Научная статья на тему 'Анализ рисков в туристской индустрии'

Анализ рисков в туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТHE TOURIST INDUSTRY / A RISK INDICATOR. / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / РИСК НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ УСЛУГ / АНАЛИЗ РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / СЕЗОННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ РИСКА / THE RISK ANALYSIS / MANAGEMENT OF RISK / SEASONAL PREVALENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигеева Олеся Викторовна

В статье представлен авторский экономико-статистический метод оценки риска предприятий туристской индустрии и связанный с ним показатель риска, основанный на применении составляющей общей дисперсии, обусловленной влиянием только слу-чайных факторов, а также подход к интерпретации степени риска гостинично-туристских комплексов по значениям оценки риска, который позволяет повысить адек-ватность оценки риска деятельности предприятий туристской индустрии. Данный ме-тод позволяет снизить неопределенность при прогнозировании рыночной конъюнктуры в процессе управления рисками в данной отрасли хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article an economic-statistical method of an estimation of risk of the enterprises by the tourist of the industry and the indicator of risk based on application of the making general dispersion connected with it, caused by influence only random factors, and also the approach to interpretation of degree of risk of hotel-tourist complexes on values of an estimation of risk which allows to raise adequacy of an estimation of risk of activity of the enterprises the tourist of the industry is presented. The given method allows to lower uncertainty at market condi-tions forecasting in managerial process by risks in the given branch of managing

Текст научной работы на тему «Анализ рисков в туристской индустрии»

О. В. Мигеева

АНАЛИЗ РИСКОВ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация

В статье представлен авторский экономико-статистический метод оценки риска предприятий туристской индустрии и связанный с ним показатель риска, основанный на применении составляющей общей дисперсии, обусловленной влиянием только случайных факторов, а также подход к интерпретации степени риска гостиничнотуристских комплексов по значениям оценки риска, который позволяет повысить адекватность оценки риска деятельности предприятий туристской индустрии. Данный метод позволяет снизить неопределенность при прогнозировании рыночной конъюнктуры в процессе управления рисками в данной отрасли хозяйствования.

Annotation

In article an economic-statistical method of an estimation of risk of the enterprises by the tourist of the industry and the indicator of risk based on application of the making general dispersion connected with it, caused by influence only random factors, and also the approach to interpretation of degree of risk of hotel-tourist complexes on values of an estimation of risk which allows to raise adequacy of an estimation of risk of activity of the enterprises the tourist of the industry is presented. The given method allows to lower uncertainty at market conditions forecasting in managerial process by risks in the given branch of managing

Ключевые слова

Туристская индустрия, риск невостребованности произведенных услуг, анализ риска, управление риском, сезонность, показатель риска.

Keywords

^e tourist industry, the risk analysis, management of risk, seasonal prevalence, a risk indicator.

2009 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Российская Федерация располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако состояние туристского и гостиничного бизнеса в России далеко от возможностей, обусловленных наличием богатейших туристских ресурсов. Позитивные тенденции в развитии туристского комплекса России сопряжены с влиянием факторов риска, действие которых в разные периоды различно и проявляется как на макро-, так и микроуровне.

В настоящее время гостиничный бизнес наравне с другими отраслями экономики ощущает значительное негативное влияние мирового финансовоэкономического кризиса. Сокращение объемов деловых и туристских поездок отрицательно отразилось на загрузке гостиниц и на туристской индустрии1 в целом. По оценкам специалистов2, в начале 2009 года наполняемость гостиниц, даже в столицах, находилась на довольно низком уровне, что повлекло закрытие на неопределенный срок ряда коллективных средств размещения, относящихся к разным ценовым категориям. Предприятия туристской отрасли столкнулись с падением спроса, что яв-

1 Под туристской индустрией понимают сово-

купность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-

курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-

спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент-скую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

2 www.next-stop.ru.

