УДК 339.138:678.742
О.Д. Трусова, Д.А. Шавалеев
АНАЛИЗ РЫНКА ПОЛИЭТИЛЕНА И ПОЛИПРОПИЛЕНА ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВИК ПОЛИМЕРНОЙ ОТРАСЛИ
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, Россия
It is analyzed the markets of polyethylene and polypropylene. It is determined more perspective direction of developing the vertically integrated companies of polymeric industry.
Проведен анализ рынка полиэтилена и полипропилена. На основе проведенного анализа определено перспективное направление развития ВИК полимерной отрасли.
Широкое распространение изделий из полимерных материалов в различных отраслях народного хозяйства и в быту привело к увеличению потребности в этих видах продукции. Проникновение многочисленных иностранных компаний на российский рынок и постепенное вытеснение малоэффективных отечественных производителей сделало весьма актуальной задачу развития полимерной отрасли на качественно новом уровне как с точки зрения применяемых технологий, так и с позиций используемых методов организации и управления хозяйственной деятельностью.
Развитие вертикально интегрированной компании по производству полимеров требует значительных инвестиций. В этой ситуации особенно важным является определение наиболее перспективных решений по развитию ВИК полимерной отрасли и определения экономически выгодных направлений инвестирования средств с учетом интересов компании в целом. Для нахождения наиболее перспективного направления развития такой компании необходимо проанализировать рынок полимерных материалов.
Основной целью анализа рынка является определение привлекательности рынка как для актуальных, так и потенциальных его участников. Решая эту задачу, необходимо четко различать понятия «рынок» и «отрасль». По мнению С.Б.Авдашева и Н.М.Розанова, авторов книги «Теория организация отраслевых рынков», «различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий». Можно сказать, что потребность и степень ее удовлетворения характеризуется спросом и предложением на рынке. В свою очередь, предложения на рынке зависят от ситуации в отрасли: от количества компаний, действующих на рынке, величины необходимого капитала, от уровня экономии на масштабах производства и т.д. То есть показатели отрасли прямо влияют на ситуацию на рынке, определяют в той или иной степени тип рынка и конкуренцию на нем. Из этого следует целесообразность учета при комплексном анализе конъюнктуры рынка не только рыночных, но и отраслевых показателей. В этом случае к рыночным показателям следует отнести:
- потребление, его динамику и темпы прироста;
- объем производства, его динамику и темпы прироста;
- цены и их динамику (в динамике цен отражается, по существу, движение двух предыдущих показателей и влияющих на их формирование факторов);.
а к отраслевым показателям:
- количество и распределение продавцов и покупателей;
- барьеры входа и выхода в отрасли, препятствующие проникновению на рынок;
- вертикальную интеграцию;
- структуру затрат;
- дифференциацию продукции;
- диверсификацию.
Иными словами можно сказать, что структура отрасли будет отражать степень влияния конкурентных сил (влияние поставщиков, покупателей, потенциальных и существующих конкурентов) и концентрацию на рынке.
Оценка степени воздействия конкурентных сил (соперничество между продавцами внутри отрасли, влияние товаров-заменителей, возможность появление новых конкурентов, влияние поставщиков, влияние покупателей) особенно важна для принятия решений, так как невозможно просчитать шаги по развитию компании без глубокого понимания характера конкуренции на рынке. Для определения степени конкуренции на рынке необходимо оценить концентрацию производителей (продавцов на рынке). Уровень концентрации влияет на поведение фирм в рыночной среде. Чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству. Чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что снижение уровня концентрации приведет к уменьшению рыночной конкуренции. Для понимания ситуации, происходящей в отрасли, очень важно определить тип рынка: монополия, олигополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Чем более концентрирован рынок, тем ближе рынок находится к состоянию олигополии или монополии.
Завершающим этапом является оценка ситуации на рынке в целом и выработка суждений об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Таким образом, процедуру анализа рынка можно представить в виде следующих основных этапов:
- анализ структуры отрасли;
- анализ общеэкономической ситуации в стране;
- анализ показателей конъюнктуры рынка полимерных;
- определение рыночной концентрации и типа рынка;
- оценка конкурентных сил, влияющих на рынок;
- определение перспектив и общей привлекательности рынка.
