Научная статья на тему 'Анализ результатов входной диагностики курсантов'

Анализ результатов входной диагностики курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов входной диагностики курсантов»

При сопоставлении рангов (порядкового номера следования) ответов респондентов выяснилось, что понятия, обозначающие «Профессиональный Я-образ» (средний ранг — 5,9), занимают промежуточное положение между понятиями «Человек» (ранг— 1,6), «Личность» (ранг— 2,4), «Гражданин» (ранг — 3,8), с одной стороны, и понятиями «Муж» (ранг — 5,5), «Мужчина» (ранг — 7,9), «Сын» (ранг — 7,9), «Друг» (ранг — 8,7), «Русский» (ранг — 8,7) — с другой.

Это позволило сделать нам предположение о том, что в структуре Я-концепции личности курсанта «Профессиональный Я-образ» является одним из ведущих образований, определяющих специфику самосознания личности в целом. По всей видимости, по мере профессионализации личности для нее возрастает значимость профессиональной деятельности, что и определяет «доминирующее положение» «Профессионального Я-образа» в сравнении с другими («Семейное Я», «Этническое Я» и т.д.).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Представления человека о своих социальных ролях входят в систему представлений о самом себе, т.е. в структуру самосознания личности, и указывают на существование в структуре самосознания личности различных «Я-образов».

2. Идентификация респондентов с социальными ролями, обозначаемыми понятиями «офицер», «сотрудник ОВД», «юрист», «милиционер», «защитник правопорядка», «слушатель юридического института» указывает на существование в структуре самосознания личности курсанта «Профессионального Я-образа», понимаемого нами как система представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности.

3. Порядок следования ответов, при стимулировании рефлексии вопросом «Кто Я?», служит показателем значимости для субъекта выделяемых им социальных ролей— идентификаций и косвенно указывает на «место» соответствующего «Я-образа» в структуре самосознания личности.

4. «Профессиональный Я-образ» является одним из ведущих образований в структуре Я-концепции личности курсанта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. — М.,2001.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М„ 1986.

3. Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978.

4. Кун М., Макпартлэнд Т. Кто Я?: (Современная зарубежная социальная психология. Тексты). — М., 1984.

5. Налчаждян A.A. Социально-психическая адаптация. — Ереван, 1988.

6. Политическое консультирование / Под ред. Е.Его-ровой-Гартман. — М., 1999.

7. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.

8. Столин В В. Самосознание личности. — М., 1983.

9. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ КУРСАНТОВ

Канд. техн. наук, доцент АД. Худоев, первый зам. начальника, канд. техн. наук, доцент Э.Р. Абдуллаев, канд. техн. наук, доцент B.C. Фефелов

Высшая пожарно-техническая школа МВД Республики Узбекистан На современном этапе развития дидактической теории проблема повышения качества подготовки в высшей школе высококвалифицированных и творчески мыслящих работников может успешно решаться только на пути практического внедрения в учебно-воспитательный процесс современных психолого-пе-дагогичеких знаний. Это требует не только разработки практических приемов и способов использования психологических знаний в учебном процессе, но и овладения ими каждым педагогом. Известно, что на результаты обучения значительное влияние оказывают уровни развития у каждого курсанта индивидуально-психологических качеств (памяти, внимания, актуального мышления, черт характера и т.д.). При существующих технологиях подготовки кадров в высшей школе формирование, развитие и становление личности каждого курсанта (студента, слушателя) идет «вслепую», так как в этих технологиях не происходит изучения индивидуально-психологических особенностей каждого курсанта. Знание таких особенностей в начале процесса обучения позволяет реально осуществлять принцип индивидуализации процессов обучения и воспитания.

Комплекс методик, способов, процедур и анализ получаемых результатов психологических обследований курсантов, поступивших на учебу, составляет блок входной диагностики в современной креативной педагогической технологии.

Входная диагностика. Основной целью входной диагностики является объективное и надежное определение уровней развития у курсантов таких психологических качеств, как память, внимание, актуальное мышление и др.

Основные задачи входной диагностики: объективная оценка уровня развития памяти, внимания и актуального мышления у каждого курсанта в течение первого месяца обучения; разработка комплекса индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций для каждого курсанта; реализация этих рекомендаций при индивидуальных беседах, контактах педагога с каждым курсантом в процессе обучения и тренинга.

Результаты входной диагностики дают возможность предметно, сознательно и конкретно вести учебно-воспитательную работу с каждым курсантом. Основным способом получения информации об индивидуально-психологических качествах курсантов является проведение психолого-диагностического тестирования по современным экспресс-методикам.

Диагностика уровня развития памяти может быть произведена по следующим экспресс-методикам:

1) тест по определению локальной памяти, сти-мульным материалом в котором является лист с деся-

тью геометрическими фигурами. Процедура тестирования локальной памяти включает следующие действия:

— раздача бланков ответов (табл. 1);

— раздача листов со стимульным материалом;

— в течение 5 секунд каждый тестируемый запоминает содержание стимульных листов;

— в течение 2 минут каждый тестируемый вспоминает и заполняет в бланке ответов воспроизведенные геометрические фигуры;

— сбор бланков ответов.

