. Отказаться от «слепых» ссылок на презентации и документы (рис.2), так как они не побуждают осуществить переход по ним.
Рис. 2: Ссылки на документ
4. С целью улучшения восприятия гражданами информации с сайта применять наглядные инфоблоки и интерактивные модели (рис.3) Такая модель привлекает внимание пользователей всех возрастов и повышает информированность населения.
3 Составлено автором © М.В.Завескин
redactor@ progress-human.com
Рис.3: Интерактивная модель представления информации о распределении бюджета
Заключение
Прозрачность информации органов власти способствует пониманию населением происходящих процессов и их управления. Чем больше людей будет понимать, как работает администрация, и на что идут средства их налогов, тем будет меньше недовольства и больше предложений по улучшению ситуации в городе.
Прогресс не стоит на месте виртуальный мир все больше развивается. Новое информационное общество нужно строить в сети Интернет. Большое внимание нужно уделять социальным сетям, общественным приемным, работе с населением. Управленческие процессы гораздо эффективнее контролировать, владея виртуальным миром, пока же органы власти в муниципалитетах не полностью соответствуют информационному развитию современного общества.
Литература:
1. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ковалева Г.Г. Информационное общество: тенденции развития в субъектах Российской Федерации: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2015. Вып. 2.
2. Гасумова С.Е. Мониторинг соответствия интернет-ресурсов органов местного самоуправления законодательству РФ (на примере Пермского края) // Власть. 2012. № 1. С. 55-60.
4 Составлено автором
© М.В.Завескин 8
redactor@ progress-human.com
3. Хомяков Э.Г. К вопросу об информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления // Вестник Удмуртского университета.2010. № 2 (4). С. 125130.
4. Ardielli E., Vavrek, R. Evaluation of Information Availability about Decision-making on Selected Czech Municipal Websites // 11th Annual International Scientific Conference on Public Economics and Administration, VSB Tech Univ Ostrava, Fac Econ, (Сентябрь 08-09, 2015), С.: 9-15.
5. Manfredi-Sanchez, J.-L.; Corcoy-Rius, M.; Herranz-de-la-Casa, J.-M. Breaking news? Journalistic criteria in the publication of news on Spanish municipal websites (2011-2016) // Profesional de la Informacion. - 2017. ом: 26, Вып.: 3. - С.: 412-420.
6. Feeney, M.K.; Brown, A. Are small cities online? Content, ranking, and variation of US municipal websites // Government Information Quarterly. - 2017. - Том: 34, Вып.: 1. - С.: 62-74.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система «Гарант», URL: http://base.garant.ru/70684666/
8. Гасумова С.Е. К проблеме информационной открытости органов местного самоуправления // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 1 (9). С. 92-102.
9. Гальченко С.А. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона на основе системно-информационного подхода [Электронный ресурс]. Политика, экономика и инновации - № 2(4) - 2016. URL: http://pei-journal.ru/index.php/
10. Сезонова О.Н. Социально-экономические особенности развития экономических компетенций населения региона [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека Elibrary/ URL: http://elibrary.ru/
THE ANALYSIS OF INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM IN THE SOCIAL AND ECONOMIC SPHERE OF THE KAMENSK-
URALSKY MUNICIPALITY
Miroslav Zaveskin Teacher in Kamensk-Uralsky Agro-industrial College Kamensk-Yralskii, Russia
Abstract. In this article the author carried out the analysis of the website of MO Kamensk-Uralsky by means of monitoring systems of the state websites of AIS «Monitoring of the State Websites»
redactor@ progress-human.com
and AIS «Infometr». The problem of the low level of an involvement of citizens is considered and recommendations about improving of operation of a resource are provided. Within monitoring the assessment of observance of requirements to accessibility of information on activities of public authorities and local governments is carried out, technical characteristics of the official sites are checked, and also monitoring and the accounting of a judgement of users concerning operation of this or that public authority and its representation on the Internet is made. The total rating in equal shares consists of the Expert estimates which are carried out annually and also in case of changes and the ustraneniyakh of errors on the website, the Technical rating made daily in an automatic mode and National rating which results depend on an assessment of users of the state website, their addresses and an assessment of the response to these addresses. The rating of the websites of authorities in particular in the directions: «Open data», «Information openness» and «Public councils» - also, the automated information system working since 2014 by means of which monitoring of the state databases is carried out is engaged and recommendations about increase in their openness and efficiency are formed.
Key words: monitoring; rating; Kamensk-Uralsky; AIS «Monitoring of the State Websites»; AIS «Infometr».
JEL Code: H 73.
References:
1. Abdrakhmanova, G.I., Gokhberg, L.M., Kovaleva, G.G. (2015) Information Society: Development Trends in the Subjects of the Russian Federation: Statistical Digest. Moscow: NIU HSE, Vol.2.
2. Gasumova S.E. (2012) Monitoring the compliance of Internet resources of local self-government bodies with the legislation of the Russian Federation (on the example of the Perm Krai) // Vlast, № 1. Pp. 55-60.
3. Khomyakov, E.G. On the issue of information openness of state bodies and local self-government bodies // Bulletin of Udmurt University. No. 2 (4). Pp. 125-130.
4. Ardielli E., Vavrek, R. (2015) Evaluation of Information. Information about Decision-making on Select-ed Czech Municipal Websites // 11th Annual International Conference on Public Economic and Administration, VSB Tech Univ Ostrava, Fac Econ, (September 08-09, 2015), pp.: 9-15.
5. Manfredi-Sanchez, J.-L .; Corcoy-Rius, M .; Herranz-de-la-Casa, J.-M. (2017) Breaking news? Journal-istic criteria in the publication of news on Spanish municipal websites (2011-2016) // Profesional de la Informacion. - Vol.: 26, Issue: 3. - pp.: 412-420.
redactor@ progress-human.com
6. Feeney, M.K.; Brown, A. (2017) Are small cities online? Content, ranking, and variation of US munici-pal websites // Government Information Quarterly. - Volume: 34, Issue: 1. - pp.: 62-74.
7. Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 No. 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation" [Electronic resource]: Legal System "Garant", URL: http://base.garant.ru/70684666 /
8. Gasumova, S.E. (2012) To the problem of information openness of local self-government bodies // Bulletin of Perm University // Philosophy. Psychology. Sociology.. No. 1 (9). Pp. 92-102.
9. Galchenko, S.A. (2016) Identification of priorities for socio-economic development of the region on the basis of a systematic information approach [Electronic resource]. Politics, Economics and Innovation - № 2 (4) - URL: http://pei-journal.ru/index.php/
10. Sezonova, O.N. Socio-economic features of development of economic competences of the population of the region [Electronic resource]: Elibrary scientific electronic library / URL: http://elibrary.ru/
Contact
Miroslav Zaveskin
Kamensk-Uralsky Agro-industrial College
20, Mechanization Str., Kamensk-Uralsky, 623400, Sverdlovsk region, Russia [email protected]