Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ'

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнестойкость / саморегуляция / адаптация / вовлеченность / контроль / принятие риска / смена видов профессиональной деятельности / hardiness / self-regulation / adaptation / involvement / control / risk taking / change of professional activities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соломонов В.А, Фомина Е.А.

Рассмотрены результаты анализа взаимосвязи регуляторных и личностных ресурсов жизнестойкости субъектов, имеющих трудовой опыт в социально-гуманитарной и технической профессиональных сферах. Определены общие признаки в актуализации ресурсов преодоления ситуации смены видов профессиональной деятельности. Выявлена медиаторная роль осознанной саморегуляции − регуляторного процесса моделирования, оценки результатов и регуляторной гибкости, − в поддержании жизнестойкости у представителей социально-гуманитарных профессий в ситуации смены видов профессиональной деятельности. Установлено, что у представителей технической сферы медиатором взаимосвязи личностных особенностей и жизнестойкости субъекта в аналогичных условиях выступают моделирование, регуляторная гибкость и самостоятельность. Выявлены особенности регуляторных и личностных ресурсов у представителей социально-гуманитарной и технической профессиональных сфер, влияющие на проявления жизнестойкости. Сформулированы задачи оказании психологической и организационной помощи представителям разных профессиональных сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соломонов В.А, Фомина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REGULATORY AND PERSONAL RESOURCES OF VIABILITY OF SUBJECTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE

The article considers the results of the analysis of the relationship between the regulatory and personal resources of the hardiness of subjects with work experience in the social, humanitarian and technical professional spheres. The general features in the actualization of resources for overcoming the situation of changing the types of professional activity have been determined. The mediator role of conscious self-regulation the regulatory process of modeling, evaluation of results and regulatory flexibility in maintaining the hardiness of representatives of social and humanitarian professions in a situation of changing types of professional activity has been revealed. It was found that among representatives of the technical sphere, modeling, regulatory flexibility and independence act as mediators of the relationship between personality characteristics and the hardiness of a subject in similar conditions. The features of the regulatory and personal resources of representatives of the social, humanitarian and technical professional spheres, influencing the manifestations of hardiness, have been revealed. The tasks of providing psychological and organizational assistance to representatives of different professional spheres are formulated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ»

науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.05.2021). 0421100116/0012.

8. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-45.

9. Ожиганова Г.В. Саморегулятивные способности человека в профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 37-46.

10. Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. №4. С. 608-625.

11. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.

12. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2013. 446 с.

УДК 159.99

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ

Соломонов В.А. 1, Фомина Е.А. 1 Ставрополь, Россия 1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» vlads67@mail.ru, fea30@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены результаты анализа взаимосвязи регуляторных и личностных ресурсов жизнестойкости субъектов, имеющих трудовой опыт в социально-гуманитарной и технической профессиональных сферах. Определены общие признаки в актуализации ресурсов преодоления ситуации смены видов профессиональной деятельности. Выявлена медиаторная роль осознанной саморегуляции - регуляторного процесса моделирования, оценки результатов и регуляторной гибкости, - в поддержании жизнестойкости у представителей социально-гуманитарных профессий в ситуации смены видов профессиональной деятельности. Установлено, что у представителей технической сферы медиатором взаимосвязи личностных особенностей и жизнестойкости субъекта в аналогичных условиях выступают моделирование, регуляторная гибкость и самостоятельность. Выявлены особенности регуляторных и личностных ресурсов у представителей социально-гуманитарной и технической профессиональных сфер, влияющие на проявления жизнестойкости. Сформулированы задачи оказании психологической и организационной помощи представителям разных профессиональных сфер.

