2018
УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ
Russian Journal of Criminal Law
№ 12
КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.98 DOI 10.17223/23088451/12/28
Н.Т. Ведерников
АНАЛИЗ РЕЧИ ОПОЗНАВАЕМОГО ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Рассматриваются уголовно-процессуальный и тактический подходы к производству предъявления для опознания по признакам голоса и речи. Отмечается, что наиболее важной задачей является решение проблемы классификации признаков голоса и речи и выделения конкретных критериев, по которым опознающий мог бы определить особенности голоса и речи опознаваемого. Проанализированы особенности устной речи, выделяемые учеными, и предложена классификация признаков голоса и речи, подходящая для производства опознания.
Ключевые слова: предъявление для опознания, устная речь, признаки речи.
Познание человека, проблема человеческой личности издавна являлась и является одной из актуальных проблем науки, в особенности таких ее отраслей, как философия, медицина, психология, история, правоведение. Трудности в познании человеческой личности обусловлены как сложностью мироустройства этого объекта познания, так и тем, что человек при этом стремится познать себе подобного, по существу, самого себя, что, конечно, непросто.
В юридических науках криминального цикла интерес к личности объясняется тем, что человек выступает в них как автор, «творец» всех противоправных деяний, и потому проблема познания личности через изучение совершенного ею, проблема воздействия на личность с целью невозможности совершения ею аналогичных деяний в будущем является определяющей для самого предмета той или иной из этих наук.
В уголовном процессе, призванном по самой своей природе обеспечивать реализацию норм материального уголовного права, встает задача не только определить параметры предмета изучения личности участника следственных действий, но и обеспечить его установление в объеме, необходимом и достаточном для решения всех возникающих правовых вопросов по тому или иному уголовному делу.
В криминалистике личность субъекта, совершившего преступление, устанавливается через познание ее отдельных свойств и качеств, получающих отражение в следах преступления, с тем, чтобы затем использовать эти знания в качестве средств воздействия на данную личность при производстве следственных действий [1, с. 148].
Восприятие информации человеком происходит через три репрезентативных системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Естественно, что большинство информации человек получает посредством зрения, однако, когда это невозможно или затруднено, на первый план выходит слух. Этот фактор учитывается и при расследовании преступлений, в частности при производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания по признакам голоса и речи.
Как правило, исследования, касающиеся рассматриваемого следственного действия, сводятся к описа-
нию процедуры его проведения, процессуальных аспектов, что является важным и необходимым, однако не дает ответа на вопрос - по каким признакам устной речи опознающий должен определить опознаваемого. С точки зрения криминалистики наиболее интересной задачей является решение проблемы класификации признаков голоса и речи и выделения конкретных критериев, по которым опознающий мог бы определить особенности голоса и речи опознаваемого.
Целью данного исследования является анализ производства предъявления для опознания по признакам голоса и речи с точки зрения уголовного процесса, а также разработка классификации признаков устной речи, использование которых необходимо при проведении опознания. Под признаками устной речи мы будем понимать как особенности самой речи, так и особенности голоса, в соответствии с процессуальной традицией следственного действия - предъявление для опознания по признакам голоса и речи.
Говоря о производстве рассматриваемого следственного действия, прежде всего необходимо подчеркнуть, что на основании особенностей расположения участников (опознаваемого и опознающего) выделяют две разновидности опознания по голосу и речи:
1) предъявление для опознания лица по голосу и речи в условиях нахождения участников в одном помещении;
2) предъявление для опознания лица по голосу и речи в условиях нахождения участников в разных помещениях или через перегородку.
Целесообразно участие четырех понятых, место расположения которых необходимо максимально приблизить к месту расположения опознаваемого и опознающего. Результативность проводимого предъявления для опознания зависит от акустических характеристик обоих помещений или перегородки между участниками. Важно отметить, что для оценки последнего фактора необходимо привлечение специалиста-фоноскописта, обладающего специальными познаниями в области физиологии, психологии и акустики [2, с. 114].
В зависимости от обстоятельств дела и особенностей восприятия опознающего следователь решает, целесообразно ли получение голосовых проб для опознания в
форме диалога следователя и опознаваемого лица или монолога опознаваемого.
