УДК 338.47
В. В. Нотченко, Е. Л. Линёва
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ
В статье выявлена роль транспорта как отрасли специализации, охарактеризованы особенности развития перевозок автотранспортом в Псковской области. Также выявлены препятствия и возможности успешного развития предпринимательской деятельности в сфере перевозок автотранспортом в регионе.
Ключевые слова: транспорт, перевозки грузов автотранспортом, отрасль специализации, транспортная инфраструктура, предпринимательская деятельность.
Состояние и развитие любой страны или региона в настоящее время во многом зависят от того, насколько развит такой вид деятельности, как автотранспортные перевозки. Обусловлено это тем, что добытые ресурсы или произведенная продукция, как правило, потребляются в ином месте, а не в месте добычи или производства. Разумеется, значительная часть грузов перевозится железнодорожным, воздушным и иными видами транспорта, но автомобильный в последнее время играет все большую роль. В частности, в Российской Федерации в 2013 году всеми видами транспорта было перевезено 8264 млн т грузов, в том числе автомобильным — 5635 млн т грузов, или 68 % всех грузов [9]. И хотя, если использовать показатель грузооборота, определяемый путем суммирования произведений объема перевезенных грузов в тоннах и расстояния перевозки в километрах, то лидировать будут трубопроводный и железнодорожный виды транспорта, что вполне предсказуемо. Но на относительно коротких расстояниях значение перевозок автомобильным транспортом трудно переоценить. Данные обстоятельства послужили предпосылкой выбора темы данного исследования. Тем более что это особенно актуально для Псковской области, которая граничит с тремя иностранными государствами.
Учитывая данное особое расположение Псковской области, логично было бы предположить, что именно транспортные перевозки, как вид предпринимательской деятельности должны быть наиболее развиты среди других направлений предпринимательской деятельности. И это косвенно подтверждается долей вида экономической деятельности «Транспорт и связь» в валовом региональном продукте (ВРП) Псковской области: на данный вид экономической деятельности приходится 13,5 % ВРП региона. Опережают транспорт и связь только такие виды деятельности, как «Оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 18,7 % и «Обрабатывающие производства» — 17,1 %. По России в целом «Транспорт и связь» занимают 5 место по доле в ВВП (10,4 %), а Северо-Западному региону — 4 место (11,5 %) [7]. Продолжением исследования в данном направлении может служить оценка специализации Псковской области на транспорте, как отрасли. Для этого используем такой показатель как коэффициент специализации региона на данной отрасли, который определяется как отношение удельного веса региона в стране по данной отрасли к удельному весу ВРП региона в ВВП страны. Значение коэффициента показывает, во сколько
раз концентрация исследуемой отрасли в данном регионе больше (или меньше, если значение меньше единицы), чем в целом по стране. Для полноты исследования вычислим данный показатель не только для Псковской области, но и для Северо-Западного федерального округа. А также сравним значения для Псковской области и для Новгородской области, как области со многими похожими экономическими характеристиками, но не имеющей внешних границ с иностранными государствами (см. рис. 1) [7].
- -Псковская обл. —■-Новгородская обл. —•- - Северо-Западный ФО
Рис. 1. Динамика значений коэффициента специализации для Псковской, Новгородской областей и Северо-Западного федерального округа
Поскольку приведенные значения коэффициентов больше единицы, следовательно, транспорт в указанных субъектах выступает как отрасль рыночной специализации. Но значение данного показателя по Псковской области существенно выше, чем по Северо-Западному федеральному округу, что свидетельствует о привлекательности данной отрасли для индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций региона.
Для того чтобы оценить перспективы развития транспорта и, в частности его разновидности — автотранспорта в сфере перевозок, необходимо проанализировать как возможности расширения данного вида деятельности, не зависящие от принятия решений самими автотранспортными предприятиями, так и возможности, реализация которых зависит во многом от самих предприятий. К наиболее важным внешним по отношению к предприятию условиям микросреды отнесем: состояние и динамику развития транспортной инфраструктуры, а также востребованность услуг в перевозках автотранспортом со стороны других участников хозяйственной деятельности.
