Научная статья на тему 'Анализ сформированности самообразовательной компетенции у курсантов-первокурсников'

Анализ сформированности самообразовательной компетенции у курсантов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CАМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / ШКАЛА ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ХАРРИНГТОНА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SELF-STUDY / SELF-STUDY COMPETENCE / COMPETENCE DEGREE / COMPETENCY-ORIENTED TASK / E.C. HARRINGTON'S FUNCTION / MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Вероника Николаевна

Статья посвящена исследованию общего уровня сформированности самообразовательной компетенции у курсантов первого года обучения военного ВУЗа. В ней рассмотрены подходы к определению понятия «самообразовательная компетенция» и проведен анализ системы деления данной компетенции на составляющие компоненты. Также автором рассматривается проблема деления компетенции на уровни сформированности. Основное внимание в статье уделяется анализу результатов тестирования, проведенного на базе первого курса высшего военного учебного заведения. Исследование основано на разработанной методике и шкале желательности Харрингтона. Выявлено, что курсанты-первокурсники приступая к освоению программы высшего образования обладают недостаточно сформированными умениями и навыками. В целом компетенция самообразования сформирована на среднем уровне и различается по степени в различных компонентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмакова Вероника Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of self-study competence’s niveau of the first-year cadets

This article is devoted to the analysis of average self-study competence’s niveau of the cadets of the first study year who entered a military high school. The article observes different approaches to the definition of "self-study competence" and provides some ways of dividing it into levels or niveaus. Great attention is paid to the analysis of the research results that were gathered among the first year cadets of Cherepovets High Military Engineering School. The research was based on developed methodology and E.C. Harrington’s desirability function. As a result, it was found that first-year cadets have not enough of self-study skills when they start their higher education. In general self-study competence is at the intermediate level and is different in components.

Текст научной работы на тему «Анализ сформированности самообразовательной компетенции у курсантов-первокурсников»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-145-149 УДК 355.23

Шмакова Вероника Николаевна

Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники

ver_shmakova@mail.ru

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Статья посвящена исследованию общего уровня сформированности самообразовательной компетенции у курсантов первого года обучения военного ВУЗа. В ней рассмотрены подходы к определению понятия «самообразовательная компетенция» и проведен анализ системы деления данной компетенции на составляющие компоненты. Также автором рассматривается проблема деления компетенции на уровни сформированности. Основное внимание в статье уделяется анализу результатов тестирования, проведенного на базе первого курса высшего военного учебного заведения. Исследование основано на разработанной методике и шкале желательности Харрингтона. Выявлено, что курсанты-первокурсники приступая к освоению программы высшего образования обладают недостаточно сформированными умениями и навыками. В целом компетенция самообразования сформирована на среднем уровне и различается по степени в различных компонентах.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная компетенция, сформированность компетенции, ком-петентностно-ориентированные задания, шкала желательности Харрингтона, военное образование.

Современный военный специалист должен уметь ориентироваться в потоке информации, обрабатывать ее, искать недостающие сведения, быстро переучиваться и приобретать недостающие навыки. Перечисленные умения являются составляющими компетенций, связанных с самообразованием и формируются на протяжении всего образовательного процесса.

Умение работать с информацией и основы непрерывного образования упоминаются в ФГОС среднего (полного) общего образования, что предполагает наличие у первокурсников компетенций самообразования. Однако, как отмечают педагоги, данная компетенция либо полностью отсутствует, либо слабо сформирована. Например, А.С. Зен-кин отмечает отсутствие умений организации самостоятельной работы среди студентов-математиков на первом курсе [3, с. 4].

Как гражданское, так и военное образование по новым стандартам является компетентностно-ори-ентированным, т.е. направлено на формирование у студентов определенных общих и профессиональных компетенций.

Понятие «компетенция» в западной литературе определяется как теоретический конструкт, определяющий знания и умения, обладая которыми человек может выполнять определенную практическую деятельность, т.е. компетентным считается тот учащийся, который способен выполнять определенные практические действия [10, с. 3].

Понятие самообразования рассматривалось многими исследователями. Педагогический словарь Коджаспировых выделяет следующие особенности самообразования: специальную организацию, системность, самостоятельность, направленность на достижение определенных целей, познавательный интерес учащегося, волевое и нравственное усилие, регулирование деятельности объектом [5, с. 67-68]. Также отмечаются такие составляющие самообразования и самостоятель-

ной работы, как отсутствие непосредственного участия преподавателя), направленность на достижение целей, определенных заданием, необходимость усилия, наличие результата (И.А. Зимняя, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.Г. Горунов).

