Научная статья на тему 'Анализ репутационных рисков на основе оценки и ранжирования информационных поводов и отдельных сообщений открытых источников информации'

Анализ репутационных рисков на основе оценки и ранжирования информационных поводов и отдельных сообщений открытых источников информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
318
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РЕПУТАЦИОННЫХ РИСКОВ / REPUTATIONAL RISK ANALYSIS / ОЦЕНКА СООБЩЕНИЙ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ / EVALUATION OF OPEN INFORMATION SOURCES MESSAGES / ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОВ / FACTS RECOGNITION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степашкин М.В., Хуснояров Ф.Ф.

В статье рассмотрены общие вопросы управления репутационными рисками различных объектов – юридических и физических лиц, географических понятий, брендов и т.п. Предложен подход к автоматизации наиболее трудоемкого этапа данного процесса (этапа анализа рисков), основанный на выявлении в информационных материалах открытых источников фактов, в контексте которых упоминаются исследуемые объекты, и оценки влияния выявленных фактов на репутацию данных объектов. Основными преимуществами данного подхода являются: 1) получение количественной оценки репутационных угроз и рисков для исследуемого объекта; 2) автоматизация значительной части выполняемых операций и б о льшая степень объективности полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Степашкин М.В., Хуснояров Ф.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reputational Risk Analysis based on Evaluation and Ranking of Events and Individual Messages in Public Information Sources

General issues of reputational risk analysis for different objects (legal and physical persons, geographic notions, brands, etc.) are considered. Approach to automation of most time-consuming stage of this process (risk analysis) is proposed. This approach is based on facts recognition in information materials (messages) of open information sources and assessment of their impact on the reputation of investigated objects. The main advantages of this approach are the following: 1) calculation of quantitative estimation of reputational threats and risks for investigated object; 2) significant part of the operations is computerized and therefore the results obtained have a greater degree of objectivity.

Текст научной работы на тему «Анализ репутационных рисков на основе оценки и ранжирования информационных поводов и отдельных сообщений открытых источников информации»

ЭКО. - 2013. - №1

СТЕПАШКИН М.В., ХУСНОЯРОВ ф.ф.

УДК 004.031.42.

Анализ репутационных рисков

на основе оценки и ранжирования информационных поводов и отдельных сообщений открытых источников информации*

М.В. СТЕПАШКИН, Ф.Ф. ХУСНОЯРОВ, ООО «Медиалогия», Москва

В статье рассмотрены общие вопросы управления репутационными рисками различных объектов- юридических и физических лиц, географических понятий, брендов и т.п. Предложен подход к автоматизации наиболее трудоемкого этапа данного процесса (этапа анализа рисков), основанный на выявлении в информационных материалах открытых источников фактов, в контексте которых упоминаются исследуемые объекты, и оценки влияния выявленных фактов на репутацию данных объектов. Основными преимуществами данного подхода являются: 1) получение количественной оценки репутационных угроз и рисков для исследуемого объекта; 2) автоматизация значительной части выполняемых операций и большая степень объективности полученных результатов.

Ключевые слова: анализ репутационных рисков, оценка сообщений открытых источников информации, выявление фактов, информационная система

Не вызывает сомнения тот факт, что при социальном взаимодействии объектов различного типа (например, юридических и физических лиц, брендов1 и т.п.) огромную роль играет их репутация. Общеизвестно, что обладающие лучшей репутацией компании достигают больших финансовых успехов, чем компании с худшей репутацией, т.е. основное влияние репутации компании направлено на повышение стоимости ее бизнеса в целом2.

По определению, репутация - приобретаемая кем-нибудь (чем-нибудь) общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь (чего-нибудь)3. Оценка репутации исследуемого объекта является трудоемкой задачей, решение которой связано с определением целевой

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

1 Бренд - термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легкоузнаваемая и юридически защищенная символика какого-либо производителя или продукта.

2 Управление нефинансовыми рисками компаний. 1Ж1_: http://www.risk-manage.ru/conference/material/unfin.pdf

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Оникс, 2009.

аудитории, формирующей оценки по установленным объективным параметрам (факторам репутации), имеющим значение для данной аудитории. Например, репутация организации может рассматриваться в следующих проекциях: репутация в глазах потребителей товаров или услуг данной организации; репутация в отношениях организации с деловыми партнерами; репутация в общественном мнении и в отношениях с органами государственной власти; репутация во мнении акционеров организации и собственных работников4.

Исходя из приведенного выше, репутация объекта формируется постепенно и в процессе коммуникаций, как оценка различными аудиториями полученной об объекте информации, даже незначительной. При этом репутации различных объектов могут быть взаимосвязаны, например, репутация организации зависит от репутации ее первых лиц5.

