Научная статья на тему 'Анализ результативности реализации Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. Как инструмента региональной политики'

Анализ результативности реализации Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. Как инструмента региональной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / PRIMORSKY KRAI / PROGRAM / REGIONAL POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Дина Олеговна, Кирбитова Светлана Валерьевна

В статье представлены результаты анализа целевых индикаторов, запланированных в Программе социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. Показано, что стратегические цели программы реализованы недостаточно. Предложены пути совершенствования данного инструмента региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Дина Олеговна, Кирбитова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of target indicators which are scheduled to be performed in the Program of Primorsky Krai’s Social and Economic Development Programme for 2013-2017. It shows that the strategic objectives of the Programme are insufficiently implemented. The authors propose ways to improve this regional policy tool.

Текст научной работы на тему «Анализ результативности реализации Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. Как инструмента региональной политики»

УДК 332.1

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.4.110 Д. О. ИВАНОВА*, С. В. КИРБИТОВА*

Анализ результативности реализации Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. как инструмента региональной политики

В статье представлены результаты анализа целевых индикаторов, запланированных в Программе социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. Показано, что стратегические цели программы реализованы недостаточно. Предложены пути совершенствования данного инструмента региональной политики.

Ключевые слова: Приморский край, программа, региональная политика, социально-экономическое развитие, особые экономические зоны.

ИВАНОВА Дина Олеговна -магистрант. koketochka._1@mail.ru.

IVANOVA D. O. - master's candidate.

КИРБИТОВА Светлана Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории. lightdark@mail.ru.

KIRBITOVA S. V. - Candidate of Economic Sciences, associate professor, head of the Department of Economic Theory.

D. O. IVANOVA, S. V. KIRBITOVA Analysing the Performance of Primorsky Krai's Social and Economic Development Programme for 2013-2017 as the Policy Tool

The article presents the analysis of target indicators which are scheduled to be performed in the Program of Primorsky Krai's Social and Economic Development Programme for 2013-2017. It shows that the strategic objectives of the Programme are insufficiently implemented. The authors propose ways to improve this regional policy tool.

Keywords: Primorsky Krai, program, regional policy, social and economic development, special economic zones.

Развитие российских регионов является приоритетным направлением государственной региональной политики РФ. Его реализация осуществляется в том числе

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034 г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

посредством разработки программ социально-экономического развития регионов. Программы направлены на решение комплекса проблем экономической и социальной жизни регионов. Стратегические цели программ в количественном выражении определены через целевые индикаторы. Однако данный инструмент региональной политики не всегда дает запланированные результаты. В связи с этим представляется актуальным произвести анализ выполнения Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. (далее - Программа) [5] для выявления возможных недостатков программно-целевого метода планирования. Значения показателей за 2017 г. - прогнозные, получены методом экстраполяции по темпу роста по данным с 2005 г.

Первая стратегическая цель Программы - среднегодовой рост валового регионального продукта Приморского края на уровне не ниже 7 % в год.

В табл. 1 приведена динамика ВРП Приморского края за 2013-2017 гг. с указанием ежегодного статуса выполнения Программы.

Таблица 1

Динамика валового регионального продукта Приморского края и инфляции за 2013-2016 гг., прогноз на 2017 г.

Год ВРП, млн руб. Плановое значение, % Темп роста цепной, % Выполнение Программы Индекс потребительских цен, %

2013 577 474 107 103,58 Не выполнено 106,50

2014 643 465 107 111,43 Выполнено 111,42

2015 716 650 107 111,37 112,96

2016 745 106 107 103,97 Не выполнено 105,45

2017 845 211 107 113,43 Выполнено -

Источник: [7].

ВРП Приморского края с 2013 по 2016 г. ежегодно растет, однако намеченного роста в 7 % каждый год не наблюдается. Рост ВРП в 2013 г. составил 3,58; в 2014 и 2015 гг. - 11, в 2016 г. - 3,97 %. По формуле средней геометрической найдено приближенное значение темпа роста в 2017 г., равное 13,43 %. При расчете показателя на 2017 г. учитывались лишь среднегодовые темпы роста в предыдущие периоды. Однако на объем ВРП в 2017 г. могут оказать влияние многие факторы, способные существенно снизить данную величину. Кроме того, согласно табл. 1, темпы роста ВРП имеют прямую зависимость с индексом потребительских цен. Соответственно, в 2014 и 2015 гг. достижение первой стратегической цели Программы частично обеспечено не качественным ростом ВРП, а повышенным уровнем инфляции.

