УДК 330
АНАЛИЗ РОЛЕЙ УЧАСТНИКОВ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
А. А. Лабунская
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Для эффективной реализации государственной инновационной политики необходимо формирование новой модели взаимоотношений триады «государство - наука - бизнес» в инновационной системе на принципах концепции «тройной спирали». Эмпирический анализ. Представлены результаты анализа анкетирования специалистов, участвующих в реализации программ научно-исследовательских университетов (НИУ), направленного на изучение авторитетных мнений экспертов о возможных направлениях развития путей взаимодействия университетов, государства и бизнеса для повышения эффективности инновационной системы России. Проведен анализ распределения ролей самими участниками инновационного процесса, что позволило определить положительные тенденции и выявить основные риски, угрозы в ходе реализации программы развития национальных исследовательских университетов. Результаты. Выделены основные направления становления стратегии управления НИУ для повышения роли в инновационном развитии региона: построение взаимоотношений с бизнес-структурами любыми возможными способами; самостоятельное независимое развитие НИУ во всех направлениях; тесное взаимодействие с задачами развития государства и региона и углубление связей с региональными и зарубежными партнерами для осуществления данных стратегий. Ключевые слова: региональное инновационное развитие, национальные исследовательские университеты.
Введение
Значительная роль в инновационном развитии России и ее регионов возложена сегодня на высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных кадров, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования. Деятельность любого университета в современной экономической среде нацелена на устойчивое функционирование и развитие, возможное за счет обновления и укрепления его интеллектуального, научного и научно-технического потенциала, независимо от направленности университета.
Нелинейный рост показателей возможен за счет инновационных разработок и внедрения инновационных составляющих не только в образовательную и научно-исследовательскую сферу, но и в расширение сфер влияния и взаимодействия с внешней средой, без которой невозможно полноценное функционирование университетов и их гармоничное развитие.
В этих условиях построение взаимодействия по принципу «тройной спирали» и создание эффективных механизмов взаимодействия основных экономических акторов становится одной из главных задач государственной политики. Для эффективной реализации государственной инновационной политики необходимо формирование новой модели взаимоотношений триады «государство - наука - бизнес» в инновационной системе на принципах концепции «тройной спирали».
В 2009 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стала реали-зовываться программа по формированию сети национальных исследовательских университетов (НИУ), которые бы не только могли организовать эффективный процесс обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями, проводимыми в том же университете. Появились национальные исследовательские университеты - новый институт для российской и мировой практики. Так, на конкурсной основе было образовано 29 национальных исследовательских университетов, в том числе 17 вузов технического профиля, 9 классических университетов, один университет - экономического профиля, один - медицинского, а также академический научно-образовательный центр Российской академии наук. Доля НИУ в системе российских вузов составляет 2,6%. В исследовательских университетах работает около 6% численности персонала, занятого исследованиями, и обучается 5% общей численности аспирантов и студентов.
За почти пять лет преодолены трудности в реализации проекта, достигнуты значительные успехи, накоплен определенный опыт, требующий изучения, для определения стратегии развития НИУ в будущем.
Эмпирический анализ
В настоящей статье представлены результаты анализа анкетирования специалистов, участвующих в реализации программ НИУ, направленного на изучение авторитетных мнений
© Лабунская А. А., 2014
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2, ч. 1
экспертов о возможных путях взаимодействия университетов, государства и бизнеса для повышения эффективности инновационной системы России и определение степени влияния НИУ на инновационное развитие регионов, а также результативности создания национальных исследовательских университетов в России.
