Научная статья на тему 'Анализ реформирования системы пенсионного страхования в России'

Анализ реформирования системы пенсионного страхования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечанина Светлана Сергеевна, Харламова Екатерина Евгеньевна

В статье рассматриваются эффективность функционирования пенсионной системы в России, направления повышения устойчивости пенсионной системы в условиях негативной демографической ситуации и роста социальных обязательств государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реформирования системы пенсионного страхования в России»

несет продающее подразделение, к которому «прикрепляется» агент после обучения в школе агентов.

Сильной стороной такой модели является высокое качество отбора и обучения агентов, а также высокий профессионализм сотрудников подразделения по развитию агентской сети. Слабой стороной является «раздвоение ответственности» за эффективность агентской сети между двумя подразделениями компании.

Таким образом, уникальных моделей развития агентской сети на российском рынке не знают, так как все модели являются либо централизованными, либо децентрализованными. Вопрос - в отличиях отдельных элементов каждой модели. Например, в системе обучения или в системе мотивации агентов, а не в самой глобальной модели. И здесь есть простор для бесконечного творчества менеджеров.

Компания «Росгосстрах», имеет централизованную агентскую сеть с элементами децентрализации.

Список литературы

1) Грищенко, Н.Б. Основы страховой деятельности / Н.Б.Грищенко. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 295 с.

2) Страховое дело: Учебник/ Под ред. Рейтмана Л.И. - М.: Рост, 2013. - 392 с

3) Дмитров, И.Л., Совершенствование тарифной политики страховой организации / И.Л.Дмитров, Е.Е.Красик // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 1. - с. 12-15.

4) Статистика. Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 9 месяцев 2013 года. [Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance _industry/statistics/index.php?id_4=252 (дата обращения 31.01.2013).

АНАЛИЗ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО

СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ Чечанина Светлана Сергеевна, студентка группы КФ-1 Харламова Екатерина Евгеньевна, доцент, к.э.н. Чечанина Светлана Сергеевна Волгоградский государственный технический университет

В статье рассматриваются эффективность функционирования пенсионной системы в России, направления повышения устойчивости пенсионной системы в условиях негативной демографической ситуации и роста социальных обязательств государства.

Ключевые слова: реформирование, пенсионное страхование, пенсионная система.

Пенсионное обеспечение является важнейшей составляющей социальной политики любого государства. Грамотная политика в данной области - одно из условий стабильного экономического роста, а ошибки в

ее реформировании могут привести к тяжелым социальным последствиям.

Российская пенсионная система с момента своего появления существовала в виде распределительной структуры, основанной на принципе солидарности поколений, когда пенсии выплачивались за счет страховых взносов работодателей пропорционально установленному фонду оплаты труда. С 2002 года произошел переход от всеобщей распределительной системы к смешанной (перераспределительно-накопительной) системе пенсионного обеспечения. Трудовая пенсия с этого времени складывается из базовой, страховой и накопительной частей [1]. В последние годы в формировании страховой части трудовой пенсии участвуют все работающие граждане, в формировании накопительной части - только лица, родившиеся в 1967 г. и позже [3]. Суть данного подхода заключалась в том, что базовая и страховая часть взносов направляется на выплату пенсий настоящим пенсионерам, а накопительная часть инвестируется с целью получения дополнительного дохода для последующей выплаты участникам пенсионного процесса. При этом предполагается, что настоящее поколение пенсионеров будет получать трудовые пенсии только на основе распределительного механизма, а последующие поколения пенсионеров - на основе перераспределительно-накопительного.

Целью российской пенсионной реформы, начатой в 2002 г., являлась реализация принципов социального страхования, которые позволяют балансировать пенсионные права и обязательства в долгосрочной перспективе, основным побудительным мотивом - демографические процессы, протекающие в РФ и обусловленные кардинальными изменениями в политических, экономических, социальных отношениях, произошедших в последние десятилетия. Текущая демографическая ситуация в стране характеризуется длительной депопуляцией -уменьшением абсолютной численности населения страны, при которой численность последующих поколений меньше предыдущих. Постоянное население России сократилось со 148,7 млн. чел. на начало 1995 г. до 144,8 на начало 2004 г. и до 141,9 млн. чел. на начало 2013 г. [4]

Проведем оценку степени устойчивости пенсионной системы, которая базируется на показателях, отражающих наличие дефицита или профицита собственных средств ПФР для выполнения как текущих, так и долгосрочных пенсионных обязательств (табл. 1).