Д.В. Дроздова предлагает следующее определение понятия самообразовательная компетенция: это «качество личности, обуславливающее проявление в разнообразных ситуациях самообучения практического умения и психологической готовности самостоятельно распознать новую информацию, самостоятельно разрабатывать личностные стратегии по поиску и усвоению необходимой информации и формированию соответствующих знаний и навыков, следовать разработанным планам и контролировать достижение запланированного результата» [2, с. 15-16].

Л.В. Иванова отмечает, что самообразование строится на группе определенных умений. Например, работа с источниками информации, умение систематизировать и обобщать информацию, работать с текстом и планом. Указанные умения совпадают с пунктами ФГОС ВО и являются частью общекультурных и профессиональных компетенций [4, с. 16].

Программы военного образования, основанные на ФГОС ВО, не содержат четко сформулированных элементов самообразовательной компетенции, однако отдельные её элементы можно встретить в общекультурных и профессиональных компетенциях. Например, ФГОС ВО по направлению «Радиотехника» [8, с. 10-11] содержит элементы самообразовательной компетенции в ОК-1 (способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), ОК-6 (способность стремиться к саморазвитию), ОК-7 (способность критически оценивать свои достоинства и недостатки) и ПК-6 (способность собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования).

© Шмакова В.Н., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

145

На основе анализа различных подходов сформулировано следующее определение: компетенция самообразования - это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения учебного задания, стратегий организации собственной самостоятельной деятельности, умения работать с информацией, а также умений проводить анализ и оценку результатов собственной деятельности.

Е.В. Акзегитова, В. А. Корвяков и др. приводят разные способы деления компетенции самообразования на составляющие компоненты, выделяя от 3 до 5 составляющих [1, с. 201; 7, с. 14-15]. Общими для всех является наличие организационной, мотивационной (личностной) и информационной (когнитивной) составляющих этой компетенции. Когнитивный компонент представляет собой теоретические знания по изучаемому предмету. Дея-тельностный (организационный) компонент подразумевает владение способами самостоятельной работы. Личностный компонент предполагает наличие определенной мотивации, самостоятельности, волевых качеств и поведенческих умений.

Целесообразным будет также выделение оценочного компонента самообразовательной компетенции, который упоминается в работах Е. А. Конто-бойцева и Л.В. Ивановой, предлагающих выделение «регулирующе-контрольного» и «оценочного» компонентов соответственно [6, с. 9; 4, с. 15].

Таким образом, компетенция самообразования имеет следующую структуру:

1. Мотивационно-личностный компонент (готовность к самообразованию, наличие познавательных интересов, настойчивости, воли, состязательности, желание достичь успеха, получить положительный результат, осмысление значимости своей работы).

2. Информационный компонент (наличие актуальных знаний, знаний из фундаментальных наук, критическое мышление).

3. Организационный компонент (знания о способах самостоятельной учебной деятельности, умение ставить задачи и планировать этапы выполнения, навыки самостоятельной работы с информацией, владение компьютерными технологиями, умение находить, обрабатывать и использовать информацию).

4. Оценочный компонент (умение анализа, рефлексии, самооценки, поведенческие навыки, умение использовать диагностические шкалы для контроля и самодиагностики).

Сформированность самообразовательной компетенции может быть разделена на уровни:

Высокий уровень сформированности предполагает наличие высокой заинтересованности в выполнении задания, т. е. четко определяется один или два ведущих мотива; у учащегося есть набор необходимых знаний по предмету, он обладает на-

выками критического мышления (может «отсеивать» лишнюю информацию, классифицировать материал и развивать предложенную мысль), знает способы самостоятельной учебной деятельности (может ставить перед собой цели и задачи, распределять время, организовать ход работы), а также умеет анализировать и оценивать свою работу.

Средний уровень сформированности означает, что мотив выполнения задания точно не определяется; учащийся не может распределить предоставленное на выполнение задания время, или затрудняется в постановке целей и задач, выбирает лишние источники информации, либо только частично применяет имеющиеся теоретические знания.

Низкий уровень: отсутствие или слабое проявление знаний, умений и навыков организации самостоятельной работы (неэффективное распределение времени, неправильная организация хода работы, неумение постановки целей и задач), неумение применять предметные и межпредметные теоретические знания при работе с информацией, отсутствие мотива выполнения задания, слабовыраженные или отсутствующие навыки оценки и рефлексии.

Определение уровня сформированности компетенций должно учитывать все компоненты и наглядно представлять результаты. Одним из способов измерения уровня компетенции является метод компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), представленный Е.В. Акзегитовой. Данный метод представляет собой набор заданий, специально спроектированных и нацеленных на анализ сфор-мированности определенных ключевых компетенций. КОЗ должно содержать следующие элементы: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на выполнение, задачная формулировка (указывает деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источник информации, план задания, инструмент проверки (эталон) и непосредственно содержание задания. КОЗ может подразумевать поиск информации, заданной в явном виде, формулирование выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, интерпретацию и обобщение информации, оценку содержания, языка и структуры текста и др. [2].

