Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ»

«Анализ финансовой отчетности», «Аудит», при исследованиях финансовой устойчивости коммерческих организаций [4].

Использованные источники:

1. Филимонова, Е.В. Анализ и учет формирования финансовых результатов и использование прибыли в коммерческом обществе. - Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012.

2. Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебник. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. - 389 с.

3. Курочкин, В.Н. Управление финансовой устойчивостью коммерческой организации /В.Н. Курочкин, А.М. Роот. - Экономика и социум. - 2013. -№3(9). - Часть 2.

4. Курочкин, В.Н. Финансовое состояние аграрных предприятий /В.Н. Курочкин, С.С. Балабин, Л.Ю. Бжеленко, Е.И. Близнюк, Э.Ю. Вдовикин, Л.А. Колосова, А.С. Мальцева, А.Г. Медведева, Д.А. Скрыльников, Г.Ю. Ситникова. - Зерноград: ФБГОУ АЧГАА, 2013. - с. 13 - 23.

Курочкин В. Н., д.т.н., с.н.с.

профессор Высшая школа менеджмента ЮФУ Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону Украинцева И.В., к.т.н.

доцент

Пономаренко Т.В., к.п.н. старший преподаватель кафедра экономики и управления Донской государственный аграрный университет Россия, Ростовская область, г. Зерноград АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ Сегодня анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы актуален как никогда, так как пренебрежение анализом факторов финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и отсутствие стратегии роста финансовых результатов в условиях конкуренции может привести не только к финансовым потерям, но и к банкротству.

В данной статье исследован вопрос анализа результативности хозяйственной деятельности коммерческой организации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, которое является типичным представителем торговой фирмы г. Ростова-на-Дону и относится к среднему бизнесу.

Основной задачей торговых предприятий является наиболее полное

обеспечение спроса населения товарами народного потребления, причем темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непо -средственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность.

Предмет анализа. В данной работе рассмотрены основные закономерности и методы повышения результативности деятельности коммерческой организации сферы торговли, а в качестве объекта исследования выбрана её хозяйственная деятельность. Выполнен анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы с целью разработки мероприятий по её совершенствованию, в т. ч. выработка конкретных рекомендаций по увеличению прибыли, рентабельности, совершенствования методов экономической аналитической работы.

В качестве информационной базы были использованы годовые отчеты торговой фирмы, нормативно-правовые акты, научная литература.

В результате анализа установили следующее. Теория и методы анализа результативности деятельности коммерческой организации получили развитие, как ответ на рост динамики рыночных отношений и распространением информационных технологий. В настоящее время это -ускоренно развивающаяся сфера науки и практики экономического анализа как этапа управления экономикой коммерческих организаций. Теория научного обоснования управления организациями разработана А. А. Богдановым, И.Т. Посошковым, М.М. Сперанским и др., теория экономического анализа и оценки результативности хозяйственной деятельности - М.И. Бакановым, А.Д. Шереметом, И.А. Бланком и их последователями. Она также развивалась в университетах США по заказам американских бизнесменов, а также консалтинговыми фирмами. Позднее этот аппарат анализа и оценки составил систему методов внутрифирменного анализа в большинстве государств.

В реальной действительности экономического развития РФ методы и модели анализа и оценки результативности хозяйственной

деятельности находится в стадии становления. Ряд видных представителей отечественной и зарубежной экономической науки пришли к выводу, что отечественный рынок находится на таком этапе развития, когда несовершенство методов анализа хозяйственной деятельности мешает коммерческим организациям, прежде всего торговым фирмам, эффективно функционировать. . Не основанные на анализе хозяйственные решения, которые приносили российским фирмам прибыль в реформенный период (1991 - 1999 гг.), теперь устарели, и практикующие их коммерческие организации уступили место конкурентам, применяющим современные методы анализа результативности хозяйственной деятельности.

Следовательно, рентабельность торговой фирмы зависит от степени понимания её топ-менеджерами необходимости разработки мероприятий по управлению на базе экономического анализа результативности деятельности, когда происходит идентификация конкурентного позиционирования

коммерческой организации в системе хозяйственных отношений, как обособленной сложной организационной системы.

Понимание роли высшего управленческого коммерческой организации во внедрении методов анализа результативности хозяйственной деятельности особенно важно при изучении стратегического управления. Например, Т. Питер и Р. Уотерн в своей книге «В поисках эффективного менеджмента» отмечают, что «... практически с любой выдающейся компанией ассоциируется сильный лидер, роль которого в становлении компании огромна. Такой лидер должен обладать ясным пониманием миссии компании, внушать уважение, быть наделенным магнетизмом, чтобы заражать своей энергией всю компанию».

