АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ
Г.Р. Имангулова, старший преподаватель Г.М. Сейитлиева, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-3-51-54
Аннотация. На современном этапе для России решение вопроса правового регулирование деятельности частных военных компаний является актуальной задачей. Целью работы является анализ законопроектов, целенаправленно разработанных по легитимации ЧВОК. Данное исследование позволило выявить положительные и отрицательные стороны исследуемого вопроса. Положительной стороной является экономический фактор, которым следуют западные страны, отрицательной стороной является юридические коллизии в процессе легализации компаний частного военного сектора.
Ключевые слова: международное право, федеральные законы, законопроект, нормы права, легализация ЧВОК, сотрудники ЧВОК.
В современное время частные военные и охранные компании (далее ЧВОК) довольно распространены, особенно в развитых странах. Необходимо понимать, что интересом ЧВОК является только материальная выгода, а не поддержание мира или безопасности. Ежегодные денежные обороты этих компаний составляют несколько сотен млрд. долларов США, этим они и являются привлекательными для экономического сектора. ЧВОК часто бывает вовлечены в локальные или во внутригосударственные конфликты.
На данный период времени проблема правового регулирования активности ЧВОК прослеживается не только на национальном уровне, но также и на мировом уровне, и Россия в этом плане не является исключением. В России создание частных военных компаний запрещена и на официальном уровне их не существует. В бизнес-кругах и, в некоторой степени, на государственном уровне поддерживается и многократно озвучиваются высказывания, предложения высокопоставленных лиц, включая главу государства, идея легализации этого направления. В частности, в 2012 г., на тот момент занимающий должность премьер-министра РФ, В.В. Путин поддержал инициативу создания системы ЧВОК. В 2018 г. были приняты поправки в Федеральный закон «О воинской обязан-
ности и военной службе» [1], которые коснулись статьи 34.1 «Испытания при поступлении на военную службу по контракту». В 2018 г. группа депутатов от «Справедливой России» Государственной Думы выступила с очередным законопроектом о ЧВОК, также в выступлениях главы Министерства иностранных дел Сергея Лаврова, председателя Комитета Государственной Думы по обороне В.А. Шаманова, члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности О.Ф. Ковитиди неоднократно звучали заявления о необходимости легализации ЧВОК. В частности, В.А. Шаманов заявил, что «Комитет Госдумы по обороне готов начать разработку соответствующего законопроекта» [2].
Разработка проекта федерального закона по ЧВОК начинается в 2012 г. и на данный момент существует три таких проекта, каждый из которых является разным по содержанию:
- Проект федерального закона № 620156 «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» (внесен депутатом ГД А.В. Митрофановым) [3]. Данный законопроект, недоработанный по сравнению с вторым предложенным законопроектом. Содержание предлагаемого законопроекта посвящено базовым положениям регулирования: цели создания, ликвидация, до-
кументы для регистрации, учредители, организационная структура, техническое имущество и некоторые положения регулирования со стороны государства: поддержка, контроль, полномочия правительства по решению вопросов ЧВОК и некоторые полномочия федеральных органов. Проект всесторонне не доработан (не указывается статус сотрудников, не уточняется участие в военных операциях и т.д.), также не содержит нормы международного права.
- Проект Федерального закона № 630327-6 «О частных военно-охранных компаниях» (внесен депутатом ГД Г.С. Носовко) [4] разработан более детально. В нем прописывается, что правовую основу проекта составляют как нормы национального законодательства, так и международные, а также ответственность за нарушение этих норм. В проект добавлены понятия о ЧВОК, об их сотрудниках и о заказчике, также добавлены виды услуг, которые могут и не должны предоставлять потенциальные российские ЧВОК. Подробно рассмотрены лицензионные положения, мониторинг, аудит и отчетность ЧВОК. В законопроекте предусмотрены, также требования к потенциальным сотрудникам компаний. Одним из требований является обязательная дактилоскопическая регистрация, порядок проведения которой указан в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [5].