Особенности промышленного рынка. Особое внимание стоит обратить на то,
что рынок полимерных материалов является промышленным, то есть полимерные материалы - продукция производственно-технического назначения (ППТН). Основное отличие ППТН от товаров народного потребления (ТНП) заключается в том, что ППТН закупаются в больших количествах для производственного потребления и участвуют в производственно-технологическом процессе, что обуславливает необходимость оценки качества и его соответствия предъявляемым требованиям. Стоимость продукции производственно-технического назначения входит в себестоимость готовых изделий.
Спрос на рынке полимерных материалов носит производный характер, поскольку спрос на полимеры возникает не сам по себе, а вследствие спроса на потребительские товары, для изготовления которых требуются полимеры. Поэтому важно проанализировать не только рынок полимерных материалов, но и рынок изделий из них.
Спрос на сырье (газовый конденсат, попутный нефтяной газ) зависит от общей динамики развития нефтехимической отрасли в целом.
На промышленных рынках в большинстве случаев спрос неэластичен. Покупающие фирмы очень осторожно относятся к товару. Данная ситуация, на наш взгляд, особо очевидна на монополистических и олигополистических рынках; при географической отдаленности других поставщиков (в данном случае решение о замене поставщика будет решать отдел логистики, задача которого рассчитать общие затраты на замену поставщика и сопоставить их с общими затратами при повышении цены у существующего поставщика). Спрос на рынке сырья (газовый конденсат, попутный нефтяной
газ) также неэластичен, так как нет возможности замены поставщика сырья в силу соответствующей технологической базы (для переработки газового конденсата и попутного газа требуются различные технологии).
Структура отрасли полимерных материалов и ее влияние на рынок. Отрасли полимерных материалов присуща вертикальная интеграция, поэтому для понимания ситуации в отрасли необходимо проанализировать особенности вертикально интегрированных компаний данной отрасли.
Для ВИК данной отрасли характерно трансфертной ценообразование (впрочем это характерно большинству ВИК). Трансфертное ценообразование - варьирование контрактной ценой при сделках между связанными между собой компаниями. При этом цена в контрактах отличается от ее рыночных значений. Цена в сделке определяется не соображениями получения прибыли для каждого из предприятий, а соображениями общей выгоды для группы компаний. Большинство определений концентрируют внимание на том, что в результате применения трансфертного ценообразования цена, которая используется для определения бухгалтерского финансового результата, оказывается отличной от так называемой справедливой "рыночной" цены.
Другой важнейшей особенностью ВИК данной отрасли является высокая капиталоемкость. Высокая капиталоемкость диктует еще одну особенность ВИК данной отрасли - эта экономия на масштабах производства. Для ВИК полимерной отрасли характерен и «эффект масштаба от выпуска продукции на нескольких заводах (производство углеводородного сырья). Этот эффект возникает за счет распределения одноотраслевых издержек между заводами (закупки одинакового сырья, научные исследования, маркетинг, продажи и т.д.)». Также важной особенностью ВИК полимерной отрасли является наличие технологически сложного оборудования.
Таким образом, ВИК (в рамках анализа ее особенностей) уже диктует определенные критерии структуры отрасли, а именно наличие высоких барьеров входа и выхода:
- необходимость производить сразу большой объем продукции;
- необходимый размер капиталовложения;
- ограниченность доступа к сырьевой базе, поскольку все активы по производству сырья входят в состав ВИК;
- высокие затраты на уход с рынка;
- ограниченность доступа к технологиям и ноу-хау.
Таким образом, данной отрасли характерно наличие в ней небольшого количества компаний, высоких входных и выходных барьеров и присутствие в данной отрасли ВИК. Подводя итог, можно сказать, что знание структуры отрасли помогает выявить определенные критерии рынка:
- слабое влияние поставщиков;
- минимальная вероятность входа на рынок компаний из других отраслей;
- между ВИК будет осуществляться олигополистическая конкуренция;
- слабое влияние покупателей, поскольку спрос на полимерные материалы сильно фрагментирован.
