(6%), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3%). Местные власти в субъектах РФ, обычно замечая и признавая мно-гоконфессиональность населения, тем не менее официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83%) - на 9% больше, чем на федеральном уровне.
Выводы:
1. Религиозный фактор даже в такой секулярной стране, как Россия, имеет значение, и его необходимо учитывать.
2. Во многих странах мира легализованы политические партии по религиозному признаку, поэтому постановка вопроса о предоставлении российским религиозным организациям права создавать свои политические партии - целесообразна.
3. Тем не менее российский опыт показывает, что партии по религиозному признаку были малоэффективными. Религиозные организации предпочитали и предпочитают действовать либо с помощью контактов с представителями власти, либо через общественные организации.
4. Власть готова сотрудничать с религиозными организациями и идти им навстречу, однако явно предпочитает РПЦ или другие «традиционные» религиозные организации (в ряде субъектов РФ).
«Мир и политика», М., 2010 г., № 7, с. 86-90.
Ю. Ирхин,
политолог(РАГС)
АНАЛИЗ РЕЙТИНГОВ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ КАК ФАКТОРА СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКИ
В условиях современного развития объективно повышается значение глобальных геополитических политических, экономических, информационных, общественных, в том числе религиозных, и иных лидеров, которые действуют в рамках мирового многоуровневого пространства. Главный редактор международного журнала Newsweek International, автор книг о мировой политике, Ф. Закария отмечал, что в мире обрели новые силы группы и отдельные личности, а иерархия, централизация и контроль оказались под угрозой. В условиях глобализации действуют различные
латентные и сетевые организации, осуществляющие наднациональное взаимодействие. Выделяется геополитическое информационное противоборство. Под ним понимается одна из современных форм межгосударственной борьбы, а также система мер, проводимых одним государством с целью нарушения информационной безопасности другого, при одновременной защите от аналогичных действий своего противника. Политика развития Интернета, его политическое, социальное и культурное содержание, языковые формы также могут рассматриваться с точки зрения геополитических интересов.
Особую роль в геополитике играют мировые элиты и лидеры глобального уровня. Речь идет о влиятельных деятелях международного масштаба, занимающих важные позиции в сферах государственного и политического управления, бизнеса, массмедиа, духовной и религиозной жизни, «всемирного гражданского общества» и др. Их потенциал отражается в мировых рейтингах. Анализ рейтингов мировых лидеров в зависимости от ряда критериев дает объемную картину их потенциала. Так, журнал Forbes учитывает влиятельность лидеров в зависимости от характера государственной должности, степени контроля над финансами, влияния на различные виды деятельности людей, организаций и др.
В последней версии этого журнала представлен список 67 наиболее влиятельных мировых государственных, политических, экономических и духовных лидеров (ТОП-67). Автор статьи рассмотрел рейтинг 27 политических и государственных деятелей из этого списка, приведя дополнительные сведения. Такой подход позволил более полно представить факторы влияния мировых лидеров.
Зависимость рейтинга 27 мировых лидеров от их государственного и/или политического статуса
Персона и должность Объем ВВП государства и место в мире Дополнительная сфера влияния
1 2 3
1. Барак Обама (Президент США) 1-е место в мире -14 трлн. долл. Человек года (2008) по версии журнала «Time», лауреат Нобелевской премии мира
2. Ху Цзиньтао (Председатель КНР) 2-е место -7 трлн. долл. Стабильное и быстрое экономическое развитие, влиятельная зарубежная китайская община (200 млн.)