Проводивший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена Г. Минцберг называет три способа действий при выявлении структуры анализа и оценки,

которые определяются личностью и системой ценностей высшего менеджмента: предпринимательский, адаптивный и плановый. Первый формулируется субъективно, при этом акцентируются возможности, существующие проблемы - вторичны. Адаптивный образ действий или обучение посредством опыта основан на том, что процесс анализа и оценки может быть или спонтанным, или управляемым.

Отсутствие анализа результативности снижает динамику хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Обоснование результативности хозяйственной деятельности состоит в активном поиске новых резервов, в оперативном решении существующих проблем.

Далее рассмотрим методику анализа результативности коммерческой организации на примере указанной выше торговой фирмы. Её основные результаты деятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Результативность хозяйственной деятельности коммерческой организации - торговой фирмы

Показатели 2011 2012 2013 В среднем за 3 г.

Валовая прибыль, тыс. руб. 72284,0 78216,0 63689,0 71396,3

Чистая прибыль, тыс. руб. 1436,0 53,0 5852,0 2447,0

Среднегодовая стоимость основных 4810,0 3246,0 1977,0 3344,3

средств, тыс. руб.

фондоотдачи, руб./руб. 15,0 24,1 32,2 23,8

Среднегодовая численность работников, чел 76 80 62 73

Производительность труда, тыс. руб./чел 951,1 977,7 1027,2 985

Оборотные активы, тыс. руб. 12235,0 34077,0 14729,0 20347

Рентабельность оборотных активов, % 11,74% 0,16% 39,73% 17,21%

Собственный капитал, тыс. руб. 1970,0 10459,0 10512,0 7647,0

Рентабельность собственного капитала, % 72,89% 0,51% 55,67% 43,02%

Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 16178,0 16736,0 35093,0 22669,0

Денежные средства, тыс. руб. 507,0 255 102,0 288,0

Коэффициент текущей ликвидности 0,8 2,0 0,4 Норма 12

Дебиторская задолженность, тыс. руб. 10360,0 7694,0 18611,0 12221,7

Коэффициент быстрой ликвидности 0,7 0,5 0,5 Норма 0,7-1,0

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,0313 0,0152 0,0029 Норма 0,2-0,25

Изучение деятельности данной торговой фирмы показало, что она уделяет достаточное внимание вопросам увеличения объема реализации товаров в соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, однако недостаточно занимается вопросами анализа результативности, в том числе увеличения выручки, рентабельности продаж на основе расширения ассортимента и улучшения качества обслуживания. Так как процесс реализации завершает кругооборот средств коммерческой организации, он позволяет выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по кредитам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать операционные затраты, для выявления недостатков хозяйственной деятельности, снижающих её результативность, целесообразно выполнить коэффициентный анализ (исследовать финансовые коэффициенты: текущей и быстрой ликвидности и др.).

Коэффициенты платежеспособности и ликвидности отражают способность коммерческой организации погасить свои краткосрочные обязательства легко реализуемыми средствами. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть срочных обязательств может быть погашена наиболее мобильными оборотными средствами. Коэффициент быстрой платежеспособности и ликвидности позволяет лучше, чем коэффициент текущей ликвидности, оценить платежеспособность, так как включает при расчете в состав активов их наиболее ликвидную часть.

Высокое значение коэффициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствует об устойчивом финансовом положении коммерческой организации, низкое значение - о возможных проблемах с денежной наличностью и затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время повышенное по отношению к норме значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.

Коэффициент текущей платежеспособности используют в качестве одного из основных показателей платежеспособности и ликвидности

коммерческой организации, так как он показывает, в какой степени краткосрочные обязательства коммерческой организации покрываются его оборотными активами, способными, как предполагается, превратиться в денежную форму в сроки, совпадающие с погашением долгов.

Значение коэффициента текущей ликвидности за рассматриваемый период соответствуют норме, что свидетельствует о том, что торговая фирма располагает ликвидными активами для погашения своей краткосрочной задолженности. Но с другой стороны, значение коэффициента быстрой ликвидности не соответствуют нормативу. Коэффициент быстрой платежеспособности и ликвидности, рассчитанный как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме краткосрочной кредиторской задолженности, соответствует нормативным значениям (запасы, вынужденная продажа которых может принести убытки, при расчете этого коэффициента исключаются). Как известно, низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует о недостаточности ликвидных средств платежа. Данные таблицы 1 подтверждают тот факт, что почти все ликвидные активы коммерческой организации находятся в дебиторской задолженности, что предполагает проведение эффективной работы по возврату долгов для обеспечения платежеспособности.

