Научная статья на тему 'Анализ результатов исследования до и после когнитивного тренинга у потребителей опиатов'

Анализ результатов исследования до и после когнитивного тренинга у потребителей опиатов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
284
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОЗАВИСИМЫЕ / DRUG ADDICTS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У НАРКОЗАВИСИМЫХ / DRUG ADDICTS'' PECULIARITIES OF MEMORY AND ATTENTION / КОГНИТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / COGNITIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Рублева Татьяна Юрьевна

В статье представлены результаты исследований, в рамках которых изучены особенности памяти и внимания у потребителей опиатов. С помощью методик, направленных на оценку памяти и внимания, выявлены снижение механической (непосредственной кратковременной) памяти, долговременной памяти, смысловой памяти, снижение распределения и объёма внимания у данных лиц. Нами был разработан и проведен когнитивный тренинг, направленный на коррекцию данных изменений с использованием мнемонических техник и упражнений. Результаты экспериментального исследования раскрыты в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Рублева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE STUDY IN OPIATE USERS BEFORE AND AFTER COGNITIVE TRAINING

The results of the study of opiate users' memory and attention peculiarities are presented in the article. By the use of techniques aimed at assessment of memory and attention, the impairment in mechanical (immediate short-term) memory, long-term memory, semantic memory as well as impairment in distribution and range of attention in these individuals are revealed. The author developed and conducted the cognitive training aimed at correction of mentioned changes by the use of mnemonic techniques and exercises. The results of the experiment study are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов исследования до и после когнитивного тренинга у потребителей опиатов»

УДК 316.6

Татьяна Юрьевна РУБЛЁВА,

доцент кафедры криминалистики Сибирского

юридического института МВД России

(г. Красноярск), кандидат медицинских наук

tat-rubleva@yandex.ru

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДО И ПОСЛЕ КОГНИТИВНОГО ТРЕНИНГА У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОПИАТОВ

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE STUDY IN OPIATE USERS BEFORE AND AFTER COGNITIVE TRAINING

В статье представлены результаты исследований, в рамках которых изучены особенности памяти и внимания у потребителей опиатов. С помощью методик, направленных на оценку памяти и внимания, выявлены снижение механической (непосредственной кратковременной) памяти, долговременной памяти, смысловой памяти, снижение распределения и объёма внимания у данных лиц. Нами был разработан и проведен когнитивный тренинг, направленный на коррекцию данных изменений с использованием мнемонических техник и упражнений. Результаты экспериментального исследования раскрыты в статье.

The results of the study of opiate users' memory and attention peculiarities are presented in the article. By the use of techniques aimed at assessment of memory and attention, the impairment in mechanical (immediate short-term) memory, long-term memory, semantic memory as well as impairment in distribution and range of attention in these individuals are revealed. The author developed and conducted the cognitive training aimed at correction of mentioned changes by the use of mnemonic techniques and exercises. The results of the experiment study are presented in the article.

Ключевые слова: наркозависимые, реабилитация, особенности памяти и внимания у наркозависимых, когнитивный тренинг.

Keywords: drug addicts, rehabilitation, drug addicts' peculiarities of memory and attention, cognitive training.

Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что острое и хроническое употребление психоактивных веществ приводит не только к развитию комплекса заболеваний, затрагивающих различные органы и системы организма, но и в большинстве случаев - к когнитивным расстройствам различной степени выраженности, в том числе нарушению памяти, снижению концентрации внимания. [4]

В связи с этим особое значение приобретает задача не только выявить нарушения, но и организовать работу по улучшению когни-

тивных функций, а именно дефицита памяти и внимания у данной категории лиц.

Ранее нами были проведены исследования, в рамках которых изучены особенности памяти и внимания у потребителей опиатов. Обследованы 70 человек. Экспериментальная группа: 35 потребителей опиатов - участников реабилитационных программ в негосударственных реабилитационных центрах Красноярского края. Длительность наркотической зависимости до реабилитации от 5 до 10 лет. У всех обследуемых выявлена вторая стадия героиновой наркомании со-

гласно классификации И.Н. Пятницкой [1] (развитие физической и психической зависимости, повышение толерантности, синдром изменённой реактивности).

Контрольная группа состояла из 35 мужчин, не употреблявших наркотики, отобранных методом случайной выборки.

В ходе нашего исследования с помощью методик, направленных на оценку памяти и внимания, выявлены отличия по следующим параметрам: снижение механической (непосредственной кратковременной) памяти, долговременной памяти, смысловой памяти, снижение распределения и объёма внимания у респондентов экспериментальной группы по сравнению как с исследуемыми контрольной группы, так и с общепринятыми нормативными показателями. [2]

Учитывая выявленный дефицит памяти и внимания у респондентов экспериментальной группы, мы разработали когнитивный тренинг, направленный на коррекцию данных изменений с использованием мнемонических техник и упражнений. В таких техниках слово наполняют содержанием, связывая эту информацию с яркими звуковыми и зрительными образами, а также ощущениями.

