Научная статья на тему 'Анализ рисков и угроз конкурентоспособности Российской Федерации в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности'

Анализ рисков и угроз конкурентоспособности Российской Федерации в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
741
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УГРОЗЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коришева Ольга Викторовна

Экономическая безопасность государства в современном мире подвергается все большему воздействию внешних и внутренних угроз. Учитывая высокий уровень глобализации и стремительную цифровизацию экономики, формирование конкурентных преимуществ становится одной из главных задач в обеспечении экономической безопасности. Следовательно, вопросы обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации подтверждают свою актуальность. В статье рассмотрены категории «конкурентоспособность» и «экономическая безопасность» во взаимосвязи друг с другом, проанализированы сущность и тенденции глобализации, а также ее влияние на экономику. Проведен анализ правового обеспечения цифровизации экономики, выявлены угрозы и риски этого явления, способные понизить уровень экономической безопасности и качество жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RISKS AND THREATS FOR COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ASPECT OF DIGITALIZATION OF ECONOMY AND ECONOMIC SECURITY

In the modern world the economic security is underwent a test of external and internal threats. Taking into account the high level of globalization and digitalization of the economy, the formation of competitive advantages becomes one of the main tasks in ensuring economic security. Therefore, the issues of competitiveness in the context of globalization are relevant. In article the categories of «competitiveness» and «economic security» in conjunction with each other are considered. The trends and essence of globalization are analyzed. The analysis of the legal basis of digitalization of the economy is presented. The threats and risks of this process, which can reduce the level of economic security and quality of life of citizens, are identified.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков и угроз конкурентоспособности Российской Федерации в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

О. В. Коришева

УДК: 338.242 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10048

Анализ рисков и угроз конкурентоспособности Российской Федерации в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности

Экономическая безопасность государства в современном мире подвергается все большему воздействию внешних и внутренних угроз. Учитывая высокий уровень глобализации и стремительную цифровизацию экономики, формирование конкурентных преимуществ становится одной из главных задач в обеспечении экономической безопасности. Следовательно, вопросы обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации подтверждают свою актуальность. В статье рассмотрены категории «конкурентоспособность» и «экономическая безопасность» во взаимосвязи друг с другом, проанализированы сущность и тенденции глобализации, а также ее влияние на экономику. Проведен анализ правового обеспечения цифровизации экономики, выявлены угрозы и риски этого явления, способные понизить уровень экономической безопасности и качество жизни граждан.

Ключевые слова: экономическая безопасность, конкурентоспособность, глобализация, цифровизация, угрозы, цифровая экономика

Современный мир и его вызовы формируют все большее количество угроз экономической безопасности России. Конкурентоспособность как потенциал развития возможностей и ресурсов страны становится одним из важнейших факторов экономической безопасности. В масштабах государства важны все уровни ее распределения: макро-, мезо- и микроуровень.

Конкурентоспособность — категория, позволяющая отразить требования рынка наиболее полно, ориентирующая субъектов конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию, удержанию, укреплению и расширению рыночных позиций. Конкурентоспособность — стимул для хозяйствующих субъектов и иных участников рыночных отношений к более активной деятельности. Кроме того, она инициирует агрессивную стратегию, которая в большинстве случаев включает в себя и обеспечение эффективности, которая необходима для поддержания конкурентоспособности, однако, имеет свои уникальные особенности. Во-первых, в отличие от конкурентоспособности эффективность отражает отношение расходов

© О. В. Коришева, 2018

к поступлениям, то есть показывает, насколько результативно использованы имеющиеся ресурсы. В то же время конкурентоспособность — это имеющийся потенциал, способность к конкурентной борьбе, которая, однако, может быть и не реализована. Потенциал представляет собой определенные ресурсы, возможности, которые имеются у субъекта и помогают ему вести успешную конкурентную борьбу. Это не результат, но предпосылки, которые могут привести к нему.

Во-вторых, эффективность предполагает какой-то конкретный, абсолютный результат, а конкурентоспособность зачастую — характеристика относительная, она оценивается в сравнении с каким-то иным хозяйствующим субъектом, товаром, услугой, иным объектом. Стоит отметить, что в данном случае конкурентоспособной может быть и низкоэффективная организация на фоне еще менее эффективных. В такой ситуации недобросовестные субъекты для повышения своей конкурентоспособности применяют меры (иногда незаконные) по снижению или сдерживанию потенциала своих конкурентов. Ряд структур выбирает такой путь как менее затратный по сравнению с разработкой собственной программы по повышению конкурентных качеств. Так или иначе, хозяйствующие субъекты должны понимать, что любое нарушение закона влечет за собой привлечение к ответственности, что существенно ухудшает состояние экономической безопасности, причем из-за неправильной внутренней политики. При этом соблазн легкого избавления от конкурентов путем недобросовестных методов часто побеждает, поэтому участники рынка должны учитывать это при выстраивании своей конкурентной стратегии. Уровень защитных мер также влияет на степень конкурентоспособности, которая в таком случае будет включать в себя и экономическую безопасность.