Таким образом, ежегодный рост ВРП в 2014, 2015 и предположительно в 2017 г. составит более 7 %, что оправдывает ожидания Программы. Однако достижение показателя носит лишь декларативный характер, рост ВРП не обеспечен качественным ростом производства, потребления в регионе.

Вторая стратегическая цель Программы - рост производительности труда в Приморском крае в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.

Исходные данные и результаты расчета производительности труда в Приморском крае в 2011-2017 гг. приведены в табл. 2.

Таблица 2

Производительность труда в Приморском крае в 2011-2017 гг.

Год ВДС, тыс. руб. Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. Производительность труда, тыс. руб. Коэффициент роста производительности труда к 2011 г.

2011 549 723 000 983,5 558 945,60 -

2012 557 489 000 982,6 567 361,08 1,02

2013 577 474 000 978,5 590 162,49 1,06

2014 643 465 000 973,9 660 709,52 1,18

2015 716 650 000 970,5 738 433,80 1,32

2016 745 106 000 973,7 765 231,59 1,37

2017 845 211 000 973,1 868 575,69 1,55

Источник: [6].

Производительность труда в Приморском крае ежегодно увеличивается. Рост обеспечен, в первую очередь, существенным возрастанием объемов валовой добавленной стоимости (ВДС) региона. Объемы произведенной продукции в Приморском крае за вычетом промежуточного потребления с 2011 по 2017 г. увеличились в 1,5 раза при практически неизменной численности занятых.

Производительность труда в 2017 г. возрастет по сравнению с 2011 г. в 1,55 раза, таким образом, данная стратегическая цель программы будет достигнута.

Третья стратегическая цель Программы - создание 52,7 тыс. новых рабочих мест. Ввиду отсутствия подтвержденных данных о крупных инфраструктурных проектах, предполагающих массовое создание рабочих мест, и статистики образования новых рабочих мест приведем данные об уровне занятости населения в Приморском крае (рис. 1).

Несмотря на то что занятость населения увеличивается ежегодно, ее уровень в исследуемый период составляет от 60 до 66 %. То есть лишь

2/3 населения, предлагающего труд для производства товаров и услуг, имеют работу. Таким образом, имея желание и возможность трудиться, 34 % экономически активного населения не могут найти работу. При реализации цели программы - создании 52,7 тыс. рабочих мест - данный показатель был бы существенно ниже. Кроме того, согласно данным Федерации профсоюзов Приморского края [1], в 2015 г. было ликвидировано 14 тыс. рабочих мест, что идет вразрез со стратегической целью Программы.

68

66,4

66 65,9 | б4_______63,6 63,9 ^______

6° ^ ,

58

56

°005 г. °006 г. °007 г. °008 г. °009 г. °010 г. °011 г. °01° г. °013 г. °014 г. °015 г. °016 г. °017 г.

Рис. 1. Уровень занятости населения Приморского края в 2005-2017 гг., % [7]

Четвертая стратегическая цель Программы - увеличение доли инвестиций в объеме ВРП до 27 %.

Динамика инвестиций в основной капитал имеет волнообразный характер, с 2013 г. наблюдается нисходящий тренд с небольшим подъемом в 2016-2017 гг. (табл. 3). Однако намеченный результат - доля инвестиций в объеме ВРП в 27 % - с большой долей вероятности не будет достигнут к 2017 г.

Таблица 3

Доля инвестиций в объеме ВРП Приморского края в 2013-2017 гг.

Год ВРП, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб. Доля инвестиций в объеме ВРП, %

2013 577 474 123 061 21,31

2014 643 465 134 301 20,87

2015 716 650 116 068 16,20

2016 745 106 123 500 16,57

2017 845 211 141 111 16,70

Источник: [7].

65,9 66,4

63,6 63,9 64,9

63,3 6°, 4 61,9 64,°

60,° 6°,4 61,°

59,7

Пятая стратегическая цель Программы - удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг не менее 90 %.

По состоянию на I квартал 2017 г. 94,85 % населения Приморского края удовлетворены качеством государственных и муниципальных услуг (рис. 2.).