Но, речь в данной статье идет в первую очередь о предпринимательских структурах, которые самостоятельны в принятии решений, касающихся их деятельности. Поэтому условиями внутренней среды, определяющими перспективы развития перевозок автотранспортом, целесообразно считать такие не вызывающие сомнения в своей традиционной актуальности условия, как: эффективность управления авто-
транспортной предпринимательской структурой, а также обеспеченность ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности в данной отрасли и их качество.
По поводу востребованности услуг в перевозках автотранспортом можно сказать, что она зависит во многом от уровня и динамики экономического развития национальной экономики в целом, географического положения региона, специфики отраслевой структуры региона. Экономическое развитие нашей страны в последние годы было относительно стабильно, не считая функционирования в условиях санкций в течение последнего года. Поэтому, учитывая разницу в прогнозах будущих показателей экономического развития РФ, стоит лишь отметить, что автоперевозки, как и транспорт в целом, — отрасль во многом зависимая от результатов деятельности добывающей и обрабатывающей отраслей национальной экономики.
Что касается, состояния и динамики транспортной инфраструктуры Псковской области, то авторами данной статьи ранее были подробно исследованы основные составляющие этой категории [6]. В результате исследования было выявлено, что такой важный показатель, как густота автодорог с твердым покрытием в 2011 и 2012 годах имел тенденцию к росту и составлял соответственно 13,8 % и 16,7 % к предыдущему году. Не менее важным показателем, характеризующим транспортную инфраструктуру, является протяженность автодорог общего пользования, которая за последние годы существенно увеличилась. Так в 2011 году протяженность автодорог в регионе составляла 12728,5 км, в 2012 году — 15066, 3 км, в 2013 году — 15922, 4 км [11].
Но даже такая положительная динамика может оказаться недостаточной, если темп роста перевозок грузов автотранспортом будет выше, чем темп роста протяженности дорог при условии их высокой загрузки. Не стоит также забывать, что рост населения, которое нуждается в перемещениях по городам, области и перевозках между городами и особенно рост числа автомобилей в регионе может существенно повлиять на степень обеспеченности территории дорогами [5]. Это означает, что такие показатели как протяженность путей сообщения, их густота (плотность) могут дать ошибочное представление об обеспеченности путями сообщения территорий относительно малой площади, либо с относительно низкой плотностью населения. Поэтому некоторые исследователи [2, 10] предлагают использовать для оценки обеспеченности территории дорогами коэффициенты Энгеля (Кэ) и Успенского (Ку), которые дают более полную картину и позволяют точнее сравнивать обеспеченность путями сообщения территорий с различной плотностью населения и различной потребностью в конкретных перевозках грузов:
т^ Lэ
Кэ^ (1)
(2)
где Ьэ — протяженность эксплуатационной длины сети; S — площадь территории; Н — численность населения; Q — вес предъявляемых к перевозке грузов.
Расчет указанных коэффициентов для Псковской области по данным статистической отчетности представлен в таблице 1 [8].
Таблица 1
Расчет коэффициентов Энгеля и Успенского для Псковской области
Показатели Годы
2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (Ьэ), км РФ 532400 530500 646888 664566 727653,2 925103,3 984578,7
Псковская обл. 9954 9951 10985 11070,1 12728,5 15066,3 15922,4
Площадь территории млн.км2 РФ 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1
Псковская обл. 0,055 0,055 0,055 0,055 0,055 0,055 0,055
Численность населения (Н), млн чел. РФ 146,3 143,8 142,7 142,8 142,9 143 143,3
Псковская обл. 0,793 0,737 0,696 0,689 0,671 0,667 0,662
Объем перевезенных грузов^), млн т РФ 5878,4 6684,6 5240,5 5236,4 5663,1 5841,6 5666,3
Псковская обл. 10 8,2 6,2 7,1 7,6 7,5 7,3
Коэффициент Энгеля (Кэ) РФ 0,011 0,11 0,013 0,013 0,015 0,019 0,02
Псковская обл. 0,047 0,049 0,056 0,057 0,066 0,078 0,083
Коэффициент Успенского (Ку) РФ 0,02 0,01 0,03 0,03 0,03 0,04 0,04
Псковская обл. 1,3 1,43 1,77 1,71 1,94 2,31 2,48
Проиллюстрируем динамику коэффициентов Энгеля и Успенского, отражающих обеспеченность транспортной сетью, определенных для Российской Федерации и для Псковской области (см. рис. 2, 3).
