Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ'

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА / АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ / РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Н.В., Рябых С.А.

Одной из первоочередных задач, стоящих перед отраслью и предприятием является снижение себестоимости продукции. В статье проанализировано фактическое состояние растениеводства в ООО «Победа», проведен факторный анализ затрат на производство и себестоимости зерновой продукции, рассчитаны резервы снижения себестоимости продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ»

Использованные источники:

1. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика.- 2013.- №9/1.- С. 38-48.

2. Мамушкина Н.В. Характеристика отрасли и продукции животноводства, структуры себестоимости состава затрат на производство и продажу // Вестник НГИЭИ.- 2014.- № 11 (42).- С 62-72.

3. Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю. Аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области и анализ финансовых результатов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В.- 2015. - С. 227- 240.

Пономарева Н.В., к. э.н.

доцент Рябых С.А. студент 5 курса ФГБОУВПО «Орел ГАУ» Россия, г. Орел

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ Аннотация: Одной из первоочередных задач, стоящих перед отраслью и предприятием является снижение себестоимости продукции. В статье проанализировано фактическое состояние растениеводства в ООО «Победа», проведен факторный анализ затрат на производство и себестоимости зерновой продукции, рассчитаны резервы снижения себестоимости продукции.

Ключевые слова: себестоимость зерновой продукции, продукция растениеводства, анализ себестоимости, резервы снижения себестоимости продукции.

В современных условиях развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений экономики страны. Являясь необходимым элементом создания конкурентной среды, малый бизнес наполняет потребительский рынок товарами, создает новые рабочие места, способствует выравниванию доходов различных социальных групп [2, с. 34].

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства является важным рычагом стимулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий в переходный период, с целью преодоления диспаритета цен на материально-технические ресурсы [3, с. 232].

В условиях дефицита ресурсов производства, роста цен на материальные ресурсы значение анализа затрат на производство

усиливается. Только постоянный контроль за расходованием средств позволит сократить непроизводственные расходы и тем самым создать условия для снижения себестоимости единицы продукции, обеспечив большую выгоду при ее реализации.

Себестоимость сельскохозяйственной продукции является важнейшим показателем экономической эффективности производства. Ее снижение -одна из первоочередных задач отрасли и каждого предприятия, так как от уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность. [1, с. 1590].

На себестоимость производства единицы продукции растениеводства оказывают влияние большое количество факторов: изменение валового сбора; изменение уровня удельных переменных затрат; сумма постоянных затрат; изменение уровня ресурсоемкости производства; изменение стоимости потребляемых ресурсов; уровень производительности труда; степень механизации производственных процессов.

Структурный фактор оказывает сильное влияние на изменение комплексных показателей эффективности, к каким и относится себестоимость продукции. Себестоимость продукции является качественным показателем, анализ которой следует осуществлять в разрезе отдельных видов продукции. ООО «Победа» Каширского района Воронежской области специализируется на производстве зерновой и зернобобовой продукции. Определим влияние изменения отдельных статей затрат на отклонение себестоимости производства 1 ц зерновых культур (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка изменения себестоимости 1 ц зерновых культур за счет отдельных статей затрат_

Статьи затрат Себестоимость 1 ц зерна, руб. Абсолютное Изменение за

2012 г. 2014 г. отклонение, руб. счет статей, %

Оплата труда с

отчислениями на

социальные нужды 60,73 17,15 -43,58 -9,77

Семена и

посадочный

материал 67,56 48,96 -18,59 -4,17

Удобрения 66,55 68,38 1,83 0,41

Химические

средства защиты растений 38,53 41,23 2,70 0,61

Электроэнергия 14,91 9,78 -5,13 -1,15

Нефтепродукты 55,22 27,60 -27,62 -6,20

Затраты на страхование 0,00 2,43 2,43 0,55

Содержание основных средств 32,82 28,23 -4,59 -1,03

Прочие затраты 109,54 259,82 150,28 33,71

Итого 445,86 503,58 57,72 12,95

Изменение себестоимости 1 ц зерновых культур в 2014 г. по сравнению с 2012 г. в стоимостном выражении представляют собой сумму абсолютных отклонений. Отклонение в процентном измерении каждой статьи определяется методом процентных соотношений. Отношение абсолютного отклонения по каждой статье к общей себестоимости зерна в прошлом году и умножением на 100%. Суммы этих отношений в процентах к базовой себестоимости дает относительное отклонение себестоимости 1 ц зерна - 12,95%, которое показывает, на сколько процентов изменилась себестоимость в 2014 г. по отношению к 2012 г. Так, себестоимость 1 ц зерновых культур в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась за счет увеличения абсолютной величины прочих затрат на 33,71%, затрат на химические средства защиты растений - на 0,61%, затрат на страхование -на 0,55%, затрат на удобрения на 0,41%. Тогда как за счет сокращения численности работников предприятия, затрат на оплату труда с отчислениями на социальные нужды себестоимость 1 ц зерна сократилась на 9,77%, за счет изменения стоимости семян и посадочного материала себестоимость 1 ц зерна сократилась - на 4,17%, электроэнергии - на 1,15%, нефтепродуктов - на 6,2%, на содержание основных средств - на 1,03%.

