Научная статья на тему 'Анализ результатов автоматизированой проверки единого государственного экзамена по химии в Республике Татарстан'

Анализ результатов автоматизированой проверки единого государственного экзамена по химии в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ) / UNIFIED STATE EXAMINATION (USE) / ХИМИЯ / CHEMISTRY / СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (КИМ) / STRUCTURE OF CONTROLLING AND MEASURING MATERIALS (CMM) / УСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ / THE OBLIGATORY MINIMUM ELEMENTS ASSIMILATION OF EDUCATION STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисевич С.В., Стародубец Е.Е.

Проанализировано выполнение заданий частей А и В контрольно-измерительных материалов участниками единого государственного экзамена по химии 2014 года в сравнении с предыдущими годами. Отмечены основные недостатки работ, связанные с пробелами в усвоении элементов содержания обязательного минимума основного среднего (полного) общего образования по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисевич С.В., Стародубец Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов автоматизированой проверки единого государственного экзамена по химии в Республике Татарстан»

УДК 371.3, 373.5

С. В. Борисевич, Е. Е. Стародубец

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АВТОМАТИЗИРОВАНОЙ ПРОВЕРКИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ХИМИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), химия, структура контрольно-измерительных материалов (КИМ), усвоение элементов обязательного минимума стандарта образования.

Проанализировано выполнение заданий частей А и В контрольно-измерительных материалов участниками единого государственного экзамена по химии 2014 года в сравнении с предыдущими годами. Отмечены основные недостатки работ, связанные с пробелами в усвоении элементов содержания обязательного минимума основного среднего (полного) общего образования по химии.

Key words: the Unified State Examination (USE), chemistry, structure of controlling and measuring materials (CMM), the obligatory

minimum elements assimilation of education standard.

Performance of A and B parts test materials by participants of the Unified State Examination-2014 in chemistry was analyzed as compared with previous years. The main drawbacks of works related with gaps in the assimilation of basic secondary (complete) general education obligatory minimum in chemistry were noticed.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ), впервые проводившийся в тестовом режиме в отдельных регионах страны в 2001 г., с 2009 г. стал единственной формой сдачи выпускного экзамена по всем предметам при окончании школ, гимназий и лицеев и основной формой вступительных экзаменов в вузы на всей территории Российской Федерации.

ЕГЭ по химии не является обязательным экзаменом. Результаты этого экзамена требуются в качестве вступительных испытаний в довольно ограниченное количество высших учебных заведений. В частности, при поступлении в химико-технологические вузы на основное профильное направление обучения "Химическая технология" сдача экзамена по химии является обязательной. Поэтому выбор выпускниками школ ЕГЭ по химии чаще всего является обдуманным и взвешенным решением, и число таких выпускников последние годы держится примерно на одном и том же уровне и невелико. Так, в 2014 году в Республике Татарстан в очередном, плановом едином государственном экзамене по химии приняли участие 2426 человек (в 2012 г. - 2617 чел., в 2013 г. - 2690 чел.). К сожалению, не смотря на право выбора, из общего числа сдающих 108 человек (4,45%) не преодолели установленный минимальный порог в 36 баллов (в 2012 г. - 4,9%, в 2013 г. - 2,8%). 29 человек (1,2% от общего числа прошедших тестирование) в 2014 г. сдали ЕГЭ на 100 баллов (в 2012 г. - 10 чел., в 2013 г. - 216 чел.). Средний балл, полученный по результатам сдачи ЕГЭ по химии в Республике Татарстан, составил 62,5. На том же уровне средний балл держится уже не первый год (в 2011 г. - 62,2; в 2012 г. - 61,0, в 2013 г. - 75,0), что может показывать, что качество освоения выпускниками школ программы по химии на протяжении последних лет практически не меняется. Значительный всплеск показателей 2013 г., по общему признанию, объясняется серьезными нарушениями в процедуре проведения экзамена. Отметим, что средний балл, полученный по

результатам сдачи ЕГЭ в целом по Российской Федерации, в 2014 г. составил 55,65.

В целом структура контрольно-измерительных материалов (КИМ), по которым сдается единый государственный экзамен, в 2014 года была сходна со структурой КИМ 2013 г. Однако в работу 2014 года по сравнению с 2013 годом были введены некоторые изменения. Остановимся подробно на содержании частей КИМ, выполненных в виде разных форм тестов и проверяемых без участия экспертов в автоматическом режиме. Это задания части 1(А) и 2(В). Всего в 2014 г. части 1(А) и 2(В) содержали 28 и 9 вопросов соответственно, и их успешное выполнение позволяло получить тестируемым 70,8% от максимального первичного балла за всю работу, равного 65.

