Е. Б. Заболотный , Д. Л. Майсаков
Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческих решений
В настоящее время в специальной литературе уделяется достаточно много внимания проблемам анализа финансовой деятельности предприятия и эффективности его функционирования. Действительно, в условиях ужесточения контроля со стороны фискальных органов за соблюдением налоговой дисциплины, введения нормативно-правовыми актами повышенных требований к качеству продукции и услуг, соблюдению прав потребителей и усиливающейся конкуренции предприятиям, в целях достижения максимального экономического эффекта, приходится уделять повышенное внимание анализу финансовой деятельности и эффективности работы.
На современном этапе государственные вузы перестают рассматриваться как учреждения, финансируемые только за счет федерального бюджета. Наблюдается тенденция рассмотрения вуза как предприятия, создающего и продающего на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников - образовательные услуги. Наметившиеся тенденции имеют объективные предпосылки развития. Прежде всего это связано с тем, что федеральные законы наделяют вузы существенной самостоятельностью в области внутривузовского управления, проведения финансовой политики, определения основных направлений развития. Одновременно наблюдается несоответствие законодательных и фактических условий финансирования вузов, не позволяющее им производить полномасштабное развитие и укрепление материальной базы только за счет средств федерального бюджета. Результатом этого является активная работа вузов по изысканию и привлечению внебюджетных средств. Соответственно - и при анализе финансовой деятельности вуза необходим подход, учитывающий специфику его и как предприятия.
В этой связи Тюменский государственный университет может служить классическим примером. Вуз имеет 12 факультетов, объединяя при этом ряд из них в Международный институт финансов, управления и бизнеса, Институт государства и права, Высшую педагогическую школу. Наличие 12 филиалов по всей территории Тюменской области, Института дополнительного образования, гимназии, а также ряда других структурных подразделений указывают на сложную организационную структуру, что фактически вызывает необходимость использовать подходы к управлению вузом, аналогичные управлению предприятием. Вследствие этого ректорат Тюменского государственного университета уделяет повышенное внимание анализу финансовой деятельности.
В университете сложилась практика ежегодной оценки деятельности ректората, рассмотрения итогов финансовой деятельности вуза и утверждения бюджета на следующий год, происходящие на заседании ученого совета вуза. Важную роль при определении ученым советом основных приоритетов развития вуза играет анализ финансовой деятельности вуза за год, включающий в себя анализ структуры доходов, анализ основных статей расходования средств, а также прогноз поступлений средств на следующий год и прогноз расходов. Таким образом, на основании рассмотрения исполнения бюджета за прошедший год, проведения анализа финансовой деятельности производится составление бюджета вуза на следующий год. Тщательно проработанный и грамотно составленный бюджет позволяет вузу не только полностью решать текущие задачи, но и успешно проводить стратегическое развитие.
Основой в проведении анализа результатов финансовой деятельности вуза является анализ денежных потоков и остатков денежных средств, приведенный в диаграмме на рис. 1. За 100% принят показатель по каждому составляющему в 1999 г.
%
Остаток средств П осту пило за год Израсходовано на конец года за год
□ 1998; ЕЗ 1999; 02000
Рис. 1. Диаграмма анализа потоков денежных средств в 1999-2000 гг.
Из цифр видно, что поступления увеличились на 29%, а расходы - на 49%. Однако надо отметить, что в абсолютных цифрах не произошло превышения расходов над доходами, что доказывает увеличение остатков денежных средств за год на 20%.
Анализ соотношения расходов и доходов дает представление о политике ректората вуза по расходованию средств, направленной на максимальное инвестирование получаемых средств в целях удовлетворения текущих потребностей университета, развития материальной базы и защиты средств от инфляции. Одновременно сохраняется "запас прочности" - остаток денежных средств, позволяющий университету обеспечивать финансирование расходов даже в случае кризисных явлений.
Привлечение средств в университет является одной из основных задач ректората, поэтому анализ структуры доходов имеет важное значение.
Диаграмма на рис. 2 характеризует структуру поступления денежных средств из трех источников: федеральное финансирование, внебюджетные средства и доходы коммерческих структур
университета.
Рис. 2. Диаграмма структуры поступлений средств в 1999-2000 гг.
Сравнительный анализ поступлений средств свидетельствует о некотором росте бюджетного финансирования. Так, в процентном отношении доля средств федерального бюджета в доходной части бюджета университета за 1999-2000 гг. составила 12 и 15% соответственно. Рост федерального финансирования произошел и в абсолютных цифрах. Очевидно, что увеличение финансирования вуза связано прежде всего с общеэкономическим ростом в стране. Фактическое увеличение роста наблюдается лишь в последние два года, то есть пока еще рано говорить о росте федерального финансирования как об устойчивой тенденции.