Если выбор следователя пал на монологовую форму, необходимо понимать, что её преимущество - естественность изложения и возможность опознающего не отвлекаться на голос собеседника опознаваемого, а недостаток - возможность опознаваемого скорректировать в той или иной форме голос или в значительной степени речь, прежде всего её содержательную составляющую.
Если выбор следователя пал на диалоговую форму, необходимо понимать, что её преимущество - возможность противодействия следователя попыткам контролировать свой голос и речь, а недостаток - вынужденное переключение внимания опознающего с голоса опознаваемого на голос следователя, снижающее эффективность узнавания ввиду потери концентрации внимания.
Недопустимо в случае монолога чтение с листа, так как в этом случае изменяются вокальные характеристики человека.
В случае диалоговой формы получения вокальных проб следователь также не должен читать свои реплики с листа, так как в случае естественной «ритмики речи» опознающего и «читающей ритмики» следователя речь первого будет психологически восприниматься опознающим как обладающая более выраженными индивидуальными свойствами, чем в реальности. Понятно, что при подготовке к диалогу сам перечень реплик следователь должен сформулировать заранее, а к монологу - выбрав тему, вписать в неё слова и предложения, воспринятые ранее опознающим. Традиционно рекомендуется при выборе темы монолога ориентироваться на её доступность не только для опознаваемого, но и для статистов [3, с. 70].
В диалоговой форме коммуникации следователю необходимо задавать вопросы опознаваемому, которые содержат в себе элемент рассуждений, что значительно ограничит при ответе на них возможность недобросовестного опознаваемого корректировать голос и речь [4, с. 278-279].
Сам термин «опознание» означает процесс отнесения предъявляемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов или категорий [5, с. 199]. Следовательно, необходимо определить «категории», по которым будет проходить опознание по голосу и речи.
В настоящее время авторами подчеркивается, что предъявление для опознания живых лиц по голосу и речи характеризуется противоречивостью, несовершенностью и излишней субъективностью, что и является причиной проблем, с которыми неизбежно сталкивается следователь. Так, например, Е.И. Галяшина отмечает, что основным недостатком метода аудитивного анализа является его субъективный характер и высокая обусловленность индивидуальными врожденными или тренированными способностями эксперта (в контексте статьи -опознающего) к аудитивному восприятию речевых особенностей [6, с. 207]. В то же время Т. А. Вольская в своей работе говорит о возможности использования голоса и речи человека в качестве объекта идентификации, доказывая такие свойства речи, как индивидуальность и устойчивость [2, с. 114-115].
Следовательно, принципиальным вопросом является не только создание системы классификации признаков
устной речи, но и простота их формулирования для опознающего лица, как правило, не знакомого со специальной терминологией.
В учебной и научной литературе рассмотрение вопроса об особенностях голоса и речи при предъявлении для опознания, как правило, не носит системного характера и сводится к перечислению следующих признаков:
1) особенности голоса: громкость, диапазон, высота, сила, тембр, интонация, певучесть, хриплость, сиплость и т.д.;
2) особенности речи: выразительность, скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, ошибки; особенности речи, вызванные дефектами речевого аппарата; наличие акцента, слов-паразитов, жаргона и т.п. [7, с. 84-85].
Заимствование терминов, принятых среди профессиональных вокалистов для определения высоты мужского голоса - бас, баритон, тенор - и женского - контральто, меццо-сопрано, - сопрано, также представляется нецелесообразным в силу их специфики и неоднозначности понимания для людей, не имеющих отношения к данной сфере.
Наиболее подробная классификация признаков устной речи в криминалистике была представлена в работе [8, с. 6-11]. Авторы предлагают следующие группы признаков:
1. Звуковые особенности речи: голос, интонация, темп речи; характер, длительность и распределение пауз; характер и степень логической выделенности; степень фонетической редукции; диалектные черты; иноязычный акцент.
2. Семантико-грамматические признаки: характер заполнения пауз, мера выразительности, мера правильности, мера организованности текста.
3. Категориальные признаки речи: возрастные, социальные, территориальные особенности; национальная принадлежность.
Для того чтобы классифицировать признаки устной речи для использования при опознаниии, необходимо четко определиться с понятиями и терминами, которые используются при производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи.
Речь - это функционирование языка в процессе общения. Ее важнейшими свойствами являются: индивидуальность, свобода выражения, бессистемность, творческий характер, преднамеренность и обращенность к определенной цели, динамизм, вариативность [9, с. 358].