ляется одной из причин риска3 невос-требованности произведенных услуг. В общем случае, к факторам риска невос-требованности произведенных услуг/продукции в туристской индустрии также относятся:

- изменение потребительских предпочтений, демографической ситуации, рыночной конъюнктуры, усиление конкуренции;

- сезонные, циклические и случайные колебания спроса;

- рост безработицы, снижение доходов населения, снижение покупательной способности, рост стоимости кредитования;

- неблагоприятные погодные условия в сезон "высокой" загрузки, изменение климатических условий;

- вооруженные конфликты в близлежащих территориях, изменение политической ситуации, угроза терроризма;

- низкая квалификация обслуживающего персонала, неэффективная организация технологического процесса производства услуг, обеспечения гостиницы или ресторана материальными ресурсами;

- неэффективная организация сети сбыта и системы продвижения услуг к потребителю, рекламы, неверный выбор каналов сбыта, самостоятельная реализация услуг потребителю и т. д.

Обширный перечень факторов и причин риска подтверждает, что влиянию рисков различных видов подвержены гостиницы разных классов, функционирующие в различных регионах. В связи с этим, в настоящее время представляется целесообразным разработка приемов рискового менеджмента в туристской индустрии, а также выявление основных направлений снижения нега-

3 Факторы риска создают условия для проявления причин риска и являются по отношению к ним общей категорией.

тивного влияния рисков на ход финансово-хозяйственной деятельности предприятий в данной сфере хозяйствования.

Процесс управления рисками предприятий туристской индустрии -сложная многоуровневая процедура. Исходным пунктом всей системы управления рисками является задача выявления возможных экономических рисков. При решении данной задачи определяется, с чем столкнется менеджер по рискам, какие действия он может предпринять и насколько они будут эффективны. Идентификация и анализ рисков предполагают проведение качественного, а затем и количественного изучения рисков, с которыми сталкивается предприятие туристской индустрии.

Одним из наиболее распространенных методов количественного анализа риска предприятий является экономико-статистический метод, который основан на изучении статистики показателей, характеризующих воздействие риска, в том числе потерь и прибылей, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Для анализа изменчивости (колеблемости) значений показателей в данном методе обычно используют коэффициент вариации:

г = = х 100%.

Хя

(1)

Затем для характеристики воздействия риска на основе коэффициента вариации применяется эмпирическая шкала его значений, подобная представленной в таблице 1 [1, С.105].

Таблица 1. Характеристика риска по значениям коэффициента вариации

Показатель риска (коэффициент вариации) Характеристика риска

0,1 Слабый

От 0,1 до 0,25 Умеренный

Свыше 0,25 Высокий

До 0,25 Приемлемый

От 0,25 до 0,5 Допустимый

От 0,5 до 0,75 Критический

Свыше 0,75 Катастрофический

Несмотря на многообразие показателей, посредством которых осуществляется количественная оценка риска, и соответствующих шкал риска, являющихся своего рода рекомендациями приемлемости того или иного уровня риска, коэффициент вариации - фактически основной показатель, используемый для анализа воздействия риска.

Представленный метод анализа риска относительно средних значений не учитывает динамики экономических показателей предприятий туристской индустрии, имеющей выраженный се-

зонный характер. Показатели деятельности предприятий туристской индустрии формируются под влиянием различных взаимодействующих факторов, одни из которых определяют тенденцию развития, а другие - колеблемость. Под влиянием колебаний спроса на гостиничные услуги наряду с трендом, можно выделить циклические, сезонные и случайные колебания, которые должны быть выделены с помощью статистических методов. В свою очередь, анализ воздействия рисков с использованием экономико-статистического метода

должен учитывать результаты анализа воздействия сезонных факторов.

В связи с этим автором был разработан экономико-статистический метод, который рекомендуется использовать для анализа рисков предприятий туристской индустрии за определенный период времени.