На себестоимость 1 ц зерна оказывает влияние изменение затрат на 1 га посевной площади и урожайности культур. Чем выше уровень затрат на обработку 1 га посевной площади, тем при прочих равных условиях больше затраты на 1 ц продукции. Расчет влияния факторов на отклонение стоимости 1 ц зерна проведем методом цепных подстановок, определив условную себестоимость при затратах на 1 га отчетного года и урожайности прошлого. Результаты расчетов оформим в таблице 2.

Таблица 2 - Факторный анализ себестоимости производства 1 ц зерновых культур в ООО «Победа»____

Показатели 2012г. 2014 г. Абсолютное отклонение, (+, -)

Затраты на 1 га посевной площади, руб. 9363,06 15308,8 5945,74

Урожайность, ц/га 21,0 30,4 9,40

Себестоимость производства 1 ц зерна, руб. 445,86 503,58 57,72

Изменение себестоимости за счет: - затрат на 1 га х х 283,13

-урожайности х х -225,41

За счет роста затрат на 1 га посевной площади на 5945,74 руб. себестоимость 1 ц зерна увеличилась на 283,13 руб. В связи с тем, что урожайность возросла на 9,4 ц/га себестоимость 1 ц зерна сократилась на 225,41 руб. В целом себестоимость 1 ц зерна возросла на 55,72 руб.

В таблице 3 проанализируем влияние затрат на 1 га и урожайность зерновых культур на уровень себестоимости 1 ц в разрезе культур в 2012 -2014 гг.

Таблица 3 - Факторный анализ себестоимости производства 1 зерновых культур в разрезе культур в ООО «Победа»

ц

Вид Затраты на 1 Урожайност Себестоимость 1ц, Отклонение

зерновой га, ь, руб. себестоимости, руб.

продукци руб. / га ц/га Всег в т.ч за счет

и 2012 2014 г. 201 2014 2012 2014 усл. о затра урожай-

г. 2 г. г. г. г. т на 1 га ности

Озимые 7117, 15609, 22,1 34,0 322,0 459,1 706,3 137, 384,2 -247,21

зерновые 97 40 8 0 1 02 3

Яровые зерновые 11167 ,64 15106, 56 20,3 28,1 550,1 3 537,6 0 744,1 7 12,5 3 194,0 4 -206,57

Проведенный факторный анализ показал, что себестоимость 1 ц озимых и яровых культур в ООО «Победа» за период 2012-2014 гг. увеличилась только за счет роста затрат на 1 га посевной площади на 384,23 руб. и 194,04 руб. соответственно, а за счет роста урожайности сократилась на 247,21 руб. и 206,57 руб. соответственно. В результате в целом себестоимость 1 ц озимых зерновых возросла на 137,02 руб., а яровых зерновых сократилась на 12,53 руб.

На изменение затрат на производство определенного вида продукции оказывают влияние также объем производства продукции, уровень переменных затрат на единицу продукции и сумма постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа затрат на производство зерновых культур в ООО «Победа»

Показатели Факторы, влияющие на изменение затрат Сумма затрат, тыс. руб.

Валовой сбор, ц Переменные затраты на 1 ц зерновых культур, руб. Постоянные затраты, тыс. руб.

Базовые 2012 г. 28702 323,35 3516,35 12797

Условные 1 (затраты 2012 г., пересчитанные на валовой сбор 2014 г.) 41521 323,35 3516,35 16942

Условные 2 (валовой сбор и переменные затраты 2014 г. при 41521 376,66 3516,35 19156

уровне постоянных затрат 2012 г.)

Отчетные 2014 г. 41521 376,66 5269,57 20909

Факторный анализ затрат на производство зерновых культур показал, что в 2014 году по сравнению с 2012 годом затраты на производство зерна увеличились на 8112 тыс. руб. под влиянием всех трех факторов: переменных затрат на производство 1 ц зерна, постоянных затрат на весь объем производства и объема производства зерновых культур. Наибольшее увеличение затрат - на 4145 тыс. руб. произошло под влиянием объема увеличения производства зерновых культур. За счет увеличения удельных переменных затрат затраты на производство зерна возросли на 2213 тыс. руб. За счет роста постоянных затрат (из-за роста повременной заработной платы работников, электроэнергии и затрат на содержание основных средств) затраты на производство зерновых культур увеличилась на 1753 тыс. руб.

