Предполагается, что использование этих методических подходов к разработке содержания экспериментальной методики физической реабилитации, применяемой на всем протяжении позднего периода постинсультных пациентов, позволит повысить его эффективность.
Примечания
1. Верещагин Н. В., Варанкин Ю. Я. Эпидемиология инсульта в России: результаты и эпидемиологические аспекты проблемы // Инсульт. Приложение к журналу «Неврология и психиатрия имени Корсакова». 2011. № 1. С. 34-40.
2. Пизова Н. В., Прозоровская С. Д, Дмитриев А. Н. Острые нарушения мозгового кровообращения в молодом возрасте (обзор зарубежных эпидемиологических исследований) // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011. Т. 111. № 4. С. 54-55.
3. Анисимова Л. Н. Дифференцированный подход к активной лечебной гимнастике в реабилитации больных в остром периоде церебрального инсульта: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2000. 42 с.
4. Панин О. В. Восстановление двигательных функций верхних конечностей у больных с церебральным инсультом в остром периоде течения заболевания: дис. ... канд. мед. наук. М., 2005. С. 42-54.
5. Иванова Г. Б. Основные принципы восстановления двигательной функции у больных с острым нарушением мозгового кровообращения // ЛФК и массаж. 2002. № 1. С. 51-57; Белова А. Н, Щепето-ва О. Н. Нейрореабилитация // Руководство для врачей. М., 2003. С. 75-112.
6. Таховиева Ф. В. Нарушение двигательных функций при мозговом инсульте: оценка, реабилитация, прогноз: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2004. С. 5-23.
7. Анисимова Л. Н. Указ. соч.
8. Иванова Г. Б. Указ. соч.
9. Белова А. Н., Щепетова О. Н. Указ. соч.
10. Скворцова В. И, Гудкова В. В, Иванова Г. Е. Принципы ранней реабилитации больных с инсультом // Невропатология и психиатрия. Прилож. 2002. № 7. С. 28-33; Скворцова В. И., Гудкова В. В, Ки-рильчинко Т. Д. Перспективы развития ранней реабилитации больных с инсультом // Неврология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 2003. № 9. С. 15-24.
11. Таховиева Ф. В. Указ. соч.
12. Нивина Ю. В. Восстановление двигательной функции больных церебральным ишемическим инсультом на стационарном периоде реабилитации: дис. . канд. пед. наук. М., 2005. С. 9-20.
13. Панин О. В. Указ. соч.
14. Иванова Г. Б. Указ. соч.
15. Белова А. Н., Щепетова О. Н. Указ. соч.
16. Скворцова В. И, Гудкова В. В., Иванова Г. Е. Указ. соч.
17. Таховиева Ф. В. Указ. соч.
18. Нивина Ю. В. Восстановление
19. Кадыков А. С. Реабилитация после инсультов // Российский медицинский журнал. 1997. № 1. С. 21-24; Гусев Е. И, Гехт А. Б., Гаптов В. Б., Тихо-пой Е. В. Реабилитация в неврологии: учеб. пособие. М., 2000. С. 3-37; Новикова Т. В. Физическая реабилитация инвалидов в позднем периоде инсульта: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. С. 23-39; Аракчаа Э. М. Восстановление двигательных функций на основе прин-
ципа референтной биоадаптации при синдроме центрального гемипареза в позднем восстановительном и резидуальном периодах инсульта: дис. ... канд. мед. наук. М., 2006. С. 53-61.
20. Кадыков А. С. Указ. соч.
21. Новикова Т. В. Указ. соч.
22. Гусев Е. И, Гехт А. Б., Гаптов В. Б., Тихо-пой Е. В. Указ. соч.
23. Аракчаа Э. М. Указ. соч.
24. Новикова Т. В. Указ. соч.; Аракчаа Э. М. Указ. соч.
УДК 616-057.875:378
И. Ю. Зыков
АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В статье рассмотрены методы оценки компонентов биологической и социальной адаптации студентов с отклонениями в состоянии здоровья к обучению в вузе. Выявлены уровни сформированности компонентов адаптации и уровневые показатели адаптации студенток-первокурсниц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые необходимо учитывать при построении процесса адаптивного физического воспитания.
The article deals with the students with disabilities in health. The methods of assessment of components of students' biological and social adaptation to studies at a higher educational establishment are examined here. The rates of formation of components and tiered rates of first-year students' adaptation are presented here. The students are girls who has disabilities in health and who are referred to special medical group. The rates and tired rates must be taken info account when making the process of adaptive physical education.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, методы исследования, специальная медицинская группа, адаптация студентов.
Keywords: adaptive physical education, methods of research, special medical group, students' adaptation.
Высшее профессиональное образование - это прежде всего динамическая и саморазвивающаяся система, которая оказывает большое влияние на свой объект и в то же время находится под влиянием множества факторов. Одним из таких факторов является процесс адаптации студентов к учебной деятельности, под которым понимается процесс активного приспособления студентов специальных медицинских групп к условиям обучения в вузе средствами и методами непрерывного адаптивного физического воспитания, обеспечивающий их интеграцию в студенческую группу.