В настоящее время любая страна должна иметь достаточный и существенный уровень экономической безопасности, чтобы быть конкурентоспособной на мировой арене, что включает в себя высокий уровень эффективности экономики.

Таким образом, «понятие конкурентоспособности фактически включает понятие эффективности и дополняется тем, что требует обеспечения экономической безопасности» [4]. Конкурентоспособность — это потенциал, способствующий достижению эффективности, и экономическая безопасность, позволяющая его реализовать. Без обеспечения хорошо выстроенной системы экономической безопасности хозяйствующий субъект не сможет быть конкурентоспособным, даже если производство, финансы, технологии и иные системы налажены.

Экономическую безопасность страны в совокупности формируют все субъекты рыночных и общественных отношений, поэтому действия каждого из них должны в основе своей содержать принципы экономической безопасности [2]. На экономические стратегии хозяйствующих субъектов и модель поведения населения со времен распада Советского Союза постепенно стала оказывать влияние глобализация и ее правила.

Глобализация — процесс интернационализации экономических отношений, обобщающий различные аспекты жизни целых стран под единые тенденции и аспекты в комплексную взаимосвязанную систему. В первую очередь, через

экономические процессы она вовлекает в разного рода зависимости и стремится уровнять все страны, выстроить одинаковые модели поведения не только хозяйственной жизни, обобщить культурные, национальные традиции. Глобализация стремится размыть границы между странами, уничтожив национальный суверенитет, подчинив всех управлению доминирующей страны или группы стран. Все перечисленное — прямые угрозы экономической безопасности любой страны и ее конкурентоспособности, в частности.

Последняя формируется на базе исторического наследия, социокультурных и национальных традиций, которые складывались с учетом быта, территориальных, климатических условий, наличия полезных ископаемых и ресурсов, традиционных ремесел и многого другого [6]. Глобализация стремится подавить уникальность каждой экономики, навязать стереотип экономического и национального поведения населению, продвинув свою универсальную модель экономики, которая с каждым годом показывает все больше несовершенств своего устройства, негативных аспектов при внедрении, а также неэффективность в целом. Однако дальнейшее продвижение глобализации показывает, что таким способом крупные субъекты мирового рынка пытаются снизить конкурентоспособность иных субъектов, подняв таким образом свою, а также усилить влияние на мировом рынке.

Данный аспект особенно важен для экономической безопасности России, так как транснациональные корпорации США и Западной Европы, а также крупные экономические и политические институты уже сейчас проводят агрессивную форму конкурентной борьбы, формируя разного рода препятствия для развития иных субъектов, пользуясь своими финансовыми, политическими, административными и другими преимуществами, стремятся создать «однополярную мировую систему». Глобализация используется ими как способ достижения своих целей. В таких условиях России нужно укреплять свою независимость и развивать отечественные производства, в результате чего положительные эффекты будут достигаться во многих областях жизни и экономики [7].

В рамках дискурса о конкурентоспособности комплексное определение глобализации дал В.К Сенчагов, согласно которому «глобализация — это создание конкурентных преимуществ, основанное на новых формах транснационализации экономической деятельности, путем подавления национальных социокультурных стереотипов поведения конкурентов, использования новейших информационных и финансовых технологий, а также новых форм международной производственной, политико-правовой и организационно-экономической деятельности» [4; 5]. Этот процесс характеризует блок факторов, которые способствуют его внедрению и реализации: организационно-технологический, научно-технический, правовой, валютно-финансовый (экономический), информационно-цифровой; социокультурный, этнодемографический, экологический.

Особого внимания в настоящее время требует информационно-цифровой аспект ввиду совершенствования цифровой экономики, электронных, компьютерных и иных инновационных технологий. Уровень развития цифровизации и, главное, эффективности от ее внедрения сейчас напрямую формирует кон-

курентоспособность страны, ее экономики, а следовательно, и экономической безопасности. Значимость задачи эффективного развития и внедрения цифровых технологий в экономику подтверждается на самом высоком государственном уровне. Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам отметил: «Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний» [8]. В. В. Путин провел также аналогию между цифровизацией экономики и строительством железных дорог в конце XIX века, а также оценил задачу цифровизации экономики как беспрецедентный по своему масштабу и влиянию проект: «Его действительно сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьезный шаг вперед, укрепить свою позицию в мире. В их ряду — строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века» [8]. При этом первостепенную роль играет Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р, которая содержит множество положений, вызывающих вопросы, а также неопределенности и непроработанные до конца нормы, способные сформировать все новые угрозы экономической и национальной безопасности, которые в совокупности с имеющимися способны усугубить уже существующие проблемы в экономике и безопасности [3].

