Научная статья на тему 'Анализ рынка ферментированных молочных продуктов с позиции требований здорового питания'

Анализ рынка ферментированных молочных продуктов с позиции требований здорового питания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
410
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЙОГУРТЫ / РЫНОК / АССОРТИМЕНТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / РАСТИТЕЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Нилова Людмила Павловна, Кузикова Анна Альбертовна

Проведен анализ современного ассортимента йогуртов на потребительском рынке г. СанктПетербурга. На рынке преобладают йогурты с растительными ингредиентами, которые используются только с целью расширения ассортимента. Перспективным является увеличение производства биойгуртов с массовой долей жира до 1,5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Нилова Людмила Павловна, Кузикова Анна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка ферментированных молочных продуктов с позиции требований здорового питания»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 637.07

Нилова Людмила Павловна,

к.т.н., доцент

ФГОАУ ВО «СПбПУ», г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected] Кузикова Анна Альбертовна ФГОАУ ВО «СПбПУ», г. Санкт-Петербург, РФ

АНАЛИЗ РЫНКА ФЕРМЕНТИРОВАННЫ1Х МОЛОЧНЫ1Х ПРОДУКТОВ С ПОЗИЦИИ

ТРЕБОВАНИЙ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Аннотация

Проведен анализ современного ассортимента йогуртов на потребительском рынке г. Санкт-Петербурга. На рынке преобладают йогурты с растительными ингредиентами, которые используются только с целью расширения ассортимента. Перспективным является увеличение производства биойгуртов с массовой долей жира до 1,5%.

Ключевые слова

Йогурты, рынок, ассортимент, классификация, растительные ингредиенты

Рынок ферментированных молочных продуктов на протяжении многих лет считался стабильным, а ассортимент продуктов - консервативным. Ферментированные молочные продукты, особенно кефир, ряженка, сметана, всегда были востребованы российским потребителем. Но, начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, на рынке ферментированных молочных продуктов начались изменения. Инновации связаны с широким распространением йогуртов, и совершенствованием его ассортимента в соответствие с требованиями здорового питания [1, с.162]. И хотя йогурты, как продукты молочнокислого брожения, можно считать разновидностью простокваши, но обязательное повышенное содержание в них сухих веществ молока, позволяет расширять их ассортимент за счет использования инновационных технологий переработки всех составных частей молока [2, с.324; 3, с.217]. Использование разнообразного растительного сырья в рецептурах йогуртов не только расширяет ассортимент продукции, но и придает им функциональные свойства [4, с.83; 5, с.261]. Но только в случае содержания более 5% биологически активных веществ растительного сырья в 100 г (мл) йогурта он может быть отнесен к категории «обогащенный», что регламентировано ГОСТ 31981-2013. Использование совместно с обязательными заквасочными микроорганизмами (термофильный молочнокислый стрептококк, болгарская молочнокислая палочка) пробиотических микроорганизмов, относит его к биойогуртам.

В работе представлен анализ ассортимента йогуртов, проведенный в розничной торговой сети г. Санкт-Петербурга по ранее разработанной методике [6, с.22]. Одним из критериев был анализ маркировки [7, с.77].

В типичном гипермаркете (Лента, Карусель, Окей, Перекресток) г. Санкт-Петербурга количество торговых марок (ТМ) йогуртов колеблется от 18 до 25. Их можно разделить на: йогурты, биойогурты и йогуртные продукты, а по консистенции на питьевые и густые. Практически каждая торговая марка включает продукт без растительных добавок (натуральный) и с растительными добавками в широком ассортименте.

Рынок йогуртов высокобрэндирован. Лидером рынка является «Группа компаний Данон в России», представленная ТМ «Активиа», «Данон», «Даниссимо», «Биобаланс», «Растишка», «Тема». Использование современных технологий обработки сырья, способов розлива и упаковочных материалов, способствующие продлению сроков годности готового продукта, расширяют рынок сбыта. И если раньше ферментированные молочные продукты имели ограниченный район сбыта, в основном местная реализация, то теперь продукция производится в различных регионах и транспортируется на длительные расстояния. Так, йогурты ТМ «Активиа» и «Данон» ООО «Данон Индустрия», ТМ «Чудо» ОАО «Вимм-Биль-Данн», ТМ «Б.Ю. Александров» ООО «РостАгроКомплекс» и др. производятся в Московской области, а реализуются в г. Санкт-Петербурге и других городах. На рынке г. Санкт-Петербурга присутствуют и местные производители

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

такие как, ООО «Галактика» с ТМ «Большая кружка» и «Свежее завтра», ООО «СПбФЕРМА» ТМ «СПбФЕРМА», ОАО «СХП Лосево» ТМ «Лосево», но им сложно конкурировать с лидерами рынка за счет меньших объемов и широты ассортимента.

Одним из направлений совершенствования ассортимента йогуртов является разработка ассортимента, соответствующего требованиям здорового питания. Можно выделить три направления: обогащение пробиотическими микрооганизмами (биойогурты), растительными ингредиентами и регулирование массовой доли жира.

На рынке г. Санкт-Петербурга только семь ТМ заявлены, как биойгурты: «Активиа», «Данон», «Тема» ООО «Данон Идустрия», «Ehrmann Prebiotic» ООО «Эрманн», ТМ «Слобода» ОАО «Эфко», ТМ «БиоБаланс» ОАО «Компания Юнимилк», «BioMax «Эффективный» ОАО «Вимм-Билль-Данн». Причем только три ТМ йогуртов содержат специальную микрофлору: ТМ «Слобода» - лактобактерии L.casei, ТМ «Активиа» -ActiRegularis, ТМ «Тема» - Rhamnosus GG. Остальные йогурты обогащены бифидобактериями.

