Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВТОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВТОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнёрство / строительство автомобильных дорог / риски / инновационное развитие / анализ рисков / public-private partnership / construction of highways / risks / innovative development / risk analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Леонтьев, Д.В. Науменко

В настоящее время в сфере инфраструктурного строительства работы ведутся одновременно с активным использованием государственно-частного партнерства (ГЧП) считается, что отношения государства и бизнеса, основанные на ГЧП, априори гарантируют успех проектов. Однако установление таких отношений в реальном секторе экономики сталкивается с рядом законодательных, экономических и институциональных проблем, которые выступают своеобразным тормозом для развития и практической реализации государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK ANALYSIS OF INVESTMENT PROJECTS IN THE HIGHWAY CONSTRUCTION

Currently, in the field of infrastructure construction, work is being carried out simultaneously with the active use of public-private partnership (PPP). It is believed that the relations between the state and business based on PPP a priori guarantee the success of projects. However, the establishment of such relations in the real sector of the economy is faced with a number of legislative, economic and institutional problems that act as a kind of brake on development and regulation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВТОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВТОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

А.А. Леонтьев1, канд. техн. наук, доцент Д.В. Науменко, магистрант1, экономист2

петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

2АО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» 1,2(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-101-104

Аннотация. В настоящее время в сфере инфраструктурного строительства работы ведутся одновременно с активным использованием государственно-частного партнерства (ГЧП) считается, что отношения государства и бизнеса, основанные на ГЧП, априори гарантируют успех проектов. Однако установление таких отношений в реальном секторе экономики сталкивается с рядом законодательных, экономических и институциональных проблем, которые выступают своеобразным тормозом для развития и практической реализации государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, строительство автомобильных дорог, риски, инновационное развитие, анализ рисков.

Согласно международному опыту, дорожное строительство является одной из сфер, где могут быть использованы механизмы взаимовыгодного государственно-частного партнерства. Суть выбора формы и модели реализации проекта заключается в оптимизации рисков. Под риском в инвестиционных проектах понимается возможность недостижения соглашения или возникновения ситуации, препятствующей выполнению обязательств и приводящей к неблагоприятным последствиям (убыткам, потере ресурсов) для сторон. Поскольку государственные партнеры и инвесторы преследуют разные цели, ситуации, представляющие риск для обеих сторон, также различны. Например, поскольку целью инвестора при участии в проекте является получение прибыли, рискованной является ситуация, которая может привести к невыполнению соглашения, потере ресурсов, продукции или доходов. Для государственного партнера желаемым результатом является развитие зависимой территории, а основным риском - риск, связанный с ресурсами, такими как время, а точнее, потеря времени из-за неправильных или несвоевременно принятых решений.

Анализ рисков проекта ГЧП в автомобильной сфере

Оценка и распределение рисков проекта между участниками проекта ГЧП означает, что участники соглашается взять на себя ответственность за последствия (или выгоды), возникающие в результате реализации каждого риска проекта. Эффективное распределение рисков предполагает создание стимулов для вовлеченных сторон эффективно управлять рисками (тем самым увеличивая доходы или снижая затраты на проект) и сокращение общего объема средств, резервируемых на покрытие рисков. Распределение средств между различными участниками проекта имеет большое значение, поскольку напрямую влияет на стимулы частных инвесторов. Инвесторы не будут участвовать в проекте, если перед принятием решения они тщательно не проанализируют все выгоды, обязательства и риски и не рассчитают вероятность юридических, административных, политических и экономических изменений, включая изменения тарифов, налоговых ставок, инфляции и т.д.

Следует также помнить, что инвесторы и консультанты не могут знать, является ли проект жизнеспособным, устойчивым и прибыльным. Крупные инфраструктурные проекты требуют огромных денег [1]. Это

самая большая проблема. Риск потерять их слишком велик.

Государственно-частное партнерство -один из механизмов эффективного взаимодействия государства и предприятий, позволяющий реализовывать масштабные и долгосрочные проекты в современной российской экономике. Проекты ГЧП, реализуемые в России в области развития дорожной инфраструктуры, представляют ценность как для частных, так и для государственных партнеров. Государство получает частные инвестиции, может реали-зовывать больше проектов и возмещать расходы частным партнерам по мере их выполнения. Частные компании получают долгосрочные проекты с понятной бизнес-моделью и приемлемой рентабельностью. Ряд успешных примеров такого взаимодействия можно найти как на региональном, так и на федеральном уровне, в зарубежной и российской практике [2]. Однако примеров комплексной оценки эффективности проектов ГЧП ни в региональном, ни в государственном масштабе нет. Эффективность такого взаимодействия вызывает сомнения, поскольку существует фундаментальное противоречие между интересами предприятия, интересами государства и интересами общества.

Несмотря на то, что на данном этапе развития сделано немало, все еще существуют определенные препятствия для полноценного функционирования механизма ГЧП в нашей стране. Широкому применению ГЧП в транспортном строительстве препятствует тот факт, что российское законодательство предусматривает применение ограниченного числа моделей [3]. Однако недавние поправки к закону о концессиях и совершенствование федерального законодательства [3] расширили возможности для привлечения инвестиций и снизили риски для инвесторов, заинтересованных в участии в проектах дорожного строительства на основе государственно-частного партнерства, особенно в дорожных концессиях, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. Кроме того, как показывает практика реализации проектов ГЧП [3].

