© В.С. Квагинидзе, А.В. Ахременков, 2009
УДК 622.001.89:622.68
В.С. Квагинидзе, А.В. Ахременков
АНАЛИЗ СИСТЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗАХ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ
Приведен анализ технического обслуживания и ремонта горного обурудования, прменяемые на угольных разрезах Южной Якутии.
Ключевые слова: горное оборудование, угольный разрез, техническое обслуживание, ремонтные работы.
Г| з существующих в настоящее время систем технического обслуживания и ремонта оборудования (послеосмот-ровая, периодическая, стандартная и планово-преду-предительная) на горных предприятиях наиболее широко применяется система планово-предупредительных ремонтов (система ППР). Она включает в себя планирование, подготовку, выполнение технических обслуживаний и ремонтов (ТО и Р) машин в требуемых объемах в установленные сроки и оформление выполненных мероприятий.
На разрезе «Нерюнгринский» (филиал) ОАО ХК «Якутуголь» технические обслуживания и ремонты горного оборудования производятся в соответствии с «Положением о плановопредупредительном ремонте горно-транспортного оборудования на разрезе «Нерюнгринский»» разработанном на основании «Положения о планово-предупредительном ремонте оборудования открытых горных работ на предприятиях угольной промышленности СССР» (введено приказом №31 от 28.02.90 г.) в соответствии с «Правилами безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03). Этот документ определяет организацию и порядок проведения работ по проведению технического обслуживания и ремонта технологического оборудования с целью соблюдения сроков проведения регламентных и ремонтных работ, повышения качества выполняемых работ и обеспечения их безопасного производства.
Нормативы наработки, продолжительности и трудоёмкости ТО и Р оборудования (табл. 1-3) разработаны с учётом существующей на предприятии организации ремонта, рекомендаций заводов-изготовителей, технического состояния оборудования, наличия ремонтных мощностей и средств механизации.
Нормативы ТО и Р являются основой для разработки графиков проведения технических обслуживаний и ремонтов, планирования материальных и трудовых ресурсов (затрат) и перспективного планирования производства. Корректировка периодичности, трудоёмкости и продолжительности технических обслуживаний и ремонтов производится в зависимости от условий эксплуатации, фактического технического состояния оборудования, изменения методов организации ремонтных работ.
Производство всех видов ремонтных работ проводится согласно инструкциям, технологическими картами, руководствами и проектами организации работ, которые разработаны в соответствии с «Типовыми ...», где указываются необходимые приспособления и инструменты, определяются порядок и последовательность работ, обеспечивающие безопасность их проведения и пр. Все рабочие, занятые на ремонтных работах, должны быть ознакомлены с указанными инструкциями, технологическими картами и проектами организации работ под роспись.
Основными условиями, обеспечивающими эффективное функционирование системы ППР на разрезе «Нерюнгринский», являются:
- своевременное и объективное планирование технических обслуживаний и ремонтов, формирование заявок, контроль технического состояния оборудования, учет наработки узлов и учетной политики предприятия в целом;
- соблюдение «Графика ремонта и технического обслуживания оборудования» машин на планируемый месяц текущего года, утверждённого главным инженером разреза согласно «Положению о проведении месячного планирования на разрезе «Нерюнгрин-ский»;
- непременное соблюдение правил эксплуатации оборудования;
- своевременное и полное обеспечение запасными частями и материалами;
288
Таблица 1
Нормативы периодичности ремонтов горно-транспортного оборудования (млн. м3 горной массы)