Целью когнитивного тренинга являлось развитие объёма памяти через концентрацию внимания.

Задачи:

1) ознакомить и освоить техники, используемые в повседневной жизни для улучшения памяти;

2) ознакомить и освоить техники, используемые в повседневной жизни для улучшения внимания;

3) сформировать представления и обучить упражнениям на расслабление, способствующим концентрации внимания.

Продолжительность тренинга составляет 30 дней. Тренинговая сессия: 8 встреч (2 раза в неделю), продолжитель-

80 70 60 50 '<40 30 20 10

23.6

Ш

II

Память

Противодействие наркоугрозе: = проблемы, пути решения

ность каждой - 120 минут (всего 16 часов).

Самостоятельная работа: ежедневно (исключая день группового тренинга) 30 минут в день (всего 11 часов).

Таким образом, каждый из 35 обследуемых нами респондентов экспериментальной группы принял участие в 8 коррекционных занятиях.

Формы проведения: лекция с элементами беседы, включающая небольшой объем теоретического материала, тренинг, практикум, опрос (отзывы участников тренинга).

Периодичность и тематический план проведения занятий описывались нами ранее. [3]

По завершении когнитивного тренинга было проведено повторное анкетирование, оценка механической памяти и активности внимания в экспериментальной и в контрольной группах.

В ходе исследования применялись те же методики, что и при первичном обследовании: «Проба на запоминание 10 слов»; «Воспроизведение рассказа»; «Отсчитывание по Блейхеру»; «Отыскивание чисел по таблицам Шульте»; «Корректурная проба Бурдона -буквенный вариант».

По результатам анкетирования улучшение памяти и внимания после тренинга отметили 28,6% и 74,3% респондентов экспериментальной группы соответственно, в то время как у респондентов контрольной группы изменений со стороны памяти и внимания не выявилось (рис. 1).

□ Экспериментальная

группа ■ Контрольная группа

Внимание

Рис. 1. Соотношение показателей улучшения памяти и внимания у наркозависимых после тренинга по сравнению с контрольной группой

%

30

25

20

15

10

0

Баллы

3

4

5

6

9

%

7 8

Рис. 2. Соотношение показателей по методике «Воспроизведение рассказа» у респондентов экспериментальной группы до и после тренинга

Сравнение состояния механической памяти по методике «Запоминание 10 слов» у респондентов экспериментальной группы до и после тренинга производилось с помощью оценки минимального / максимального количества слов, воспроизводимых каждой группой, а также по медиане (среднее значение).

В ходе исследования нами выявлены различия как в воспроизведении минимального количества слов с 4 до 7, так и по медиане.

Следует отметить тот факт, что 82,9% респондентов контрольной группы после участия в тренинге 10 слов воспроизвели уже на 5-й попытке, в то время как до тренин га 89,0% воспроизвели 10 слов только на 7-й попытке, а 11,0% 20 смогли воспроизвести только 9 слов.

Данные показатели свидетельствуют об улучшении механической памяти у респондентов экспериментальной группы после участия в тренинге.

Изменений показателей механической памяти по методике «Запоминание 10 слов» в контрольной группе не выявлено.

Сравнение также показало, что у респондентов эксперимен-

тальной группы после участия в тренинге улучшилась долговременная память, отсроченно через час 10 слов воспроизвели 65,7% (до тренинга 51,0%).

Анализ результатов исследования смысловой памяти с помощью воспроизведения двух текстов коротких рассказов выявил, что после участия в тренинге количество набранных баллов среди респондентов экспериментальной группы варьировалось от 6 до 9 (рис. 2), до тренинга - от 3 до 8, и сравнялось с показателями контрольной группы (от 6 до 9) (рис. 3).

Данные показатели, по нашему мнению, свидетельствуют об улучшении смысловой памяти, увеличении её объёма у наркозависимых, обследуемых после участия в тренинге.

Следует отметить, что в контрольной группе показатели первичного и повторного

34,3

35

30

^ 25

15

10

5

0

□ Экспериментальная группа

П Контрольная группа

Баллы

3

4

5

6

7

8

9

Рис. 3. Соотношение показателей по методике «Воспроизведение рассказа» у респондентов экспериментальной группы после тренинга по сравнению с контрольной группой

5

Противодействие наркоугрозе: проблемы, пути решения

%

35

34,3 34,3

30

25 -

20

15

10

□ Первичное исследование П Повторное исследование

18,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 , 8 9 Баллы

Рис. 4. Соотношение показателей первичного и повторного исследований по методике «Воспроизведение рассказа» у контрольной группы

исследования по методике «Воспроизведение рассказа» практически не изменились (рис. 4).