Затем идет проверка бланков ответов и определение уровня развития локальной памяти по шкале (табл. 2);

2) тест по определению кратковременной памяти, стимульным материалом в котором служит таблица из 12 чисел (табл. 3), а процедура проведения тестирования аналогична описанной выше;

3) тест по определению объема памяти, стимульным материалом является лист с 15-ю словами доступного содержания;

4) при обследовании также использовались тесты «проверка памяти» и «оперативная память», которые были модифицированы к условиям проводимых измерений.

Таблица I

Ответы к тесту «локальная память»

Фамилия Имя вуз (суз)

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

Таблица 2 Оценки по тесту «локальная память»

Ч исло правильных фигур Уровень развития Рейтинг

10 Очень высокий 9

9 Высокий 8

8 Достаточно высокий 7

7 Не очень высокий 6

6 Средний 5

5 Достаточно средний 4

4 Ниже, чем средний 3

3 Низкий 2

Менее 3 Очень низкий 1

Диагностику уровня развития памяти прошли 102 курсанта. Обследование велось по пяти методикам, каждый курсант прошел 86 измерений памяти, полный массив информации составил около 9000 измерений. Эти данные были обработанные методом номографии, и в результате получены обобщенные диаграммы (рис. 1). Тест — «Кратковременная память» Инструкция: внимательно посмотрите на числа в клетках таблицы и постарайтесь запомнить, в какой клетке какое число записано.

Продолжительность запоминания — 20 секунд.

Таблица 3

Определение кратковременной памяти_

15 1 39 2 87 3 23 4

94 5 65 6 79 7 46 8

83 9 19 10 94 И 52 12

Интерпретация результатов диагностики памяти позволила сделать следующие выводы:

1) 50% обследованных курсантов имеют уровень развития памяти выше среднего, т.е. выше 5-го рейтинга;

2) 10% курсантов проявили (на момент обследования) средний уровень развития памяти;

3) 40% курсантов проявили уровень развития памяти ниже среднего, т.е. ниже 5-го рейтинга.

Из диаграммы следует, что уровень развития памяти у этих курсантов выше 4-го рейтинга (достаточно — среднего рейтинга) и приближается к среднему рейтингу.

Практическое заключение можно сформулировать так: половина курсантов проявили средний уровень развития памяти, остальные проявили уровень развития памяти выше среднего. С курсантами первой половины проводились индивидуальные беседы, в ходе которых психолог давал практические рекомендации по развитию различных видов памяти. Результативность таких индивидуальных бесед достаточна высока, так как каждый курсант заинтересован в повышении уровня развития своей памяти.

Диагностика уровня развития внимания проведена по следующим пяти экспресс-методикам:

1. «Концентрация внимания— 1» и «концентрация внимания— 2». Стимульным материалом в этих методиках являются таблицы чисел от 1 до 100, расположенные произвольно в десяти рядах и десяти столбцах. Тестируемые в этих таблицах находят числа «21 -30» и «51-60» и записывают в бланках ответов номер ряда (или номер столбца), в котором находится искомое число. Продолжительность работы по каждой из этих методик— 2 минуты.

2. Тест «числа и фигуры» нацелен на выявление уровня развития концентрации внимания. Содержание стимульного материала к этому тесту состоит в следующем: тестируемому предъявляется бланк с 40 пронумерованными простыми геометрическими фигурами (треугольники, квадраты, ромбы, окружности, пятиугольники и т.д.). Фигуры с проставленными внутри них числами от 1 до 40 расположены по полю бланка в произвольном порядке (рис. 2). Одновременно выдается второй бланк — бланк ответов, который содержит таблицу из двух столбцов и сорока строк (табл. 4). Ячейки первого столбца таблицы содержат числа в порядке возрастания от 1 до 40, а в ячейки второго столбца тестируемый записывает полностью (без сокращения) названия той геометрической фигуры из первого бланка, номер которой совпадает с числом в противолежащей ячейке первого столбца таблицы. Время выполнения теста — 6 минут.

Уровень развития концентрации внимания оценивался по шкале, показанной на табл. 5.

3. Таблица Шульте, приведенная по форме к процедуре групповой диагностики внимания, показана на табл.6.

4. Тест Мюнстерберга, диагностирующий избирательность и устойчивость внимания.

Продолжительность тестирования (общая) по выявлению уровня развития внимания составляла от 60 до 80 минут. В группе одновременно проходили тес-

тирование 10 курсантов, время тестирования — с 9 до 11 утра. Таким образом, процедура тестирования проводилась с соблюдением всех норм и правил психологического обследования. Каждый курсант давал 125 ответов на 1.25 измерительных заданий по диагностике различных параметров внимания.

