------------------------------- © В.С. Квагинидзе, А.В. Ворошилов,
2011
В. С. Квагинидзе, А.В. Ворошилов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНОВОПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТОВ (ППР)
БУРОВЫХ СТАНКОВ
Рассмотрены пути совершенствования системы планово-предупреди-тельных ремонтов (ППР) буровых станков.
Ключевые слова: горно-транспортное оборудование, буровые станки, техническое обслуживание.
Для создания технологически замкнутой цепочки обслуживания парка гидрофицированных буровых станков '^М-Н" и более эффективного использования рабочего времени возможна организация эксплуатационно-ремонтного комплекса. Смысл его заключается в создании парка оперативного обслуживания буровых станков, необходимого для сокращения потерь времени на техническое обслуживание гидроузлов, проведение диагностики неисправностей, устранение мелких неполадок и окончательной наладки гидропривода.
На разрезе "Нерюнгринский" с первых дней основания создано дежурное ремонтное звено для устранения аварийных ситуаций. В него входят два наладчика, два гидравлика, сварщик, два слесаря, токарь, техническое оснащение - автокран, автомобиль-техпомощь со сварочным комплектом и транспорт для доставки людей к сломанному экскаватору или буровому станку. Ремонтное звено подчиняется сменному механику, задачей которого является оперативное устранение поломок или аварийных ситуаций, которые возникают регулярно.
Многие аварийные поломки известны заранее, в виде мелкой или так называемой - предварительной неисправности, для устранения которой может потребоваться, по мнению машиниста - непозволительное время. И он самолично принимает решение продолжать работу на частично нерабочей машине. И действительно, на устранение большинства отказов горной техники уходит времени больше, чем регламентировано ремонтной документацией. Здесь большую роль играют мелкие второстепенные факторы,
такие как отсутствие необходимого комплекта электрических ячеек, силовых блоков, гидравлических комплектующих, резиновых уплотнений, электродов нужной марки, прецизионных болтов, гаек, ключей. Весь перечень необходимых запчастей имеется в ремонтных цехах или на складе, но их удаление от горного оборудования составляет порядка 10 км, на преодоление которых уходит время.
Для разреза с таким количеством техники, предлагаемый мобильный ремонтный комплекс должен иметь в наличии:
• передвижную электротехническую лабораторию с полным комплектом запасных ячеек приводов и силовыми блоками, а также со встроенным генератором тестовых сигналов;
• мобильную гидравлическую станцию, которая может совмещать функции фильтрования масла гидросистемы станка и приведения нерабочего бурового станка в транспортное положение;
• автомобиль-техпомощь со сварочным оборудованием;
• транспорт с автономным подъёмником для доставки запасного оборудования взамен вышедшего из строя.
Перечень таких мер предполагает сокращение простоев, вызванных нештатными (аварийными) ситуациями.
На открытых горных работах применяемые в настоящее время ремонтные нормативы принимаются по рекомендациям заводов-изготовителей горного оборудования. В них зачастую не учитываются особенности эксплуатации машин в конкретных условиях данного месторождения, отчего техника используется недостаточно эффективно. Поэтому, совершенствование системы технического обслуживания и ремонта горного оборудования, разработка новых ремонтных нормативов, отражающих специфические условия эксплуатации, является одной из важнейших технических проблем. Эту проблему можно решить путём оптимизации структуры ремонтного цикла.
Основной целью эксплуатации горного оборудования, является сокращение высоких затрат времени, труда, средств и энергии на их техническое обслуживание и ремонт. Достижение такой цели обеспечивается применением наиболее оптимальной структуры ремонтного цикла, учитывающей особенности эксплуатации буровых станков в конкретных условиях.
Существующие и новые структуры и нормативы периодичност и техобслуживания и ремонта бурстанков
зо
25
20
15
10
5
0
т --т -т -т -т-
Т (120) С (240) К (480)
наработка
Т(76;П"(82)Г(82Щ82Ш82ЭД7б)
наработка
о
ю
см
э
Ш
и
30
25
20
15
10
5
0
-Т-.........Т-........-Т..........
Т (48} С (96) К (194)
наработка
Т (39) Т (41) Т (41) К (39)
наработка
о
см
со
а
из
и
3
а:
-Т5
т (40)
С (80) К (160) наработка
Т (39) Т (41) Т (41) К (39) наработка
з
*
'О
30
25
20
15
10
5
0
т т т т т
Т (120)
С (240) К (480) наработка
Т(80УГ(80?Г(80УГ(80П"(30)К(80)
наработка
Основы формирования системы технического об ния и ремонта закладываются в процессе разработк
товления оборудования. При этом материальные и трудовые затраты на техническое обслуживание и ремонт зависят не только от повышения надежности, но и эксплуатационной технологичности машин в целях сокращения их потребности в проведении операций технического обслуживания и ремонта и повышения приспособленности к выполнению основных операций.
Основными, при разработке системы, являются: оптимизация структуры ремонтного цикла машины; определение необходимого состава работ для каждого вида ремонта; и выбор объективного критерия для расчёта межремонтных периодов.
Периодичность технического обслуживания и ремонта - интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания и ремонта и последующим таким же видом или другим, большей сложности.
Ремонтный цикл - наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка изделия, в течение которых выполняются все установленные виды ремонта в определенной последовательности и в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
При оптимизации структуры ремонтного цикла важно знать значения технического ресурса деталей. Технический ресурс -наработка объекта от начала его эксплуатации до перехода в предельное состояние, после которого требуется ремонт.
В таблице приведены существующие и новые структуры, и нормативы периодичности техобслуживания и ремонта буровых станков.
Для расчёта периодичности ремонтов, обоснования их форм и структуры ремонтного цикла, использован метод комбинаторного анализа. Разрабатывая структуры ремонтного цикла для буровых станков, необходимо учитывать два основных фактора: реальные нормативы периодичности техобслуживаний и ремонтов в конкретных условиях эксплуатации; и минимальное, но достаточное время на поддержание или восстановление работоспособности горной машины в период её эксплуатации.
------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Квагинидзе В.С., Радкевич Я.М., Русихин В.И. Ремонтная технологичность металлоконструкций карьерных механических лопат на угольных разрезах Севера. М., Изд. МГГУ, 1997.
2. Квагинидзе В. С. Эксплуатация карьерного горного и транспортного оборудования в условиях Севера. М., Изд. МГГУ, 2002.
3. Квагинидзе В.С. Петров В.Ф. Корецкий В.Б. Эксплуатация карьерного оборудования. М., Изд. МГГУ, 2007. ВТШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------
Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]
Ворошилов А.В. - ОАО НК «Туймаада-Нефть» РС (Якутия)