© Зыков И. Ю., 2011
В общей системе факторов, затрудняющих адаптацию студентов первого курса, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, и ухудшающих качество их подготовки к будущей профессиональной деятельности, наиболее значимыми являются: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьных коллективов с их выраженной взаимопомощью и моральной поддержкой; неготовность к организации режима жизнедеятельности в новых условиях; неумение осуществлять саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного повседневного педагогического контроля; недостаточная сформирован-ность знаний, умений и навыков самостоятельной работы; неопределенность в выборе профессии; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.
Кроме того, одной из основных причин, затрудняющих процесс адаптации студентов-первокурсников специальной медицинской группы к обучению в вузе, называется недостаточная изученность механизмов функционирования адаптивных систем организма, действующих одновременно и во взаимосвязи. Для того чтобы понять, как развивается процесс адаптации студентов к учебной деятельности, по всей вероятности необходимо выявить взаимоотношения и внутренние взаимосвязи компонентов процесса адаптации, определить их структурную последовательность и взаимодействие.
Процесс адаптации студенток-первокурсниц специальной медицинской группы к обучению в вузе мы рассматривали как взаимодействие компонентов биологической (психофизиологической) и социальной адаптации студентов.
К группе компонентов, характеризующих процессы биологической (психофизиологической) адаптации студенток специальной медицинской группы, отнесли: физическое развитие, физические качества, функциональные возможности, психофизиологические показатели; к группе компонентов, характеризующих процессы социальной адаптации, - мотивационно-потребностный компонент и социально-психологическую адаптацию.
С целью выяснения уровней сформированно-сти компонентов адаптации проводилось тестирование студентов специальной медицинской группы, в котором использовался комплекс научных методов, позволяющих получить разностороннюю информацию о специфике процессов адаптации у студентов специальной медицинской группы к учебной деятельности в вузе.
В исследовании приняло участие 36 студенток Вятского государственного гуманитарного университета, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В результате теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы были изучены вопросы, так или иначе касающиеся адаптации студентов специальной медицинской группы к процессу обучения в высшем учебном заведении. Это позволило проанализировать основные аспекты изучаемой проблемы и определить возможные направления её решения.
Для определения уровня физического развития как компонента биологической адаптации, студенток специальной медицинской группы использовали пять показателей: массу тела, длину тела, динамометрию правой и левой руки и жизненную емкость легких.
Физические качества студенток специальной медицинской группы определялись по шести показателям, характеризующим уровень физической подготовленности студенток: наклон вперед из положения сидя, прыжок в длину с места, подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, челночный бег 3x10 метров, бег на 30 метров и 6-минутный бег.
Уровень функциональных возможностей студенток специальной медицинской группы определялся с помощью расчета адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения к факторам внешней среды (по методике Р. М. Баев-ского) и расчета уровня функционального состояния.
Адаптационный потенциал является показателем, обусловливающим взаимосвязь двух противоположных понятий: «здоровье» и «болезнь». Здоровый человек должен быть максимально адаптирован к окружающей среде, и наоборот, конкретным выражением морфофункциональных изменений при болезни будет дезадаптация. Вывод о том, что адаптационные возможности организма определяют меру индивидуального здоровья, является общепризнанным. По величине адаптационного потенциала оценивается уровень компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания системы кровообращения.
Уровень функционального состояния обусловливает адаптационные возможности организма.
Тестирование психофизиологических показателей предусматривало оценку отдельных психофизиологических функций, таких как память, внимание, мышление. Объективная оценка уровня психофизиологических показателей производилась на основании анализа результатов выполнения определенных заданий и функциональных проб, направленных на изучение состояния различных психофизиологических качеств человека [1].
Мотивационно-потребностный компонент социальной адаптации студенток специальной медицинской группы исследовался с помощью опросников «Отношение к собственному здоро-
вью» и «Исследование ситуативной (проявляющейся в данный момент) и личностной тревожности» (шкала Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ха-нина).
Социально-психологический компонент социальной адаптации студенток специальной медицинской группы исследовался с помощью опросника «Исследование уровня социально-психологической адаптации» (по К. Роджерсу и Р. Даймонду). Данная методика позволила выявить интегральные показатели: «адаптация», «самоприятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность» и «склонность к доминированию». В совокупности указанные показатели позволили определить уровень сформированности (низкий, средний, высокий) социально-психологического компонента.
Сравнительный анализ различных компонентов адаптации студенток специальной медицинской группы к учебной деятельности в вузе представлен в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что показатели физического развития как компонента биологической адаптации студенток специальной медицинской группы соответствуют в основном низкому (27,8%) и среднему (50%) уровням сформированности. У 32,2% студентов показатели физического развития соответствуют высокому уровню сформи-рованности.
