В статье определены показатели инновационной деятельности и общие тенденции ее развития. Выявлены факторы, влияющие на инновационную деятельность российских химических предприятий. Сформулированы приоритетные направления инвестиционного и инновационного развития российских химических компаний на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: инновация, НИОКР, химическая и нефтехимическая промышленность России
Инновационная активность предприятий отечественной химической промышленности *
С. А. ЗАБОЛОТСКИЙ, Л. С. МАРКОВ,
кандидаты экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного
производства СО РАН,
Новосибирск
Е-mail: [email protected], [email protected]
В качестве меры, определяющей инновационную активность предприятия, взяты следующие показатели: доля затрат на НИОКР в себестоимости и в выручке, количество заявок на патенты, подаваемые предприятием. Учитывались только патенты, полученные по изобретениям.
Базой анализа послужили статистические данные рейтингового агентства «Эксперт»1, консалтингового агентства «БизнесИнфоРесурс»2, а также квартальные отчеты
* Статья подготовлена по материалам исследований, проводимых в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН 24 «Фундаментальные проблемы пространственного развития РФ: междисциплинарный синтез» (Проект 10.3 «Механизмы стимулирования инноваций в мезоэкономических системах Сибири»).
1 Химический комплекс России. Вып. X. Электронная база данных РА Эксперт, 2007.
2 Информационно-аналитическая система «БизнесИнфоРесурс». URL: http:// bir.prime-tass.ru
© ЭКО 2010 г.
60 крупнейших предприятий РФ. Использован массив данных, который включает информацию о производственно-экономической деятельности 50 крупнейших химических компаний США, Канады, стран ЕС, Японии3. Выборка смещена относительно генеральной совокупности в сторону крупных по масштабам предприятий, поскольку именно для такого типа предприятий вопросы технологического переоснащения и повышения инновационной составляющей наиболее актуальны.
НИОКР в России и за рубежом
Российские химические предприятия инвестируют существенно меньше средств в научные исследования и разработки, чем иностранные компании. В среднем по выборке среди российских химических комплексов уровень расходов на НИОКР в 2007 г. составлял всего 0,28% от валовой выручки (средний показатель по развитым странам - 3,7%) (табл. 1).
Около 11% российских предприятий, попавших в выборку, не осуществляли научно-техническую деятельность более 15 лет. Это можно объяснить тем, что химические предприятия пользуются инновационными разработками, полученными другими бизнес-единицами соответствующих холдингов.
Таблица 1
Доля расходов на НИОКР в валовой выручке российских и зарубежных химических предприятий в 2004 и 2007 гг., %
Регион 2004 2007 Средний темп прироста за 2004-2007
США 2,8 3,1 3,3
ЕС 4,6 4,7 0,5
Канада 8,6 5,8 - 12,1
Япония 3,0 3,2 2,4
Развитые страны 3,7 3,7 - 0,2
Россия 0,25 0,28 3,8
Источник: Chemical & Engineering News.
3 Chemical & Engineering News, reports. URL: http://pubs.acs.org/cen
ОТРАСЛЬ
3 ЭКО №3, 2010
Анализ темпов изменения затрат на научные исследования и разработки показывает: почти две трети компаний ориентированы на рост инновационной активности, при этом заказывают НИОКР сторонним организациям.
Среди предприятий российского химического комплекса взаимосвязи между долей инвестиций в НИОКР и показателями эффективности не обнаружено (как не выявлено значимых различий средних значений показателей рентабельности между химическими предприятиями, осуществляющими и не осуществляющими инновационную деятельность). По-видимому, существующие показатели экономического роста в России базируются на экстенсивном наращивании производства, а рост инновационной активности в целом не подкреплен ростом внедрения достижений. У зарубежных предприятий, напротив, доля расходов на НИОКР находится в сильной корреляционной связи с рентабельностью предприятий: 653 (001) в 2007 г.