Обработку динамических рядов можно проводить с помощью современных методов изучения циклических и волновых процессов: визуального анализа, корреляционно-регрессионного

анализа на основе метода наименьших квадратов, метода итеративного анализа, осреднения временных рядов, метода первых разностей, метода линейной и нелинейной фильтрации, метода спектрального анализа, построения логистических кривых, построения Б-образных кривых, метода диссипации, теории катастроф и других математических методов.

Анализ сезонности в рядах динамики может осуществляться различными методами, чаще всего он основан на том, что явления сезонности непосредственно измеряются эмпирическими данными; предварительно определяется общая тенденция развития, а затем выявляются сезонные колебания, возникающие в результате действия как постоянных, так и случайных факторов.

В рассматриваемом методе в качестве значений случайной величины Х, будем использовать числовые значения определенного статистического показателя, характеризующего деятельность предприятия туристской индустрии, в последовательные моменты времени, то есть расположенные в хронологическом порядке. В этом случае вместо среднего значения Xт при анализе риска деятельности предприятий туристской индустрии становится возможным использование значений показателей х', полученных путем применения операции аналитического выравнивания, примененных к хронологическому ряду.

Согласно методологии аналитического выравнивания, эмпирическим (фактическим) значениям показателей х, будем ставить в соответствие теоретические значения, рассчитанные по определенному уравнению, принятому за математическую модель тренда, где теоретические значения рассматриваются как функция времени. При этом каждое фактическое значение показателя х, представляет собой сумму двух составляющих:

X = / 0) + е,,

где /^) - систематическая составляющая, отражающая тренд и выраженная определенным уравнением, е{

- случайная величина, вызывающая колебания вокруг тренда. Для определения параметров уравнения, отражающего тренд, традиционно используют метод наименьших квадратов, в качестве вида зависимости выбирают линейную зависимость или параболу второго порядка.

Общая тенденция выявляется методом аналитического выравнивания. В процессе выявления сезонных колебаний общая тенденция ряда должна быть исключена простым вычитанием из эмпирических данных или отношением эмпирических данных к выравненным. Таким образом, при наличии месячных или квартальных данных за ряд лет расчет индексов сезонности и их учет могут осуществляться по разным схемам, в частности, по аддитивной и мультипликативной схеме [2, С.313].

С точки зрения анализа риска, при анализе рядов динамики с наличием тренда и сезонных колебаний представляется целесообразным выделение в общей колеблемости фактических данных доли отдельных составляющих -тренда, сезонности и случайных колебаний. Эта задача традиционно решается путем разложения общей суммы квадратов отклонений фактических значений показателей от среднего уровня

за период исследования (У, - У)2 на

отдельные составляющие:

I (у,- - у)2 = I(У-' -у)2 +I(у,- - у, )2 +I (у,- - у, )2

где у, - фактические значения показателей,

у - среднее значение показателя,

У1 - тренд (теоретические значения показателей, рассчитанные по аналитической функции),

н

У, - тренд с учетом сезонности,

I (У, - У)2 - общая сумма квадратов отклонений фактических уровней от их средней,

I (у, - у)2 - сумма квадратов отклонений за счет тренда,

I (у, - у{ )2- сумма квадратов

отклонений за счет сезонности,

___ 11

I (у, - у, )2 - сумма квадратов

отклонений за счет случайных колебаний.

Поскольку использование в качестве показателя риска коэффициента вариации приводит к неоправданному завышению уровня риска (в десятки и сотни раз), связанного с рассматриваемым показателем, характеризующим деятельность предприятия туристской индустрии, автором предлагается использовать в качестве показателя риска коэффициент, основанный на сумме квадратов отклонений за счет случайных колебаний, то есть учитывающий только случайные колебания значений показателя вокруг тренда с учетом се-

зонности:

Кг =

I а - й)2

У

(2) „

где й, = У, - У, .

