Научная статья на тему 'Анализ реструктуризации банковского сектора РФ и оценка его состояния в период 2010-2020 годов'

Анализ реструктуризации банковского сектора РФ и оценка его состояния в период 2010-2020 годов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RESTRUCTURING / BANKING SECTOR / CREDIT ORGANIZATIONS / FINANCIAL SYSTEM RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рындина И.В., Чонка А.А.

В данной статье рассматривается понятие реструктуризации банков. Проводится анализ действий Банка России по оздоровлению банковского сектора и оценивается их эффективность. В ходе работы анализируется динамика банковской структуры и рассматривается влияние проводимых преобразований на эффективность функционирования банковского сектора. Исследуются механизмы санации банков. В заключении подведены итоги 10-ти лет реструктуризации банковской системы РФ.This article discusses the concept of restructuring banks. An analysis is made of the actions of the Bank of Russia to improve the banking sector and their effectiveness is assessed. In the course of the work, the dynamics of the banking structure is analyzed and the impact of the ongoing reforms on the efficiency of the banking sector is examined. The mechanisms of bank rehabilitation are investigated. In conclusion, the results of 10 years of restructuring the banking system of the Russian Federation are summed up.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реструктуризации банковского сектора РФ и оценка его состояния в период 2010-2020 годов»

АНАЛИЗ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РФ И ОЦЕНКА ЕГО

СОСТОЯНИЯ В ПЕРИОД 2010-2020 ГОДОВ

И.В. Рындина, канд. экон. наук, доцент А.А. Чонка, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10504

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие реструктуризации банков. Проводится анализ действий Банка России по оздоровлению банковского сектора и оценивается их эффективность. В ходе работы анализируется динамика банковской структуры и рассматривается влияние проводимых преобразований на эффективность функционирования банковского сектора. Исследуются механизмы санации банков. В заключении подведены итоги 10-ти лет реструктуризации банковской системы РФ.

Ключевые слова: реструктуризация, банковский сектор, кредитные организации, финансовая система Российской Федерации.

Реструктуризация представляет собой процесс финансового оздоровления работоспособности банковского сектора, слияния банков, санации и ликвидации наиболее ненадёжных участников рынка. Главная задача реструктуризации заключается в обеспечении надёжности и непрерывной работы банковской системы, поддержке системно значимых игроков на рынке, своевременном анализе ситуации в банковском секторе, и, как следствие, прогно-

зировании и предотвращении потенциальных кризисных ситуаций.

Данные, предоставляемые Центральным Банком (ЦБ в дальнейшем) о количестве действующих банков на территории Российской Федерации свидетельствуют о том, что их количество продолжает снижаться из года в год.

Так, с 2010 по 2020 год их численность упала более чем в 2 раза. Данная тенденция отображена на рисунке 1.

1200

1000

800

600

400

200

1058

1012

46

978

956

54 ^Ц 33

111

923 100

89 834

723

82

4

120

100

80

60

40

20

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество банков в РФ Число отозванных лицензий Банки в процессе санации

Рис. 1. Численность банков в РФ в период с 2010 по 2020 года (на начало года)

0

Согласно данным Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ в дальнейшем) на 01.01.2010 банковский сектор насчитывал 1058 кредитных организаций. По состоянию на 01.05.2020 численность кредитных организаций снизилась до 402 единиц и по прогнозам будет продолжать сокращаться на протяжении следующих лет. Так, согласно оценке управляющего директора по банковским рейтингам «Эксперт РА», Александра Сараева в течение 2020-2021 годов данная тенденция сохранится «и составит 300-350 к концу 2021 года (скорее всего, их число будет в середине этого диапазона). Загадывать дальше пока нет смысла, потому что экономические условия меняются» [1].

Необходимо отдельно отметить, что и во время самой реструктуризации могут возникнуть неудачи и непредвиденные трудности. Так, О.Ш. Туменбаева в исследовании, посвященному реструктуризации банков в условии финансового кризиса, выделяет основные причины неудачных реструктуризаций: «слабые или отсутствующие законодательная и институциональная базы, неправильно выбранная стратегия реструктуризации, недобросовестность акционеров и менеджмента, плохое качество финансовой отчетности» [2]. Я согласен с данным мнением, ведь согласно данным ЦБ именно недобросовестность высшего менеджмента и недостоверные финансовые отчёты значатся в основных причинах отзыва лицензий у банков.

