Научная статья на тему 'Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде'

Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMMON CULTURAL COMPETENCES / INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитринцева Анна Владимировна, Лебеденко Ольга Николаевна

В статье осуществлен анализ результатов экспериментальной проверки модели развития общекультурных компетенций в интерактивной образовательной среде. Внедрение разработанной модели привело к качественным изменениям в структуре уровней развития общекультурных компетенций после эксперимента. Выводы об эффективности модели развития общекультурных компетенций подтверждаются проверкой данных с помощью критерия Крамера Уэлча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитринцева Анна Владимировна, Лебеденко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Results of a Pedagogical Experiment on Development of Common Cultural Competences of Students of the Interactive Educational Environment

The article analyzes the results of experimental study of the model of the development of common cultural competences in interactive educational environment. The model introduction has led to qualitative differences in the structure of the level of development of common cultural competences. The effectiveness of the model is confirmed by Welch's test.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде»

Хитринцева А.В., Лебеденко О.Н. Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2017/m5-statya-2017-1/788-00324. - ISSN 2413-4066

УДК 377

Хитринцева Анна Владимировна

Преподавател ь

БОУ СО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий», г. Омск

hitrinki@mail.ru

Лебеденко Ольга Николаевна

Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск olgalebedenko74@rambler.ru

Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде

Аннотация. В статье осуществлен анализ результатов экспериментальной проверки модели развития общекультурных компетенций в интерактивной образовательной среде. Внедрение разработанной модели привело к качественным изменениям в структуре уровней развития общекультурных компетенций после эксперимента. Выводы об эффективности модели развития общекультурных компетенций подтверждаются проверкой данных с помощью критерия Крамера - Уэлча.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, интерактивная образовательная среда, образовательный процесс, педагогические условия.

Формирующий этап исследования направлен на внедрение разработанной модели развития общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде. В ходе апробации данной модели нами были реализованы ряд мероприятий, направленных на популяризацию форм и методов использования современных технологий для развития общекультурных компетенций студентов. В рамках интерактивной образовательной среды проводились телекоммуникационные проекты, олимпиады, ролевые игры, викторины. Участники эксперимента создавали свои интерактивные задания, ментальные карты, временные ленты, осваивали технологии Веб 2.0.

Как показал формирующий эксперимент, интерактивная образовательная среда включает в себя целый ряд компонентов, функционирование которых способствовало решению поставленных исследованием задач. Интерактивная образовательная среда рассматривалась нами как системообразующий фактор в развитии общекультурных компетенций студентов. Отсюда, анализ результатов опытно-экспериментальной работы мы строили исходя из особенностей данной интерактивной образовательной среды, используя в качестве средств повышения уровня владения общекультурных компетенций все компоненты интерактивной образовательной среды в системе.

Общим результатом, который мы фиксировали в ходе опытно-экспериментальной работы, было отмечено повышение эффективности образовательного процесса, мотивации студентов в процессе обучения, преодоление студентами по ходу обучения различных трудностей, стремление обучающихся к овладению знаниями, умениями и навыками в области общекультурных компетенций. Профессионально - образовательный процесс характеризовался такими качествами как технологичность, целенаправленность в развитии общекультурных компетенций студентов, непрерывность в реализации содержания профессиональной деятельности, функциональность в обеспечении насыщения интерактивной образовательной среды ситуациями взаимодействия, сотрудничества, взаимной помощи как условий более полного формирования общекультурных компетенций студентов.

Вместе с тем нами было отмечено, что новый опыт осуществления развития общекультурных компетенций получили все субъекты профессионально-образовательного процесса. У студентов это проявлялось и фиксировалось нами в результате осуществления подготовки к исследовательской деятельности в рамках спецкурса «Азбука научных исследований». Динамику проявления новых качеств мы отслеживали на этапе внедрения содержания спецкурса. Также мы анализировали активное участие студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности: самостоятельная работа, активное участие в олимпиадах, телекоммуникационных проектах, дискуссиях.

У преподавателей новый опыт осуществления развития общекультурных компетенций студентов приобретался и оценивался нами в процессе ознакомления с деятельностью по развитию общекультурных компетенций студентов в рамках программы «Эффективное использование современных технологий в обучении», а также через обогащение содержания интерактивной образовательной среды эффективным использованием современных технологий, анализа и оценки результатов экспериментальной работы.

Необходимость придания системного характера в решении поставленных задач осознавалась практически всеми участниками экспериментальной работы.

Активизировалась роль преподавателя, что подтвердило проведение различных аудиторных и внеаудиторных мероприятий по развитию общекультурных компетенций студентов, и тем самым, студенты стали принимать более активное участие в различных мероприятиях.

Сравнение уровней развития общекультурных компетенций студентов в начале и в конце эксперимента осуществлялось по определённым в процессе исследования уровням владения: низкий, средний, высокий.

Результирующий эксперимент проводился в конце учебного года.

В результирующем эксперименте принимали участие 4 группы студентов (96 человек), с которыми уже проводился опрос в начале учебного года.

Надёжными считаются результаты эксперимента, если при повторном измерении они подтверждаются. Для того чтобы ликвидировать случайность результатов и проследить динамику уровня сформированности общекультурных компетенций студентов, на протяжении всей экспериментальной работы комплексные срезы проводились неоднократно.

Опытно - экспериментальная работа дала возможность обобщить данные главы II, и получить сравнительные показатели уровней развития общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде.