5,15

□ 1 □ 2

94,85

Рис. 2. Удовлетворенность населения качеством госуслуг в Приморском крае по состоянию на I квартал 2017 г., %: 1 - удовлетворены, 2 - не удовлетворены [3]

Данная стратегическая цель достигнута посредством мероприятий, направленных на повышение доступности государственных услуг в электронном виде (Официальный интернет-портал государственных услуг), и создания разветвленной сети многофункциональных центров «Мои документы» (МФЦ). Так, на территории Приморского края функционирует 37 МФЦ, оказывающих 212 государственных услуг, которыми пользуются 97,47 % населения региона [3].

Таким образом, по завершении Программы удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составит не менее 90 %, пятая стратегическая цель Программы будет достигнута.

Шестая стратегическая цель Программы - рост располагаемых доходов населения в 1,3-1,4 раза. В табл. 4 приведены показатели динамики реальных располагаемых денежных доходов населения Приморского края за 2013-2017 гг., позволяющие оценить возможность достижения шестой стратегическая цели Программы.

Доходы населения Приморского края, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения, в исследуемый период ежегодно увеличивались в среднем на 7 %, однако рост в 2017 г. по сравнению с 2012 г. составил 1,04 раза. Таким образом, достижение стратегической цели Программы невозможно. Кроме того, в 2016 г. заметно значительное

уменьшение располагаемых доходов населения, возможно такой тренд продолжится и в 2017 г., что еще сильнее понизит коэффициент роста в 2017 г. по отношению к 2012 г.

Таблица 4

Показатели динамики реальных располагаемых денежных доходов населения Приморского края за 2013-2017 гг.

Год Темп роста цепной, % Коэффициент роста базисный, базис - 2012 г.

2013 104,90 1,09

2014 109,30 1,12

2015 102,20 1,03

2016 91,90 1,03

2017 101,10 1,04

Источник: [7].

В табл. 5 приведена сводная информация относительно степени достижения стратегических целей Программы.

Таблица 5

Выполнение стратегических целей Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг.

Показатель Плановое значение Прогнозное значение (2017 г.) Выполнение

Среднегодовой рост ВРП Не ниже 7 % в год 113,43 % Выполнен / не выполнен

Рост производительности труда В 1,5 раза относительно уровня 2011 г. 1,55 раза Выполнен

Создание новых рабочих мест 52,7 тыс. Уровень занятости 66 % Не выполнен

Увеличение доли инвестиций в объеме ВРП До 27 % 16,70 %

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг Не менее 90 % 94,85 % Выполнен

Рост располагаемых доходов населения В 1,3-1,4 раза 1,04 раза Не выполнен

Таким образом, 3 из 6 стратегических целей Программы с большой долей вероятности будут достигнуты к 2018 г. Показатель среднегодовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

темп ВРП не ниже 7 % в год однозначно нельзя считать достигнутым, т. к. в 2013 и 2016 гг. рост составил 3 %, кроме того, рост ВРП в некоторой степени обеспечен повышенным уровнем инфляции. Показатели роста производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. и уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг не менее 90 % будут достигнуты по завершении Программы. Как следствие, мероприятия Программы, направленные на повышение эффективности производства и предоставления госуслуг, оказали положительное влияние на уровень социально-экономического развития в Приморском крае.

Создание 52,7 тыс. новых рабочих мест, увеличение доли инвестиций в объеме ВРП до 27 %, рост располагаемых доходов населения в 1,31,4 раза не будут осуществлены к 2018 г., что доказывает неэффективность некоторых мероприятий Программы. Соответственно, общий ожидаемый уровень социально-экономического развития Приморского края не будет достигнут.

Проведенный анализ Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. выявил недостатки программно-целевого метода управления на региональном уровне. Недостижение некоторых ожидаемых результатов Программы свидетельствует о недостаточности либо о неэффективности проводимых мероприятий.

В Программе делается упор на развитие транспортного комплекса, т. к. к началу ее действия доля транспорта в структуре ВРП составляла около 20 % (рис. 3), и на зонирование территории Приморского края. Таким образом, предполагается использование одного из конкурентных преимуществ Приморского края - его уникального геополитического положения.

Иностранным партнерам выгодно инвестировать средства в создание торговых путей через Приморский край, образование крупных промышленных комплексов. Следовательно, вливания в экономику Приморского края в виде иностранного капитала увеличатся (т. е. возрастет доля инвестиций в ВРП), производство на территории Приморского края будет активно развиваться (т. е. будет обеспечен рост ВРП), будут создаваться промышленные, торговые, финансовые предприятия (т. е. созданы новые рабочие места), на которых будут трудиться квалифицированные работники - жители Приморского края (т. е. увеличатся доходы населения).