Для представления реальной ситуации взаимодействия НИУ с внешней средой был проведен анализ ответов респондентов, который позволил выявить следующие сильные стороны НИУ, указанные большинством опрошенных:
- 75% респондентов самой сильной стороной называют «четкое понимание задач партнеров в бизнес-среде», считают, что между средами есть оперативный обмен данными, НИУ знают собственные возможности и проблемные места и имеют возможность оперативно реагировать на запросы промышленности в инновационной сфере, в том числе и в подготовке кадров с учетом региональной специфики и запросов предприятий партнеров;
- 25% респондентов из общего числа ответивших называют сильной стороной уже имеющиеся долгосрочные связи с большинством компаний и долгосрочные программы сотрудничества. В ответах есть варианты «поступление реальных предложений от предприятий (организаций), учитывающих потенциал вуза»;
- 10% опрошенных выделяют возросший интерес у бизнес-среды или понимание необходимости сотрудничества для дальнейшего успешного функционирования организаций в бизнес-среде.
Следовательно, можно сделать вывод, что больше половины НИУ имеют устойчивые связи с промышленным или бизнес-сектором региона и используют возможности общей информационной среды, около половины респондентов считают сильной стороной достаточно развитую инновационную и научно-техническую инфраструктуру НИУ.
Напротив, основными слабыми сторонами особенно отмечаются: недофинансирование, отсутствие здоровой конкурентной среды, а также законодательной и нормативной, или стимулирующей такие отношения, базы.
Основными положительными тенденциями и возможностями для университетов респонденты считают самостановление НИУ в качестве интегрированного пространства в «тройной спирали» с укреплением связи вуз - предприятие; улучшение материально-технической, программной и приборной баз в НИУ, которые позволяют расширить возможности для исследователей и разработок в дальнейшем; также важной тен-
денцией является укрепление или зарождение связей как с предприятиями внутри региона, так и зарубежными организациями.
Заключительным показателем для комплексного анализа текущего состояния НИУ является оценка возможных рисков и угроз для дальнейшего развития инновационной научно-технической среды.
Нужно отметить, что на этот вопрос ответили не все респонденты и мнения разделились:
- почти половина респондентов считают основным риском и угрозой для дальнейшего развития отношений потенциальную нестабильность ситуации в экономике в целом, неустойчивость инвестиционного климата или частые и резкие смены правил или законодательства на рынке образовательной и научной сфер;
- другая половина опрошенных считает основным риском сокращение и без того недостаточного государственного финансирования или несвоевременного финансирования разработок, отсутствие положительных тенденций в развитии альтернативных источников финансирования, а как следствие, низкую мотивацию молодежи оставаться в науке и продолжающуюся «утечку мозгов», но не за рубеж, а, скорее, просто из сферы науки и инноваций в частный бизнес;
- 10% респондентов считают существующие условия деградацией отраслей и регионов, которые могут остаться лишь «сырьевыми придатками» в условиях так и не появившегося интереса к инновациям у бизнес-среды.
Можно обобщить все положительные отмеченные стороны и опасения участников инновационного процесса. У сотрудников НИУ есть уверенность в собственных научных университетах - они отмечают высокий потенциал и уже существующий сильный задел для инновационного развития и полноценного взаимодействия с регионом, но остается неуверенность в общей экономической ситуации в стране - общая нестабильность экономики не вселяет в респондентов больших надежд на продолжение финансирования и стабильное развитие способствующей ситуации, остаются проблемы в законодательной, нормативной и «стимулирующей» базе.
По сравнению с периодом до начала реализации программы поддержки НИУ, сегодня можно говорить о положительной динамике конкретных показателей - наличие нового оборудования и для образовательного процесса, и для исследований, проведенные реконструкции и ремонты, выделение средств на новые разработки. Но если обратиться к самому периоду реализации с точки зрения оценки собственного потенциала, то результаты на сегодня оставля-
ют желать лучшего - потенциал университетов видится значительно большим, чем его уже реализованная часть за время работы программы.
Пока реализация потенциала университетов воспринимается в основном исключительно в аспекте поставки кадров для заполнения рабочих мест в регионе, а главное желание участников инновационного процесса - видеть в рамках университетов координацию и объединение всей инновационной активности региона.