Согласно первой главе Программы цифровая экономика представлена «тремя уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

1) рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

2) платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

3) среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность».

При этом указано, что Программа сфокусирована на двух нижних уровнях цифровой экономики: основные вопросы связаны с созданием ключевых институтов, где будут формироваться нормативная база, компетенции и технологии, обучаться кадры; вопросы, связанные с развитием информационной инфраструктуры и информационной безопасности. При этом недостаточно ясно очерчена взаимосвязь и регламентировано взаимодействие образования, исследований и бизнеса. Непосредственно экономические вопросы, финансовые результаты, последствия для хозяйствующих субъектов, пороговые значения угроз в цифровой

экономике, стратегические экономические планы в количественном выражении не рассматриваются. В дорожной карте приводятся целевые показатели внедрения различных цифровых технологий, использования интернет-технологий, создания цифровых платформ сбора, обработки и распространения пространственных данных и другие ориентиры.

С экономической точки зрения не учтена тенденция расширения услуг у хозяйствующих субъектов и глобализации конкуренции. Например, границы специализации финансовых институтов стираются, перечень оказываемых ими услуг уже намного шире, чем был изначально. Банки оказывают не только классические финансово-кредитные услуги, но и услуги страхования, предлагают программы пенсионных накоплений, услуги, связанные с фондовым рынком и другие. Кроме того, развитие компьютерных программ самообслуживания через интернет приводит не только к постепенному сокращению традиционных рабочих мест, но и снижению спроса на автоматизацию финансовой отрасли.

В Системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определены Центры компетенций, а также руководители рабочих групп из числа компаний-лидеров в сегментах предоставления услуг сотовой связи, автоматизации бухгалтерского учета, информационной безопасности. В такой ситуации существует риск первоочередного приобретения выгод от внедрения цифровых технологий компаниями-лидерами и получение доминирующего положения в своих сегментах рынка, а средний и мелкий бизнес, учитывая масштабы деятельности, может не только столкнуться с ситуацией упущенной выгоды, но даже быть поглощенным лидерами рынка. В другом случае мелкие компании продолжат свою деятельность, если для их сферы внедрение цифровых технологий не требуется на столь продвинутых уровнях и в больших масштабах. В настоящее время внедрение цифровых технологий продвинулось в большинстве на поверхностном уровне торговли через интернет, автоматизацию услуг такси, что вызвало потребность в курьерах и таксистах. В связи с этим цифровая экономика несет угрозу дальнейшего усугубления расслоения общества по критерию дохода, так как выгоды от технологий будут получать уже обеспеченные слои, а менее обеспеченные не смогут зарабатывать больше.

Вопросам переподготовки кадров также уделяется внимание, однако, проработке программ переквалификации специалистов невостребованных специальностей следует присвоить особую важность, так как, если люди не смогут в должной степени или в поставленные сроки получить определенные новые навыки, а их прежняя профессия уже не будет востребована, это станет одним из факторов роста безработицы.

В связи с этим важно обратить внимание на первостепенное формирование стратегии развития данного направления с учетом имеющихся проблем и принципов экономической, информационной и в целом национальной безопасности.

Кроме того, существует Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года, которая включает в себя цели, задачи, основные направления, роль государства в развитии цифровой экономики, а также пер-

спективы развития новых рынков, среди которых: Аего№1; Мап№1; АШоКе^ Неа1ШКе1:; КеигоКе!:; ЕпещуК!:; БооёКе!:; 8аГепе1.

Отдельное внимание уделено и вопросам информационной безопасности в новой реальности цифровизации. Вопросы развития информационных технологий должны идти параллельно с развитием технологий защиты интересов человека, хозяйствующих субъектов, безопасности государства. За последние годы все больше возрастает компьютерная преступность в кредитно-финансовой сфере, личная жизнь и персональные данные человека становятся незащищенными, что нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина. С учетом общей цифровизации человек становится полностью уязвим перед глобальными платформами, получающими полный доступ к частной информации. Этот факт отражен в Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года, что является положительным аспектом в развитии правовой базы цифровой экономики.