Согласно Программе, для успешной интеграции в международную систему трансконтинентальных перевозок требуется ускоренное развитие международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1, 2».

МТК «Приморье-1» связывает китайский город Харбин, столицу провинции Хэйлунцзян, с портами Владивосток, Находка и Восточный в Приморском крае. МТК «Приморье-2» соединяет приграничный китайский город Хуньчунь с портами Посьет и Зарубино в Приморском крае [4]. Формирование МТК позволит повысить эффективность международных перевозок путем снижения рисков и транспортных издержек, обеспечения сохранности грузов и соблюдения сроков доставки, что сделает Россию полноправным участником на международном рынке транзитных перевозок, создаст условия для расширения внешнеторгового оборота со странами АТР, укрепления российско-китайских отношений. Но запланированного эффекта не удалось достигнуть ввиду того, что лишь в конце 2016 г. была утверждена Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Тормозится внедрение проекта отсталостью инфраструктуры, неготовностью российской стороны к возросшему грузопотоку. За период действия Программы МТК не были внедрены в полном объеме и не оказали влияния на ее результативность.

15

(8,2) (1,3) (4,1) (4,4) (0,8)

Рис. 3. Структура ВРП Приморского края в 2011 г., %: 1 - транспорт и связь; 2 - финансовая деятельность; 3 - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 4 - государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; 5 - образование; 6 - здравоохранение и предоставление социальных услуг; 7 - предоставление прочих

коммунальных, социальных и персональных услуг; 8 - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 9 - рыболовство, рыбоводство; 10 - добыча полезных ископаемых; 11 - обрабатывающие производства; 12 - производство и распределение электроэнергии, газа; 13 - строительство; 14 - оптовая и розничная торговля; 15 - гостиница и рестораны [1]

Кроме того, согласно Программе предполагалось создание портовых особых экономических зон (ОЭЗ): в районе морского порта в бухте Троицы - для обслуживания транзитных грузопотоков по МТК «При-морье-2»; в районе морского порта Восточный для обслуживания транзитных и экспортных грузопотоков по МТК «Приморье-1». Портовые ОЭЗ помогли бы привлечь инвестиции в транспортную инфраструктуру Приморского края (что могло решить одну из важнейших проблем реализации МТК), обеспечить мультипликативный эффект путем формирования бондовых, экспортно-ориентированных производственных и технико-внедренческих зон. Но данные портовые ОЭЗ также не были введены в эксплуатацию. Кроме того, ОЭЗ на острове Русский в Приморском крае была ликвидирована постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 ввиду ее неэффективности - не заключено ни одного соглашения с резидентом за время ее существования.

Таким образом, развитие транспортных коридоров и портовых ОЭЗ не были реализованы на полную мощность, ввиду чего не позволили получить запланированный эффект от действия Программы.

Наиболее эффективным методом решения проблем Приморского края является содействие развитию режима свободного порта Владивосток (СПВ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В результате действия особого налогового режима сократятся затраты инвесторов на этапе реализации проектов, что позволит наладить производство на территории Приморского края конкурентоспособных товаров. Для инвесторов создаются льготные условия ведения бизнеса в Приморском крае, предоставляются налоговые, таможенные и административные преференции.

В Приморском крае существует 3 территории опережающего развития:

1. ТОР «Надеждинская» располагается на территории 806 га Надеж-динского района; специализируется на развитии перерабатывающей промышленности, транспортно-логистических услуг и др.

2. ТОР «Михайловская» охватывает территории Михайловского, Спасского и Черниговского районов, общая площадь - 3,15 тыс. га. Специализация деятельности - сельское хозяйство (свинокомплексы, комбикормовые заводы, вспомогательные производства).

3. ТОР «Большой Камень», расположенный в городском округе Большой Камень, направлен на развитие судостроительной отрасли в регионе, в т.ч. на базе комплекса «Звезда».

ТОРы создаются на средства федерального бюджета, строительство инженерной и транспортной инфраструктуры осуществляется за счет

региональных, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников общей суммой 7,357 млрд руб. Общий объем частных инвестиций составит примерно 185,7 млрд руб., будет создано 9,5 тыс. рабочих мест [8].