Показатели физических качеств у 25% студентов соответствуют низкому уровню сформирован-ности, 41,7% - среднему, 33,3% - высокому.
Показатели функциональных возможностей как компонента биологической адаптации соответствуют низкому уровню сформированности у 11,1% студентов, среднему - 80,55%, высокому -8,35%.
Психофизиологические показатели адаптации у 36,1% студенток специальной медицинской группы соответствуют низкому уровню сформирован-ности, 52,8% - среднему, 11,1% - высокому.
Мотивационно-потребностный компонент адаптации соответствует низкому уровню сфор-
мированности у 22,25% студентов, среднему -33,3%, высокому - 44,45%.
Показатели социально-психологического компонента адаптации у 27,8% студенток специальной медицинской группы соответствуют низкому уровню сформированности, 55,6% - среднему, 16,6% - высокому.
Обобщенный анализ уровня сформированно-сти компонентов адаптации студенток-первокурсниц специальной медицинской группы к учебной деятельности в вузе представлен в табл. 2.
Таблица 2 Обобщенные показатели уровня сформированности всех компонентов адаптации студенток специальной медицинской группы к обучению в вузе (%)
Уровни сформированности (%)
Низкий Средний Высокий
8,4 91,6 -
Из табл. 2 видно, что показатели адаптации студенток первого курса специальной медицинской группы к обучению в вузе соответствуют низкому (8,4%) и среднему (91,6%) уровням сфор-мированности. Полученные результаты подтверждаются данными ранее проведенных исследований и характерны для обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [2].
Результаты исследования позволяют сделать заключение о том, что компоненты адаптации у студентов специальной медицинской группы к учебной деятельности на начало педагогического эксперимента в достаточной мере не сформированы, что можно объяснить рядом причин.
К основным причинам недостаточного уровня сформированности компонентов адаптации у студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе целесообразно отнести следующие:
Таблица 1
Сводные показатели уровней сформированности компонентов адаптации студентов-первокурсников специальной медицинской группы (%)
Наименование компонентов Уровни сформированности (%)
Низкий Средний Высокий
Физическое развитие 27,8 50,0 32,2
Физические качества 25,0 41,7 33,3
Функциональные возможности 11,1 80,55 8,35
Психофизиологические показатели 36,1 52,8 11,1
Мотивационно-потребностный компонент 22,25 33,3 44,45
Социально-психологический компонент 27,8 55,6 16,6
1) отсутствие учета индивидуальной «стратегии адаптации» и типа адаптации студентов-первокурсников при комплектовании специальной медицинской группы для занятий по адаптивному физическому воспитанию;
2) отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов к организации процесса адаптивного физического воспитания со студентами специальных медицинских групп на различных формах занятий;
3) недостаточная разработанность содержания и организации проведения теоретического и методико-практического разделов на занятиях по адаптивному физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы.
Анализ литературных источников позволил выявить противоречие между наличием высоких интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок в профессиональной деятельности студентов и недостаточным уровнем сформирован-ности компонентов адаптации к обучению в вузе у студентов специальных медицинских групп.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему научного исследования, которая актуальна и заключается в разработке таких педагогических средств и методов адаптивного физического воспитания, при которых процесс адаптации студентов специальной медицинской группы высших учебных заведений к условиям их жизнедеятельности станет процессом оптимальным, дифференцированным, индивидуализированным, продуктивным и эффективным.
Таким образом, результаты ранее проведенных исследований и результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности компонентов адаптации у студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе, что обусловило необходимость в разработке ряда методических рекомендаций, которые, на наш взгляд, позволят устранить причины, не обеспечивающие в полной мере эффективность процесса адаптации студентов:
1) распределение студентов первого курса в специальные медицинские группы для занятий адаптивным физическим воспитанием осуществлять с учетом индивидуальной «стратегии адаптации» и типа адаптации студентов;
2) на занятиях по адаптивному физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы использовать систему непрерывных, дифференцированных и индивидуальных педагогических воздействий на различных формах занятий;
3) подбор средств адаптивного физического воспитания для студентов первого курса, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, осуществлять на основе дифференцированного и индивидуального подходов с учетом основного и вторичных отклонений в состоянии здоровья;
4) в содержание теоретического и методи-ко-практического разделов учебной программы по адаптивному физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы необходимо включать материал о значении средств и методов адаптивной физической культуры в профилактике и лечении различных заболеваний и методических особенностях организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Обобщая результаты проведенных исследований, можно предположить, что сформулированные выше методические рекомендации позволят устранить причины, негативно влияющие на процесс адаптации студентов к обучению в вузе и качество их учебно-воспитательной деятельности.
Примечания
1. Воронина Г. А., Джергения С. Л. Физиология и психология труда: учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов. Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. С. 4043; Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 97, 104-105, 110, 115116.
3. Павлюк Н. Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. С. 3-4; Аксарина И. Ю. Педагогические условия адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего к высшему профессиональному образованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. С. 3-5; Лахтин А. Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2011. С. 4.