Наработка на ремонт
Тип оборудования 1-й ремонтный цикл 2-й ремонтный цикл
К 1 С | Т К 1 С | Т
экскаваторы
ЭКГ-5А 10,0 5,0 1,7 7,2 3,6 1,2
ЭКГ-8И 13,0 6,5 2,2 10,8 5,4 1,8
ЭКГ-10 17,0 8,5 2,8 14,0 7,0 2,3
ЭКГ-15, ЭКГ-15ХЛ 26,5 13,2 4,4 21,0 10,5 3,5
201-М 23,0 11,5 3,8 19,2 9,6 3,2
ЭКГ-20, ЭКГ-20А 28,8 14,4 4,8 24,0 12,0 4,0
301-М 40000 20000 5000 30000 15000 5000
буровые станки
СБШ-250 194 96 48 160 80 40
СБШ-320 200 100 50 180 90 45
DM-H 40000 20000 5000 30000 15000 5000
Таблица 2
Нормативы продолжительности технических обслуживаний, ремонтов и наладок горно-транспортного оборудования (рабочие сутки)
Ремонт Ежемесячное ремонтное обслуживание Сезонное обслужива- ние
Тип обору- капитальный (К) средний (С) текущий (Т)
дования ремонт и наладка ремонт, всего ремонт и наладка ремонт, всего ремонт и наладка ремонт, всего
экскаваторы
ЭКГ-5А 45 39 30 24 15 11 2 2
ЭКГ-8И 90 83 70 63 30 25 4 3
ЭКГ-10 90 80 70 61 30 23 4 3
289
ЭКГ-15 150 136 90 78 40 32 5 3
201-М 180 166 120 108 60 53 5 3
ЭКГ-20 180 164 120 106 60 52 7 4
301-М 60 50 45 35 30 24 4 4
ЭШ-10/70 (13/50) 120 108 40 36 26 23 3 3
буровые станки
СБШ-250 45 39 35 30 19 16 4 -
СБШ-320 60 53 45 39 24 19 5 -
ДМ-Н 60 55 40 36 26 23 3 -
Таблица 3
Нормативы трудоемкости ремонтов и технических обслуживаний горнотранспортного оборудования (чел. -ч)
Наработка на ремонт
Тип оборудования К С Т Ежемесячное РО Сезонное обслуживание
экскаваторы
ЭКГ-5А 9000 4500 1800 360 180
ЭКГ-8И 12000 9000 3600 720 360
ЭКГ-10 12000 9000 3600 720 360
ЭКГ-15, ЭКГ-15ХЛ 18000 12000 4800 960 480
201-М 25000 16000 9600 1920 1050
ЭКГ-20, ЭКГ-20А 27000 18000 9600 1920 1050
ЭШ-10/70 (13/50) 14000 8400 3900 780 390
буровые станки
СБШ-250 4680 2800 1216 200 -
СБШ-320 8160 4680 1920 250 -
DM-H 8160 4160 2080 150 -
- «полнота» и качество проведения технических обслуживаний и ремонтов;
- наличие ремонтной базы, обеспечивающей своевременное и качественное выполнение технических обслуживаний, ремонтов и наладок оборудования.
Планирование технических обслуживаний и ремонтов осуществляется в соответствии с «Положением о ППР горного транспортного оборудования на разрезе «Нерюнгринский». Основой для разработки планов служат:
- нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости проведения отдельных видов ТО;
- структура ремонтного цикла и нормативы продолжительности ремонтов;
- нормативы трудоемкости технических обслуживаний, ремонтов и наладок оборудования;
- нормы расхода материалов и запасных частей;
- условия эксплуатации;
- фактические объёмы работ, выполненные оборудованием на начало планируемого периода;
- фактические сроки и объемы ранее выполненных ремонтов;
- объём работ (наработка) на планируемый период;
- техническое состояние оборудования.
Планы ремонтов и технических обслуживаний оборудования оформляются в виде месячного, квартального и годового графиков. В графиках указываются исполнители ремонта, вид ремонта, сроки начала и окончания ремонта. Годовые графики составляются службой главного механика разреза, согласовываются с главным инженером разреза и утверждаются перед началом текущего года. Квартальные графики составляются службой главного механика разреза и утверждаются главным инженером для разработки квартальной программы развития горных работ в установленные сроки.
Месячные графики составляются службой главного механика разреза по предложению начальника и механика горных участков, согласовываются с планово-экономической и производственной службами разреза и утверждаются главным инженером разреза. В соответствии с «Положением о ППР горно-транспорт-ного оборудования на разрезе «Нерюнгринский»» проводятся ежесменные, еженедельные, ежемесячные и сезонные ТО. Для гидравлических экскаваторов -T01000, T02000, T03000.