Ассортимент йогуртов различается по массовой доле жира: менее 0,5% для обезжиренных, а для остальных - от 0,5% и выше. Согласно рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов (Приказ Министерства здравоохранения РФ №614 от 19.08.2016) в рационе питания человека должны преобладать йогурты с массовой долей жира 0,5-1,5% (58 кг\год/чел. против 50 кг\год/чел. с жирностью 1,5-3,2%). Фактически на рынке г. Санкт-Петербурга только 37,8% йогуртов имеют массовую долю жира до 1,5% включительно и 47% с массовой долей жира более 2,5%.

Для обогащения йогуртов растительными ингредиентами используют самое разнообразное сырье (соки, пюре из ягод, плодов), называемых наполнителями. Йогурты могут быть обогащены одно-, двух-трехкомпонентными наполнителями. Анализ показал, что на рынке г. Санкт-Петербурга преобладают йогурты с однокомпонентными наполнителями (51,1%), из них лидируют наполнители из ягод (клубника; земляника, черника и др.). На долю йогуртов с двухкомпонентными наполнителями приходится 35,9%, но вариация компонентов более широкая с преобладанием наполнителей из ягод, а также фруктов и тропических плодов. Только ТМ «БиоБланс» производит йогурт с наполнителем «зеленый чай-лимон». Йогурты с трех- и четырех- компонентными наполнителями, в основном производит ООО «Кампина» ТМ «Fruttis». У других производителей может быть только одно наименование. Многокомпонентными наполнителями являются «лесная ягода», «злаки», «мюсли», которые, по сути, могут состоять из двух, трех, четырех растительных ингредиентов, а может сочетать лесные ягоды и несколько злаков. Но на упаковке отсутствует информация о содержании биологически активных веществ за счет вносимых растительных ингредиентов, что не позволяет позиционировать их как продукты для здорового питания.

Таким образом, на рынке ферментированных молочных продуктов г. Санкт-Петербурга преобладают йогурты с растительными ингредиентами и массовой долей жира более 2,5%. С учетом требований здорового питания перспективным является увеличение производства биойогуртов, снижение массовой доли жира. Использование растительных ингредиентов (наполнителей) для расширения ассортимента йогуртов должно проводиться с целью обогащения их биологически активными веществами в количестве не менее 5% на 100 г (мл) от суточной нормы потребления, что необходимо отражать в маркировке.

Список использованной литературы:

1. Нилова Л.П., Малютенкова С.М. Инновационные пищевые продукты в формировании региональных товарных систем // Наука Красноярья, 2016. № 5(38) - С. 161-174.

2. Флоринская Е.Э. Инновационные технологии переработки молочного сырья для создания продуктов здорового питания // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. - 2015. - Т.1. - №8. - С.323-326.

3. Флоринская Е.Э. Функциональные молочные продукты с использованием концентрата сывороточных белков // Вопросы питания. 2016. Т.85. №S2. - С.217.

4. Нилова Л.П., Малютенкова С.М., Флоринская Е.Э. Роль растительного сырья в формировании потребительских свойств ферментированных молочных напитков // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2016. №44. - С.81-86.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х

5. Пилипенко Т.В., Глухова Е.Н., Витман М.А. Разработка молочных ферментированных продуктов с функциональными свойствами // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. - 2015. - Т.1. - №8. - С.259-262.

6. Нилова Л.П., Вытовтов А.А. Экспертный метод оценки потребительских свойств хлебобулочных изделий с натуральными функциональными ингредиентами // Товаровед продовольственных товаров. 2012. №2. - С. 21-23.

7. Нилова Л.П., Малютенкова С.М. Актуальные аспекты современной маркировки пищевых продуктов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2016. №5 (40). - С.75-80.

© Нилова Л.П., Кузикова А.А., 2016

УДК 338

Павлов М.В.,

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

E-mail: [email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЁМКОСТИ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДОМ FUNCTION POINTS

Аннотация

Расчет трудоемкости определенно имеет важное значение при разработке IT-проекта, и является одним из значимых составляющих при вычисление конечной стоимости продукта. Рассмотрим расчёт экономических показателей на примере IT-проекта CrossCity с помощью метода Function Points. Данное мобильное приложение предназначено для того, чтобы познакомить пользователей с достопримечательностями России и дать им возможность принять участие в квестах основанных на посещение данных точек и выполнении ряда несложных заданий.

Ключевые слова

Расчет экономических показателей, Function Points, IT-проект, мобильное приложение.

Расчет трудоемкости разработки определенно имеет важное значение при разработке IT-проекта и является одной из значимых составляющих при вычислении конечной стоимости программного продукта для предприятий-разработчиков всех форм собственности [1].

Рассмотрим расчёт экономических показателей на примере IT-проекта CrossCity с помощью метода Function Points. Данное мобильное приложение предназначено для того, чтобы познакомить пользователей с достопримечательностями России и дать им возможность принять участие в квестах основанных на посещение данных точек и выполнении ряда несложных заданий. Все это реализовано в виде игровой платформы и одновременно информационного ресурса, дающим представление и дынных местах.

Метод Function Points предназначен для оценки на основе логической модели объема программного продукта количеством функционала, востребованного заказчиком и поставляемого разработчиком. Несомненным достоинством метода является то, что измерения не зависят от технологической платформы, на которой будет разрабатываться продукт, и он обеспечивает единообразный подход к оценке всех проектов в компании [2 - 4].

В методике функциональных указателей для определения объема работ используется 5 информационных характеристик (Таблица 1):

1) внешний ввод - элементарный процесс, перемещающий данные из внешней среды в приложение. Данные могут поступать с экрана ввода или из другого приложения. Управляющие данные не модифицируют внутренние логические файлы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.