Горизонтальная интеграция
Горизонтальная интеграция может вызывать концентрацию рыночной власти на соответствующих рынках, привести к снижению конкуренции и, соответственно, снижению затрат на инновационную деятельность. Горизонтально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами благодаря снижению затрат (вследствие объединения маркетинговых служб и производств) и за счет синергическо-го эффекта (от объединения опыта в сфере НИОКР). Одно предприятие, находящееся в холдинговой структуре, может пользоваться изобретениями и рационализаторскими разработками другого предприятия, входящего в холдинг (этим отчасти может объясняться и отсутствие упомянутых выше корреляций).
Значимые различия средних значений расходов на НИОКР, к примеру, по производителям удобрений, показывают, что горизонтально интегрированные структуры существенно меньше тратят на эти цели, но опережают независимые компании по рентабельности активов (табл. 2).
К сожалению, под видом установления вертикальных и горизонтальных связей на определенных рынках может происходить промышленный сговор, ведущий к снижению интенсивности конкуренции. Зачем разрабатывать новый
Таблица 2
Рентабельность активов и доля расходов на НИОКР у горизонтально-интегрированных структур и независимых предприятий (производители удобрений) в 2007 г., %
Предприятия Средняя доля затрат на НИОКР в себестоимости Средняя рентабельность предприятия (рентабельность активов)
Горизонтально-интегрированные холдинги 0,07 27,3
Независимые 0,74 9,9
продукт или технологию, инвестируя огромные средства в инновации, если можно воспользоваться другими конкурентными преимуществами? Например, для продуцентов азотных удобрений преимущество обеспечивается относительно дешевым газовым сырьем. Группа предприятий, использующая монопольную власть, получает независимость от конкурентов на длительное время и вполне может позволить себе не увеличивать расходы на НИОКР.
Сбыт продукции
Хозяйственная практика газо- и нефтехимической отрасли связана с технологическими особенностями производства, транспортировки и сбыта продукции; центры газохимии и нефтехимии территориально приближены к центрам нефтепереработки, транспортно-энергетической инфраструктуре, крупным источникам водоснабжения. Сформировалась достаточно жесткая структура производства, и существуют серьезные ограничения на транспортировку и реализацию продукции. В этом бизнесе все знают, кто кому и что реализует.
Полученный по мере углубления переработки конечный продукт уже так не привязан к переработчикам полупродуктов. Производитель минеральных удобрений получает аммиак по трубопроводу и далее производит из него продукцию, которую должен реализовать. В современных, жестких конкурентных реалиях мировой экономики именно создание
ОТРАСЛЬ
3*
товаропроводящей сети служит залогом успешности и эффективности ведения бизнеса. К примеру, компания «Акрон» в свое время скупила торговую сеть сбыта удобрений в Китае, тем самым в несколько раз улучшив свои экономические показатели.
Поэтому важным фактором эффективности инновационной деятельности является тип рынка, на котором работает предприятие, так как различные рынки нуждаются в различной степени продвижения товара. Особенно велико различие между рынками промышленных и потребительских товаров. При этом важно понимать, что выход предприятия, традиционно работающего на промышленном рынке, которое производит, к примеру, полипропилен (сырье для пластмассовых изделий), на рынок потребительских товаров (например, на рынок экст-рузионных изделий из полипропилена), требует увеличения сбытовых издержек и создания разветвленной сбытовой сети.
Здесь инновации и создание сбытовых сетей носят взаимодополняющий характер. Высокий уровень ориентации на потребителя повышает интенсивность технологических инноваций. Выстраивание сбытовых сетей помогает лучше взаимодействовать с конечным потребителем и, ориентируясь на его потребности, разрабатывать или совершенствовать продукцию, выпускаемую предприятием.
Правильная организация собственной или контролируемой дилерской сети позволяет в итоге охватывать больший объем рынка продукции, минимизировать затраты. Сегодня уже недостаточно просто разработать и произвести качественный и недорогой товар. Необходимо, при наличии на рынке большого количества альтернативных взаимозаменяемых видов продукции, побудить покупателя приобрести товар. Сделать это непросто. В нефтехимической промышленности функцию сбыта осуществляет товаропроводящая сеть, обеспечивающая персональный характер работы с потребителями, послепродажное обслуживание, гибкое финансирование контрактов, а также надежную и своевременную логистику.
