Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космическая деятельность / космический режим / правовой статус / понятие международного космического права / space activity / space regime / legal status / concept of international space law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.И. Кажаева, В.В. Сафронов

Предпринята попытка осуществления расширительной интерпретации базовых элементов института правового воздействия в публично-управленческих правоотношениях на примере космической отрасли. Анализируются отдельные элементы правового воздействия регулирования космической деятельности, а также действия норм международного космического права. Содержится краткая характеристика сущностных элементов правового режима космического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SYSTEM ELEMENTS OF LEGAL REGULATION OF SPACE ACTIVITY MANAGEMENT

An attempt is made to carry out a broad interpretation of the basic elements of the institution of legal influence in public administration legal relations on the example of the space industry. Separate elements of the legal impact of the regulation of space activities, as well as the operation of the norms of international space law are analyzed. It contains a brief description of the essential elements of the legal regime of outer space.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

УДК 343.1

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Е.И. Кажаева Научный руководитель — В.В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kazhaeva2001@outlook.com

Предпринята попытка осуществления расширительной интерпретации базовых элементов института правового воздействия в публично-управленческих правоотношениях на примере космической отрасли. Анализируются отдельные элементы правового воздействия регулирования космической деятельности, а также действия норм международного космического права. Содержится краткая характеристика сущностных элементов правового режима космического пространства.

Ключевые слова: космическая деятельность, космический режим, правовой статус, понятие международного космического права

ANALYSIS OF SYSTEM ELEMENTS OF LEGAL REGULATION OF SPACE ACTIVITY MANAGEMENT

E.I. Kazhaeva Scientific supervisor - V.V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kazhaeva2001@outlook.com

An attempt is made to carry out a broad interpretation of the basic elements of the institution of legal influence in public administration legal relations on the example of the space industry. Separate elements of the legal impact of the regulation of space activities, as well as the operation of the norms of international space law are analyzed. It contains a brief description of the essential elements of the legal regime of outer space.

Key words: space activity, space regime, legal status, concept of international space law.

Воздействие права на управление космической деятельностью разнообразно. Через источники права субъекты космической деятельности получают важную организационно-управленческую информацию, начинают ориентировать в публично-правовых ценностях, направлять свое поведение на упорядочение системы управления в космической отрасли, соблюдать баланс прав и законных интересов всех участников космических правоотношений. Важнейшим структурным аспектом института правового воздействия в системе управления космической деятельностью является его информационная составляющая. Правовое воздействие обеспечивает круг лиц, участвующих в космической деятельности, важной правовой информацией, которая определяет вектор их правомерного поведения, а также пределы дозволенной и запрещенной деятельности [1].

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Кроме того, следующим структурным аспектом института правового воздействия в системе управления космической деятельностью выступает его охранительная составляющая. Право - это многогранная ценность, его (правовое) воздействие позволяет гарантировать обеспечение равной меры свободы и справедливости для всех участников космической деятельности, является эффективным средством защиты их от произвола и беззакония со стороны государственно-властных элементов [2].

Указанный аспект института правового воздействия в системе управления космической деятельностью создает прочную основу для уважительного отношения к источникам и принципам космического права, формирует мотивацию законопослушного поведения. Без принятия правовых норм как ценности субъекты космических отношений не станут носителями социально-активного поведения, а правовых предписания станут для них лишь внешней принудительной силой. И, наконец, третий, базовый аспект института правового воздействия в системе управления космической деятельностью - правовое регулирование (направление поведения участников космической деятельности для достижения результатов, имеющих юридическое значение).

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия "правомерная космическая деятельность" и "противоправная космическая деятельность" и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности. Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права. Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались общая заинтересованность человечества в космическом пространстве и необходимость обсуждения в рамках ООН характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства [3].

Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства - новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях", принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области). Договор по космосу 1967 года устанавливает режим космического пространства и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса. Если бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права. Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической

деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области. Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств—ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.* Исходя из указанной специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предлагала различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области. Отдельные юристы обосновывали специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. При этом они в своих рассуждениях зашли столь далеко, что сформулировали вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности.

Анализ характера и целей космической деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет. Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, которые, безусловно, применимы и к космической деятельности. Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Такой подход давал возможность отвергать необоснованные утверждения о "правовом вакууме" в сфере космической деятельности. Отечественные юристы с самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему. Советская, а позже - российская концепция международного права исходит из тесной взаимосвязи

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»)

научно-технического прогресса и права. Прогресс науки и техники не может не отражаться на развитии международного права. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер. Однако международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов. Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности.

Международное право — это социальный исторический институт, существование которого обусловлено разделенностью мира на самостоятельные государства. Регулированию этой системой права подлежит всякая деятельность, если она затрагивает интересы более чем одного государства. Общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений. Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д.

Библиографические ссылки

1. Васьков С. А., Малков С.П. Нормативно-правовое обеспечение космической деятельности: Монография / СпбГУАП. Спб., 2003. 164 с.

2. Малков С.П. Источники космического права: Учеб. пособие / СпбГУАП. Спб., 2002. 363 с.

3. Малков С.П. Международное космическое право: Учеб. пособие / СпбГУАП. Спб., 2002. 344 с.

© Кажаева Е.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.