Анализируя фактическое состояние экономики растениеводства в ООО «Победа», можно предложить следующие мероприятия по повышению экономической эффективности производства и снижению его себестоимости:

Классическими резервами снижения себестоимости

сельскохозяйственной продукции являются следующие:

- увеличение объема производства продукции за счет: дополнительного внесения удобрений, внедрения более урожайных сортов культур, расширения площади посева, других агротехнических мероприятий;

- снижение ресурсоемкости производства, что позволит сократить затраты на ее производство продукции растениеводства за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материальных ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь;

- резервы сокращения расходов на содержание основных средств;

- резерв экономии накладных расходов за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и другие расходы и потери;

- грамотное экономическое планирование производства продукции растениеводства на перспективу. Специфика перспективного планирования на сельскохозяйственных предприятиях обусловлена экономическими и технологическими особенностями отрасли. С одной стороны, большая зависимость от погодных условий ограничивает возможности предвидения результатов производства, поэтому в условиях неопределенности необходимо использовать различные методы планирования. С другой стороны, необходимость перспективных планов очень остра из-за того, что реализация большинства технологических мероприятий требует длительного времени (внедрение севооборотов, сортообновление). То есть планирование

является незаменимым составляющим грамотной экономической политики любого предприятия.

Рассчитаем резерв сокращения себестоимости продукции растениеводства за счет увеличения объема производства зерна и снижения постоянных расходов за счет сокращения прочих затрат. В таблице 5 приведем расчет резерва увеличения производства продукции растениеводства: зерновых культур за счет сохранения уровня урожайности на уровне 2014 г. при увеличении размера посевных площадей до среднего уровня за 2012 - 2014 гг.

Таблица 5 - Резерв увеличения валового сбора зерновых культур за счет увеличения размера посевной ^ площади __

Темп роста

Показатели В среднем за 2012 - 2014 гг. 2014 г. Прогноз прогнозируемого значения к уровню 2014 г., %

Площадь, га 1464 1298 1464 1,07

Урожайность, ц/га 25,0 30,4 30,4 1,00

Валовой сбор, ц 36562,7 41521 43808 1,07

Таким образом, если ООО «Победа» увеличит размер посевных площадей на 7% до 1464 га, то в прогнозируемом периоде валовой сбор зерна может составить 43808 ц. При этом дополнительный выход продукции 2972 ц.

Рассчитаем резерв сокращения себестоимости зерновых культур за счет увеличения объема производства зерна и снижения постоянных затрат за счет снижения затрат на содержание основных средств на 20% согласно планам в ООО «Победа» (табл. 6).

Таблица 6 - Изменение себестоимости 1 ц зерновых культур при увеличении валового сбора и сокращении постоянных затрат в ООО «Победа»

Показатели Значение показателя Абсолютный прирост (снижение)

2014 г. прогноз

Валовой сбор, ц 41521 43808 2287,00

Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 5269,57 4920,61 -348,96

Сумма переменных затрат на 1ц, руб. 376,66 376,66 0,00

Себестоимость 1ц зерна, руб. 503,58 488,98 -14,60

В результате увеличения валового сбора зерновых культур в прогнозируемом периоде на 2972 ц по сравнению с 2014 г. и сокращения постоянных затрат на 348 тыс. руб., себестоимость 1 ц зерна может снизиться на 14,6 руб. и составит 488,98 руб. за центнер, а в целом затраты на производство зерна сократятся на .

Таким образом, большая роль отводится планированию и анализу в определении резервов повышения эффективности производства, так как они содействует экономическому использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники,

технологии производства. В результате этого повышается эффективность производства, приводящая к снижению себестоимости зерновых культур.

Использованные источники:

1. Гоник Г.Г, Давыденко Н.Г., Бананников А.А. Анализ факторов, влияющих на себестоимость производства озимых зерновых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2013.- № 91.-С. 1589-1604.

2. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика.- 2013.- №9/1.- С. 38-48.

3. Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю. Аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области и анализ финансовых результатов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В.- 2015. - С. 227- 240.

Пономарева Н.В., к. э.н.

доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

Чеверёва Д.Ю. студент 3 курса ФГБОУВПО «Орел ГАУ» Россия, г. Орел

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: Одной из важных задач, стоящих перед товаропроизводителями, является изменение структуры произведенной продукции и поиск рынков сбыта продукции, которые обеспечивают более высокую прибыль. В статье проведен аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области, выявлены выгодные каналы сбыта продукции.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, структура продажи, каналы реализации, аналитический обзор.

Развитие сельскохозяйственного производства нельзя рассматривать как стихийный процесс, когда сбыт продукции товаропроизводителей ориентирован на случайных и временных потребителей. Устойчивый рост сельского хозяйства требует организации рыночных связей с постоянными и крупными потребителями, обеспечивающих гарантированный и бесперебойный сбыт всей массы произведённой продукции. Для этого в условиях рынка, с учётом динамики соотношения спроса, предложения и цен, товаропроизводители перестраивают структуру произведённой продукции, ищут и находят такие рынки сбыта продукции, которые в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.