Но высокий уровень ориентации на потребителя имеет оборотную сторону - может замедлять скорость технологических инноваций. Прорывные инновации в отличие от обычных требуют поиска новых клиентов, зачастую связанного со сменой потребителей и географии сбыта продукции.
Кроме этого, создание и обслуживание сбытовой сети -это отвлечение значительных средств от основной деятельности, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов сказывается и на финансировании НИОКР. К примеру, химическая компания Dupont тратит на маркетинг существующих продуктов вдвое больше, чем на разработку новых -3,2 и 1,3 млрд дол. соответственно4.
Основной вопрос, на который требуется отвечать менеджерам химических компаний, - где баланс между инвестициями в научные исследования и разработки, затратами на продвижение существующих и вложениями в создание инновационных продуктов?
Патентная деятельность российских и иностранных компаний
Ведущие американские,европейские, канадские, японские химические компании в среднем регистрируют около 40-50 патентов в год, отечественные химические гиганты - 8-10. Данные о патентной деятельности зарубежных фирм и российских предприятий (табл. 3)говорят о том, что в экономиках развитых стран достигнуто насыщение в производстве существующих продуктов, значит, химические компании «обречены» на дальнейший инновационный поиск.
Таблица 3
Структура патентов, полученных российскими и иностранными химическими компаниями за последние 5 лет, %
Направление инновационной деятельности Доля в общем объеме патентов
в России в развитых странах
Новые технологии производства существующих химических продуктов 53,0 29,1
Новые химические продукты (в том числе новые марки существующих продуктов и химических соединений) 16,2 42,2
4 Лукач К. Мы любим сотрудничать. Этим и уникальны //Эксперт. - 2007. -№ 46 (587). URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/46/ qa_lukach
Направление инновационной деятельности Доля в общем объеме патентов
в России в развитых странах
Новые технологии производства существующих вспомогательных веществ (катализаторов, ингибиторов, модификаторов и других добавок и т.п.) 17,9 15,4
Новые вспомогательные вещества 3,6 7,7
Новые технологии очистки выбросов 4,1 1,2
Новые технологии энергосбережения 2,7 4,2
Другое 2,5 0,2
Итого 100,0 100,0
Новые материалы и технологии
Согласно российской патентной статистике количество зарегистрированных патентов по новым технологиям для производства существующих химических продуктов и вспомогательных веществ за последние 5 лет составило 70,9% от общего количества патентов. Это втрое больше количества патентов по изобретениям новых химических соединений и продуктов. Разрыв между данными направлениями за последние 5 лет увеличивался со средним темпом 5% в год. Причина - российский рынок традиционных видов химических товаров еще не насыщен, инновационный процесс происходит именно в технологической сфере совершенствования традиционной продукции.
Анализ российской патентной деятельности показал: большему количеству патентов в области изобретения нового химического продукта (или новой марки) соответствует большее количество патентов технологий производства существующих продуктов. При этом коэффициент корреляции, равный 0,631(001), означает: продуктовые инновации тесно взаимосвязаны с процессными.
К сожалению, метод исследования инновационной активности предприятий по количеству патентов несовершенен. Патент - лишь один из способов защиты новых идей и технологий, проверить его нарушение проще всего на этапе торговли,
сделать же это при производстве практически невозможно. Поэтому многие предприятия используют другой способ защиты - коммерческую тайну.
Товарная диверсификация
Выпуск разных продуктов или полупродуктов позволяет застраховаться от цикличности спроса, так как обычно сразу все продукты не попадают в полосу спада.
На основе анализа данных за последние 10 лет5 можно утверждать, что существует значимая взаимосвязь степени товарной диверсификации и результативности инновационной деятельности (коэффициент корреляции равен 0,598 (0,01)). Более диверсифицированные по товарному ассортименту предприятия, как правило, ведут научные исследования сразу по нескольким направлениям. Это объясняется тем, что в организации исследований достаточно значительную роль играет случай: некоторые из лучших на сегодняшний день химических соединений, материалов и химических технологий изобретены, скорее, по счастливой случайности, чем в результате целенаправленных исследований.