Вместе с положительными аспектами, позволяющими оптимизировать многие процессы, повысить эффективность различных производств, трудозатраты человека, цифровизация несет с собой огромные риски, так как помогает внедрить многие глобализационные процессы, стирающие границы между странами. Цифровизация может усугубить существующие процессы занятости рабочей силы, а вместе с этим и миграционные, причем в глобальных масштабах, а также снизить общий уровень образованности людей, поскольку роботизация избавит человечество от необходимости работать с той же интенсивностью, что и ранее. Внедрение цифровых технологий должно проходить в области экологии, сохранения живой природы, иначе природные катаклизмы, нехватка питьевой воды могут полностью нивелировать все достижения цифровизации. А развитие генной инженерии и иных похожих направлений должно быть строго регламентировано на государственном уровне и не выходить за рамки этических и морально-нравственных норм.

Таким образом, цифровизация несет с собой множество угроз экономической безопасности не только страны, но и личности. Как и глобализация, она, открывая, на первый взгляд, множество возможностей, постепенно лишает человека свободы, делает его рабом разработанных технологий. При этом основу экономической безопасности государства составляют его граждане, создающие хозяйствующие субъекты, разрабатывающие стратегии развития, управляющие страной. Если они будут ограничены в свободе, а значит, в творчестве, созидании, то конкурентоспособность страны может ослабевать, следовательно, и экономическая безопасность тоже. В связи с этим именно сейчас нужно тщательно задуматься над разработкой стратегии развития цифровизации экономики, чтобы извлечь из результатов данного процесса больше положительных эффектов, укрепить экономическую и национальную безопасность, повысить конкурентоспособность России в мировом масштабе.

Литература

1. Иванов О. Б. Глобальные риски современного мира. Кризис глобализации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 1. С. 7-29.

2. Коришева О. В., Лавров И. М. Национальная экономическая безопасность в аспекте анализа процесса соблюдения качества транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: сб. науч. тр. М.: МИИТ, 2016. С. 163-168.

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля

2017 года № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 1 октября

2018 года).

4. СенчаговВ. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник. М.: Дело, 2009. 806 с.

5. Сенчагов В. К., Соловьев А. И. Глобальные риски и оценка их влияния на уровень экономической безопасности России // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Н. Новгород: НГТУ, 2015. С. 83-94.

6. Соколов Ю. И., Кожевников Р. А., Коришева О. В. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность // Экономика железных дорог. 2018. № 7. С. 49-58.

7. Соколов Ю. И., Коришева О. В. Роль транспорта в реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: сб. науч. тр. М.: РУТ (МИИТ), 2018. С. 296-300.

8. ТАСС Экономика и бизнес Ново-Огарево, 5 июля. Формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 1 октября 2018 года).

References

1. Ivanov O. B. Global risks of the modern world. Crisis of globalization. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 1, pp. 7-29 (in Russian).

2. Korisheva O. V., Lavrov I. M. Natsionalnaya economicheskaya bezopasnost v aspecte analiza protsessa sobludeniya kachestva transportnogo obslugivaniya na zeleznodoroznom transporte [National economic security in the aspect of the analysis of compliance of the quality of transport services in railway transport]. Vklad transporta v natsionalnuu economicheskuu bezopasnost [Contribution of transport to the national economic security development], Moscow, 2016, pp. 163-168 (in Russian).

3. Program «Digital economy of the Russian Federation», Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-p. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (accessed 15 September 2018) (in Russian).

4. Senchagov V. K. Economicheskaya bezopasnost Rossii: obshiy kurs: uchebnik [Economic security of Russia: General course: textbook], Moscow: Delo Publ., 2009, p. 806 (in Russian).

5. Senchagov V.K., Solov'ev A. I. Globalnie riski i otsenka ih vliyaniya na uroven econoomicheskoy bezopasnosti Rossii [Global risks and assessment of their influence on the level of economic security of Russia]. Economicheskaya bezopasnost Rossii: problemi i perspektivi [Economic security of Russia: problems and prospects], Nizhny Novgorod, 2015, pp. 83-94 (in Russian).

6. Sokolov Yu.I., Kozhevnikov R. A., Korisheva O. V. Contribution of transport to the national economic security development. Economika zheleznih dorog [Economy of Railways], 2018, no. 7. pp. 49-58 (in Russian).

7. Sokolov Yu.I., Korisheva O. V. Rol' transporta v realizatsii Strategii economiches-koy bezopasnosti Rossiiskoy Federatsii [Transport role in realization of Strategy of economic security of the Russian Federation till 2030]. Vklad transporta v natsionalnuu economicheskuu bezopasnost [Contribution of transport to the national economic security development], Moscow, 2018, pp. 296-300 (in Russian).

8. TASS Economy and business. Novo-Ogaryovo, on July 5. Formation of digital economy is a national security issue. Available at: http://tass.ru/ekonomi-ka/4389411 (accessed 15 September 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.