Ключевые слова: жизнестойкость, саморегуляция, адаптация, вовлеченность, контроль, принятие риска, смена видов профессиональной деятельности

ANALYSIS OF REGULATORY AND PERSONAL RESOURCES OF VIABILITY OF SUBJECTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE

Solomonov V. А. 1, Fomina Е.А. 1 Stavropol, Russia 1 North Caucasus Federal University vlads67@mail.ru, fea30@mail.ru

Abstract. The article considers the results of the analysis of the relationship between the regulatory and personal resources of the hardiness of subjects with work experience in the social, humanitarian and technical professional spheres. The general features in the actualization of resources for overcoming the situation of changing the types of professional activity have been determined. The mediator role of conscious self-regulation - the regulatory process of modeling, evaluation of results and regulatory flexibility - in maintaining the hardiness of representatives of social and humanitarian professions in a situation of changing types of professional activity has been revealed. It was found that among representatives of the technical sphere, modeling, regulatory flexibility and independence act as mediators of the relationship between personality characteristics and the hardiness of a subject in similar conditions. The features of the regulatory and personal resources of representatives of the social, humanitarian and technical professional spheres, influencing the manifestations of hardiness, have been revealed. The tasks of providing psychological and organizational assistance to representatives of different professional spheres are formulated.

Keywords: hardiness, self-regulation, adaptation, involvement, control, risk taking, change of professional activities

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ 19-013-00308 «Саморегуляция как ресурс жизнестойкости субъекта в условиях смены вида профессиональной деятельности»

Введение. Исследование психологических аспектов проживания субъектом ситуации смены видов профессиональной деятельности выходит на новый уровень ввиду лавинообразного внедрения цифровых технологий во все сферы хозяйствования, а значит, и в способы осуществления профессиональных задач. Этот процесс задает специфический вектор и темпы развития субъектов профессиональной деятельности в новой цифровой реальности, которая в разы повышает уровень неопределенности нашей действительности (Пинчук и др., 2020; Попова, 2019). Кроме того, цифровые технологии внедряющится и меняют абсолютно все профессиональные сферы, сближая технические и социально-гуманитарные профессиональные области.

Исследования, ведущиеся особенно активно в последние годы, убедительно показывают, что настолько глубокие и масштабные преобразования, происходящие во внешнем мире, актуализируют идею о непрерывности образования в качестве нормы профессионального развития (Де Корте, 2019), с неизбежностью влекут за собой изменения в психике современного человека, предъявляют новые требования к его психическим ресурсам (Психология саморегуляции, 2020).

На сегодняшний день в качестве важнейшего метаресурса достижения различных жизненных, учебных и профессиональных целей рассматривается осознанная саморегуляция (Моросанова, 2020; Моросанова, 2021). Метаресурсная природа осознанной саморегуляции обозначена в работах О.А. Конопкина, где саморегуляции понимается как необходимая основа самоуправления и самоорганизации, установления взаимоотношений с предметным и социальным миром (Конопкин, 2018).

В работах В.И. Моросановой, ее коллег и последователей раскрыты регуляторные механизмы решения жизненных задач в различных социальных контекстах, изучена их специфика в условиях учебной деятельности (Моросанова, Фомина, 2016; Моросанова и др., 2017). Естественным продолжением решаемых задач в новой трудовой и профессиональной реальности выступает исследование регуляторных ресурсов действующих субъектов профессиональной деятельности.

В ранее выполненных работах установлены особенности регуляторных процессов субъектов труда, осваивающих новые виды профессиональной деятельности, используя разные образовательные траектории (Fomina E.A., Solomonov V.A., 2020) установлена гендерная специфика применяемых стратегий адаптации и регуляторных профилей (Банщикова, Соколовский, 2021). Целью предпринятого исследования послужило изучение особенностей взаимосвязи регуляторных и личностных ресурсов адаптации субъектов к ситуации смены видов профессиональной деятельности.

Организация и методы исследования. Участниками исследования выступили 293 респондента в возрасте от 22 до 40 лет, которые проходили тестирование в 2019 - 2020 гг. 101 человек являются представителями профессий социально-гуманитарной сферы, из них - 16 мужчин и 85 женщин. 192 человека - представители технической сферы труда, из которых 138 мужчин, 54 женщины. Респонденты имеют отличия в профессиональном опыте как в связи с содержанием труда, так и в связи с разной продолжительностью трудовой деятельности.