На наш взгляд, самым интересным моментом исследования стали вопросы о распределении ролей в инновационном процессе всех участников «тройной спирали». Ранее мы упоминали, что в ответах респондентов отмечалась как самая уверенная позиция и сильная сторона НИУ - знание потребностей региона и возможность им соответствовать. Ответы на эти вопросы позволяют сделать другие выводы - большинство опрошенных не уверено в распределяемых в данном процессе ролях бизнеса и государства.
Возможная роль, которую респонденты возлагают на региональный бизнес, определяется следующим образом.
Чуть более половины (52%) респондентов считают регионы ответственными за более активное включение НИУ в инновационный процесс - компаниям частного сектора предлагается несколько вариантов такого взаимодействия:
- непосредственная постановка проблем для решения их НИУ на конкурентной основе;
- взаимодействие с научными центрами и центрами коллективного пользования;
- самостоятельное проявление интереса и инициативы в изучении основных направлений деятельности НИУ;
- создание совместных МИПов при университетах;
- использование любых других элементов объединения;
- обращения за повышением квалификации и кадровых ресурсов;
- создание совместных планов развития и обсуждение с НИУ;
- создание базовых кафедр на предприятиях и более активное участие в образовательных процессах университетов.
Вторая половина ответивших (47%) выделяет единственную возможную составляющую вклада регионального бизнеса - финансирование - через следующие формы:
- поддержка стартапов;
- поддержка проектов на докоммерческой стадии;
- финансирование разработок в интересующих сферах;
- всевозможные варианты софинансиро-вания;
- финансирование собственных частных заказов.
А вот мнение о роли и возможном вкладе органов региональной власти в процесс обеспечения эффективного взаимодействия НИУ и инновационного сектора экономики очень неоднозначна - фактически никто из участников инновационного процесса не может дать однозначного определения роли региональных органов в общей реализации процесса (рис. 1).
Роль, ранее предложенная для самих НИУ, 30%
Роль органов государственной власти, 15%
Затруднились ответить, 23%
Роль бизнес-среды, 15%
Конкретные
функции проводника между государством и регионом, 17%
Рис 1. Роль региональных органов власти в «тройной спирали»
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2, ч. 1
Часть респондентов приписывают региональным органам целиком функции и роль органов государственной власти:
• совершенствование законодательной и налоговой базы (налоговые льготы компаниям, внедряющим инновационные разработки НИУ), прозрачность таких налоговых норм, перечни льгот (10% респондентов);
• продвижение на российский и мировой рынок инновационных разработок НИУ (некоторые вузы делятся реальными успехами благодаря органам региональной власти) (5%);
• часть респондентов предлагает региональным органам власти разделить тот же вклад, что предлагался региональному бизнесу:
- привлечение финансирования и самофинансирование (10%),
- создание благоприятных условий для реализаций программ (5%).
Кроме того, 30% респондентов предлагают органам региональной власти взять на себя роль, ранее предложенную для самих НИУ:
- выступить площадкой соединения и взаимодействия науки и производства;
- предоставлять площадки для такого взаимодействия;
- создавать интегрированные малые предприятия;
- организовывать процессы валидации и верификации - столкновения интересов по сути.
И лишь небольшой сегмент респондентов оставляет региональным органам власти конкретные функции - проводника между государственной властью и регионом:
- определение и указание приоритетных направлений развития не экономики в целом, а конкретных регионов, чтобы помочь направить исследовательские усилия в практическую деятельность для решения конкретных целей (10%);
- конкретный механизм, такой как создание специализированного интернет-портала, содержащего информацию как о научно-технологических запросах технологически ориентированного бизнеса, так и научно-технологические предложения вузов и научных организаций, для выявления единых направлений и интересов развития (7%).
Таким образом, мнение о вкладе органов региональной власти имеет разделение, показывающее, что респонденты не понимают места региональной власти в общей «тройной спирали» и относят этот компонент либо к региональной власти, либо к региональному производству и бизнесу, либо ставят региональные власти в помощь исключительно НИУ. Специфическая роль, которую можно выделить в ответах, -это роль своеобразного проводника между государственной властью и всем регионом: соединение целей и задач экономики в целом с региональным аспектом и сопоставление с реальными возможностями бизнес-структур и НИУ.