Данные из рисунка 1 отчётливо говорят о том, что в 2014 году произошёл более чем двукратный рост отзыва лицензий по сравнению с предыдущим годом. В 2014 году совпало несколько факторов, которые способствовали трёхкратному скачку отозванных лицензий: проводимая ЦБ политика вывода из сектора банков, не соответствующих требованиям, ухудшение ситуации в российской экономике в целом в следствие санкций, а также введение точечных международных санкций в отношении системообразующих банков РФ.

Согласно же оценке действующего председателя ЦБРФ Эльвиры Набиулли-ной, большая часть банков с отозванными

лицензиями имели несостоятельные бизнес-модели или замечены в осуществлении незакономерных действий по отмыванию средств, полученных незаконным путем.

Санация банка в российской практике применяется крайне редко. Так, до с 2004 по 2017 года этим занималось подконтрольное ЦБРФ Агентство по страхованию вкладов (АСВ в дальнейшем). Данная госкомпания с момента своего создания провела санацию 30 банков, ещё к 17 она применяется. С учётом того, что с 2010 года произошёл отзыв более 500 банковских лицензий, в то время как санации подверглись только 47, можно сделать вывод о том, что данную процедуру АСВ использует как крайность и только по отношении системообразующих банков. С 2017 года, когда структура санации была изменена ЦБ, появился новый орган, отвечающий за неё - Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС в дальнейшем). Необходимо отметить, что с момента своего создания ФКБС провёл санацию только 5 банков, у 1 из которых дело закончилось отзывом лицензии, ещё 4 банка по состоянию на 01.02.2020 находятся в процедуре санации [3]. Примечателен ещё и тот факт, что 355 банков, которые были ликвидированы с 2014 по 2018 года, в сумме имели менее 4% от всех активов, а 9 банков, по отношению к которым ФКБС применил санацию, занимают долю в 6% активов банковского сектора.

Необходимо также отдельно отметить принципиальную разницу проводимых санаций при АСВ и ФКБС. Так, АСВ, после принятия решения о санации Центробанком, находит инвестора, которому выдаётся кредит для покупки банка и улучшения его работоспособности. В случае, если инвесторов не находят, банк подвергается ликвидации или слиянию с другим кредитным учреждением. ФКБС, при принятии решения о санации ЦБ, покупает часть акций банка (возможна покупка и контрольных пакетов акций), тем самым давая ему активы для восстановления своей жизнедеятельности. После оздоровления и вывода банка из кризисной ситуации, ФКБС принимает решение о продаже ак-

ций данного банка. Однако, на примере банка "Открытие", который первым опробовал на себе новую процедуру санации ещё в 2017 году, проводимую ФКБС с разрешения ЦБРФ, мы видим, что процесс вывода и последующей продажи акций банка может затянуться на долгие годы. Так, после завершения санации 02.07.2019 регулятор планирует только к 2021 году продать 20% пакет акций банка «Открытие» [4]. С учётом того, что 99,99% акций данного банка на текущий момент принадлежит ЦБРФ через подконтрольный ему ФКБС [5], можно сделать вывод о том, что процедура продажи акций и превращения банка в частный затянется на долгие годы, если, конечно, ЦБ вообще решит продать контрольный пакет.

Согласно оценке рейтингового агентства Fitch, АСВ и ФКБС за годы своей службы в общей сумме потратили около 74 млрд. $ (по состоянию на 2019 год), из них: 28 млрд. $ пришлось на санацию банков через ФКБС (Промсвязьбанка, объединение ФК «Открытие» и Бинбанка, всего была проведена в отношение 9 банков), 29 мрлд. $ было выплачено через АСВ вкладчикам потерявших лицензии банков, 17 млрд. $ АСВ выделил на рекапитализацию банков, подвергнутых санации [6].