Эмпирический материал собран с помощью компьютеризированного тестирования с использованием стандартизированных тестовых методик.

В состав пакета методик вошли: Тест жизнестойкости, адаптация теста Мадди С., выполненная Леонтьевым Д.А., Рассказовой Е.И. (ТЖ) (Леонтьев, Рассказова, 2006); Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ), разработанный под руководством Моросановой В.И. (Моросанова, Бондаренок, 2015); Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» Маклакова А.Г., Чермянина С.В. (МЛО-АМ) (Практическая психодиагностика, 2019); Методика диагностики копинг-стратегий Heim E. (E. Heim) (Вассерман, Щелкова, 2004); Пятифакторный опросник личности (ПОЛ) в адаптации Хромова А.Б. (Хромов, 2000); Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А., адаптированная версия теста «Цель в жизни» Крамбо Дж. и Махолика Л. (Леонтьев, 2000); Анкета для определения типа трудовой мотивации работника, разработанная в русле одноименной концепции Герчикова В.И. (ТКТ) (Герчиков, 2005).

Статистический анализ включал моделирование структурными уравнениями с использованием пакета AMOS (SPSS 22).

В качестве зависимых переменных выступили шкалы: жизнестойкость, контроль, принятие риска, вовлеченность (ТЖ). В структуре полученных моделей представлены независимые переменные, получившие пиковые значение. Их обозначения, применяемые далее на рисунках, приведены в таблице 1.

_Таблица 1. Расшифровка имен переменных в моделях

Переменная Расшифровка Методики

Мд Моделирование ССПМ

Гб Гибкость ССПМ

См С амостоятельность ССПМ

АС Адаптивные способности МЛО-АМ

МН Моральная нормативность МЛО-АМ

НПУ Нервно-психическая устойчивость МЛО-АМ

Эм Эмоциональность ПОЛ

А Когнитивные копинг-стратегии Heim

Б Эмоциональные копинг-стратегии Heim

Для заключения о соответствии моделей исходным данным использовались индексы качества модели для представителей технической сферы (СМШЖ = 2.932; p-value = 0.000; ЯМБЕА = 0.000), для представителей социально-гуманитарных специальностей (СМШ^ = 1.618; p-value = 0.000; RMSEA = 0.000). Отсюда мы можем заключить, что в целом все индексы полученных моделей демонстрируют приемлемое согласие.

Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке 1 приведена априорная гипотетическая (структурно-логическая) модель взаимосвязи компонентов жизнестойкости и иных личностных и регуляторных характеристик у представителей социально-гуманитарной профессиональной среды.

Рисунок 1. Структурно-логическая модель взаимосвязи жизнестойкости и личностных и регуляторных свойств у субъектов социально-гуманитарных профессий

У представителей этой сферы деятельности когнитивные копинг-стратегии связаны с общим уровнем жизнестойкости напрямую (Р = - 0.11) и опосредованно, через медиатор «моделирование» (Р = 0.43). Непродуктивность когнитивных копинг-стратегий для данной группы респондентов нейтрализуется при условии, что когнитивный потенциал направляется на поиск разнообразных адекватных моделей поведения.

«Локус контроля-Я» связан с «принятием риска» напрямую (Р = 0.16) и опосредованно, благодаря «моделированию» (Р = 0.23), которое поддерживает и усиливает эту взаимосвязь, способствует поиску более разнообразных адекватных моделей поведения.

Эмоциональность напрямую положительно связана с общим уровнем жизнестойкости (Р = 0.18) и всеми ее компонентами - «вовлеченностью» (Р = 0.28), «контролем» (Р = 0.17), «принятием риска» (Р = 0.32). В этой взаимосвязи «гибкость» (Р = - 0.16), играет медиаторную роль, ослабляя влияние эмоциональности, т.к. субъекту требуется управлять своим поведением.