Большинству ВИК полимерной отрасли характерна строгая ориентация на полноту и завершенность технологического цикла — «от скважины до конечного готового продукта». Поэтому эффективность принятия решения о дальнейшем развитии ВИК полимерной отрасли будет опираться на детальном анализе ресурсно-производственного цикла полимерных материалов: исследование рынка продуктов переработки полимерных материалов, изучение рынок полимерных материалов и углеводородного сырья. Анализ рынка полимерных материалов проводится на примере полипропилена и полиэтилена.
Полиэтилен высокой плотности (ПЭВП). Рынок ПЭВП является растущим, но наблюдается тенденция сокращения темпов прироста (около 6% с тенденцией к сокра-
щению). Объем рынка РФ в 2005 году составил 525,2 тыс. тонн. Прогнозируется сальдо торгового баланса (превышение экспорта ПЭВП над импортом), что вместе с сокращающимися темпами прироста рынка свидетельствует о том, что рынок ПЭВП близок к своему насыщению.
Рост спроса на рынке ПЭВП найдет свое адекватное отражение в движении показателя производства в случае успешной реализации всех заявленных проектов развития (оптимистический прогноз). На данный момент производство ПЭВП осуществляется двумя предприятиями: ООО «Ставролен» (ОАО «Лукойл») и Казанское ОАО Орг-синтез. Планируется создание мощностей по производству ПЭВП на базе предприятий ОАО «Сибур-Нефтехим» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
По пессимистическому прогнозу в случае не реализации всех заявленных инвестиционных проектов на рынке ПЭВП ожидается дефицит. Поскольку рынок ПЭВП является вторичным по отношению к рынку изделий из ПЭВП, то спрос на ПЭВП будет зависеть от роста спроса на изделия из ПЭВП. Поэтому бурный рост основных отраслей промышленности: машиностроение, пищевая, медицинская, мебельная промышленность, приведет к увеличению потребления ПЭВП в этих отраслях промышленности.
В структуре потребления не отмечаются какие-либо изменения - по объему потребления ПЭВП лидирует производители тары и упаковки, что обусловлено ростом использования этой продукции в пищевой промышленности.
Полиэтилен низкой плотности (ПЭНП). На рынке ПЭНП наблюдается тенденция сокращения темпов роста данного рынка, что с положительным сальдо торгового баланса (превышение экспорта ПЭНП над импортом) свидетельствует о том, что рынок ПЭНП находится в стадии насыщения. Объем рынка РФ в 2005 году составил 612 тыс. тонн. Темп роста около 4,5 % с тенденцией к снижению. Но существующих мощностей по производству ПЭНП не достаточно для покрытия спроса, хотя и склонного к сокращению. Поэтому спрос может быть удовлетворен в случае успешной реализации проекта по созданию и расширению мощностей на базе существующих предприятий нефтехимический отрасли.
Спрос на ПЭНП будет определяться спросом на полиэтиленовые пленки, что обусловлено ростом использования пленок в пищевой промышленности для упаковки продуктов питания, в машиностроении пленки для защиты от коррозии машин и механизмов, изготовления метеорологических баллонов, для изоляции электрических машин и катушек аппаратов, в качестве диэлектриков в конденсаторах и т.д., в электроэнергетике полимерные пленки находят применение в качестве электроизоляционного материала и др.
Стоит отметить, что существующая тенденция замены ПЭНП на ЛПЭНП приведет к изменению ситуации на рынке, поскольку ЛПЭНП быстрыми темпами вытесняет ПЭНП из основных сегментов рынка (это особо касается Европейской части РФ).
Основным сырьем для производства полиэтилена является этилен. Поскольку все предприятия, производящие полиэтилен (в рамках вертикально-интегрированных компаний), имеют мощности по производству этилена, то можно сказать, что рынок сырья не будет препятствовать рынку полиэтилена. Что касается конкуренции на данном рынке, то на рыке наблюдается олигополистическая конкуренция. Этот факт обусловлен структурой и особенностью отрасли полимерных материалов:
- в отрасли небольшое количество предприятий-производителей, входящих в ВИК,
- умеренная рыночная концентрация;
- высокие барьеры входа на рынок, обусловленные наличием высокой капиталоемкости отрасли.