Структура ремонтного цикла горно-транспортного оборудования предусматривает капитальный, средний и текущий ремонты. При проведении ежемесячного ТО составляется дефектная ведомость в форме «Отчета о выполнении ТО» за 3 суток до планируемого срока остановки для каждого подразделения отдельно (экипаж, РМЦ, СМНЦ, АТБЦ), участвующего в проведении ТО. В «Отчеты...» вносится перечень регламентных работ и работ, необходимых для обеспечения работоспособности оборудования до следующего обслуживания (ремонта). Отчеты согласовываются со старшими механиками службы главного механика разреза (по направлениям), утверждаются главным механиком и передаются для производства работ экипажем электромеханику, за которым закреплено данное оборудование для исполнения, также начальникам привлекаемых подразделений в качестве заявки.
Подготовка к техническим обслуживаниям и ремонтам заключается:
- в подаче заявок: в ОМТО разреза на потребность в запасных частях и материалах; в службу главного механика на изготовление запасных частей и ремонт узлов и агрегатов в РМЦ, НРМЗ - на следующий месяц в срок до 23 числа текущего месяца в объёмах, необходимых для выполнения ТО следующего месяца (ответственный механик участка);
- в получении со складов разреза и своевременной доставки на оборудование запасных частей и материалов (ответственный механик участка и электромеханик, за которым закреплено данное оборудование);
- в оформлении заказов на изготовление и ремонт запасных частей, узлов и агрегатов в ремонтно-механическом цехе (РМЦ) (ответственный электромеханик участка, за которым закреплено данное оборудование);
- в изготовлении и ремонте запасных частей, узлов и агрегатов силами РМЦ по утвержденному плану и предоставленным заявкам участков (ответственные начальники участков РМЦ по направлениям деятельности);
Ответственными за подготовку месячной программы изготовления и ремонта запасных частей на НРМЗ и РМЦ, а также контроль за выполнением программы и рациональным расходованием запасных частей являются старшие механики службы главного механика по видам деятельности.
Выполнение ТО проводится силами обслуживающего персонала с привлечением специалистов ремонтно-механического (РМЦ), специализированного монтажно-наладочного (СМНЦ) и автотракторнобульдозерного (АТБЦ) цехов согласно оформленным заявкам. В задачу привлеченного персонала входит выполнение специализированных регламентных и дополнительных работ по регулировке, настройке и инспекции электрических, пневматических и гидравлических систем, а так же ДВС.
Недостаточная эффективность применяемой на разрезе «Нерюн-гринский» системы ППР обусловлена: несоблюдением графиков ТО и Р, низкой квалификацией ремонтного персонала, слабой ремонтной базой, отсутствием запасных частей и расходных материалов.
Для совершенствования системы ППР горного и транспортного оборудования необходимы:
- переход к планированию межремонтных сроков в объемных показателях с учетом условий эксплуатации;
- централизация всех видов ремонта и технических обслужива-
ний;
- внедрение узлового и агрегатного методов ремонта;
- разработка и внедрение АСУ ремонтами и техническими об-служиваниями;
- внедрение методов и средств безразборного контроля технического состояния оборудования, гатш
V.S. Kvaginidze, A V. Ahremenkov
THE ANALYSIS OF SYSTEMS OF MAINTENANCE SERVICE AND REPAIR OF MINING EQUIPMENT, APPLIED ON COAL CUTS OF SOUTHERN YAKUTIA
The analysis of maintenance service and repair of mountain equipment, applied on coal cuts of Southern Yakutia is resulted.
Key words: mining equipment, coal cut, maintenance service, repair work.
— Коротко об авторах ---------------------------------------------
Квагинидзе B.C. - доктор технических наук, профессор ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected],
Ахременков А.В. - Технический институт (филиал) ГОУ ВПО Якутского университетаим. M.K Амосова в г. Нерюнгри, nfygu@neru. sakha.ru