Следовательно, предприятия, которые имеют диверсифицированный товарный ассортимент, одновременно инвестируют в несколько направлений исследований, соответственно увеличивая свои шансы на «открытие». При исследовании одного направления (усовершенствуя одно вещество или технологию) можно быстро достичь потолка возможностей. В свою очередь исследовательская диверсификация способствует инновационной эффективности, хотя заранее предугадать, какой процент новых товаров будет получен в результате научно-исследовательского поиска и разработок, трудно.
Некоторые химические предприятия запускают как можно большее количество проектов (в рамках ключевой компетенции предприятия и с опорой на накопленный научно-производственный опыт) в надежде, что какой-либо из них окажется удачным. Чтобы не упустить при этом перспективные направления, вопрос о специализации или диверсификации
5 Учтены только патенты на изобретение новых химических продуктов или технологий, без патентов на промышленные образцы и товарные знаки.
в каждом конкретном случае должен решаться персонально исследователем (разработчиком), чьей задачей и является поиск новых идей.
Импорт специальной химии. Чтобы выпускать не сырье, а готовые изделия высокого качества, нужно использовать то, что называют специальной химией. Это всевозможные катализаторы, активные вспомогательные вещества, стабилизаторы, ингибиторы, добавки, красители, вещества, улучшающие или модифицирующие свойства пластмасс, резинотехнических изделий, химических волокон, синтетических моющих средств. Российских высокотехнологичных разработок явно не хватает, а за рубежом отнюдь не всегда можно купить нужные вещества - зачастую они представляют собой «ноу-хау» той или иной компании-конкурента. Если же не использовать эти добавки, то потребительские свойства изделия окажутся низкими, что может плохо сказаться на его рыночной судьбе.
Корреляционная взаимосвязь между долей НИОКР и долей импортного сырья в себестоимости является величиной отрицательной: - 0,578 (001). Приобретение высокоэффективных добавок, реагентов позволяет повысить экономический эффект основных нефтехимических производств, экономит значительные средства на научные исследования и разработки, сводит к минимуму всевозможные риски при внедрении в производство. Кроме того, технологическое переоснащение многих химических и нефтехимических производств в России осуществляется за счет внедрения импортных технологий. Оборудование поставляется на жестко регламентированных кредитных условиях, которые обязывают покупателя в течение ближайших лет закупать еще и всевозможные химические добавки, поскольку особенности технологического процесса «заточены» под тот или иной реагент (катализатор).
Таким образом, импортируя специальную химию, мы финансируем зарубежную научно-производственную базу по разработке более совершенных катализаторов, ингибиторов, модификаторов. Вывод очевиден - необходимо возрождать собственные производства специальной химии.
Перспективные направления развития. В последние годы в России быстрыми темпами рос спрос на полимеры, такие как полиэтилен низкой и высокой плотности (ПЭНП,
ПЭВП), поливинилхлорид (ПВХ), полипропилен (ПП), и соответственно спрос на полупродукты, из которых их получают. Известно, что инновационная и инвестиционная активность в данном сегменте, в свою очередь, являлась следствием докризисного роста спроса со стороны строительной отрасли. Возобновления докризисных галопирующих темпов роста строительства жилья не ожидается, хотя строительство инфраструктурных объектов, малоэтажное строительство могут обеспечить необходимым спросом ряд нефтехимических компаний, выпускающих стройматериалы из данных полимеров.
Для инновационного процесса следовать текущим тенденциям не всегда полезно. Профессионалу, чьи привычки и мироощущение сформированы растущим рынком и подкреплены достигнутыми успехами, очень трудно увидеть иные подходы к давно известным вещам. Как раз приобретенный профессионализм не позволяет взглянуть на проблему по-другому, но прорывные инновационные стратегии требуют новых подходов и дистанцирования от традиционного образа мыслей и действий6. Именно поэтому, несмотря на то, что первые признаки стагнации в строительной отрасли появлялись уже в 2004 г. (ПЭВП, ПВХ, ПП используются в производстве пластиковых окон и линолеума, пластиковых труб т. д.), многие предприятия продолжали наращивать выпуск и инвестировать в новые мощности по производству этих полимеров.