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что пенсионная система является платежеспособной только при финансовой поддержке федерального бюджета, при этом степень финансовой самостоятельности Пенсионного фонда сокращается, что характеризует пенсионную систему как нестабильную.

Таблица 1. Исполнение бюджета Пенсионного ф онда РФ [2,6]

Показатели, млрд. руб. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Расходы 967,5 1299,1 1537,3 1786,5 2357,8 3008,7

Собственные доходы ПФР - всего, из них: 513,2 668,8 815,0 1034,1 1271,0 1275,9

страховые взносы 489,6 623,3 787,1 1009,7 1248,5 1266,7

Дефицит 454,3 642,6 732,8 759,5 1086,7 1732,7

Поступления из федерального бюджета - всего, в том числе: 502,6 693,1 833,1 919,9 1459,1 1946,9

средства от взимания ЕСН 441,3 267,5 315,8 405,0 506,8 509,8

средства федерального бюджета 61,3 425,6 517,3 514,9 952,3 1437,1

Доходы - всего 1015,8 1349,6 1637,6 1946,8 2730,2 3222,7

Профицит 48,3 50,5 100,3 160,4 372,4 214,0

Доля в общем объеме доходов ПФР: собственных доходов ПФР, % 50,5 49,6 49,8 51,9 46,6 39,6

ЕСН и страховых взносов, % 91,6 66,0 67,3 72,7 64,3 55,1

собственных средств федерального бюджета, % 6,0 31,5 31,6 26,4 34,9 44,6

общих поступлений из федерального бюджета, % 49,5 51,4 50,9 47,3 53,4 60,4

Между тем, Правительством РФ в среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета ПФР. В целях обеспечения сбалансированности бюджета ПФР на покрытие его дефицита на 2014 г. запланированы межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размере 2530 млрд. руб., в 2015 г. будет выделено ассигнований 2146 млрд. руб., в 2016 г. - 2355 млрд. руб. Представляется, что передача столь значительных финансовых ресурсов ПФР может существенно повлиять на сбалансированность самого федерального бюджета [4].

Кроме того, анализ действующей пенсионной системы показал, что еще к одной существенной причине ее несбалансированности относится наличие механизмов нестрахового расходования пенсионных средств. В российском пенсионном законодательстве предусмотрены условия получения трудовой пенсии независимо от уплаты страховых взносов, не обеспеченные соответствующими денежными поступлениями льготы по учету стажа и заработка отдельных категорий пенсионеров. Так, численность получателей досрочных пенсий, предназначенных для лиц, привлеченных для работы в неблагоприятных производственно-технологических и климатических условиях, составляет 10,5 млн. чел и

продолжает расти. Иными словами, каждый третий пенсионер приобретает право на пенсионную выплату ранее достижения возраста выхода на пенсию (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), увеличивая нестраховое бремя расходов ПФР. В целом в настоящее время 44,3 % (15,8 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, включая: 10,5 млн. чел. -получатели досрочных пенсий по старости, а также 3,9 млн. чел. -получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. - получатели пенсий по случаю потери кормильца. Это отвлекает из пенсионного бюджета около четверти всех финансовых ресурсов и резко снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте [5].

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Основной недостаток распределительного механизма пенсионного обеспечения заключается в его зависимости от демографической ситуации; кризис в данной сфере, увеличивающий пенсионную нагрузку на работающее население, предопределил поиск способов оптимизации пенсионной системы России.

2. В ходе реформ пенсионной системы отменен неэффективный ЕСН; упразднено большинство льгот по применению тарифа страховых взносов; изменена структура пенсий; заложены предпосылки для реализации принципов пенсионного страхования; для преодоления уравнительности и усиления дифференциации пенсионеров по уровню пенсий при формировании пенсионных выплат используются данные индивидуального учета сумм страховых взносов.

3. Выявлена деформация структуры расходов бюджета ПФР вследствие значительного количества выплат нестрахового характера, которые в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками финансирования.

4. Несмотря на кризисное состояние пенсионной системы, проводился комплекс мер, способствующих росту пенсий, однако условия для обеспечения пенсионерам надлежащего уровня компенсации утраченного ими заработка и гарантии достойного уровня жизни созданы не были.