Наблюдаемое в настоящее время бурное развитие информационных технологий (в том числе средств обеспечения доступа к сети Интернет, оперативное представление информационных материалов печатных СМИ в сети Интернет, появление и развитие социальных сетей, систем ведения интернет-блогов и т.п.) внесло значительные изменения в механизмы управления репутацией различных объектов. Современные информационные технологии обеспечивают заинтересованным лицам широкие возможности по оказанию как позитивного, так и негативного влияния на репутацию объекта. Ежедневно в открытых источниках информации появляются сведения о различных объектах - политических деятелях, организациях, органах государственной власти и т.п. В зависимости от множества атрибутов, характеризующих как содержание публикуемых сведений, так и их представление (например, популярность источника публикации, расположение публикуемого материала на страницах источника, отношение автора к материалу и др.), данные сведения могут оказывать различное влияние на репутацию исследуемых объектов, и следовательно, на принимаемые ответственными лицами решения.

4 Горчакова Р.Р. Деловая репутация, как один из факторов, оказывающих влияние на имидж организации. URL: http:// sisupr.mrsu.ru/ 2011-1 / PDF/ Gorchakova.pdf (дата обращения: 26.11.2012).

5 Горин С.В. Теоретические основы репутациологии // Креативная экономика. - 2007. - № 6 (6). - С. 46-50.

Огромный объем публикуемых в открытых источниках информации данных, оказывающих непосредственное влияние на репутацию исследуемых объектов, диктует необходимость разработки технологий и средств автоматизации процесса управления репутационными угрозами и рисками6, в частности, необходимость анализа репутационных рисков, как одного из основных процессов, реализуемых в рамках управления репутацией объектов в целом.

Рассматриваемые в настоящей статье технологии и реализующие их перспективные информационные системы оценки репутационных угроз и рисков будут незаменимы для следующих основных групп пользователей: 1) существующие или будущие партнеры компании, инвесторы, оценивающие ее репутацию как основной фактор, влияющий на значения финансовых показателей; 2) различные ситуационные центры, например, избирательный штаб, одной из задач которого является мониторинг информационных материалов открытых источников с целью анализа общественного мнения по отношению к кандидату на выборную должность и др.

Общие вопросы управления репутационными рисками

Управление рисками, в том числе - репутационными, осуществляется в рамках следующих основных взаимозависимых этапов7: 1) постановка целей управления рисками; 2) анализ рисков (включая их выявление, качественная и (или) количественная оценка); 3) разработка, утверждение и реализация мероприятий по устранению и минимизации; 4) контроль и переосмысление рисков. При этом второй и третий этапы рассматриваются как обязательные.

Из перечисленных выше этапов процесса управления рисками наиболее сложным представляется этап анализа, в рамках которого могут использоваться различные методы и качественного, и количественного анализа.

6 Под репутационным риском (для исследуемого объекта) понимается реальная или потенциальная угроза (событие, условие), которое при возникновении имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию объекта.

7 Козлова Н.П. Управление репутационными рисками компании // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24.- С. 284-287.

Методы качественного анализа рисков разделяются на следующие основные группы8: 1) методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации об исследуемом объекте (например, периодических отчетов о деятельности организации) и на сборе новой информации о нем (инспектирование производственных подразделений); 2) методы моделирования деятельности исследуемого объекта (например, анализ потоков производственных процессов); 3) эвристические методы («мозговой штурм», экспертная оценка и т.п.).

В количественном анализе рисков можно выделить следующие группы методов: аналитические (например, анализ сценариев); вероятностно-теоретические (построение и анализ деревьев событий, отказов и т.п.); эвристические и нетрадиционные методы (например, моделирование на основе аппарата нечеткой логики).

Подход к анализу репутационных угроз и рисков для исследуемых объектов

Предлагаемый подход к анализу репутационных угроз и рисков для исследуемых объектов базируется на выделении в анализируемом информационном материале (сообщении открытого источника информации) фактов, в контексте которых упоминаются данные объекты. Оценка уровня репутационных угроз (рисков) для объекта осуществляется с учетом различных атрибутов как выявленного факта (включая атрибуты, характеризующие «участие» исследуемого объекта в данном факте), так и самого сообщения.

Автоматизированное выявление фактов в тексте сообщения и обработка полученных о них сведений осуществляются следующим образом:

1) с использованием множества правил (сформулированных на специальном языке) и словарей производится выделение сущностей, отнесение их к определенным семантическим категориям, построение семантической сети9 текста;

8 Романов В. Управление рисками: этапы и методы// Материалы научно-практической конференции «Факты и проблемы практики менеджмента». Киров. Изд-во Вятского ГПУ. - 2001. - С. 71-77.

9 Семантическая сеть - информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (ребра) задают отношения между ними. Семантическая сеть является одним из способов представления знаний.