I (У, - У, )2

Показатель -------=------х 100% хуже

У

отражает риск, связанный с вариацией характеристик деятельности предприятий туристской индустрии, чем показатель (2), обеспечивающий практически идентичные значения показателя риска при условии, что исходный временной ряд имеет сезонную составляющую и она выделена надлежащим образом.

Для практической оценки риска по показателю риска, рассчитанному по формуле (2), автор рекомендует использовать эмпирическую шкалу его значений с использованием таблицы 2. Отметим, что в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по определению "приемлемости" того или иного уровня риска в конкретной ситуации [3, стр.39]. Предложенная автором интерпретация степени риска предприятий туристской индустрии по значениям показателя риска была построена на основании исследования динамики показателей деятельности гостинично-туристских комплексов1 Тебердин-ского района Карачаево-Черкесской Республики в 2006-2008г. и значениям соответствующих им показателей риска.

1 Под гостинично-туристским комплексом в данном исследовании понимается имущественный комплекс (совокупность зданий/ здание/ часть здания, сооружения, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг по размещению и удовлетворению разнообразных физиологических, социальных и рекреационных потребностей туристов.

Таблица 2. Интерпретация степени риска предприятий туристской индустрии по значениям показателя риска

Значение показателя риска Я г, % Характеристика риска

От 0 до 10% Минимальный, приемлемый

От 10% до 30% Умеренный, допустимый

От 30% до 70% Критический

От 70% Катастрофический

Представленный метод рекомендуется использовать для оценки экономического риска, проявляющегося в динамике различных показателей, характеризующих отдельные стороны деятельности предприятий туристской индустрии. Для комплексного анализа рисков предприятий туристской индустрии рекомендуется использовать систему показателей, включающую следующие показатели:

- доход от продажи номеров

ДН;

- доход от реализации дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость номера, ДУ в том числе по видам предоставляемых услуг;

- коэффициент загрузки (заполняемости) гостиницы КЗ:

КЗ ___ Ореал

_ О Т ’

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Ореал - общее количество реализованных номеров (койко-дней) в данном расчетном периоде; О„р - общее число номеров (койко-мест), предложенных к продаже, Т - количество дней в отчетном периоде, за который рассчитывается данный показатель;

- показатель среднегостевой загрузки КЗср, обозначающий среднее количество гостей на один проданный номер:

КЗср =

а

где Ычел - общее число гостей, проживающих в гостинице в данном расчетном периоде; Ореал - общее количество реализованных номеров;

- коэффициент двойной гостевой загрузки КЗд, показывающий долю номеров, занятых более чем одним человеком (рассчитывается в гостиницах, которые располагают как одноместными, так и многоместными номерами):

КЗд =

Nчел - б

реал

б

реал

показатель занятости койко-мест:

КЗ, =

Осв.к

где Оз.к - число занятых койко-мест (кроватей), Осв.к - число свободных койко-мест;

- доходную ставку на одного клиента [4, С.235] или дохода на одного гостя от реализации номерного фонда за определенный период Дед:

ДН

Дед _

N.

где ДН - доход от продажи номеров или общая выручка от номерного фонда;

- величину затрат, связанных с производством и реализацией гостиничных услуг, в том числе детализированных по видам затрат;

- показатели рентабельности предприятий туристской индустрии, в том числе рентабельность продаж, рентабельность производственных фондов, рентабельность собственного капитала, общую рентабельность капитала и др 1

С Для анализа могут использоваться другие показатели, в том числе показатели статистической отчетности коллективных средств размещения.)