Реализация проекта СПВ предполагает достижение ускоренных темпов экономического роста Приморского края и ДВФО за счет построения новой модели социально-экономического развития, которая включает в себя экспорт в страны АТР готовых товаров; создание конкурентоспособного инвестиционного климата, активного вовлечения в производственный процесс СПВ конкурентоспособных ТОРов.

Независимая юридическая компания спрогнозировала изменение показателей социально-экономического развития Приморского края в результате создания СПВ (табл. 6).

Таблица 6

Ожидаемый положительный социально-экономический эффект от создания свободного порта Владивосток

Показатель 2021 г. 2025 г. 2034 г.

ВРП, млрд руб. 1 106,0 1 402,1 2 157,7

Рост ВРП по сравнению с 2015 г., раз 1,7 2,2 3,4

Прирост ВРП, млрд руб. 470,1 766,2 1 521,8

Количество вновь созданных рабочих мест, тыс. ед. 84,7 169,0 468,5

Рост инвестиций в основной капитал, раз 1,6 2,5 5,3

Расходы федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов гос. внебюджетных фондов, млрд руб. 13,84 31,72 34,75

Увеличение поступлений налогов в бюджеты (НДС, НДФЛ), млн руб. 32 950,49 97 417,42 530 146,32

Источник: [9].

Кроме того, предполагается ежегодный прирост грузооборота (соответственно, требуемой пропускной способности) портов, включаемых в территорию СПВ, в 166 млн т в год.

Таким образом, в ближайшие 10-15 лет, когда проекты будут работать в полную мощность, вероятен переход на качественно более высокий уровень социально-экономического развития Приморского края и преодоление проблем региона, которые не были решены при помощи Программы развития Приморского края на 2013-2017 гг. Тем более что эффект от реализации СПВ и ТОСЭРов заметен уже сейчас. По данным Администрации

Приморского края, к концу 2016 г. резиденты ТОР и свободного порта Владивосток инвестировали в Приморский край 44 млрд руб., в качестве налогов в бюджет региона поступило 350 млн руб., также было создано 630 рабочих мест [1]. Резидентами СПВ являются 174 компании и индивидуальных предпринимателя [2].

Напрашивается вывод, что Программа служит эффективным инструментом государственной региональной политики лишь на бумаге. Запланированные цели, мероприятия, механизм достижения показателей могли бы дать положительный эффект при условии полной реализации задуманного.

Значимым фактором в процессе развития Приморского края является формирование СПВ и ТОСЭРов. Данные проекты направлены на решение проблем региона. В связи с этим при составлении Программы социально-экономического развития Приморского края на следующий период стоит ключевыми инструментами достижения ее целей определить СПВ и ТОСЭРы. Помимо этого, в быстро изменяющихся условиях внешней среды планирование в среднесрочной перспективе становится затруднительным. Возможно, при составлении программы развития региона стоит ориентироваться на период до 3 лет. В данном случае при планировании будет учтено большинство факторов, способных оказать влияние на будущий результат.

Список литературы

1. Администрация Приморского края. URL: http://www.primorsky.ru (дата обращения 27.09.2017).

2. Восточный экономический форум. URL: https://forumvostok.ru (дата обращения 27.09.2017).

3. МФЦ Приморья «отменяют» прописку экспорта // Золотой Рог. 10.05.2017. URL: http://www.zrpress.ru/society/primorje_10.05.2017_83419_ mfts-primorja-otmenjajut-propisku.html (дата обращения 02.10.2017).

4. Павленко О. А. Оценка транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2017. № 1. С. 55-63.

5. Программа социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. // Официальный сайт администрации Приморского края. URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departments/economics/program-of-socio-economic-development-of-the-primorsky-territory-for-5-years-2013-2017.php (дата обращения 15.10.2017).

6. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. URL: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/..._ ts/primstat/ru/phphp (дата обращения 25.09.2017).

8. Территории опережающего развития: 12 зон в ДФО // Информационное агентство ТАСС. URL: http://tass.ru/info/2215388 (дата обращения 25.09.2017).

9. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О свободном порте Владивостока». URL: http://externalcounsel.ru/ port/4 (дата обращения 25.05.2017).

© Иванова Д. О., КирбитоваС. В., 2017 © Ivanova D. O., Kirbitova S. V., 2017

Для цитирования:

Иванова Д. О., Кирбитова С. В. Анализ результативности реализации Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг. как инструмента региональной политики // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4(81). С. 110-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.