- Проект Федерального закона № 952777-6 «О частной военно-охранной деятельности» (внесен депутатом ГД Г.С. Носовко в 2015 г.) также не был принят [6]. Каждый законопроект является по содержанию частично разным, данный проект отличается тем, что некоторые положения прописаны более сгруппировано, а некоторые более подробно раскрыты. Данный проект отличается и интересен тем, что включены положения об ограничениях и запретах в деятельности ЧВОК, в частности запрет на свержение органов государства (существует много исторических примеров, где ЧВОК участвовали в государственных переворотах или созда-
вали напряженную ситуацию в вооруженных силах), насильственное изменение государственных границ, нарушение суверенитета и т.п.
Сторонники законопроектов ссылаются на п. 3 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», которая закрепляет право граждан «создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны» [7]. Правительство в свою очередь отклоняет законопроекты из-за несоответствия целому ряду статей Конституции РФ: нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, согласно которой, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований; противоречие ст. 71 Конституции РФ, в которой говорится, что, вопросы обороны и безопасности, войны и мира, внешней политики и международных отношений РФ находятся в исключительном ведении РФ [8]. Также, законопроект не поддержали целый ряд государственных органов РФ: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции, а также другие силовые ведомства, в частности Росгвардия и Федеральная служба безопасности. В случае, если Правительство РФ решит принять федеральный закон «О частных военно-охранных компаниях», то это потребует внесения изменений в перечень актов федерального законодательства [9].
Учитывая эту юридически не простую законодательную ситуацию, проект подлежит весьма серьезному рассмотрению. Необходимо также учитывать потенциальный факт угрозы государству со стороны ЧВОК, в частности ст. 12 законопроекта № 952777-6 «Требование к работникам частной военно-охранной организации» прописывается, что гражданин иностранного государства может быть сотрудником потенциальных российских ЧВОК наравне с российскими гражданами, в лице организованной преступности с целью создания напряжения в воинских частях со стороны иностранных нанятых сотрудников. Не смотря на заграничную практику по легализации ЧВОК, Россия не стремиться и не
торопится легализовать это направление рованной обстановки и широкое распро-деятельности только из-за экономической странение ЧВОК по всему миру, в интере-(налоговой) привлекательности, тем не сах России дальнейшая работа над проек-менее, учитывая факт всемирной военизи- тами.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с посл. изм. и доп. от 22 декабря 2020 г. № 461-ФЗ) // Официальный интернет портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр://ргауо.§оу.гц/ргоху/1р8/?ёосЬоёу=&пё=102052265 (дата обращения: 15.04.2022).
2. Шишмонин С.В. Эволюция частных военных компаний в мире // Актуальные проблемы государства и права. - 2019. - Т. 3. №9. - С. 107-113.
3. Проект Федерального закона № 62015-6 «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://8о2ё.ёита.§оу.т/ЬШ/62015-6 (не действует).
4. Проект Федерального закона № 630327-6 «О частных военно-охранных компаниях» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://8о2ё.ёцта.§оу.гц/ЬШ/630327-6.
5. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 274 ФЗ) // Официальный интернет портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ьйр://ргауо.§оу.гц/ргоху/1р8/?ёосЬоёу=&пё=102052265 (дата обращения: 15.04.2022).
6. Проект Федерального закона № 952777-6 «О частной военно-охранной деятельности» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://8о2ё.ёцта.§оу.гц/ЬШ/952777-6 (не действует).
7. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2010 г. № 172-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://ргауо.§оу.гц/ргоху/1р8/?ёосЬоёу=&пё=102041583_(дата обращения: 16.04.2022).
8. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2022).
9. Никонович С.Л. Правовые аспекты создания частных военных компаний в России // Вестник военного права. - 2019. - №1. - С. 15-20.
ANALYSIS OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON THE LEGALIZATION OF PRIVATE MILITARY SECURITY COMPANIES
G.R. Imangulova, Senior Lecturer G.M. Seyitlieva, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. At the present stage, for Russia, the solution of the issue of legal regulation of the activities of private military companies is an urgent task. The purpose of this work is to analyze bills purposefully developed to legitimize PMSCs. This study made it possible to identify the positive and negative aspects of the issue under study. The positive side is the economic factor followed by Western countries, the negative side is the legal conflicts in the process of legalizing private military sector companies.
Keywords: international law, federal laws, draft law, legal norms, legalization of PMSCs, PMSC employees.