Поскольку КОЗ в основном применяются для оценки учебных или профессиональных компетенций и не предполагают включение мотиваци-онного компонента, для его оценки целесообразно включить в задание дополнительный раздел определения типа мотивации. Он позволит определить какие мотивы лежат в основе деятельности курсанта: познавательный мотив, состязательный мотив, мотив достижения успеха, мотив значения результатов, волевое усилие, мотив личностного осмысления работы или мотив позитивного личностного ожидания.

Также при создании КОЗ принимаются во внимание этапы процесса самообразования:

146

Вестник КГУ ^ 2019

1. Осознание личностью потребности в знаниях, определение цели.

2. Деятельность по приобретению знаний (планирование, определение средств и способов деятельности, непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний, оценивание результатов, самоконтроль).

3. Возникновение новой познавательной потребности [8].

Учитывая вышеназванные элементы, получаем следующее компетентностно-ориентированное задание для определения сформированности самообразовательной компетентности:

Формулировка стимула. Курсантам предстоит сдать зачетное задание по изученной теме «Army service». Зачет может быть сдан в одной из двух форм: устная презентация или эссе. Презентация представляет собой более трудоемкое задание, при его оценке будет применяться большее количество критериев, и, следовательно, получение максимального балла труднее. Эссе - менее трудоемкое задание, но максимальный балл за него ниже.

Далее оценивается организационный компонент. Курсантам необходимо аргументировать свой выбор, составить план работы, сформулировать цели и задачи задания, распределить время на каждый этап работы, а также составить список необходимых для работы элементов рабочего пространства.

Второй раздел оценивает информационный компонент. Курсанты должны решить, где и по каким ключевым словам будут искать информацию, они выбирают из предложенного списка литературы необходимые книги и статьи, классифицируют найденные аргументы по категориям и добавляют собственные аргументы.

Третий раздел посвящен мотивационному компоненту. Он направлен на определение мотива деятельности курсантов и готовности к выполнению задания.

Последний раздел рассматривает оценочный компонент компетентности и проверяет умение

оценки собственной и чужой работы по предложенным критериям.

В ходе исследования были опрошены 200 курсантов первого курса ФГКВОУ ВО «ЧВВИУРЭ». Были получены следующие результаты:

В целом все опрошенные справились с предложенным заданием. Ни один из опрошенных не показал низкую сформированность всех компонентов, также среди опрошенных нет таких, у кого на низком уровне сформированы два компонента, а третий на среднем уровне. Все компоненты сформированы на среднем уровне у 1,5% опрошенных, 2 компонента на среднем и один на низком у 7,5% курсантов. Все три уровня в различных компонентах представлены у 18,5%.

Оценочный, информационный и организационный компоненты сформированы на высоком и среднем уровне у 51% опрошенных. Из них, один компонент на высоком уровне, а два на среднем у 8,5% опрошенных, два на высоком, один на среднем у 39%, а все три на высоком только у 3,5% курсантов. Также представлены случаи, когда у курсанта часть навыков сформирована на высоком уровне, а часть на низком: два на высоком, один на низком у 15,5%, два на низком, один на высоком у 5,5%.

Средний балл сформированности всех компонентов 69,3, что говорит о необходимости дальнейшего развития самообразовательной компетенции.

Для лучшего восприятия и получения не только количественных, но и качественных значений показателей может быть составлена графическая интерпретация результатов индикативного анализа оценок.

Наиболее сформированным является организационный компонент (средний балл 4,15 из 5). Большинство респондентов показали высокий уровень владения навыками организации работы правильно поставив задачи и распределив время самоподготовки. При выборе вида задания большинство (142 из 200) выбрали более сложное задание. Наглядность презентации оказалась важнее, чем

^^^Критический ^^^ Максимальный ^^"Фант 1-й помп.

3-й ко мп.

Рис. 1. Диаграмма среднего уровня сформированности самообразовательной компетенции

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

147

трудоемкость и большее количество критериев. Наибольшую трудность вызвало описание необходимых предметов для рабочего места, к которым часто добавлялось лишнее. Также в некоторых случаях курсанты выделяли время на отдых, которое по правилам в самоподготовку не включается.

Наименее сформирован оценочный компонент (средний балл 1,4 из 3). В большинстве случаев курсанты не смогли выставить объективный балл за предложенную работу. С одной стороны, они не смогли найти все ошибки, с другой намеренно завышали балл, даже правильно подсчитав недочеты. Узнав критерии оценки, многие снизили свои ожидания, даже изначально выбрав задание именно из-за возможности получить максимальный балл.