Соотношение показателей первичного и повторного исследования по методике «От-считывание по Блейхеру (100-7)» выявил у респондентов экспериментальной группы сокращение времени, затраченного на её выполнение после прохождения тренинга. Результаты кластеризуются в области от 28 до 52 секунд (до тренинга от 29 до 67 секунд) (рис. 5).

В среднем на выполнение задания в экспериментальной группе затрачено 36,5 секунд (до тренинга 54,6 секунд), что свидетельствует, по нашему мнению, о некотором улучшении внимания у респондентов экспериментальной группы после участия в тренинге.

Вместе с тем изменения времени, затрачиваемого на вычитание чисел, у контрольной группы не зафиксировано (28,4 секунды / 28,7 секунды).

Результаты отыскивания чисел по методике «Таблицы Шульте» показали, что после участия в тренинге уровень распределения внимания с низкого и среднего у 94,3% респондентов контрольной группы сместился в сторону среднего и высокого (рис. 6).

При анализе результатов корректурной пробы Бурдона выявлено, что у респондентов контрольной группы после участия в тренинге уровень устойчивости внимания с «ниже среднего» и «среднего» (45,7% и 42,9% соответственно) изменился до «среднего» и

5

7

б

о 5

а

г 4

а

3

2

1

0

♦ до

коррекции ■ после коррекции

20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70

сек,

Рис. 5. Соотношение показателей по методике «Отсчитывание по Блейхеру» у реабилитантов до и после тренинга

%

70 -

60

50

40

30

20 -■

10

5,6

IEL

Низкий Средний

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

Уровни

Рис. 6. Соотношение уровней показателей по методике «Таблицы Шульте» у респондентов экспериментальной группы после тренинга по сравнению с контрольной группой

«выше среднего» (65,8% и 20,0% соответственно) (рис. 7). В то время как в контрольной группе показатели остались на прежнем уровне.

Результаты, полученные с помощью данных методик, были подвергнуты обработке методами математической статистики. На данном этапе экспериментального исследования нами использовался параметрический критерий - t-критерий Стьюдента. Примело -S шз

60

i о -

40

30

20 -

10

нение ^критерия Стьюдента показало, что после тренинга достоверно значимо изменились показатели механической (непосредственной кратковременной) памяти (1 = 3,48; при р<0,01), долговременной памяти (1 = 3,81; при р<0,01), смысловой памяти (1 = 3,12; при р<0,01), распределения (1 = 5,27; при р<0,01) и объёма (1 = 6,12; р<0,01) внимания у респондентов экспериментальной группы. Полученные различия являются статистически значимыми, так как критическое значение 1 = 2,733 при р<0,01, в то время как в контрольной группе значимых различий по показателям не выявлено. Эти данные вполне подтверждают то, что предложенный тренинг оказался эффективным средством улучшения памяти и внимания у наркозависимых лиц.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования подтверждено, что предложенный когнитивный тренинг, основанный на мнемонических техниках и упражнениях, позволил улучшить память и внимание у данной категории лиц.

Результаты работы могут быть использованы в деятельности субъектов при организации и осуществлении реабилитации и ресоциали-зации наркозависимых лиц в рамках реабилитационных программ.

□Эксперимвнт апьная группа

К онтр опьная группа

Уровни

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Рис. 7. Соотношение показателей устойчивости внимания в корректурной пробе Бурдона у респондентов экспериментальной группы после тренинга по сравнению с контрольной группой

0

0

Противодействие наркоугрозе: Щш - проблемы, пути решения

Библиографический список

1. Пятницкая, И. Н. Наркомания / И. Н. Пятницкая. - М.: Медицина, 1994. - 544 с.

2. Рублева, Т.Ю. О результатах исследования когнитивных функций (память, внимание) у потребителей опиатов / Т.Ю. Рублева // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия организации договора о коллективной безопасности : материалы XIX международной научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2016. - Ч. 2. - С. 189-193.

3. Рублёва Т.Ю. Коррекция нарушений памяти, внимания у потребителей опиатов путем когнитивного тренинга / Т.Ю. Рублёва // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2016. - № 2 (23). - С. 60-67.

4. Рублева, Т.Ю. К вопросу о влиянии употребления опиатов на когнитивные способности человека (память, внимание) и его учет при оказании помощи наркозависимым / Т.Ю. Рублева // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 115-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.