В данной ситуации участники инновационного процесса могут предложить направления становления стратегии управления НИУ для определения и повышения роли в инновационном развитии региона (рис. 2):
Углубление связей с региональными и зарубежными партнерами всех типов
Интеграция с властью в рамках постановки задач
Усовершенствование самих НИУ
Становление отношений с бизнес-средой
Рис. 2. Направления развития стратегии НИУ
• 40% ответивших считают основным направлением стратегию становления взаимоотношений с бизнес-сферой, все ранее перечисленные способы взаимодействия остаются актуальными для этого направления; это же направление респонденты считают основным в возрастании «третьей роли» НИУ - создание интеграционных площадок и углубление отношений с компаниями как через создание малых инновационных предприятий, так и организации на базе НИУ с привлечением бизнес-структур;
• по 30% ответов приходится на два варианта стратегии развития:
- половина ответивших видит основное назначение в усилении роли непосредственно научного направления в деятельности НИУ -инновационные разработки внутри НИУ, расширение и совершенствование структуры, изменение образовательных процессов внедрением проектных подходов. То есть, развиваясь, НИУ повлияет на развитие региона в целом;
- другая половина ответивших предполагает, что единственной возможной стратегией может быть лишь интеграция с регионом и государством в плане постановок стратегических задач для НИУ и работы над их выполнением, основным стартом видятся «точки роста» региональной и государственной экономики, мониторинг инновационных процессов и учет приоритетных направлений развития региона будут основными моментами в стратегии развития;
• одновременно с этими направлениями 17% ответивших выделяют углубление связей с
региональными и зарубежными потенциальными партнерами (как промышленными, так и образовательными организациями).
Результаты
Подводя итог, можно выделить три основных направления становления стратегии управления НИУ для повышения роли в инновационном развитии региона:
1) построение взаимоотношений с бизнес-структурами любыми возможными способами;
2) самостоятельное независимое развитие НИУ во всех направлениях;
3) тесное взаимодействие НИУ с органами власти и бизнесом в направлении развития инновационной деятельности государства и региона.
По всем трем направлениям респонденты видят смысл в углублении связей с региональными партнерами для осуществления данных стратегий.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 12-06-33052 мол_а_ вед).
Список литературы
1. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов. Информация Министерство образования и науки РФ. URL: http://www.busi-nesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_152243. html (дата обращения: 17.05.2014).
Analysis of the Roles of Triple Helix Actors in Innovative Development of the Region
A. Labunskaya
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected].
Introduction. For effective implementation of the state innovation policy is necessary to form a new model of the relationship of the triad «state - business - science» in the innovation system on the principles of the concept of «triple helix». Empirical Analysis. The results of the analysis of the survey of professionals involved in the implementation of programs of the National Research Universities aimed at studying the authoritative opinions of experts about the possible directions of development of ways of interaction of universities, government and business to improve the efficiency of the innovation system in Russia. The analysis of the distribution of roles by the participants of the innovation process, which allowed to determine the positive trends and to identify the main risks and threats in the course of implementation of the development of national research universities. Results. Main directions of formation control strategy for enhancing the role of the National Research Universities in the innovative development of the region: building relationships with business entities in any way possible; self-independent development of the National Research Universities in all directions; working closely with the development objectives of the state and the region and deepening links with regional and international partners to implement these strategies. Key words: regional innovation development, national research universities.
The reported study was supported by RFBR (research project № 12-06-33052 Mon_a_Beg).
References
1. O kontseptsii sozdaniia seti natsional'nykh issledo-vatel'skikh universitetov. Informatsiia Ministerstvo obrazovaniia i nauki RF (On the concept of creating a
network of national research universities. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation). Available at: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_152243.html (accessed 17 May 2014).