При этом за последние годы не было зарегистрировано крупных сделок слияний и поглощений среди частного банковского сектора. Одной из причин, препятствующих развитию данного рынка, Зини-ша О.С. выделяет чрезмерную концентрацию капитала. Она подчёркивает, что в развитых странах основной организационно-правовой формой компаний являются акционерные общества, акции которых обращаются на фондовом рынке, а не аккумулированы на счетах отдельного собственника или группы лиц. «В России же наблюдается обратная ситуация - чрезмерная концентрация средств. Акционеры стремятся создать максимальный контроль над предприятием, желая защитить свои инвестиции. Это вызвано наличием слабой правовой базы, которая не обеспечивает защиту прав инвесторов» [7].

Тенденция последних 10 лет свидетельствует о том, что доля государственных активов в банковском секторе только растёт, тем временем как доля малых, средних и крупных частных банков (МСК в дальнейшем) продолжает снижаться. Данные по годам, отражающие кластерную структуру активов банковской системы РФ представлены на рисунке 2.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Небанковские кредитные организации

I Санируемые

I Малые частные

Крупные и средние частные

IС иностранным капиталом

Государственные

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рис. 2. Структура активов банковского сектора по группам кредитных организаций, % (на

конец года)

Данные рисунка 2 показывают уверенный рост активов государственных банков, общее число которых достигло 72% в 2019 году, хотя в 2009 этот показатель не превышал 45% (с учётом банков в состоянии санации). При этом, можно наблюдать, как активы МСК банков постепенно становились государственными, варьируясь от 37,5 в 2009 году до 14% в 2019 году соответственно. При этом, процентное соотношение активов банков с иностранным капиталом также снижалось, но не в разы, как удельный вес активов частных российских банков, а только на 7% за весь рассматриваемый период (с 18,7% в 2009 году до 11,7% в 2019 году).

Согласно аналитической записке регулятора 11.07.2017 года о влиянии проводимой им политики оздоровления банковского сектора на конкуренцию, сокращение числа банков не оказало существенного отрицательного влияния на показатель конкуренции в банковской сфере [8]. Действительно, снижение числа МСК с 37,5% до 32,2% не оказало существенного влияния на степень конкуренции, однако проводимая в последующих годах ЦБРФ политика оздоровления банковского сектора кратно снизила это число, до 14% к началу 2019 года.

Частным банкам все сложнее конкурировать с возрастающим количеством госбанков. Так, по данным на 01.01.2020 года капитал одного только ПАО «Сбербанк» почти равен капиталу топ-10 банков РФ (При условии исключения из списка самого Сбербанка) и составляет 4 560 510 560 тыс. руб. против 4 565 800 575 тыс. руб. соответственно [9]. Приведённые цифры говорят о катастрофически низком уровне капитализации российских банков, данной точки зрения придерживается и И.Н. Юдина и А.М. Бетмакаев в статье, посвященной санации проблемных банков в условиях кризиса. Так, они отдельно отмечают, что в условиях низкого уровня капитализации и «и в случае повышения банковских рисков при ухудшении внешних и внутренних экономических условий возникают значительные убытки, которые даже крупные банки самостоятельно по-

крыть не могут без привлечения внешних источников» [10].

При этом необходимо учитывать и тот факт, что частных банков из топ-10 по активам только 2, ещё 3 из этого списка принадлежит нерезидентам. Однако, несмотря на огосударствление системы, регулятор за счет чистки банковского сектора также практически полностью остановил отток капитала из России через банки путём использования сомнительных операций, утверждает старший аналитик Fitch Ratings Александр Данилов. "Это колоссальный успех, ведь до того, с 2005 по 2013 год, из страны было выведено через сомнительные операции 280 млрд. долл. США». Сейчас же, по данным ЦБ, такой отток капитала фактически прекратился: если за 2013 год было выведено 26,5 млрд долл. США, то за январь - сентябрь 2018 года -123 млн. долл. США [11].