Часть 1(А) содержала 28 заданий с выбором ответа, которые проверяют на базовом уровне усвоение элементов содержания обязательного минимума основного среднего (полного) общего образования по химии, предусмотренных стандартом образования, по четырем содержательным блокам курса - «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия» и «Методы познания в химии. Химия и жизнь». 26 заданий относились к заданиям базового уровня сложности и 2 задания - к повышенному уровню сложности. При успешном выполнении части 1 выпускник получал 28 первичных баллов, что составляло 43,1% от максимальных 65.

В 2012 году выпускники показали низкие результаты по таким заданиям, как А27 (Общие способы получения металлов, общие научные принципы химического производства

неорганических и органических веществ, природные источники углеводородов и их переработка, основные методы синтеза полимеров; пластмассы, волокна, каучука) - 36,91%, А3 (Общая характеристика металлов 1А-111А групп, неметаллов 1УА-У11А групп, характеристика переходных элементов - меди, цинка, хрома, железа) - 52,46%,

А26 (Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений) - 55,48%. В 2014 г. процент учащихся, выполнивших правильно эти задания, значительно повысился: с заданиями А3 и А26 справилось на 14,5% и на 11,5% учеников больше, а с заданием А27 практически в 2 раза больше тестирующихся. Процент выполнения всех заданий части 1 в 2013 году составлял от 74,76% (задание А10) до 91,67% (задание А4). Динамика результатов выполнения заданий А3, А26 и А27 по годам представлена на рис. 1.

Полные результаты выполнения заданий части А в 2014 г. представлены на рис. 2. В этом году низкие результаты были продемонстрированы по заданиям А25 (Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки) - 52,10% и А28 (Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ) -51,85%. Процент выполнения остальных заданий 1 части составил от 64,76% (задание А18) до 87,94% (задание А5).

Рис. 1 - Динамика результатов выполнения наиболее сложных заданий части А 2012 г. в 2013 г. и 2014 г.

Следует отметить, что КИМ были составлены с учетом различного уровня подготовки учащихся, и отправной точкой являлся учет возможностей получения минимального количества (14 первичных) баллов выпускниками, изучавшими химию на базовом уровне, что соответствует 50% максимального числа баллов за выполнение всех заданий базового уровня (части 1).

Рис. 2 - Результаты выполнения заданий части А в 2014 г.

Структура и содержание заданий части 2(В) КИМ ЕГЭ 2014 года изменилась. Она включала 9 заданий повышенного уровня сложности, которые предполагали краткие ответы, записанные в виде числа. При этом было проведено перераспределение заданий по частям работы: все расчётные задачи, оцениваемые в один балл, помещены в 1 часть работы (А26 - А28). Во вторую часть работы включено новое задание (на позиции В6), которое ориентировано на проверку таких элементов содержания, как качественные реакции на неорганические вещества и ионы и идентификация органических соединений.

Максимальный первичный балл по части В был равен 18 баллам, что составляет 27,7 % от максимального первичного балла за всю работу, равного 65.

Задания В1 - В 6 - это задания на соответствие, которые в зависимости от полноты выполнения оцениваются в 1 или 2 первичных балла). Задание В1 проверяло уровень подготовленности учащихся по вопросам классификации и номенклатуры неорганических и органических соединений, их умение определять принадлежность вещества к определенному классу и группе по названию или по формуле соединения. С данным заданием в 2014 г. полностью справились 62,32% учащихся (в 2013 г. - 77,55%, в 2012 г. -63,13%); не справились с заданием совсем - 19,87% выпускников.

В задании В2, как и в предыдущие годы, определялось соответствие между названием вещества и степенью окисления элементов в веществе или между уравнениями окислительно-восстановительных схем, реакций и окислителями, восстановителями, продуктами. В 2014 году с заданием полностью справились 72,51% учащихся (в 2013 г. - 83,75%, в 2012 г. - 48,72%), 17,39%, в 2013 г. - 10,33% в 2012 г. - 26,63%) учащихся не смогли получить ни одного балла.

Задание В3 предусматривает изучение процессов электролиза. В нем требовалось установить соответствие продукта электролиза или электродных уравнений формуле соли, кислоты или щелочи, подвергающихся электролизу. С этим заданием полностью справились в 2014 г. 69,29% выпускников. В этом году наблюдалось увеличение учащихся, правильно отвечающих на данный вопрос: процент участников ЕГЭ, не выполнивших это задание составляет 14,96% (в 2013 г. - 17,03%).