В рыночных условиях риски, связанные с возможными изменениями политики и ненадежностью законодательства, могут быть переложены на государственный сектор, в то время как коммерческие риски, связанные с объемами перевозок, несет частный сектор. Однако в сложившейся в России ситуации концессионеры стремятся перераспределить большую часть коммерческих рисков в пользу государства. Поэтому строительство автодорог в рамках государственно-частного партнерства требует значительного финансового участия государства, особенно в первые годы развития и эксплуатации проекта, когда бремя выплат по кредитам наиболее велико, а доходы минимальны. Однако, принимая во внимание регулярное увеличение интенсивности движения, связанное с общим экономическим развитием, и рост покупательной способности пользователей автомагистралей, финансирование на основе ГЧП может стать жизнеспособным решением в средне- и долгосрочной перспективе. В результате финансовое участие государственного сектора в таких проектах должно со временем сократиться.

Риск в государственно-частном партнерстве - это степень потенциальной опасности при реализации проектов ГЧП, измеряемая вероятностью потерь, ущерба, утраты ресурсов и увеличения стоимости проекта. Хотя многие риски при реализации проектов государственно-частного партнерства могут помешать успеху проекта, риски могут и ускорить его развитие.

Основные методы снижения рисков:

- привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, аффилированных лиц и консультантов;

- углубленное предварительное исследование вопросов, связанных с проектом;

- прогнозирование рыночных тенденций и спроса на продукцию и услуги

- балансирование рисков между участниками проекта и их соисполнителями;

- страхование;

- обеспечение средств на покрытие непредвиденных расходов.

Риски можно разделить на политические, социальные, технические, макро- и микроэкономические, отраслевые, адми-

нистративные, юридические, экологические, форс-мажорные, зависящие от участников проекта и не зависящие от них [4].

В части управления рисками проектов ГЧП в России можно положиться на Агентство по развитию инвестиционной политики (Агентство ГЧП) [5], которое является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации и отвечает за следующие направления в области государственно-частного партнерства и инвестиционной деятельности, включая размещение российского капитала за рубежом.

Значение автомобильного транспорта для Российской Федерации велико. На его долю приходится 4-6% валового национального продукта [6], а налоговые отчисления в государственный бюджет составляют около 3,5% [6]. Автомобильный транспорт в России является важной отраслью для любой страны в сфере международных автомобильных перевозок, которая участвует в международной торговле различными товарами.

Основными направлениями совершенствования развития сферы ГЧП должны стать такие мероприятия, как:

- установление единых правил межведомственного взаимодействия органов власти на каждом из этапов жизненного цикла проекта (инициирование, рассмотрение, принятие решения, реализация);

- вовлечение бизнеса в реализацию национальных проектов;

- внедрение механизма прямой финансовой поддержки из федерального бюджета проектов ГЧП в социальной сфере;

- внедрение новых механизмов проектного финансирования, способных привлечь дополнительные внебюджетные средства в развитие инфраструктуры;

- перспективный механизмов привлечения бессрочных облигации и инфраструктурный краудфандинг;

- расширения перечня объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений и СГЧП (после внесения соответствующих изменений в нормативные акты);

- возможность включения в конкурсную документацию условий о компенсации расходов лицу, выступившему с частной концессионной инициативой, на подготовку предложения;

- формирование «проектных офисов», ответственных за проработку и сопровождение проектов;

- реализация комплексных программ отбора и поддержки региональных и муниципальных ГЧП-проектов;

- внедрение института «единого органа, ответственного за подготовку и проведение конкурсного отбора частного партнера (концессионера)»;

- осуществление посредством ГАС «Управление» постоянного мониторинга реализации ГЧП-проектов;

- организация комплексной системы оперативного управления региональным портфелем соглашений, находящихся на стадии реализации;

- формирование на базе перечней объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о ГЧП и концессионных соглашений, полноценных «инфраструктурных планов» регионов.

Данные предложения совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства и анализа рисков при ГЧП, позволят улучшить ситуацию по развитию сферы ГЧП на региональном уровне и в стране в целом.

Заключение

Будущее у ГЧП-проектов в автомобильной сфере страны, безусловно, есть, а то, каким мы его увидим, будет зависеть и от состояния законодательной базы в регионах, в муниципальных образованиях и от подготовки квалифицированных кадров в сфере государственно-частного партнерства.

Библиографический список

1. Бенджамин Грэм. Разумный инвестор: Полное руководство по стоимостному инвестированию. - М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 1974. - 818 с.

2. Ващенко А.С., Удальцова Н.Л. Подходы и практика трансформации бизнес-моделей и стратегий развития в российских и международных компаниях // КЭ. - 2021. - №11.

3. Федеральный закон о концессионных соглашениях и государственно-частном, муни-ципально-частном партнерстве в сфере осуществления регулярных перевозок. Федеральный закон от 01.05.2022 N 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Эндрю Флайт. Введение в проектное финансирование. - М.: ИД «ИНТЕЛБУК», 2008. - 208 с.

5. Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению. Специальное издание к Международному инвестиционному форуму «Сочи-2015». Ассоциация «Центр развития ГЧП».

6. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.

RISK ANALYSIS OF INVESTMENT PROJECTS IN THE HIGHWAY CONSTRUCTION

A.A. Leontiev1, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor D.V. Naumenko, Graduate Student1, Economist2 1Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University JSC "PETERSBURG-DORSERVICE" (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Currently, in the field of infrastructure construction, work is being carried out simultaneously with the active use of public-private partnership (PPP). It is believed that the relations between the state and business based on PPP a priori guarantee the success of projects. However, the establishment of such relations in the real sector of the economy is faced with a number of legislative, economic and institutional problems that act as a kind of brake on development and regulation

Keywords: public-private partnership, construction of highways, risks, innovative development, risk analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.