2) анализ семантической сети текста с использованием множества определенных заранее шаблонов классов фактов;

3) при обнаружении в семантической сети текста подсети, изоморфной одному из шаблонов, факт считается выявленным. При этом осуществляется извлечение сущностей, связанных с выявленным фактом; в соответствии с шаблоном производится оценка факта (негативная, позитивная, нейтральная) и определяется коэффициент (сила) его влияния на репутацию объектов; участникам факта и объектам присваиваются роли (главная, второстепенная, эпизодическая), на основании которых устанавливаются связи между объектами и фактом;

4) с использованием пополняемого экспертами множества шаблонов, содержащих наборы слов, характеризующих положительное и отрицательное отношение автора к сущностям, определяется оценка мнения автора о выявленном факте.

Если в результате обработки сообщения открытого источника информации выявлен факт, в контексте которого упоминается исследуемый объект, и он относится к классу фактов с негативной оценкой (приводящих к ущербу и оказывающих негативное влияние на деятельность объекта), то фиксируется наличие репутационной угрозы (риска) для исследуемого объекта.

Результатом анализа репрезентативной выборки сообщений и их влияния на репутацию объекта стало выделение основных категорий событий, приводящих к репутационным потерям исследуемого объекта. Например, в категории «проблемы с продукцией» определены следующие классы фактов: арест продукции, активов; претензии к качеству продукции, обнаружение в продукции некачественных или запрещенных составляющих; срыв поставок; приостановление реализации; запрет на использование торговой марки; отзыв продукции. Для каждого класса фактов экспертами формируется множество шаблонов, используемых при анализе семантической сети текста.

Данные, полученные в результате выявления фактов и обработки сведений о них, обеспечивают расчет индекса репу-тационных угроз и рисков анализируемого сообщения открытого источника для исследуемого информационного объекта по следующей формуле:

N

1у (М О ) = 1ЗШ (М ) [ КВЛШ (Р)-К РОЛЬ (О, Р) - Е_жторщс (О, Ъ )] ,

1=1

где 1ЭАМ(М) - индекс заметности сообщения; Квлия(Г1) - коэффициент влияния (сила) 1-го факта Р на репутацию объекта (устанавливается

экспертами); КР0ЛЬ(О,Р)- коэффициент роли исследуемого объекта О в факте Р (главная роль- КР0ЛЬ(О,Р)=1, второстепенная - Кроль(0,Р)=0,66, эпизодическая- Кроль(0,Р)=0,33); ЕЛВТ0Р(О,Г1) - оценка мнения автора по факту Р, в контексте которого упомянут исследуемый объект О (положительное мнение автора- ЕЛВТ0Р(О,Р)=1, нейтральное- Елвтор(0,Р)=0, негативное- Елвтор(0,Р)=-1).

Заметность сообщения 1ЗАМ(М) определяется влиятельностью источника информации и яркостью сообщения. Индекс влиятельности источника информации - показатель, рассчитываемый ежемесячно на основе анализа информационных материалов более 10 тыс. единиц источников и отражающий усредненное за год количество и качество ссылок на источ-ник10. Яркость сообщения определяется с учетом следующих атрибутов информационного материала. Для печатных источников информации - расположение материала на странице, размер публикации, экспрессивность и размер заголовка, наличие иллюстраций; для сообщений телевизионных каналов -продолжительность сюжета и время выхода в эфир.

Индекс репутационных угроз и рисков исследуемого объекта может быть рассчитан не только для отдельного сообщения открытого источника информации, но и для группы определяющих информационные поводы сообщений (кластеров11). Тогда интегральный индекс репутационных угроз и рисков 1у(0) рассчитывается как среднее арифметическое соответствующих индексов по каждому сообщению:

N

£ 1у (м,,о) (о ) = -,

где !У(М1 ,О)- индекс репутационных угроз и рисков объекта О для сообщения М!, N - количество сообщений в группе (кластере).

Таким образом, посредством анализа объективных характеристик сообщений становятся возможными автоматическое выявление и количественная оценка информационных

N

10 Рейтинги цитируемости федеральных газет, журналов, ТВ-каналов, радиостанций и интернет-ресурсов. URL: http://mlg.ru /ratings /federal_smi

11 Общее количество анализируемых сообщений открытых источников N = {nt, n2,...,nM} (т.е. |N| = M)разбивается на информационные подмножества (кластеры) C = {C,, C2,...} (при автоматизированной обработке собираемых информационных материалов максимальное количество кластеров жестко устанавливается оператором или для ограничения их количества используются специальные алгоритмы), каждый кластер C} содержит t. = |C | сообщений, определяющих информационный повод, т.е. событие, которое является значимым для потребителя информации.