Динамика уровней овладения общекультурными компетенциями студентов в интерактивной образовательной среде дана по всем составляющим общекультурных компетенций в таблице 1.

Динамика уровня владения общекультурными компетенциями студентов в интерактивной образовательной среде

Таблица 1

Уровень владения Информационная компетенция, % Коммуникативная компетенция, % Учебно-познавательная компетенция, % Компетенция личностного совершенствования, %

до после до после до после до после

высокий 22,4 32,8 28,5 37,7 26,5 31,8 29,6 31,6

средний 35,7 41,7 31,6 36,7 32,6 46,6 36,7 41,9

низкий 41,9 25,5 39,9 25,6 40,9 21,6 33,7 26,5

Данные таблицы 1 позволяют утверждать следующую динамику уровней владения общекультурными компетенциями в интерактивной образовательной среде:

1) Высокий уровень владения общекультурными компетенциями студентов в интерактивной образовательной среде значительно возрос: для информационной компетенции с 22,4% до 32,8%; для коммуникативной компетенции - с 28,5% до 37,7%; для учебно-познавательной - с 26,5% до 31,8%; для компетенции личного самосовершенствования - с 29,6% до 31,6%.

2) Значительно уменьшился низкий уровень владения всеми компонентами общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде: для информационной компетенции - с 41,9% до 25,5%; для коммуникативной компетенции - с 39,9% до 25,6%; для учебно-познавательной - с 40,9% до 21,6%; для компетенции личного самосовершенствования - с 33,% до 26,5%.

3) для контрольной группы преобладающим являлся средний и низкий уровень владения общекультурными компетенциями.

4) для экспериментальной группы преобладающим является высокий и средний уровень.

Итак, полученные данные свидетельствуют о том, что после реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие общекультурных компетенций студентов в интерактивной образовательной среде, произошли существенные изменения в уровне владении студентами общекультурными компетенциями. Эти изменения наглядно отображены на диаграммах:

Динамика высокого уровня владения надпредметными компетенциями

45 40 35 30 25 20 15 10 5

□ до

□ после

I 2

о

о

■?■ й 1= > 9 2

? г я

0

Рис. 1 Динамика высокого уровня владения общекультурными

компетенциями

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

компетенциями

□ до

□ после

^ ш га I-5 Ш

Ф

> 9

5 2 о

х х Э

(U I- CL

h О 01

ш о m

us

Рис. 2 Динамика среднего уровня владения общекультурными компетенциями

X Щ

<

л i а

х

Э

о

45 40

35

30 $ 25 20 15 10 5 О

Динамика низкого уровня владения надпредметными компетенциями

Ш

X

о

га ■п.

4

j

ас

х а»

О ДО

• после

Рис. .3 Динамика низкого уровня владения общекультурными

компетенциями

Таким образом, обобщив данные исследования, мы пришли к выводу, что все элементы интерактивной образовательной среды в целом направлены на реализацию определённой цели - развитие общекультурных компетенций студентов.

Полученные положительные результаты формирующего эксперимента подтвердили положения гипотезы исследования и свидетельствовали о решении всех поставленных исследованием задач.

Используя данные таблицы 3.8 и пакет анализа программы EXCEL, получим ряд показателей описательной статистики для качественного анализа эксперимента c применением статистических критериев. Для оценки достоверности различий полученных данных экспериментальной и контрольной групп использовался критерий Крамера-Уэлча.

Алгоритм определения достоверности совпадений или различий характеристик сравниваемых выборок для контрольных и экспериментальных данных с помощью критерия Крамера - Уэлча включает следующее:

1)вычислить экспериментальное значение критерия Крамера-Уэлча по формуле:

характеристик выборок, полученных средствами программы EXCEL.

2)сравнить это значение с критическим значением критерия на выбранном уровне значимости (чаще всего - То,о5 = 1,65 , или To,oi = 2,33).

Если Тэмп <= T крит, то характеристики сравниваемых выборок совпадают. Если Тэмп > Ткрит при уровне значимости, например, 0,05, то уверенность в различии сравниваемых выборок контрольных и экспериментальных составляет 95%.

В наших расчётах для высокого уровня владения компетенцией получилось: 3,14 > 2.33 , для среднего уровня: 3,2 > 2. 33, для нижнего уровня: 6,67 > 2.33, т. е. для всех случаев Тэмп > Ткрит. Это означает, что степень уверенности в различии характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента составляет 99 %.

Таким образом, мы доказали достоверность различий экспериментальных и контрольных данных при реализации модели развития общекультурных компетенций студентов.. Эффект изменений в уровнях развития ОК студентов обусловлен именно внедрением модели развития общекультурных компетенций студентов.

Anna Khitrintseva

Instructor

Omsk State College of Management and Professional Technologies

Olga Lebedenko

Senior Instructor

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Analysis of Results of a Pedagogical Experiment on Development of Common Cultural Competences of Students of the Interactive Educational Environment

Abstract. The article analyzes the results of experimental study of the model of the development of common cultural competences in interactive educational environment. The model introduction has led to qualitative differences in the structure of the level of development of common cultural competences. The effectiveness of the model is confirmed by Welch's test.

Keywords: common cultural competences, interactive educational environment, educational process, pedagogical conditions.

T

эмп

, где средние значения и дисперсии взяты из описательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.