В настоящее время для того, чтобы занять свою нишу на рынке, частным банкам необходимо в кратчайшие сроки продемонстрировать стремление и готовность к переменам, создать программу всесторонней трансформации бизнеса. Зиниша О.С. выделяет 4 основных направления развития: «продукты и услуги, клиенты, операционные процессы, организационная структура». Данные направления необходимо своевременно улучшать и оптимизировать для того, чтобы справляться со всеми вызовами современной экономики [12].

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что политика реструктуризации, проводимая ЦБРФ на протяжении 2010-2020 годов привела к следующим коренным изменениям банковского сектора: произошло существенное огосударствление системы, достигнув на начало 2020 года значения в 72%, вместе с этим в секторе наблюдается количественное сжатие банков, более чем двукратное за 10 лет. Но нельзя не отметить и положительные стороны: число недобросовестных, а также использующих рискованные или вовсе совершающих незаконные операции банков сейчас близко к нулю. Вместе с этим создание стабильности в банковской системе произошло во многом

благодаря огромным вливаниям средств со банки Мирового финансового кризиса стороны ЦБ, однако данное действие было 2008-2011 годов, а также Валютного кри-стратегически необходимо и привело к зиса в России 2014-2015 годов [13]. значительному смягчению воздействия на

Библиографический список

1. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: Число банков уменьшается больше чем на 10% в год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.raexpert.ru/press/articles/bo_saraev_02_2019 (Дата обращения 21.05.2020)

2. Туменбаева О.Ш. Реструктуризация банка в условиях финансового кризиса: этапы и методология // Экономика: стратегия и практика. - 2015. - №2 (34). - С. 59-71.

3. Фонд консолидации банковского сектора: список банков. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.amfbc.ru/recovery.html#banks (Дата обращения 20.05.2020)

4. Ведомости: Банк «Открытие» рассказал, каким станет через три года. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/06/08/772247-bank-otkritie-cherez-tri-goda (Дата обращения 21.05.2020)

5. Банк «Открытие»: раскрытие информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.open.ru/openinfo (Дата обращения 21.05.2020)

6. РБК: Fitch оценило расходы мегарегулятора на расчистку банковского сектора. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/03/29/5c9cb7889a7947290238b28a (Дата обращения 22.05.2020)

7. Зиниша О.С., Босенко С.С. Сделки слияний и поглощений - свежие тенденции российского рынка // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2020. - №3.

8. Центральный Банк Российской Федерации: Влияние политики по оздоровлению банковского сектора на конкуренцию и устойчивость развития. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/16750/06.pdf (Дата обращения 20.05.2020)

9. Независимый финансовый портал Банки.ру: рейтинг банков по капиталу. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru/banks/ratings/?PROPERTY_ID=25 (Дата обращения 22.05.2020)

10. Юдина И.Н., Бетмакаев А.М.: Спасти нельзя ликвидировать: о санации проблемных банков в условиях кризиса // ЭКО. - 2016. - №5 (503). - С. 150-163.

11. Fitch: ЦБ может потратить на дорасчистку банковского сектора еще $10 млрд. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6269349 (Дата обращения 26.05.2020)

12. Зиниша О. С., Козырев Р.Р., Тлепцерше А.Х. Банк будущего: как будет выглядеть банковская деятельность в будущем // Вектор экономики. - 2019. - №1 (31). - С. 61.

13. Докаев В. Д., Вазаров Х. А. Экономический кризис 2014/2015 в России: причины и последствия // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 480-485.

ANALYSIS OF RESTRUCTURING OF THE BANKING SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ASSESSMENT OF ITS STATUS IN THE PERIOD OF 2010-2020

I.V. Ryndina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Chonka, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article discusses the concept of restructuring banks. An analysis is made of the actions of the Bank of Russia to improve the banking sector and their effectiveness is assessed. In the course of the work, the dynamics of the banking structure is analyzed and the impact of the ongoing reforms on the efficiency of the banking sector is examined. The mechanisms of bank rehabilitation are investigated. In conclusion, the results of 10 years of restructuring the banking system of the Russian Federation are summed up.

Keywords: restructuring, banking sector, credit organizations, financial system Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.