Задание В4 на определение соответствия формулы соли и реакции среды раствора, проверяло умение выпускников школ установить соответствие формулы соли молекулярно-ионному уравнению или типу гидролиза. Если за данное задание по 2 балла в 2010 г. получили 35,73% учащихся, в 2011 г.

- 51,6%, в 2012 г. - 58,08%, в 2013 г. - 72,53% учащихся, то в этом году таких учащихся было 63,85%. В 2014 году 22,71% учащихся (в 2013 г. -15,72%, в 2012 - 23,16%, в 2011 - 31,3%) не справились с данным заданием. По этому элементу содержания образовательной программы наблюдается стабилизация результата, исключая аномальные показатели 2013 года.

Задание В5 предусматривает проверку умений определять химические свойства неорганических веществ (простых веществ и соединений) и составлять уравнения между ними. В этом году 27,49% учащихся (2013 году - 61,19%, в 2012 году - 21,09%, в 2011 - 58,5%, в 2010 -42,77%) получили по 2 первичных балла, 25,23% учащихся (в 2013 году - 10,97%) получили по 1 баллу (определили 3 соответствия из четырех) и 47,28% учащихся (в 2013 году - 27,84%, в 2012 году

- 54,19%) не справились с заданием. Наблюдается заметное улучшение результатов по сравнению с 2012 годом.

Рис. 3 - Динамика результатов выполнения заданий части В в 2012...2014 гг.

Содержание задания В6 в 2014 году было полностью изменено. Оно посвящено проверке знаний в области качественных реакций на неорганические вещества и ионы и способов идентификация органических соединений. Поэтому сравнивать результаты его выполнения с показателями предыдущих лет не имеет смысла. В то же время показательно, что именно это задание

вызвало наибольшие сложности у тестируемых во 2 части, что, по-видимому, связано именно с его новизной. В результате, в этом году лишь 18,05% учащихся справились с этим заданием полностью, а 63,27% выпускников не смогли справиться с заданием.

Задания В7, В8, В9 - задания с множественным ответом. По своему содержанию они совпадают соответственно с заданиями В6, В7, В8 предыдущих лет, что необходимо учитывать при сопоставлении полученных результатов. Эти задания проверяют уровень подготовленности учащихся по темам: химические свойства и способы получения углеводородов, механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии, использование правила В.В. Марковникова; знания учащихся по химическим свойствам и способам получения кислородсодержащих веществ: спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот и сложных эфиров, азотсодержащих органических веществ (аминов и аминокислот) и биологически важных веществ: жиров, углеводов, белков (задание В9, ранее - В8). В 2014 г. полностью с заданиями В7, В8, В9 справилось 46,25%, 39,20% и 43,07% участников ЕГЭ соответственно.

Как видно из приведенного обзора, в зависимости от сложности заданий части 2(В), процент полного выполнения их учащимися с небольшими колебаниями имеет тенденцию к увеличению или стабильности (если отбросить выбивающиеся показатели 2013 г.), а процент учащихся, выполнивших задание неправильно, уменьшается. Наибольшую сложность вызывают задание В5, которое предусматривает анализ возможности протекания двух десятков реакций, и задание В6, которое получило совершенно новое содержание, чем и вызваны трудности при его выполнении.

Обобщенный анализ результатов 2014 г. по выполнению частей экзаменационной работы по химии, проверяемых автоматизировано, показал, что большинство выпускников средних учебных заведений в основном овладели содержанием базового уровня стандарта образования по химии. Причем, отмечается тенденция небольшого улучшения результатов по отдельным знаниям и умениям.

© С. В. Борисевич - канд. хим. наук, доц. каф. неорганической химии КНИТУ, председатель предметной комиссии ЕГЭ в РТ по химии 2014 г., S.V. Borisevich@yandex.ru; Е. Е. Стародубец - канд. хим. наук, доцент той же кафедры, эксперт республиканской и федеральной предметной комиссии ЕГЭ в РТ по химии, estarodubets@yandex.ru.

© S. V. Borisevich - PhD (Chemistry), Associate Professor of the Department of Inorganic Chemistry, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia, the head of subject commission to verify the work of the unified state exam in chemistry in Tatarstan (2014), S.V.Borisevich@yandex.ru; E. E. Starodubets - PhD (Chemistry), Associate Professor of the same Department, the expert of the Republic and Federation same commission, estarodubets@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.