Необходимо отметить, что рост финансирования из федерального бюджета произошел благодаря как собственно увеличению финансирования, так и благодаря усилиям ректората по привлечению дополнительных средств за счет проведения целевого финансирования по доходам и расходам федерального бюджета, или так называемого федерального зачета.
Рассматривая структуру федерального финансирования, необходимо отметить, что вуз впервые профинансирован по прочим статьям расходов. Наряду с заработной платой (52 % финансирования), стипендией и социальными выплатами (24,7% и 4,5% соответственно) в структуре бюджетного финансирования университета выделены статьи на коммунальные платежи (9,4%), приобретение материалов и оборудования (3,7%), текущий и капитальный ремонт (3,3%)
Несмотря на очевидное улучшение федерального финансирования необходимо отметить, что его объем продолжает оставаться катастрофически низким для ведения полномасштабного образовательного процесса. Показатель соотношения числа бюджетных и договорных мест наглядно свидетельствует об этом. В 2000 г. процентное соотношение студентов дневного отделения, обучающихся за счет средств федерального бюджета, и студентов, обучающихся на основании договора с полной оплатой, составило 42,7% и 53,3% соответственно.
Таким образом, анализ структуры поступлений средств позволяет сделать вывод о значимости внебюджетных поступлений и сосредоточении усилий вуза на дальнейшее увеличение данного
вида поступлений, поскольку внебюджетные средства есть и остаются наиболее ощутимым источником финансирования расходов вуза.
В этой связи интересно будет рассмотрение структуры внебюджетных доходов университета и ее изменения, представленных в диаграмме на рис. 3.
Рис. 3. Диаграмма структуры внебюджетных доходов в 1999-2000 гг.
Анализ представленной диаграммы позволяет сказать, что в вузе реализуется принцип многоканального внебюджетного финансирования. Это отражает и общую политику, направленную на диверсификацию деятельности.
Сравнение с поступлениями 1999 г. свидетельствует о том, что структура поступлений остается стабильной. Необходимо отметить, что для 2000 г. некоторые источники финансирования не являются характерными. В частности, поступление средств от научно-исследовательской деятельности (НИС) в 2000 г. составили значительную часть, ввиду финансирования администрациями региона заключительного этапа разработки региональной энциклопедии, которую проводит вуз.
Значительное внимание уделяется и работе с филиалами. В 2000 г. возросли поступления средств от филиалов, что связано с изменившейся политикой головного вуза в отношении порядка распределения денежных средств, получаемых филиалами за обучение. Оптимальным видится распределение денежных средств при котором 20-40% (в зависимости от формы обучения) будет передаваться в головной вуз, а оставшаяся сумма направляться на финансирование расходов филиала и развитие его материально-технической базы.
Диаграмма отражает лишь процентное соотношение источников поступлений средств в общем поступлении. Абсолютные цифры при этом в большинстве случаев выросли (кроме попечительских взносов), что позволяет сделать вывод об успешности работы по каждому из направлений привлечения внебюджетных средств.
Проведенный анализ выявил уменьшение попечительских взносов, обусловленное, с одной стороны, слабой работой деканов факультетов с попечителями и, с другой стороны, сформировавшимся за последнее время имиджем университета как стабильно развивающегося делового предприятия, которому не требуется финансовая поддержка. Необходима разработка новой стратегии в работе с попечителями и усиление работы в этом направлении каждого подразделения вуза.
Исполнение бюджета по доходам является важным фактором в обеспечении устойчивого развития вуза. Однако, без разработки грамотной и взвешенной политики расходования средств с четко определенными целями и задачами, невозможно успешное функционирование вуза.
Анализ расходов вуза в 1999-2000 гг., приведенный в диаграмме на рис. 4, указывает на долю основных расходных статей бюджета в 2000 г. и динамику изменения каждой статьи в 2000 г. по отношению к 1999 г.
Рис. 4. Диаграмма структуры расходов в 1999-2000 гг.
Анализ диаграммы указывает на основную расходную статью - заработную плату (33% от расходной части бюджета вуза). Своевременной выплате заработной платы и ее увеличению уделяется повышенное внимание (рост заработной платы за год составил 22%).
Диаграмма позволяет судить о политике в отношении расходования средств. Основной принцип расходования средств - ограничение текущих расходов на уровне 65-70% и повышение инвестиционных расходов до уровня 30-35%. К инвестиционным расходам относятся расходы на капитальное строительство, приобретение материалов и оборудования и часть расходов на ремонт, то есть те расходы, которые фактически расширяют возможности университета по привлечению дополнительных средств путем предоставления более широкого спектра услуг. Достижение данного соотношения является ключевым моментом в бюджетной политике вуза, поскольку без инвестиционных затрат в принципе невозможно сохранение лидирующих позиций вуза в среднесрочной перспективе.
