Научная статья на тему 'Анализ результатов социологического опроса родителей детей, получавших помощь в Омском центре медицинской реабилитации'

Анализ результатов социологического опроса родителей детей, получавших помощь в Омском центре медицинской реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Г.В., Шрейдер Т.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов социологического опроса родителей детей, получавших помощь в Омском центре медицинской реабилитации»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ, КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ПОЛУЧАВШИХ ПОМОЩЬ В ОМСКОМ ЦЕНТРЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Г.В.Федорова, Т.ФШрейдер

Омская государственная медицинская академия, Омский центр восстановительного лечения и реабилитации

В 2012 г. был проведен социологический опрос родителей детей, получивших медицинскую помощь в Омском центре восстановительного лечения и реабилитации. Опрос является фрагментом исследования в рамках кандидатской диссертации. Для опроса была разработана оригинальная анкета, включившая 18 вопросов. При обработке полученных ответов рассчитывались относительные величины, были использованы корреляционный и факторный анализ (Иберла К., 1980; Федорова Г.В. с соавт., 2006). Данные, полученные с использованием факторного анализа, представлены в публикации.

В результате выполнения всех этапов факторного анализа получили 7 факторов. Минимальное значение переменной (а) приняли 0,7. В первый фактор вошла одна переменная со значением 0,7807 - «устраивает ли респондента время назначенных процедур», который можно интерпретировать как медико-социальный.

Во второй фактор вошли две переменные: а - «место проживания» - 0,7812 и а = 0,7575 - «сопровождалось ли трудностями получение респондентом направления от участкового врача (другого специалиста) для получения медицинской помощи». Этот фактор можно обозначить как организационно-медицинский.

Третий фактор - а = 0,7425 включает вопрос, который является фактически уточняющим предыдущий, конкретизирующим эти трудности, встретившиеся при получении направления для лечения в Центре реабилитации. Этот фактор также можно отнести к организационно-медицинскому.

Четвертый фактор представлен единственной переменной - удовлетворенность

качеством и доступностью медицинской помощи в реабилитационном центре, при этом значение переменной 0,7854, и обозначить его можно как медико-социальный фактор.

В пятый фактор вошла переменная, отражающая вопрос «отмечался ли положительный эффект от проведенного в центре лечения» а=0,7054. Этот фактор характеризуется, прежде всего, как медицинский.

Шестой фактор весьма тесно связан с предыдущим, его переменная отражает оценку родителями качества медицинского обслуживания в Центре восстановительной медицины и реабилитации, а=0,8271. Его также можно характеризовать как медицинский.

Седьмой фактор, имеющий и самое большое значение переменной а=0,9147, определяется информацией о Центре реабилитации, «от кого родители узнали о том, что такой центр функционирует в Омске». Этот фактор можно отнести к организационно-медицинскому или информационному.

По рейтингу выделенные факторы представили следующее: второй фактор занял первую позицию - 16,4 %; пятый - второе место 15,3 %; первый - третью позицию 14,42 %; третий фактор значится в рейтинге на четвертом месте - 14,31 %; пятое место осталось за шестым фактором и составляет 13,71 %; шестое место - за четвертым фактором - 13,40 %; седьмое место принадлежит седьмому же фактору - 12,99 %.

Таким образом, второй, пятый и первый факторы занимают в рейтинге первые три места. Это свидетельствует об их значимости, а точнее, об эффективности лечения и его организации в Центре реабилитации.

На следующем этапе факторного анализа мы рассмотрели общность - т. е.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2013. № 2 (9). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ведущие переменные, влияние которых проявляется через факторы, и характерность -ведущие переменные (по величине), которые оказывают влияние на результативный признак самостоятельно.

В число переменных, которые составили общность, вошли следующие:

1. «Место проживания», а=0,70;

2. «От кого были проинформированы респонденты о существовании центра», а=0,85;

3. «Были ли трудности при получении направления на лечение в центре», а=0,69;

4. «Какие трудности Вы встретили», а=0,72;

5. «Как оцениваете качество медицинского обслуживания», а=0,78;

6. «Устраивает ли Вас время назначения процедур», а=0,73;

7. «Устраивает ли Вас система работы психологов центра», а=0,69.

В сумме влияние переменных через факторы, то есть общность, составило 65,67 %. Очевидно, что из семи выделенных переменных большинство (5) входили в факторы, и их значение подтверждено.

Из числа переменных, составивших характерность, имеющих наибольшую величи-

ну и влияющих самостоятельно на результативный признак, можно выделить следующие:

1. «Частота посещения Центра восстановительной медицины и реабилитации», а=0,42;

2. «Отмечали ли положительный эффект после проведения курса лечения в центре», а=0,44;

3. «Сравнение медобслуживания в центре с другими организациями здравоохранения», а=0,40;

4. Предложения респондентов, а =0,59.

Очевидно, что обозначенные переменные дополняют выделенные факторы в качестве самостоятельных и играют определенную и немалую роль в направлении реорганизации или совершенствования организации системы восстановительного лечения и реабилитации на региональном уровне.

Таким образом, использование факторного анализа при обработке социологического исследования позволило выявить обстоятельства, условия оказания помощи в рамках восстановительного лечения и реабилитации детей для дальнейшего преобразования этого вида медицинской помощи в системе здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.