Есть яркий пример из мировой практики, когда быстрый рост спроса на терефталевую кислоту (полупродукт для получения полиэтилентерефталата) вызвал повышение цен в 1996г. до 1000 дол./т и спровоцировал производителей всего мира на инвестиции в строительство дополнительных мощностей. С их вводом в эксплуатацию цены снизились до 250-300 дол./т7.
Инновации во многом следуют рыночным тенденциям. Этим и объясняется, почему в российской химической промышленности инновации заметны именно в сфере совершенствования технологий традиционных продуктов, а не в создании новых.
6 Bijon C. La strategic de rupture //Harvard-L'expansion. - 1984. - Autumn. -Р. 98-104.
7 Брагинский О. Б. Мировая нефтехимическая промышленность. - М.: Наука, 2003.
На данный момент в России нет многих производств и целых подотраслей, которые могли бы удовлетворить внутренний спрос. Более 50% российского потребления покрывается импортными поставками в следующих группах полимеров: линейный полиэтилен низкой плотности, полиэтилентерефталат, ак-рилонитрилбутадиенстирольный (АБС)-пластик, полиуретан, поликарбонат, полибутилентерефталат, фторполимеры, в том числе политетрафторэтилен (тефлон), полиацетали, полисуль-фоны, а также различные силиконовые полимеры (табл. 4).
Таблица 4
Структура импорта потребляемых в России полимеров в 2007 г., %
Полимеры %
Полибутилентерефталат 100
Поликарбонаты 99
Линейный полиэтилен высокого давления 90
Полиэтилентерефталат 74
АБС-пластик 65
Фторполимеры 60
Вспенивающийся полистирол (EPS) 40
Полипропилен 35
Поливинилхлорид 30
Полиамиды 28
Полистирол общего назначения (GPPS) 12
Ударопрочный полистирол 10
В ближайшем будущем крупные российские производители полимеров, несомненно, приступят к освоению соответствующих рыночных ниш. Вопрос лишь в том, будет ли создан задел для российской научно-исследовательской и конструкторской составляющей. Или все оборудование будет приобретено у иностранных коллег, а заводы будут строиться «под ключ». Впрочем, и такой вариант может быть успешным - в Китае (еще при жизни Дэн Сяопина) следовали принципу «технология в обмен на рынок», что означало уступку части местного рынка иностранным компаниям в обмен на поставку современных прогрессивных технологий. При этом, конечно,
подразумевалось создание совместных предприятий. Возможно, этим же принципом следует руководствоваться российской промышленности, тем более что кризис привел к значительному снижению стоимости зарубежных технологий.
Выводы
• С определенной осторожностью можно утверждать, что в российской химической промышленности инновационная составляющая бизнеса остается низкой. Большинство предприятий систематически занимается технологическими инновациями, между тем к использованию иностранных научных разработок прибегают все чаще и чаще, а иногда пользуются готовыми решениями «строительства под ключ» для модернизации своего производства.
• Важным фактором является также концентрация финансовых, людских ресурсов, накопленный опыт. К примеру, в США и Западной Европе доминируют две-три компании, которые сконцентрировали весь научный инженерный потенциал: Lummus, Kellog (США), Linde (Германия), Technip (Франция). Эти компании создают все значимые прорывные изобретения и занимаются продажей лицензий и технологий другим предприятиям (которые, в свою очередь, производят конечную химическую продукцию).
• В России усилия рассредоточены среди большого количества компаний, поэтому не хватает критической массы знаний, опыта и финансов, а изобретения затрагивают лишь сферы совершенствования того, что было изобретено ранее. Необходима аккумуляция всех видов ресурсов для возникновения «критической массы», способной произвести на свет прорывные технологии, материалы, химические соединения. Отдельному хозяйственному субъекту, имеющему ограниченные финансовые возможности, слишком рискованно инвестировать средства в инновационные проекты. В этих условиях необходимо интенсивное вмешательство государственных институтов, по крайней мере, для создания инфраструктуры и правовых условий будущего строительства инновационных предприятий.