Информационный компонент сформирован на достаточно высоком уровне (3,7 из 5). Все курсанты смогли написать, где они будут искать информацию и привели не менее 4 различных вариантов ключевых слов. Большинство правильно отобрали необходимую литературу. Однако лишь 3 человека смогли выбрать неочевидный источник информации. Главной трудностью оказалась систематизация информации, только 94 из 200 смогли распределить предложенную информацию по заданным категориям.

Основным мотивом деятельности является состязательность, на втором месте познавательный интерес и желание достичь успеха. Личностные мотивы практически не представлены. Курсанты стараются максимально проявлять свои способности и добросовестно выполнять предлагаемые задания, ими движет желание получить результат и изучить границы своих возможностей.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Курсанты первого года обучения, приступая к освоению программы высшего образования, должны демонстрировать сформированные школой умения и навыки не только на занятиях, но и во время подготовки к ним. Однако уровень компетенции самостоятельной работы при поступлении не проверяется.

Полученные данные говорят о том, что компетентность самообразования сформирована у курсантов первого года обучения на среднем уровне. В большинстве случаев студенты демонстрируют высокий уровень только двух компонентов из четырех. Исследуемые компоненты в целом сформированы на среднем уровне;

Говоря об отдельных компонентах, по итогам эксперимента выделяется организационный компонент. Он в среднем сформирован на высоком уровне. В дальнейшем необходимо уделять больше внимания оценочному и информационному компонентам самообразовательной компетенции.

Также отметим, что представленная методика определения уровня сформированности компетенции самообразования позволяет определить коли-

чественные показатели каждого из компонентов данной компетенции (организационного, информационного, мотивационного и оценочного).

Библиографический список

1. Акзегитова Е.В. Диагностика сформирован-ности ключевых компетенций учащихся на уроках географии при помощи компетентносто оринти-рованных заданий // IV краевая науч.-практ. конф. Университетского округа ГУ-ВШЭ: сборник материалов. - Пермь: НИУ ВШЭ, 2010. - С. 200-205.

2. Дроздова Д.В. Формирование самообразовательной компетенции при обучении иностранным языкам на основе латинского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 25 с.

3. Зенкин А.С. Самостоятельная работа студентов. - Саранск: Изд-во Морд. у-та, 2009. - 35 с.

4. Иванова Л.В Развитие познавательной самостоятельности курсантов в курсе общей физики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 26 с.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Компетенция // Педагогический словарь. - М., 2001. - С. 67-68.

6. Контобойцев Е.А. Комплексные практические работы как средство формирования профессиональной самостоятельности курсантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 13 с.

7. Корвяков В.А. Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. - 20 с.

8. ФГОС ВО по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/110301_B_3_17102017.pdf (дата обращения 01.06.2019).

9. Kerres M. Strategische Kompetenzentwicklung und E-Learning an Hochschulen: Chancen für die Hochschulentwicklung. // Baumgartner, P. & Reimann, G. (Hrsg.) Überwindung von Schranken durch E-Learning. Festschrift für Rolf Schulmeister. -Innsbruck: Studienverlag, 2007. - S. 1-15.

References

1. Akzegitova E.V Diagnostika sformirovannosti klyuchevyh kompetencij uchashchihsya na urokah geografii pri pomoshchi kompetentnosto orintirovannyh zadanij // IV kraevaya nauch.-prakt. konf. Universitetskogo okruga GU-VShE: sbornik materialov. - Perm': NIU VShE, 2010. - S. 200-205.

2. Drozdova D.V Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetencii pri obuchenii inostrannym yazykam na osnove latinskogo yazyka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2009. - 25 s.

3. Zenkin A.S. Samostoyatel'naya rabota studentov. - Saransk: Izd-vo Mord. u-ta, 2009. - 35 s.

148

Вестник КГУ 2019

4. Ivanova L.V Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti kursantov v kurse obshchej fiziki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1999. - 26 s.

5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Kompetenciya // Pedagogicheskij slovar'. - M., 2001. - S. 67-68.

6. Kontobojcev E.A. Kompleksnye prakticheskie raboty kak sredstvo formirovaniya professional'noj samostoyatel'nosti kursantov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2000. - 13 s.

7. Korvyakov V.A. Razvitie umenij samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov

sredstvami informacionnyh tekhnologij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2002. - 20 s.

8. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 11.03.01 Radiotekhnika (uroven' bakalavriata) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/110301_B_3_17102017. pdf (data obrashcheniya 01.06.2019).

9. Kerres M. Strategische Kompetenzentwicklung und E-Learning an Hochschulen: Chancen für die Hochschulentwicklung. // Baumgartner, P. & Reimann, G. (Hrsg.) Überwindung von Schranken durch E-Learning. Festschrift für Rolf Schulmeister. -Innsbruck: Studienverlag, 2007. - S. 1-15.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.