В результате анализа установлено, что коэффициенты платежеспособности и ликвидности в 2008-2013 годах показывали способность торговой фирмы погасить свои краткосрочные обязательства легко реализуемыми средствами. Однако с наступлением во второй половине 2014 г. признаков финансового кризиса (нестабильность цен, неуверенность в будущем, волатильность финансового и валютного рынков) его предвестники («флаги») не замедлили сказаться и на результатах работы исследуемой торговой фирмы. При росте спроса возросли операционные издержки, в том числе из-за влияния нестабильной рыночной ситуации. Например, возросло потребление дорогостоящих элитных алкогольных продуктов (которые употребляют люди выше среднего достатка - топ-менеджеры, учредители фирм, состоятельные предприниматели при отсутствии уверенности в будущем бизнеса) при одновременном росте операционных, коммерческих затрат на оказание торговых услуг ввиду роста стоимости перевозок, работ, транзакционных издержек.

Происходит снижение оборотных активов, оно составило 3,48 млн. руб., что является индикатором влияния кризиса. Рентабельность оборотных активов практически осталась прежней. Возрос - и существенно, на 2,6 млн руб.- собственный капитал, это положительная тенденция, однако его рентабельность слегка - на 0,4% - снизилась.

Снизились краткосрочные обязательства, возникли сложности с кредитованием. На 10,48 млн. руб. снизились денежные средства, что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении исследуемой

коммерческой организации.

Коэффициент текущей ликвидности упал до кризисного уровня. Дебиторская задолженность возросла на 14,87 млн. руб. Установлена высокая вероятность банкротства, в т. ч. ввиду того, что кредиторская задолженность превысила 20,4 млн. рублей (по налогам - 2,14 млн. руб., по расчетам с персоналом - 0,779 млн. руб.).

Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, чревато штрафами за невыполнение договорных обязательств перед контрагентами, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять анализу результативности деятельности и разработке стратегических мероприятий её улучшения.

Следовательно, результативность - основной аспект деятельности торговой фирмы, которой является исследуемая коммерческая организация. За анализируемый период показатель фондоотдачи зависел в основном от изменения выручки от реализации, поскольку среднегодовая стоимость основных средств оставалась сравнительно постоянной. Использование основных средств следует считать эффективным (таблица 1).

Так как основной целью создания любого коммерческого коммерческой организации является систематическое получение прибыли, то вполне логичным представляется целенаправленная деятельность хозяйствующего субъекта по увеличению размера этой прибыли. На уменьшение показателя рентабельности активов за исследуемый период повлияло отсутствие мероприятий, направленных на снижение операционных затрат.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность (фондоотдачу) использования собственного и заёмного капитала коммерческой организации. Рентабельность собственного капитала изменяется в зависимости от показателя чистой прибыли. С точки зрения инвестиций, данный коэффициент отражает окупаемость капиталовложений учредителей, а для акционерного общества акционеров и инвесторов. Исходя из того, что в процессе принятия управленческих решений используется системный анализ, на выход системы (объем выпуска продукции торговой фирмы) непосредственное влияние оказывают следующие факторы: среднесписочная численность работников; структура персонала; среднегодовая выработка на одного рабочего. [1, а 281]

Взаимосвязь факторов, влияющих на выпуск продукции, можно выразить формулой [1, с. 256]

Q = R (г + R) ^ + г),

(1)

где Q - объем продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.;

R-среднесписочная численность специалистов управленческого персонала, чел.;

и

г - среднесписочная численность рабочих, чел.

Математическое описание расчетов влияния трудовых факторов при способе цепных подстановок может быть представлено по формуле

Яо Ког Я Ког 1№ог ^ Я К1Г 1№ог ^ Я К1Г WlГ, (2)

где Кг - удельный вес рабочих в общей численности работников;

Wг - среднегодовая выработка продукции на одного рабочего, руб.

Подставив соответствующие показатели (таблица 2), получим (значения «0» и «1» означают величины показателей соответственно за 2012 и 2013 годы)

125x0,87x916,5^ 116x0,87x916,5 ^ 116x0,85x916,5 ^ 116x0,85x1144,1.

Таблица 2 - Динамика объема продукции, численности работников и производительности труда коммерческой организации

Показатели 2о12 г. 2о13 г. Отклонение (+,-)

абсолютная %

величина

Объем реализации, тыс. руб. 63389 78216 +14827 +23,3

Среднесписочная численность работников, чел. 8о 62 -18 -22,5

Среднесписочная численность офисных работников, чел. 24 17 -7 -29,2

Удельный вес офисных работников в зо 27,4 -2,6 -8,7

общей численности работников, %

Среднегодовая выработка продукции, руб: а) на одного работника; б) на офисного работника 792,4 2642 1261,5 46о1,о +469,0 +1959 +12,6 +74,1

Приведем значения расчетных показателей

99,7 ^ 92,5 ^ 90,4 ^ 112,8.