Адаптивные способности напрямую положительно связаны с жизнестойкостью (Р = -0.20) и ее компонентами «вовлеченность» (Р = 0.20), «принятие риска» (Р = 0.24). Потребность управлять своей жизнью находится в другом поле по отношению к адаптивности. «Моделирование» (Р = 0.48) и «оценка результатов» (Р = 0.38) выполняют роли медиаторов, препятствуя чрезмерному погружению в процесс деятельности в ущерб результату.

Таким образом, «моделирование» в целом повышает жизнестойкость (Р = 0.43), «оценка результатов» (Р = - 0.26) и «гибкость» (Р = - 0.16) - снижают; за счет тенденции усиливать значительное количество внутренних и внешних факторов делают поведение более стабильным и адекватным.

Рисунок 2. Структурно-логическая модель взаимосвязи жизнестойкости и личностных и регуляторных свойств у субъектов технических профессий

У представителей технических профессий (рис. 2) большое количество предикторов жизнестойкости совпадают с таковыми у представителей социально-гуманитарных профессий: копинг-стратегии, «эмоциональность», «адаптивные способности». При этом продуктивны оказались эмоциональные копинги (Р = 0.09) (они повышают жизнестойкость), «Моделирование» здесь выступает медиатором (Р = 0.21), благодаря которому расширяется репертуар поведения.

«Моральная нормативность» ожидаемо повышает «контроль» (Р = 0.31) и конфронтирует с гибкостью (Р = - 0,19). Регуляторная гибкость, в этой ситуации, уравновешивает требования моральных норм и способствует обретению контроля (Р = 0.15) над своей жизнью. Также проявляет себя в этой взаимосвязи и «самостоятельность» (Р = -0.08).

«Эмоциональность» напрямую положительно связана с жизнестойкостью (Р = 0.48), и всеми ее компонентами (Р = 0.30, Р = 0.34, Р = 0.24 соответственно). В этой взаимосвязи медиатором выступает «гибкость», благодаря влиянию которой дополнительно усиливается «контроль» (Р = 0.15).

Адаптивные способности напрямую связаны с «вовлеченностью» (Р = 0.37) и «принятием риска» (Р = 0.50) в различных жизненных ситуациях. Благодаря «гибкости», которая актуализирует «контроль» (Р = 0.15), адаптивные способности повышают жизнестойкость в условиях непосредственно вызывающих эмоциональный отклик, но и в тех, что требуют принятия решений.

«Нервно-психическая устойчивость» напрямую снижает «принятие риска» (Р = - 0.21). Но благодаря медиаторной роли «моделирования» (Р = 0.47), она выступает основой для повышения общего уровня жизнестойкости (Р = 0.21).

Выводы

В ситуации смены профессиональной деятельности все субъекты, независимо от профессионального опыта, вынуждены прибегать к разнообразным копинг-стратегиям для совладения с его последствиями. При этом для работников с опытом деятельности в социально-гуманитарной сфере когнитивные стратегии непродуктивны.

Для представителей технической среды применяемые эмоциональные стратегии играют положительную роль. На наш взгляд, это связанно с повышением роли человеческого капитала, а также с изменением уровня рефлексии работников, которые начинают ценить своим переживаниям и прислушиваться к ним.

В ситуации смены видов профессиональной деятельности субъекты, вне зависимости от профессиональной принадлежности, достаточно эмоциональны. И только усиление внимания к внешним и внутренним факторам и регуляторная гибкость уравновешивают излишнюю эмоциональность

Важную роль в поддержании жизнестойкости играют адаптивные способности субъектов. Благодаря развитой оценочной деятельности представители социо-гуманитарной сферы адаптируются к новым для себя трудовым ситуациям через принятие риска и вовлеченности. У работников с трудовым опытом в технической сферы в этой же ситуации актуализируется потребность вернуть жизнь под свой контроль, что, в том числе, повышает жизнестойкость субъектов.