1 2 3
3. Владимир Путин (Председатель Правительства РФ) 8-е место -2 трлн. долл. Лидер правящей партии, Человек года (2007) по версии журнала «Time»
9. Султан Абдулла бин Абдул Азиз аль-Сауд (наследный принц Сауд. Аравии) 24-е место -0,5 трлн. долл. Роль в исламском ареале и финансах
10. Сильвио Берлускони (премьер-министр Италии) 10-е место -1,7 трлн. долл. Медиамагнат, владелец футбольного клуба «Милан»
15. Ангела Меркель (канцлер Германии) 5-е место -3 трлн. долл. Лидер правящей партии, женщина-политик
17. Хилари Клинтон (госсекретарь США) Лидер правящей партии, женщина-политик
18. Ким Чен Ир (лидер КНДР) Рисковое владение стратегическим оружием
20. Майкл Блумберг (мэр г. Нью-Йорк) Роль в развитии и восстановлении города
21. Тимоти Гейтнер (министр финансов США) Работа в МВФ, Совете по международным отношениям
34. Ким Джонг II (Председатель Нац. обороны КНДР) Владение стратегическим оружием
29. Гордон Браун (бывший премьер Великобритании) 6-е место -2,2 трлн. Бывший лидер партии лейбористов
31. Билл Клинтон (экс-президент США) Лидер Демократической партии
33. Луис Игнасио Лула да Сильва (Президент Бразилии) 9-е место -2,1 трлн. долл. Страна - член БРИК
35. Юкио Хатояма (премьер Японии) 3-е место -4,5 трлн. долл. Лидер новой правящей (Демократической) партии
36. Манмохан Сингх (премьер Индии) 4-е место -3,2 трлн. долл. Лидер правящей партии (ИНК), опытный политик
37. Осама Бен Ладен (основатель «Аль-Каиды») Финансирование военных операций, глобальная сетевая организация
38. Сайед Юсуф Раза Гелани (премьер Пакистана) 26-е место -0,5 трлн. долл. Место Пакистана в конфликте в афганском ареале
42. Дмитрий Медведев (Президент РФ) 8-е место в мире -2 трлн. долл. Рациональный имидж, весомая роль в мировой и внутренней политике
1 2 3
43. Игорь Сечин (вице-премьер РФ) Роль в ресурсной политике
46. Беньямин Нетаньяху (премьер Израиля) Всемирная еврейская община, ядерное оружие
49. Джон Робертс (Верховный суд США) Самый молодой Глава юстиции Верх. Суда США
50. Давуд Ибрагим Кас-кар (лидер Д-Компани, Индия) Глава нелегальной организации Мумбай (Бомбей)
56. Николя Саркози (Президент Франции) 7-е место -2,1 трлн. долл. Лидер партии, эффективный имидж
62. Блэиро Маги (губернатор, Бразилия) Губернатор штата в Амазонии, крупнейшего производителя сои
63. Роберт Зеллик (Всемирный банк, США) Международная межгосударственная организация
64. Антонио Гутьерес (ООН, глава Департамента по беженцам) Экс-премьер Португалии
65. Уго Чавес (Президент Венесуэлы) 31-е место в мире - 0,33 трлн. долл. Авторитет, независимый характер, популизм, природные ресурсы страны
Нумерация приводится общая - по списку ТОП 67. Остальные номера относятся к мировым экономическим, массмедийным и духовным лидерам.
В целом в списке 27 влиятельных мировых государственных и политических лидеров, наиболее широко представлены: США (8), Азия (конфуцианско-буддийская) - 8, Европа - 4, Россия - 3, арабо-исламский ареал - 3, Латинская Америка - 2.
Понятно, что в список 27 ведущих государственных и политических лидеров, представленных в рейтинге, могут быть включены и некоторые другие главы государств. Однако показательно, что практически все руководители ведущих государств мира оказались представленными в данном рейтинге. В него вошли все главы стран «большой восьмерки» - G8 и БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) или руководители 10 государств, имеющих наибольшие значения ВВП (США, КНР, Япония, Индия, ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, Бразилия, Италия).
Среди 40 лидеров мировой экономической, массмедийной и духовно-религиозной элиты (по версии Forbes) ведущие места занимают: Бен Бернанке (председатель ФРС США), Сергей Брин, Ларри Пейдж (основатели и основные акционеры Google), Карлос
Слим Эллу (мультимиллиардер, 1-е место - 53,5 млрд. долл.), Руперт Мердок (медиамагнат), Билл Гейтс (основатель Microsoft, мультимиллиардер) и т. д.
В списке 40 влиятельных экономических, массмедийных и духовных мировых лидеров представлены: граждане США -15 глобальных лидеров, Азии - 12, Европы - 6, арабо-исламского ареала - 4, Латинской Америки - 2 глобальных лидера. Россия Восточная Европа в этой части рейтинга не представлены, что косвенно свидетельствует об их недостаточной активности. Понимание значения рейтингов глобальных лидеров в различных сферах мировой политики, особенно новых (информационных, технологических), - может способствовать разработке реалистических концепций геополитики и рациональной внешней политики Российской Федерации.
«Геополитика, государственная безопасность, международные отношения», СПб., 2010 г., с. 94-97.
Р. Беккин,
востоковед (ИВ РАН)
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЛАМСКОЙ
ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Когда Центральный банк России стал активно проводить политику укрупнения банковского сектора, ссылаясь на Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», многие мелкие банки почувствовали, что над ними нависла реальная угроза. И дело не в том, что все они были причастны к операциям с нажитыми преступным путем доходами. Как это всегда происходит в России, под предлогом борьбы с преступностью начался очередной в новейшей истории страны передел собственности. Крупным банкам представился удачный случай выдавить мелких конкурентов и окончательно превратиться в монополистов.
В условиях, когда почти каждый месяц отзывалась лицензия у трех неизвестных широкой общественности банков, обвиненных в противозаконной финансовой деятельности, вопрос о том, когда дойдет очередь до «Бадр-Форте Банка», был делом времени. «Бадр-Форте Банк» - единственный в России банк, использовавший в своей работе исламские технологии ведения бизнеса - по-