С нашей точки зрения повышение устойчивости пенсионной системы в условиях негативной демографической ситуации и роста социальных обязательств государства необходимо осуществлять по следующим направлениям:

Во-первых, целесообразно уменьшить дефицит собственных средств ПФР на финансирование государственных пенсионных обязательств посредством снижения тарифа или временного упразднения накопительной составляющей трудовой пенсии с присоединением его к тарифу страховой части пенсии, в т. ч. возможно установление минимальной границы доходов

работников для формирования пенсионных накоплений. Основой данного предложения служат экономические ограничения эффективности накопительной модели в современных российских условиях: нестабильность конъюнктуры финансового рынка, высокая инфляция, низкий уровень заработной платы большинства работников, а также их информированности и инвестиционных навыков.

Во-вторых, необходимо обеспечить в полной мере соответствие объема и направления расходных обязательств системы объему и структуре доходов ПФР в текущий период и в долгосрочной перспективе, для чего по каждому направлению государственных обязательств определить конкретный финансовый источник. Для льготных категорий должны быть созданы профессиональные пенсионные системы, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда. Финансирование профессиональных пенсионных систем должно обеспечиваться за счет уплаты работодателями дополнительных обязательных страховых взносов в ПФР, а их создание повысит финансовую устойчивость ПФР.

В-третьих, следует стимулировать рост базы обложения страховыми взносами посредством обеспечения роста занятости, создания новых рабочих мест, повышения производительности труда и увеличения заработной платы, в т.ч. за счет законодательного установления минимального ее объема в размере не менее трех прожиточных минимумов для конкретного региона РФ. [3].

В-четвертых, целесообразно усилить эффективность контроля над выполнением норм трудового законодательства и ущемлением прав работников с целью недопущения теневой занятости и сокрытия заработной платы[5].

Проведенный анализ реформирования системы пенсионного страхования показывает, что цель реформы - повышение уровня пенсионного обеспечения граждан на основе повышения финансовой устойчивости пенсионной системы - с достаточной вероятностью достижима в среднесрочной перспективе. Однако нельзя обойти вниманием факт отсутствия у работодателя и самого работника заинтересованности в формировании пенсионного капитала. Отождествление предпринимательским сообществом страховых взносов с налоговыми платежами, рассматривая их как единое налоговое бремя в социально ориентированном государстве, недопустимо. Страховые взносы на обязательное социальное страхование - это пенсионные права работников, выраженные в денежной форме резервы на случай нетрудоспособности части причитающейся им заработной платы.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/Консультант Плюс: Версия Проф.

Режим доступа: www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 22.12.05г. N 174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2012г. [Электронный ресурс]/Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: www.consultant.ru/

3. Вавилов А.П. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса / А.П. Вавилов // Вопросы экономики.-2010.- №2.- С.103-107.

4. Долотов В. А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы // Финансы. - 2011. - N 5. - С.30.

5. Харламова Е.Е., Чечанина С.С. Показатели эффективности деятельности Пенсионного фонда РФ // X международная научно-практическая конференция «Новости передовой науки»: электрон. сборник. - 2014. Том 2. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/

6.Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. -[2014г]. -Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/reforms/pension.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Чуева Татьяна Ивановна, ст. преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия

С сельском хозяйстве Краснодарского края на протяжении последних лет ухудшаются финансовые показатели функционирования организаций. Техническое и технологическое отставание сельскохозяйственного производства края от ведущих стран мира делает невозможным участие отечественной сельскохозяйственной продукции в конкурентной борьбе.

Основу экономического потенциала Краснодарского края составляет агропромышленный комплекс. Однако в связи с внутренними и внешними угрозами эта отрасль сегодня переживает серьезный кризис (см. таблицу 1).

Анализ данных таблицы 1 показывает, что за последние четыре года в сельском хозяйстве Краснодарского края происходит сокращение функционирующих организаций на 19,1%, растет число убыточных хозяйств от общего числа с 19 до 21%. Убытки в расчете на одну убыточную организацию выросли в 3 раза, а прибыль сократилась на 29,8%. Прибыль от продаж сократилась на 3%, а в животноводстве на 28%. Происходит снижения уровня рентабельности на 5,3%. Наблюдается рост дебиторской и кредиторской задолженности.

В 2013 году в Краснодарском крае произведено продукции сельского хо -зяйства на сумму 258,2 млрд рублей, из них продукции растениеводства -190,1 млрд рублей, продукции животноводства - 68,1 млрд рублей. Индекс производства продукции в 2013 году составил: по сельскому хозяйству в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.