Научная статья на тему 'Анализ результатов исследования технического состояния самолетов Ан-2'

Анализ результатов исследования технического состояния самолетов Ан-2 Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
231
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бутушин Сергей Викторович, Ковалевский Сергей Александрович

В статье представлен анализ результатов исследования технического состояния самолетов Ан-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бутушин Сергей Викторович, Ковалевский Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF RESULTS OF RESEARCH OF A TECHNICAL CONDITION OF PLANES AN-2

The analysis of results of research of a technical condition of planes An-2.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов исследования технического состояния самолетов Ан-2»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности ВС

№103

УДК 629.7.083

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ САМОЛЕТОВ АН-2

С.В. БУТУШИН, С.А. КОВАЛЕВСКИЙ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

В статье представлен анализ результатов исследования технического состояния самолетов Ан-2.

При выполнении работ по увеличению межремонтного срока службы были проанализированы и обобщены результаты исследования технического состояния самолетов Ан-2. Обобщение производилось по данным, содержащимся в ведомостях дефектов ВС типа Ан-2.

Общая численность парка самолетов Ан-2 на 2005 г. составляет 1726, из них: Ан-2 с/х -998; Ан-2 ТП - 728.

В результате анализа были выявлены основные дефекты самолета Ан-2: разрушение полотняной обшивки; расслоение и растрескивание ЛКП; коррозионные повреждения.

Распределение дефектов по элементам конструкции ВС типа Ан-2 представлено на рис. 1, а распределение по видам дефектов - на рис. 2.

Распределение по месту расположения дефектов

Распределение по видам дефектов

О тсутствуют контрольные метки на р е гулир О Е о чных винт ах

лент-расчалок

0,4%

Пробоины, деформация

0,8%

Ослабление, обрыв крепежа 1,5%

тсутствует зазор между тросами сис т е м ы упр авл е ния и электрожгутами 2,44' Ь

Трещины

0,7%

С т ар е ние, растре скивание резиновой оплетки жгутов электропроводки 0,9%

Рис. 2

Были определены распределения наиболее часто встречающихся видов дефектов по основным элементам конструкции ВС типа Ан-2.

Основными дефектами фюзеляжа являются: коррозия (95%);

расслоение и растрескивание ЛКП (5%).

Основными дефектами элементов конструкции крыла являются: расслоение и растрескивание ЛКП (44%); разрушение полотняной обшивки (32%); коррозия (24%).

Основными дефектами элементов конструкции оперения являются: разрушение полотняной обшивки (47%); расслоение и растрескивание ЛКП (38%); коррозия (15%).

Места коррозионных повреждений, обнаруженных при проведении работ по увеличению межремонтных сроков службы самолетов Ан-2 указаны на продольной развертке фюзеляжа самолета (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что коррозионным повреждениям, в основном, подвергается обшивка фюзеляжа и шпангоуты. Исключением являются результаты осмотра самолета Ан-2 ЯЛ-17862, где были обнаружены коррозионные повреждения стрингеров (на схеме обозначены тонкими линиями). Также часто встречается коррозия на направляющих и крышках аккумуляторных отсеков.

Коррозия обшивки встречается в подпольном пространстве фюзеляжа, в основном, со шп. №8 по шп. №23, стр. №№6 левый - 6 правый, что объясняется скоплением влаги и, в случае пролива, химически агрессивных средств в подполье. Также коррозия обшивки обнаруживается в верхней части фюзеляжа в зонах шп. №№ 5-22, стр. №№ 19 левый - 17 правый. Это обусловлено тем, что в районе шп. №7, стр. №24 правый имеется люк под загрузочный рукав бака химикатов и при проливе имеет место растекание хим. жидкости по фюзеляжу в полете.

Ось самолета

- коррозия обшивки;

- коррозия силового набора.

Рис. 3

Коррозионные повреждения крыльев встречаются: на болтах узлов стыковки верхнего крыла; на узлах крепления нижнего крыла; на раскосах крыльев.

Было выявлено, что количество дефектов не зависит от наработки и от количества ремонтов, пройденных самолетом. Это хорошо иллюстрирует график на рис. 4. Число дефектов остается практически постоянным.

Также было проанализировано влияние условий (регионов) эксплуатации на количество появляющихся дефектов. Результаты анализа представлены на рис. 5, где в процентном соотношении показано общее количество обнаруженных дефектов, приходящихся на один самолет, на ВС эксплуатирующихся в различных регионах.

Рис. 5

Из рис. 5 видно, что различий по количеству дефектов, обнаруженных на самолетах Ан-2 в различных регионах эксплуатации, нет.

Кроме того, было обнаружено, что число выявленных дефектов не имеет зависимости от варианта самолета, что иллюстрирует рис. 6.

Рис. 6

В результате анализа исходных данных по дефектации самолетов Ан-2 получены сведения о наиболее часто встречающихся дефектах, которые представлены на рис. 7.

Таковыми являются:

коррозия лент-расчалок бипланной коробки крыльев и узлов их крепления, обшивки и силового набора фюзеляжа (до 71%);

расслоение ЛКП обшивки верхнего и нижнего крыльев, закрылков, стабилизатора (до 66%);

разрушение полотняной обшивки на верхнем и нижнем крыльях, закрылках, стабилизаторе, РВ, РН (до 48%).

Повторяемость наиболее часто встречающихся видов дефектов

Разрушение полотняной обшивки верхнего крыла Разрушение полотняной обшивки верхнего крыла Разрушение полотняной обшивки закрылков Разрушение полотняной обшивки стабилизатора Разрушение полотняной обшивки PH Разрушение полотняной обшивки РВ Расслоение ЛКП на обшивке верхнего крыла Расслоение Л КП на обш ивке нижнего крыла Расслоение ЛКП закрылков Расслоение Л КП стабилизатора Коррозия на узлах крепления лент-расчапок Коррозия силового набора фюзеляжа Коррозия обшивки фюзеляжа

Коррозия в зоне аккумуляторного отсека Отсутствие зазора между тросами системы управления и электрожгутами

О 20 40 60 80 100

%

Рис. 7

Закономерности увеличения числа дефектов от наработки и от количества ремонтов, пройденных самолетом, выявить не удалось.

Таким образом можно сделать вывод, что количество дефектов не имеет зависимости от наработки и от количества ремонтов, выполненных самолетом.

Также количество выявленных дефектов не зависит от региона эксплуатации и варианта применения самолета.

THE ANALYSIS OF RESULTS OF RESEARCH OF A TECHNICAL CONDITION OF PLANES AN-2

Butushin S.V., Kovalevsky S.A.

The analysis of results of research of a technical condition of planes An-2.

Сведения об авторах

Бутушин Сергей Викторович, 1948 г.р., окончил МАТИ (1971), кандидат технических наук, старший научный сотрудник Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, автор более 80 научных работ, область научных интересов - механика и работоспособность технических устройств и машин.

Ковалевский Сергей Александрович, 1974 г.р., окончил МГТУ ГА (1997), инженер Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, автор более 10 научных работ, область научных интересов - поддержание летной годности ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.