Определим влияние каждого фактора на выпуск продукции:

1. Влияние увеличения численности работников равно - 7,2 тыс. руб.

2. Влияние изменения структуры персонала равно - 2,1 тыс. руб.

3. Влияние роста среднегодовой выработки продукции на одного рабочего равно + 22,4 тыс. руб.

Баланс отклонений - 7,2 - 2,1 + 22,4 = + 13,1 тыс. руб.

Несмотря на снижение среднесписочной численности работников, перечисленные факторы оказывают положительное влияние на объем выпуска продукции. Таким образом, наличие трудовых ресурсов можно охарактеризовать как достаточное для осуществления нормального процесса

воспроизводства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по выручке. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке зависит объем ее производства. Динамику выпуска и реализации продукции торговой фирмы рассмотрим, воспользовавшись таблицей 3, из которой следует, что за три года объем в натуральных показателях возрос на 12.7 %, а объем реализации изучаемой торговой фирмы - на 13.7%.

Таблица 3 - Динамика реализации товаров торговой фирмой

Год Объем реализации, тыс. т Темп роста, % Объем реализации, тыс. т. Темп роста, %

базисные цепные базисные цепные

2011 915.9 100.0 100.0 903.2 100.0 100.0

2012 1003.5 109.6 109.6 996.7 110.3 110.3

2013 1032.5 112.7 102.9 1027.0 113.7 103.0

Исходя из того, что финансовый результат - это выраженный в форме прибыли конечный экономический итог хозяйственной деятельности коммерческой организации, нетрудно установить, что в торговой фирме прибыль образуется главным образом в процессе реализации товаров как разница между выручкой от реализации и ее фактической полной себестоимостью.

Следовательно, в основе рыночной деятельности торговой фирмы -прибыль, которая выполняет важнейшие функции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности коммерческой организации, размер денежных накоплений;

2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие коммерческой организации, а платежи в бюджет из прибыли - важнейший элементом доходов государственного бюджета.

Величина прибыли зависит: от объема реализованных товаров, от качества торговых услуг (поощрительные надбавки), от конкурентоспособности реализуемых товаров и рыночного позиционирования, от рационального и эффективного использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов), от качества работы коммерческой организации (своевременное выполнение обязательств перед поставщиками, покупателями, банком). Следовательно, основной критерий финансового состояния коммерческой организации и эффективности управления является результативность как способность торговой фирмы генерировать прибыль.

Интересно отметить следующее. Для общего анализа хозяйственной деятельности торговой фирмы, планирования капитальных вложений, ввода в действие основных средств и производственных мощностей значим такой

показатель эффективности производства, как фондорентабельность, выпуск продукции на 1 руб. стоимости основных средств (фондоотдача).

Показатель фондоотдачи - это обобщающий стоимостной показатель использования всей совокупности основных средств торговой фирмы, так как он достоверно отражает уровень использования основных средств. Об интенсивности использования ресурсов торговой фирмы, способности получать доходы и прибыль, судят по показателям рентабельности. Данные показатели отражают как финансовое положение коммерческой организации, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственным капиталом [2]. Показатели рентабельности позволяют получить обобщенную оценку деятельности коммерческой организации. С помощью показателей этой группы оценивают рентабельность активов и собственного капитала.

При определении основных результатов деятельности коммерческой организации необходимо рассчитать и оценить значения показателей платежеспособности и ликвидности, проследить их динамику и сопоставить с критериальными и отраслевыми значениями с целью определения оптимальных пропорций между ними и выбора наиболее приемлемых источников финансирования активов. [2]

Спад показателей прибыли в 2014 году указывает на недочеты в организации на данной торговой фирме. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения. Уменьшение показателя чистой прибыли не благоприятен, так как свидетельствует об уменьшении рентабельности собственного капитала. Увеличение показателя производительности труда, непосредственно влияющего на объем выпуска продукции и иных основных показателей финансово - экономической деятельности организации, было достигнуто за счет интенсивных (то есть не требующих дополнительных капитальных вложений) мероприятий.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции рассчитали по среднегеометрической, как корень четвертой степени из суммы цепных темпов роста для стоимости и реализации. Вычислили значения среднегодового темпа прироста себестоимости торговых услуг ТПТУ и среднегодового темпа прироста реализации ТТПР продовольственной продукции, они составили соответственно ТПТУ = 6,11 %, ТТПР = 7,57 %. Оценку выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (год) произвели по данным исследуемой торговой фирмы и установили, что за отчетный год план по себестоимости услуг превышен на 40,56 %. Это отрицательный факт, в то же время план по реализации перевыполнен 36,82 %, что свидетельствует о росте операционных затрат и остатков нереализованных товаров.