Таким образом, преодолевая ситуацию смены видов профессиональной деятельности, вне зависимости от профессионального опыта, субъекты проявляют общие тенденции и свойства: они эмоционально переживают все события данного периода, у них активируется ресурсы адаптивных способностей. Наибольшую нагрузку испытывают способности субъекта к гибкому изменению поведения с учетом внешних и внутренних условий.

Разница проявления жизнестойкости связана с профессиональным опытом в том, что представители социально-гуманитарной среды оказываются перед необходимостью обратиться к оценке своих целей и достигнутых результатов. «Гуманитарии» оказываются сконцентрированы на себе, своих потребностях, что в меньшей степени соответствует «портрету профессионала» данной сферы. В критической ситуации человек обращается к себе, открываясь новому опыту и учитывая не только внешние, но и внутренние условия. При этом респонденты продолжают сравнивать свои результаты с целями и результатами других.

Представители технических профессий проживают смену вида профессиональной деятельности благодаря нервно-психической устойчивости и способности выйти за сложившиеся нормативные рамки, проявить самостоятельность и гибкость в постановке жизненных целей с учетом внутренних и внешних факторов. Адаптируясь к ситуации смены вида профессиональной деятельности, профессионалы с опытом в технической сфере должны привести в соответствие внешние объективные условия и свою способность самостоятельно принимать решения и действовать. Кроме того, в технической сфере hard skills более специфичны, и общее состояния рынка труда приходиться анализировать более тщательно.

Разница в проявлениях жизнестойкости субъектов и в адаптации их к ситуации смены видов профессиональной деятельности, на наш взгляд, предполагает отличия в специфике оказания им психологической и организационной помощи:

более подробное информирование о состоянии рынка труда, востребованных компетенциях, поддержка самостоятельности и гибкости в поведении для профессионалов в технической сфере;

помощь в постановке целей и нахождении личностного смысла происходящего для представителей социально-гуманитарной сферы.

Литература

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л. Осознанная саморегуляция как предиктор жизнестойкости субъекта в ситуации смены вида профессиональной деятельности: гендерный аспект // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. №1. С. 163-170. DOI: 10.37493/2307-907X.2021.1.2

Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. Москва : Академия ; Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2004. -736 с. - ISBN 5-84650-149-4 . - ISBN 5-7695-1606-2

Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Часть 1. // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2. С. 53-62. eLIBRARY ID: 9271462

Де Корте Э. Проектирование учебного процесса: создание высокоэффективных образовательных сред для развития навыков саморегуляции // Вопросы образования. 2019. № 4. С.30-46. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-30-46

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: URSS, 2018. 320 с. ISBN 978-5-9710-5133-6

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с. ISBN 5-89357-088-Х

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с. ISBN 5-89357-228-9

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С.4-37. DOI: 10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова В.И. Саморегуляция как метаресурс образования и решения задач жизнедеятельностив кризисных условиях пандемии // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации (22-23 октября 2020 г.) / Москва: Знание-М, 2020. 978 с. eLIBRARY ID: 44128632

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 124-135. eLIBRARY ID: 26505372

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т.10. № 3. С. 34-45. eLIBRARY ID: 32293708

Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2015. 304 с. ISBN: 978-589353-466-5

Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Социально-гуманитарные профессии в цифровом обществе: восприятие и профессиональная адаптация московских студентов // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 3. C. 43-60. DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.662 Попова Е.С. Молодежь на рынке труда: смена профессии как адаптация к новой экономике // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сборник статей Международного форума Будущее сферы труда: достойный труд для всех (г. Уфа, 4-5 февраля 2019 г.) / под ред. Г.Р. Баймурзиной, Р.М. Валиахметова. - Уфа: Мир Печати, 2019. С. 233-238. ISBN 978-5-9613-0599-9

Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. 472 с. ISBN 978-5-44691733-4

Fomina Е. A., Solomonov V. A. Features of personal vitality manifestation in new type of professional activity development // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. № 92. Р. 366-373. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.48

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие/ Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с. http://osp.kgsu.ru/hromov/5faktor.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.