Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ПСКОВА'

АНАЛИЗ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ПСКОВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РЫНКА / ANALYSIS OF THE MARKET / АВТОТРАНСПОРТНАЯ УСЛУГА / MOTOR TRANSPORTATION SERVICE / АНАЛИЗ ОТРАСЛИ / АНАЛИЗ ЦЕЛЕВОГО РЫНКА / ANALYSIS OF THE TARGET MARKET / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / COMPETITIVE ANALYSIS / ANALYSIS OF BRANCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрикунова Лариса Игоревна, Семенова Анна Андреевна

В статье рассмотрено понятие рынка автотранспортных услуг, описаны характерные свойства услуги такого вида, приводятся результаты анализа рынка транспортных услуг г. Пскова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF TRANSPORT SERVICES IN PSKOV

In article concepts of the analysis of the market, motor transportation service are considered, its characteristic properties are described, results of the analysis of the market of transport services of Pskov are given.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ПСКОВА»

УДК 656.07

JI. И. Стрикуноеа, A.A. Семенова АНАЛИЗ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ПСКОВА

В статье рассмотрено понятие рынка автотранспортных услуг, описаны характерные свойства услуги такого вида, приводятся результаты анализа рынка транспортных услуг г. Пскова.

Ключевые слова: анализ рынка, автотранспортная услуга, анализ отрасли, анализ целевого рынка, конкурентный анализ.

В Российской Федерации, как и в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, транспорт является одной из ведущих отраслей, важнейшей составляющей инфраструктуры народного хозяйства. Развитая транспортная система, в структуру которой входят автотранспортные предприятия, является одним из значимых факторов эффективного развития территорий.

Вопросы организации транспортного рынка, особенности процесса оказания автотранспортных услуг рассмотрены в работах отечественных авторов: В. В. Багинова, Г. Поплавского, А. И. Рябчинского, Н. А. Троицкой, И. С. Туревского и других. Экономические проблемы и перспективы развития транспортной системы на федеральном и региональном уровне изучены в работах В. А. Носкова, Ю. А. Хегай, В. А. Шумаева, М. И. Чащина. Изучению методологии анализа рынка, в том числе в разрезе отраслевых рынков, посвящены работы Н. И. Гавриленко, Л. В. Рой, В. П. Третьяка, Г. Ф. Юсуповой и других отечественных авторов.

В отличие от промышленных предприятий, результатом деятельности автотранспортных предприятий выступает перевозочный процесс, то есть автотранспортная услуга.

Наиболее емкое определение услуги дает НК Российской Федерации: «для целей налогообложения под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

По мнению большинства авторов, исследующих проблемы функционирования автотранспортных предприятий, автотранспортную услугу характеризуют такие свойства, как неосязаемость, неотделимость потребления от процесса производства, несохраняемость и ненакопляемость [2].

Так как автотранспортная услуга представляет собой процесс перевозки грузов и пассажиров, то можно говорить об отсутствии прямого воздействия на предмет труда, а, следовательно, отнести автотранспортную услугу к сфере нематериальных услуг. Также следует отметить, что, согласно главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, при оплате автотранспортной услуги ее заказчик не получает на нее прав, в том числе права собственности. В этих особенностях автотранспортной услуги проявляется ее неосязаемость.

Потребление автотранспортной услуги осуществляется в процессе ее оказания, поэтому в качестве отличительного свойства автотранспортной услуги выделяется неотделимость процесса потребления от процесса производства. Это свойство породило несохраняемость автотранспортной услуги.

Несохраняемость автотранспортной услуги является причиной ее ненакопляемости, то есть невозможно создать запас автотранспортных услуг, как, например, в процессе производства продукции.

Анализ рынка, в том числе и рынка автотранспортных услуг, представляет собой выявление характерных черт, присущих данному рынку. Он состоит из следующих этапов: анализа отрасли, анализа целевого рынка и конкурентного анализа [3]. В процессе изучение отрасли проводят анализ ее текущего состояния, выделяют основные тенденции развития. Анализ целевого рынка подразумевает изучение следующих показателей: доли целевого рынка, его структуры по различным критериям. Конкурентный анализ представляет собой анализ деятельности конкурентов. В качестве конкурентов рассматриваются аналогичные предприятия, занимающие сопоставимую нишу на целевом рынке, деятельность которых может непосредственно влиять на результаты друг друга. Ситуация и уровень интенсивности конкуренции на рынке меняются под влиянием движущих сил, то есть результатом конкурентного анализа является оценка движущих сил конкуренции.

Проведение рыночного анализа обусловлено необходимостью принятия эффективных управленческих решений в сфере развития самого рынка или его составляющих. Как правило, анализ рынка проводится в несколько этапов.

Рассмотрим этапы анализа рынка транспортных услуг г. Пскова.

1. Оценка современного состояния транспортной отрасли Псковской области.

На данном этапе выявлены следующие значимые факторы:

- протяженность и плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием растет в течение последних 15 лет;

- большая часть автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Псковской области изношена более чем на 60 %;

- до 2014 года в Псковской области наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению грузооборота и объема перевезенных грузов, однако в 2015 году обнаружился существенный рост данных показателей (см. табл. 1);

- количество перевезенных пассажиров имеет устойчивую тенденцию к сокращению: за период с 2005 до 2016 гг. данный показатель сократился более чем в два раза, что связано в том числе с ростом количества личного автотранспорта.