Варианты процедуры управления риском в зависимости от значения пока-

Данная таблица представляет собой адаптированный автором с учетом специфики деятельности гостиничнотуристских комплексов вариант рекомендаций о месте и области эффективного применения той или иной процедуры управления риском, представленных В.В. Ветлинским [5]. Диапазонные значения показателей риска соответствуют предельным значениям, представленным в таблице 2. В зависимости от уровня потерь и вероятности их возникновения рекомендуется использование различных процедур. При незначительных потерях и небольших значениях показателя риска Я г рекомендуется принятие риска, при малых потерях независимо от вероятности их возникновения, а также при допустимых потерях в случае низкого значения показателя риска - сокращение риска. При дальнейшем увеличении потерь рекомендуется разделение или передача риска, а при существенных потерях - уклонение от риска. Рекомендуемые градации уровней риска и возможных потерь являются условными и могут быть изменены предприятиями туристской инду-

зателя риска Я г и уровня потерь представлены в таблице 3.

стрии в зависимости от используемой стратегии управления рисками.

В рамках рассмотренных процедур, выделенных В. А. Акимовым и Н.Н. Радаевым [6], для использования в туристской индустрии автором предлагаются следующие основные методы управления риском:

- предотвращение ущерба за счет отказа от рисковых операций;

- снижение частоты ущерба или предотвращения убытка за счет диверсификации производимых услуг и продукции;

- уменьшение размера убытков за счет покрытия убытков из текущего дохода, покрытия убытков из резервов;

- страхование отдельных видов рисков.

В заключение отметим, что решение проблем анализа и сокращения рисков предприятий туристской индустрии в процессе управления рисками является важным фактором повышения эффективности их деятельности. Управление предприятиями туристской индустрии на основе анализа и прогнозирования рисков позволит привлекать

Таблица 3. Выбор процедуры управления риском

Значение показателя риска

Уровень потерь от 0 до 10% от 10% до 30% от 30% до 70% от 70%

Незна- чительные Принятие риска Сокращение риска

Малые Сокращение риска

Допус- тимые Сокращение риска Передача риска Уклонение от риска

Сред- ние Передача риска Уклонение от риска

Боль- шие Передача риска Уклонение от риска

Катаст- рофические Передача риска Уклонение от риска

в туристскую индустрию требуемые инвестиционные ресурсы. Предприятия гостиничной индустрии, несмотря на длительный срок окупаемости первоначальных вложений (5-10 лет), - будущий источник стабильной прибыли, особенно если они изначально будут ориентированы не только на традиционные гостиничные услуги, а также на культурно-развлекательные, офисные, медицинские, спортивного характера и другие, в том числе и местному населению [7]. Основой для бизнес-концепции управления деятельностью гостиничнотуристских комплексов должна стать диверсификация услуг и управление воздействием факторов риска с целью снижения их отрицательных последствий.

Библиографический список

1.Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации. - М:.ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

2.Теория статистики: учебник. / под ред. Г.Л.Громыко. - М.: Инфра-М, 2006.

3.Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 1999.

4.Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

5.Вітлінський В.В., Наконечний С. і. Ризик у менеджменті. - К: ТОВ "Борис-фен-М", 1996.

6.Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев

H.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М.: Деловой экспресс, 2004.

7.Умнов А. Инвесторы приглядываются к регионам. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006. - №2.

Bibliographic list

I.Rihtikova N.A. Analys and management of risks of the organisation. - M. the FORUM: INFRA M, 2009.

2.The statistics theory: the textbook. / under the editorship of G.L.Gromyko. - M: INFRA M, 2006г.

3.Granaturov V.M. Ekonomichesky risk: essence, methods of measurement, a decrease way. - M: Publishing house "Business and Service", 1999.

4.Morozov M.A. Ekonomika's frosts and business in welfare service and tourism. -M: Publishing centre "Academy", 2004.

5.Vitlinskiy V.V., Nakonechniy S.I,. Risk management. - K: TOV «Borisphen-М», 1996

6.Akimov V.A., Lesnih V.V., Radaev N.N. Risks in the nature, in the technosphere, in the society and in the economics. М.: Business express, 2004. - p.61.

7.Umnov A. Investory get accustomed to

regions.//Tourism: practice, problems,

prospects. - 2006. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.