Рис. 2. Динамика значений коэффициента Энгеля для Российской Федерации и для Псковской области в 2000-2013 гг.
Как следует из расчетов, значение коэффициентов по Псковской области значительно выше рассчитанных показателей для Российской Федерации, что означает и подтверждает лучшую обеспеченность территории автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, чем в среднем по стране.
Рис. 3. Динамика значений коэффициента Успенского для Российской Федерации и для Псковской области в 2000-2013 гг.
Следует отметить, что эталонное значение коэффициентов не определено, и для оценки обеспеченности территории транспортной сетью, их расчетные значения сравнивают в динамике: рост коэффициентов свидетельствует об улучшении обеспеченности территории, снижение — об обратной тенденции. Данные таблицы показывают рост коэффициента Энгеля с 2000 по 2013 годы, что свидетельствует об улучшении обеспеченности территории и населения транспортной инфраструктурой. В среднем по России коэффициент Энгеля в последние годы практически не менялся. Коэффициент Успенского также имел на протяжении рассматриваемого периода тенденцию к росту, что означает, что не только население в целом по региону стало испытывать меньше трудностей при необходимости поездок автотранспортом, но и предприятия региона имели с каждым годом меньше проблем с перевозками своей продукции и поставками ресурсов.
Но поскольку большое значение имеет не только протяженность автодорог, но и их качество — обратимся к оценкам специалистов, исследующих данную проблему. В частности, в годовом отчете о реализации Государственной программы Псковской области «Развитие транспортной системы на 2014-2020 годы» было отмечено, что состояние дорожной сети в Псковской области является неудовлетворительным, что может приводить к дополнительным экономическим издержкам и негативным социальным последствиям. Данный тезис подтверждают следующие данные, приведенные в отчете: более 70 процентов из 8071,3 км автомобильных дорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области; значительная часть автомобильных дорог общего пользования имеет высокую степень износа (до 80 % на дорогах с асфальтобетонными типами покрытий) [12]. И хотя речь идет о дорогах регионального значения, проблема достаточно очевидна. Тот факт, что данная проблема открыто признается руководством региона, уже сам по себе является важным шагом на пути решения данной проблемы, для чего и была принята данная программа, основной целью которой является повышение качества и доступности услуг транспортного комплекса в регионе.
Как показывает анализ, одной из причин сложившейся в последние годы ситуации явилось недофинансирование дорожного строительства [6]. Решением этой про-
блемы может быть, с одной стороны, выделение больших средств на строительство дорог, с другой стороны, снижение затрат на строительство дорог самими предприятиями — строителями автодорог, что позволит им снижать цену на госзаказ в условиях аукциона. И в связи с этим важно отметить, что существенную долю всех затрат составляют затраты на материалы, следовательно, снижение затрат на материалы не в ущерб качеству является одной из важных задач ремонта и строительства новых дорог в регионе [1].
Относительно одного из отмеченных ранее условий внутренней среды, определяющих перспективы развития перевозок автотранспортом в регионе, можно сказать, что эффективность управления автотранспортными предприятиями, особенно малыми, имеет ту же особенность, что управление предприятиями в других отраслях. А именно: недостаточное внимание руководства предприятий к базовым понятиям и результатам исследований российских и зарубежных ученых в области управления предприятиями, разработки экономической политики и стратегии, которые позволили бы решить многие проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса [4]. Такие функции управления, как анализ, прогнозирование, планирование, требуют особого внимания и представляют целый комплекс взаимосвязанных подфункций, один из подходов к оценке которых, предлагается А. В. Моряковой [3]. Именно от качественного планирования деятельности зависит конечный ее результат. Руководство же малых и средних предприятий, в основном, ориентируется на достижения прошлого периода, не учитывая изменения на рынке в будущий период.