На протяжении 2012 и 2013 годов ситуация была стабильной, и себестоимость торговых услуг в сравнении с планом снижалась при

одновременном росте объемов продаж и выручки (таблица 4).

Таблица 4 - Анализ результативности хозяйственной деятельности фирмы за период с 2009 по 2013 гг._

Годы Объём торговых услуг, млн. руб. Объем реализации, млн. руб.

план факт А % к плану план факт А % к плану

2009 44,80 44,80 0,00 99,99% 55,49 55,49 0,00 100,00%

2010 48,40 59,55 11,15 123,04% 55,69 72,28 16,59 129,80%

2011 68,45 64,45 -4,00 94,15% 77,76 78,22 0,46 100,59%

2012 68,65 52,31 -16,35 76,19% 84,14 63,69 -20,45 75,69%

2013 52,58 73,90 21,33 140,56% 67,30 92,08 24,78 136,82%

2014 (прогноз) 70,20 98,53 28,33 140,36% 96,90 122,78 25,88 126,70%

Рост реализации в изучаемый период увеличивался, удалось снизить себестоимость оказанных торговых услуг в 2013 г., однако в 2014 году из-за роста фонда оплаты труда и логистических расходов себестоимость услуг опять возросла. На объем реализации влияние оказывают: среднесписочная численность работников; структура персонала; среднегодовая валовая прибыль на одного работника. За анализируемый период показатель фондоотдачи улучшились, основные фонды использовались достаточно эффективно. Рентабельность собственного капитала высокая - в среднем 43,0 %.

Выявлены резервы улучшения результативности хозяйственной деятельности коммерческой организации торговой сферы, они состоят в следующем

Максимальный резерв реализации за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если фирма найдет резерв по трудовым ресурсам. Для этой цели рекомендуется сделать следующее: провести аттестацию кадров, в результате которой должна быть выявлена активная группа сотрудников, готовых проводить необходимые перемены и работать на энтузиазме, и пассивная группа сотрудников. Для активной группы специалистов, при необходимости, провести обучение методам анализа результативности хозяйственной деятельности с использованием современных информационных технологий [3]. Для них должна быть разработана система организационно-экономической мотивации, что позволит консолидировать антикризисную команду. Рекомендуется: расширение рынка за счет новых товаров, регионов сбыта; удержания перспективной доли рынка; ориентация на товары высокого спроса развитие розничной сети, что чрезвычайно важно в условиях возможного кризиса. При реализации всех перечисленных стратегических мероприятий исследуемое торговая фирма с большой степенью вероятности не только успешно преодолеет кризис, но и выйдет из него более сильным

предприятием.

В заключении можно сказать, что рентабельность хозяйственной деятельности торговой фирмы значимо зависит от степени понимания её топ-менеджерами необходимости разработки мероприятий по управлению на базе экономического анализа результативности деятельности как сложной организационной системы.

Использованные источники:

1. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Губина О.В., Губин В.Е. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.

2. Курочкин, В.Н. К методике анализа деловой активности и эффективности функционирования сельскохозяйственных холдингов / Курочкин В.Н., Бондаренко А.М. - Вестник аграрной науки Дона. - 2009. - №3. - с. 100-107.

3. Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. - 389 с.

Кутыркина М.А. студент 4 курса Жирнов А.В., к. э. н.

доцент

ФГБОУ ВПО «РГАУ- МСХА им. К.А. Тимирязева»

Россия, г. Москва АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Повышение эффективности аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли.

Нами проведен анализ обеспеченности главными специалистами и специалистами среднего звена предприятий АПК Пензенской области за последние годы. Численность экономически активного населения в регионе на протяжении последних лет остается неизменной, однако вместе с этим наблюдается разбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Количество выпускников вузов и техникумов с гуманитарным образованием сегодня явно превышает потребности реального сектора экономики, который на данный момент остро нуждается в специалистах технических и инженерных специальностей.

Необходимо отметить, что кадровый потенциал АПК региона снижается по причине малопривлекательности сельскохозяйственного производства для выпускников ВУЗов. В результате отмечаются низкие темпы обновления работников сельскохозяйственных организаций области.

Одна из главных причин сокращения квалифицированного персонала, имеющего специальную профессиональную подготовку, состоит в том, что многие предприятия агробизнеса не в состоянии повышать заработную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.