и репутационных рисков, формируемых на основе мониторинга и анализа непрерывного новостного потока информации СМИ и открытых источников. А оперативная и адекватная оценка информационных и репутационных рисков необходима для их минимизации и предупреждения.

Архитектура перспективной информационной системы

Архитектура перспективной информационной системы, осуществляющей оценку и ранжирование информационных поводов и отдельных сообщений открытых источников информации для определения репутационных угроз и рисков, формируется на основе анализа предъявляемых к системам данного класса функциональных требований (определяются потребностями заинтересованных лиц) и требований качества. В результате анализа были выделены следующие компоненты (модули) информационной системы.

1.Модуль сбора и предварительной лингвистической обработки потока информации из открытых источников.

2. Модуль кластеризации (обобщения и ранжирования главных информационных поводов) потока данных из открытых источников.

3. Модуль выделения оценочной информации упоминаний объектов в потоке данных из открытых источников.

Средства модуля сбора и предварительной лингвистической обработки потока данных из открытых источников реализуют следующие основные функции: 1) сбор информации (сообщений) из заданного администратором информационной системы множества открытых источников; 2) предварительная лингвистическая обработка собранных сообщений открытых источников, включая:

- выделение в тексте сообщения информационных объектов (физических и юридических лиц, географических понятий и брендов), сбор дополнительных сведений по ним из открытых источников, выделение прямой и косвенной речи информационных объектов;

- тематическая и жанровая классификация сообщения (текста);

- определение роли (важности упоминания) информационного объекта в тексте сообщения (главная, второстепенная или эпизодическая роль);

- определение количества эфирного времени телевизионных сюжетов, в которых освещается информационный объект;

- расчет индекса качества для выявленных информационных объектов с использованием следующих параметров: а) индекс влиятельности источника информации; б) номер полосы; в) объем сообщения; г) наличие иллюстрации; д) роль объекта в сообщении; е) наличие цитат объекта в сообщении; ж) характер упоминания объекта (негативный или позитивный), другие параметры новостного сообщения;

- извлечение из собранных сообщений фактографической информации.

Средства модуля кластеризации (обобщения и ранжирования главных информационных поводов) потока данных из открытых источников обеспечивают реализацию следующих основных функций:

- выявление информационных подмножеств (кластеров) -массивов сообщений, близких по смыслу и содержащих информацию, соответствующую требованиям (ожиданиям) пользователя, либо информацию, которая может свидетельствовать о приближении или наступлении значимых для пользователя событий;

- ранжирование потока информационных кластеров по важности с целью определения порядка представления их пользователю.

Средства модуля выделения оценочной информации упоминаний объектов в потоке данных из открытых источников предназначены для выполнения следующих функций:

- выделение упоминаний исследуемых информационных объектов в сообщениях открытых источников информации;

- оценка выделенных упоминаний исследуемых информационных объектов с целью их разделения на следующие группы: а) негативные; б) позитивные; в) нейтральные; г) несущие потенциальный ущерб (репутационные угрозы и информационные риски). При этом учитываются следующие параметры: 1) заметность сообщения (учет различных параметров сообщения, в том числе множества выделенных объектов, их индекса качества); 2) оценка мнения автора сообщения; 3) оценка факта, в контексте которого упомянут исследуемый объект, т.е. идентификация

негативного, положительного, нейтрального влияния информационного повода на объект; - подготовка к отображению и отображение результатов выделения и оценки упоминаний информационных объектов в открытых источниках.

В разработанном программном прототипе информационной системы задача выделения в материалах (сообщениях) открытых источников фактов (классов фактов), в контексте которых упоминается исследуемый информационный объект, решается с использованием программных модулей (библиотек), осуществляющих семантическую интерпретацию результатов разбора текста, в том числе поиск описаний ситуаций, удовлетворяющих заданным семантическим шаблонам. Средства прототипа обеспечивают возможность ведения привилегированными пользователями (экспертами) справочника семантических шаблонов, что в значительной степени повышает степень автоматизации процесса выделения фактов (классов фактов) в информационных материалах открытых источников. Использование готовых программных библиотек в качестве архитектурного элемента прототипа информационной системы позволило сократить временные затраты на разработку функциональности прототипа.

Разработанный программный прототип позволил осуществить проверку выполнения основных функциональных требований и требований качества, предъявляемых к перспективным информационным системам. Так, общее количество обрабатываемых средствами программного прототипа открытых источников информации составило более 15 тыс. единиц, среди которых присутствуют как официальные печатные СМИ, так и интернет-СМИ, интернет-блоги и форумы.

В дальнейшем исследования будут направлены на совершенствование механизмов выявления фактов и связанных с ними репутационных угроз и рисков, алгоритмов расчета интегрального индекса этих рисков для исследуемых информационных объектов, а также экспериментальную оценку предложенных решений с использованием разрабатываемого прототипа перспективной информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.