Не менее важным условием успешного развития перевозок автотранспортом, как вида предпринимательской деятельности, по мнению авторов, является обеспеченность ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности в данной отрасли и их качество. Поскольку перевозки невозможны без эффективного использования основных средств, особенно активной их части, необходимо оценить качество основных средств, используемых в отрасли транспорт. К сожалению, в Псковской области основные средства по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» изношены на 47 %. Больший износ имеет место только «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 48,4 %. Но, очевидно, что для оптовой торговли качество основных средств не является настолько важным, как для транспорта. И хотя данный коэффициент износа вычислен, включая износ в сфере связи, проблема не становится менее очевидной, тем более что у ближайших региональных конкурентов данный показатель значительно лучше: Ленинградская область — 28,5 %; г. Санкт-Петербург — 38 %; Новгородская область — 33,5 %; в целом по Северо-Западу — 38,8 %. Данное обстоятельство означает, что если ситуация с обеспечением эффективного развития транспорта как отрасли, и перевозок автотранспортом, в частности, не изменится — доля рынка псковских автоперевозчиков грузов может существенно уменьшиться за счет притока на рынок конкурентов из соседних регионов.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. К отрицательным аспектам, которые могут существенно ограничить предпринимательскую деятельность в области перевозок автомобильным транспортом в псковской области целесообразно отнести:
- неудовлетворительное состояние и высокий износ региональных дорог;
- недостаточность финансирования в сфере дорожного строительства;
- невнимание руководителей малых и средних предприятий к вопросам эффективного управления;
- высокая степень износа основных средств.
Но вместе с тем, можно отметить и некоторые положительные тенденции, влияющие на перспективы развития перевозок автотранспортом. Это, в частности:
- устойчивая позиция транспорта, как отрасли специализации в регионе;
- рост коэффициентов, означающих улучшение обеспеченности предприятий и населения дорогами;
- внимание со стороны руководства области к проблемам повышения качества транспортной инфраструктуры.
В целом можно отметить, что предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автотранспортом можно оценить как достаточно активную, но недостаточно развитая инфраструктура и проблемы с основными фондами и управлением могут существенно ограничить развитие этой перспективной сферы предпринимательской деятельности.
Литература
1. Виноградова О. В. Анализ и направления снижения затрат на материалы при дорожном строительстве // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 5 (46). С. 112-116.
2. Кудряшов Н., Нечай А. Транзитный потенциал: сущность, факторы реализации, подход к оценке// Журнал международного права и международных отношении. 2012. № 3. С. 92-99.
3. Морякова А. В. Модель оценки влияния состояния функций управления процессом предоставления услуг на уровень удовлетворенности потребителей: система показателей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 128-131.
4. Нотченко В. В. Теория и методология формирования экономической политики предпринимательской структуры в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию: монография / В. В. Нотченко. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 213 с.
5. Нотченко В. В., Линева Е. Л. Исследование проблем в сфере перевозок пассажиров автотранспортными предприятиями г. Пскова. // ПРЖ. 2011. № 11. С. 58-64.
6. Нотченко В. В., Линева Е. Л. Оценка состояния транспортной инфраструктуры региона как необходимого условия развития предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 172-181.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.
8. Транспорт в Псковской области. 2013. Статистический сборник / Псковстат. П., 2013. 58 с.
9. Транспорт и связь в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 114 с.
10. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб.для вузов ж/д транспорта / Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. М.: УМЦЖДТ, 2006. 801 с.
11. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]: URL: // http://www.fedstat.ru
12. Официальный сайт Государственного Комитета Псковской области по транспорту и связи. [Электронный ресурс]: URL: // http://transport.pskov.ru
Об авторах 74
Нотченко Виктория Валентиновна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление на предприятии», факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Линева Елена Леонидовна — старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятии» факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
V. V. Notchenko, E. L. Lineva
RЕSEARCH OF THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE PSKOV REGION IN THE FIELD OF TRANSPORTATION OF GOODS BY ROAD
In the article authors revealed the role of transport as a field of specialization, the features of development of road transportation in Pskov region. Also in the article identified obstacles and opportunities of the successful development of entrepreneurial activity in the field of road transportation in the region.
Key words: transport, transportation of goods by road, branch of specialization, transport infrastructure, entrepreneurial activity.
About the author(s)
Notchenko Viktoria Valentinovna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management at an Enterprise , Faculty of Management, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Lineva Elena Leonidovna, Senior Lecturer of the Management of the Department of Economics and Management at an Enterprise , Faculty of Management, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]