На последовательность в соблюдении политики расходов указывают затраты на приобретение оборудования и материалов, обусловленные крупными инвестициями в научное и полиграфическое оборудование, компьютерную и оргтехнику, лингафонное оборудование, учебную мебель для факультетов; выполнение большого объема капитального строительства, связанного со строительством научной библиотеки, корпуса гуманитарных факультетов и факультета физической культуры, проведением текущего и капитального ремонта учебных корпусов и общежитий университета.
Дальнейший анализ основной статьи расходования средств - заработной платы - позволяет сделать вывод, что в политике оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузу приходится рассчитывать на собственные силы, поскольку на каждый рубль бюджетного финансирования, выделенного для оплаты труда, приходится практически три рубля внебюджетных средств. Так, при средней заработной плате в 2000 г. в 2 780 р. на долю бюджетного финансирования приходилось всего лишь 975 р.
Проведенный анализ финансовой деятельности вуза позволил составить бюджет на 2001 год. При его составлении прогнозировались три основные момента: структура поступлений в 2001 году (доходная часть бюджета), структура внебюджетных поступлений (основной источник дохода бюджета) и расходная часть.
Диаграмма на рис. 5 отражает структуру доходной части бюджета университета на 2001 год.
Поступление средств Бюджетное
от коммерческих финансирование
Внебюджетные средства
(79 %)
Рис. 5. Диаграмма структуры поступлений средств в 2001 г. (прогноз)
Таким образом, происходит постепенное увеличение доли бюджетного финансирования. Однако бюджетное финансирование по значимости еще не может конкурировать с внебюджетными поступлениями.
При определении структуры внебюджетных поступлений в 2001 г. принимались во внимание факторы, оказывающие влияние на размер поступающих средств из внебюджетных источников. Так, для выполнения бюджета на 2001 г. было принято решение об увеличении оплаты стоимости за обучение по индивидуальным договорам на 20%, что соответствует общей тенденции повышения цен на товары и услуги, потребление которых происходит во время учебного процесса
В то же время уменьшение ставки рефинансирования в 2000 г. и, как следствие, сокращение процентов по депозитным договорам нашли отражение в бюджете вуза. Доля поступлений средств в виде процентов по депозитным договорам сокращается до 3%. Учет всех этих факторов в процессе подготовки бюджета позволяет обеспечить максимальную реальность планируемого бюджета.
Завершающей стадией составления бюджета на 2001 г. является планирование расходной части. Характеристику структуры расходования средств дает диаграмма на рис. 6.
Рис. 6. Диаграмма структуры расходов в 2001 г. (прогноз)
Основным направлением расходования средств по-прежнему останется заработная плата. Существенно увеличатся расходы на капитальное строительство, что связано с необходимостью завершения строительства научной библиотеки, корпуса факультета физической культуры и корпуса гуманитарного факультета. Развитию материально-технической базы университета, приобретению оборудования также будет уделяться повышенное внимание.
Проведение анализа финансовой деятельности вуза является ключевым моментом при определении политики развития вуза. Полученные в ходе анализа данные являются основой для принятия управленческих решений.
С одной стороны, финансовый анализ дает ректорату возможность оценить эффективность работы целого вуза и каждого структурного подразделения, позволяет выявить сильные и слабые стороны в избранной политике вуза, выступает своего рода объективной оценкой деятельности вуза за прошедший год.
С другой стороны, финансовый анализ позволяет в процессе разработки бюджета на следующий год учесть допущенные просчеты и выработать направления и максимально эффективные предложения по развитию вуза.
Кроме того, практика проведения финансового анализа по результатам годовой деятельности дополняется постоянным (еженедельным и ежемесячным) анализом денежных потоков структурных подразделений университета. Основной целью при этом является контроль за соблюдением финансовой дисциплины каждого подразделения, повышение ответственности руководителей структурных подразделений за результаты своей деятельности и одновременно стимулирование их работы в зависимости от достигнутых результатов.
Проведение глубокого финансового анализа деятельности вуза начало практиковаться в университете сравнительно недавно. Значимость проведения анализа финансовой деятельности в процессе принятия управленческих решений сразу нашло понимание среди руководителей среднего и высшего звена вуза, что позволяет говорить о необходимости проведения финансового анализа и в дальнейшем.
© Е. Б. Заболотный, Д. Л. Майсаков, 2001
Заболотный Е. Б. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческих решений / Е. Б. Заболотный, Д. Л. Майсаков // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 3(18).