Конкурентные силы, влияющие на рынок, также коренным образом не мешают развитию рынка ПЭНП, так как их влияние незначительно.
Полипропилен 1Ш. На рынке 1111 наблюдается тенденция к увеличению темпов роста, что с отрицательным сальдо торгового баланса (превышению импорта ПП над экспортом) свидетельствует о ненасыщенности рынка ПП.
Объем рынка РФ в 2005 году составил 350,3 тыс. тонн. В соответствии с наиболее вероятным прогнозом роста спроса на полипропилен к 2010 году объем внутреннего потребления увеличится более чем в полтора раза. Поскольку рынок 1111 является вторичным по отношению к рынку изделий из 1111, то рост спроса на 1111 будет зависеть от роста спроса на изделия из 11. Лоэтому бурный рост основных отраслей промышленности: машиностроение, пищевая, медицинская, мебельная промышленность, приведет к увеличению потребления 11 в этих отраслях промышленности.
Лидирующую позицию по объему потребления 11 занимают производители деталей и изделий производственного назначения. В структуре потребления отмечаются изменения, связанные с увеличением объема потребления 11 для изготовления полипропиленовых пленок, что связано с ростом развития пищевой промышленности и сельского хозяйства в РФ.
На внутреннем рынке прогнозируется структурные изменения в отрасли в сторону значительного увеличения мощностей по производству полимера к 2010 году -более чем на 50 % . На период 2004 года мощности по производству полипропилена в России составляло около 305 тыс. тонн. Объем производства достиг 294 тыс. тонн. Мощности по производству полипропилена распределены в настоящее время между тремя предприятиями ООО «Н11 Нефтехимия» (г. Москва), ЗАО «Лолипропилен» (г. Уфа, Республика Башкортостан) и ОАО «Томский нефтехимический завод». 1ри этом следует отметить, что к 2015 году планируется создание новых производственных мощностей на российских предприятиях нефтехимической отрасли.
Иодводя итог, можно сказать, что конъюнктурный подъем найдет свое адекватное отражение в движении показателя производства в случае успешной реализации всех заявленных инвестиционных проектов.
Основным сырьем для производства полипропилена является пропилен. Рынок пропилена имеет позитивную динамику, обусловленную ростом спроса на 11. 1о-скольку все предприятия, производящие 11 (в рамках вертикально-интегрированных компаний), имеют мощности по производству пропилена, то можно сказать, что рынок сырья не будет препятствовать развитию рынка 11. Что касается конкуренции на данном рынке, то на рынке наблюдается олигополистическая конкуренция. Этот факт обусловлен уже рассмотренными выше особенностями отрасли полимерных материалов:
К 2010 году наблюдается уменьшение концентрации рынка, а соответственно и увеличение конкурентной среды, так как прогнозируется создание новых мощностей по выпуску полипропилена. Конкурентные силы, влияющие на рынок, также коренным образом не мешают развитию рынка 11, так как их влияние незначительно.
Таким образом, рынок ПП является наиболее привлекательным для дальнейшего развития ВИК полимерной отрасли. Но стоит отметить, что оценка привлекательности рынка является достаточно относительной, поскольку для одних компаний рынок может быть привлекательным, а для других нет. Так для компаний, рассматривающих вопрос о вхождении в данную отрасль, рынок не будет являться привлекательным, поскольку высоки барьеры входа на рынок, ограничен доступ к каналам распределения, технологиям и сырьевым базам.
Список литературы
1. Андреев, А.Ф. Формирование и выбор стратегий развития предприятий по производству полимерных материалов/ А.Ф. Андреев, Б.В. Ермоленко, Д.А. Шавале-ев//Нефть, газ и бизнес, № 6, 2006.- С.34-37.
2. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление/ Д. Аакер. - СГО: Штер, 2003.- 544с
3. Авдашева,С.Б. Теория организации отраслевых рынков. Учебник/ С.Б.Авдашева, Н.М.Розанова. - М.: ИЧ1 «Издательство Магистр». - 320 с.