Инструкция: в различных простейших геометрических фигурах (треугольниках, окружностях, квадратах, прямоугольниках и т.д.) записаны числа от 1 до 40 нужно найти и записать в бланк ответов, в каких фигурах находятся числа от 1 до 40.

Память

Внимание

Мышление

Рис. 1. Измерения, проведенные методом номографии.

Результаты обработки 12500 тестовых измерений уровня развития внимания показаны на диаграмме (см. рис. 1). Анализ диаграмм внимания на этом рисунке позволяет сформулировать следующие заключения:

1. Все 100% обследованных курсантов проявили уровень развития внимания выше среднего (5-го) рейтинга.

2. 60% курсантов имеют уровень развития внима-ния высокий (8-й рейтинг и выше).

3. 10% курсантов проявили не очень высокий уровень внимания (рейтинг 6).

Следовательно, у всех курсантов проявилось развитое внимание, что отражает высокие психологические возможности к успешной учебе у каждого курсанта.

и © До®

0 А О © А

©

О

©

0 А О

Рис.2. Тест «Числа и фигуры» (концентрация внимания).

Таблица 4

Ответы к тесту «Числа и фигуры» (концентрация внимания) (время выполнения — 6 минут).

Фамилия Имя Дата

Число Фигура Ч исло Фигура

1 21

2 22

3 23

4 24

5 25

6 26

7 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 28

9 29

10 30

И 31

12 32

13 33

14 34

15 35

16 36

17 37

18 38

19 39

20 40

Таблица 5

Оценка уровня концентрации внимания по тесту «Числа и фигуры» (время выполнения — 6 минут)

Количество Уровень Рейтинг

правильных концентрации

ответов внимания

37-40 Очень высокий 9

33-36 Высокий 8

29-32 Достаточно высокий 7

26-28 Не очень высокий 6

23-25 Средний 5

20-22 Достаточно средний 4

17-19 Ниже, чем средний 3

14-16 Низкий 2

13 и менее Очень низкий 1

Таблица 6

Оценка сосредоточенности внимания

5 6 18 22 5 14

4 12 3 15 10 25

Я 9 23 1 20 13

2 16 21 8 11 7

! 2 4 17 24 19

а Б с 3 Т

Тест на внимание — Таблица Шульте» (продолжительность — 2 минуты). Инструкция: в бланк ответов запишите номера клеток, в которых находятся по порядку числа 1, 2, 3...24, 25.

Диагностика уровня развития актуального мышления также проводилась по пяти психодиагностическим экспресс-методикам, которые позволяли выявлять реальные умения курсантов в части логического и абстрактного мышления, к нахождению закономерностей в числах и т.д. Для диагностики актуального мышления использовались следующие методики: тест «Разделенные фигуры», в котором для каждой из 24 половинок фигур необходимо было найти соответствующую половинку, а далее записать номер этой найденной части фигуры в бланк ответов; тест «Количественные отношения»; тесты «Логическое мышление» и «Абстрактное мышление», в которых сти-мульный материал представлен вербальными тестовыми заданиями; тест «Память и мышление», в котором даны 20 рядов (по 7 чисел в каждом ряду). Эти числа записывают в определенной закономерности. Тестируемый распознает эти закономерности и в бланк ответов записывает 8-е и 9-е число в каждом ряду.

По этим методикам каждый курсант в течение 1,5-2,0 часов выполняет 120 заданий, раскрывающих уровень развития его актуального мышления. Всего было получено более 12000 ответов, проверка и обработка которых потребовала более 120 часов вре-

мени. Анализ результатов тестирования актуального мышления позволил построить обобщенные диаграммы (см. рис. 1) и сформулировать выводы об уровнях развития актуального мышления у курсантов:

1. 20% курсантов проявили уровень развития актуального мышления выше среднего (5-го рейтинга), т.е. эти курсанты свободно владеют различными мыслительными операциями при решении интеллектуальных задач.

2. 10% курсантов проявили уровень развития актуального мышления выше 4-го рейтинга (достаточно среднего).

3. 20% курсантов проявили уровень развития актуального мышления выше 1 -го рейтинга, но ниже 2-го рейтинга, т.е. их умения и навыки решать практические интеллектуальные задачи находятся между низким и очень низким уровнями развития.

На основании полученных данных по входной диагностике курсантов составляются планы конкретных целенаправленных мероприятий по индивидуальному развитию каждого курсанта. Так, решено для всех курсантов провести циклы занятий (по 5 занятий для каждой подгруппы из 10 человек) по интеллектуальному тренингу, основной целью которых является формирование и развитие умений и навыков по решению различных классов интеллектуальных задач. В результате таких занятий каждый курсант приобретет опыт применения различных мыслительных операций (обобщение, классификация, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.) при решении многообразных задач по дисциплинам учебной программы.

Таким образом, входная диагностика индивидуально-психологических особенностей курсантов является существенным моментом в переводе процесса обучения на современную креативную педагогическую технологию. Выполнение творческих работ способствует развитию творческого мышления обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.