Таблица 1

Перевозки и грузооборот организаций автомобильного транспорта в Псковской области в 2005-2015 годах*

Показатель 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Перевозки и грузооборот организаций автомобильного транспорта (без субъектов малого предпринимательства)

Перевезено грузов, тыс. т 792 405 206 168 120 119 95 39 209

Грузооборот, млн т/км 31 54 38 35 63 90 69 35 366

Перевозки пассажиров и пассажирооборот автобусов общего пользования

Перевозки пассажиров, млн человек 119,6 74,1 68,7 69,5 66,5 63,5 59,1 56,5 53,9

Пассажиро-оборот, млн пасс/км 731 573 498 541 534 527 550 459 447

* Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области (Псковстата)

2. Выбор целевого рынка.

Целевым рынком был обозначен рынок грузовых перевозок г. Пскова. Динамика грузооборота за последние десять лет представлена в таблице 1.

В 2015 г., по сравнению с 2005 г., объем перевезенных грузов сократился почти в четыре раза, на 583 тыс. тонн. При этом грузооборот транспорта, который исчисляется как сумма произведений массы груза на расстояние перевозки, увеличился в 2015 г., по сравнению с 2005 г., в 11,8 раза, на 335 млн т-км. Следовательно, в течение анализируемого периода при уменьшении объема перевезенных грузов дальность перевозок увеличивается.

Доля автотранспортных предприятий г. Пскова в общем объеме грузовых перевозок Псковской области составляет почти 75 %. Наибольший вклад в общий объем грузовых перевозок г. Пскова вносят крупные автотранспортные предприятия — почти половину общего объема грузовых перевозок. Объем грузоперевозок малых автотранспортных предприятий составляет чуть более одной трети от общего объема грузоперевозок.

В структуре грузовых перевозок автотранспортных предприятий г. Пскова, приведенной на рис. 1, преобладают международные перевозки, что связано в том числе с приграничным положением Псковской области.

Основные потребители автотранспортных услуг в г. Пскове — юридические

лица.

Перевозки в пределах г. Пскова и пригородов 4.8 %

Междугородние перевозки 35.4 %

Рис. 1. Структура грузоперевозок автотранспортных предприятий г. Пскова

по видам перевозок в 2016 г.

3. Анализ условий конкуренции.

На данном этапе на основе экспертной оценки проводился анализ следующих показателей: интенсивности внутриотраслевой конкуренции, угрозы появления новых конкурентов, способности поставщиков и потребителей транспортных услуг диктовать свои условия.

В качестве объекта исследования было выбрано ООО «Перевозчик». Основными конкурентами ООО «Перевозчик» в сегменте малых автотранспортных предприятий являются ООО «Псковская транспортно-логистическая группа» (111ЛГ) и ООО «Автогруз Плюс».

В результате анализа условий конкуренции на рынке транспортных услуг г. Пскова были сделаны следующие выводы: в данном сегменте наблюдается высокая внутриотраслевая конкуренция; угроза появления новых конкурентов

оценивается как достаточно высокая; заказчики, в отличие от поставщиков, оказывают высокое давление на рынок.

Таким образом, ситуацию на рынке транспортных услуг г. Пскова можно охарактеризовать как умеренно напряженную.

Изучение рынка транспортных услуг имеет важное значение как с точки зрения каждого отдельного предприятия отрасли, так и с точки зрения государственного управления эффективным развитием территорий.

Литература

1. Псковский статистический ежегодник. 2016: Стат. сборник / Псковстат. Псков, 316 с.

2. Рябчинский А. И. Организация неревозочных услуг и безопасность транспортного процесса:

учебник / А. И. Рябчинский. М.: Академия, 2013. 256 с.

3. Рой JL В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков: учебник / JI. В. Рой, В. П. Третьяк. М.:

Проспект, 2016. 448 с.

4. Чагцин М. И. Экономические проблемы развития транспортной системы региона и их решение /

М. И. Чагцин // Ю1БЕРЛЕНИНКА: научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]: URL:

http://cyberlemnka.ru/article/ri/ekonomicheskie-problemy-razvitiya4ransportnoy-sistemy-re

reshenie (30.09.2017 г.).

Об авторах

Стрикунова Лариса Игоревна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации и управления инновациями, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: lstrikunowa@mail.ru

Семенова Анна Андреевна — магистрант 2-го курса, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: ann_semenoval4@mail.ru

L. I. Strikunova, A. A. Semyonova

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF TRANSPORT SERVICES

IN PSKOV

In article concepts of the analysis of the market, motor transportation service are considered, its characteristic properties are described, results of the analysis of the market of transport services of Pskov are given.

Key words: analysis of the market, motor transportation service, analysis of branch, analysis of the target market, competitive analysis.

About the authors

Strikunova Larisa Igorevna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Management of Organization and Administration of Innovations Department, Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: lstrikunowa@mail.ru

Semyonova Anna Andreevna — 2nd year graduate student, Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: ann_semenoval4@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.