В данном случае основная проблема состоит в том, чтобы выделить структурные элементы явления, которое считается неструктурированным. Данная проблема была частично решена лингвистами путем формулирования правила рекурсивности (конечность формулирования предложения) и выделения различных лексических связей между словами [10], а также анализа устных показаний допрашиваемого лица [11].
Таким образом, существует возможность выделения конкретных элементов устной речи и характеристика их отличительных признаков.
Следующим понятием, требующим рассмотрения, является голос человека. В физическом смысле под
150
Н.Т. Ведерников
голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. То есть для уточнения понятия «голос» следует раскрыть указанные характеристики звука.
Высота звука (или высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100-250 Гц, у женщин в среднем 200-400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 до 1300 Гц (приблизительно четыре октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет две октавы. Диапазон голоса - это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком.
Сила звука - интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие.
Громкость - это субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе, т. е. имеют одинаковую интенсивность, то высокий звук воспринимается как более громкий.
Тембр - важная характеристика голоса. Объективно (т. е. с точки зрения акустических показателей) тембр -это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т. п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что, в конечном счете, зависит от строения его произносительного аппарата. Он изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т. д. По тембру различаются также одни и те же звуки, произносимые разными людьми. Именно благодаря тембру произносимых звуков мы часто различаем знакомых нам людей по голосу, не видя их (например, в разговоре по телефону) [12, с. 106-107].
Следователю при производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи важно учитывать следующие критерии признаков устной речи с учетом субъективного восприятия опознающего:
1) доступность понимания - следует избегать сложных формулировок и специальных терминов при описании признаков голоса и речи;
2) возможность объяснения бытовым языком - необходимо дать возможность опознающему самому описать те признаки, в которых он уверен, позволить проанализировать и сделать выводы о признаках, характеризующих опознаваемого (например, пол, возраст, профессия, национальность и т.д.);
3) формализация описываемых признаков - четкая классификация признаков устной речи необходима
для единого понимания используемого термина как следователем, так и опознающим. К тому же все указанные признаки должны быть внесены в протокол и быть максимально четко определены.
Предлагают следующую классификацию признаков устной речи:
1. Признаки голоса, к которым следует отнести: громкость (сила голоса), тембр (тон голоса), звуковые особенности голоса.
Громкость голоса определяется по шкале «громко -средняя громкость - тихо». Тембр определяется как высокий или низкий, исходя из этого, можно говорить о мужском либо женском тембре. К звуковым особенностям голоса относятся такие характеристики, как глухой, звонкий, хриплый, сиплый.
2. Признаки речи, к которым относятся: интонация, темп, речевые паузы, дефекты речи, акцент, диалект, особенности структуры предложения, акцент на отдельных словах.
Интонация является наиболее субъективным признаком и оценивается с точки зрения эмоциональности: интонация, выражающая вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание, подтверждение и т. д.
Темп речи - скорость изменения тех или иных отрезков речи во времени. Темп может быть определен по шкале «быстрый - средний - медленный».
Речевые паузы - это остановки голоса, разделяющие речевой поток на логические или эмоционально-смысловые части. Можно выделить короткие, средние и долгие речевые паузы.
К дефектам речи относятся: шепелявость, заикание, картавость и другие проблемы с артикуляцией или произношением отдельных букв.
Акцент непосредственно связан с национальностью опознаваемого, и здесь, скорее всего, важно будет то, имел ли опознающий опыт общения с представителями той или иной национальности и может назвать конкретный признак, либо просто указать наличие или отсутствие акцента в речи.
Говоря о диалекте можно выделить территориальные и социальные особенности речи. Территориальный диалект указывает на принадлежность опознаваемого к определенной территории, социальный диалект можно оценить при помощи наличия в речи профессионализмов, жаргона или арготизмов. Стоит оговориться, что данный признак речи требует от опознающего наличие некоторых специальных знаний или опыта. Представляется, что обычному человеку сложно будет определить диалекты в речи.
Особенности структуры предложения можно рассматривать с точки зрения синтаксиса - употребление сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, использование вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.
Акцент на отдельных словах в речи может выражаться в выделении слова голосом, неправильной постановке ударения, неоднократном повторении.
3. Личностные особенности речи - эти признаки больше относятся к уровню анализа и включают в себя выводы самого опознаваемого о личности опо-
знающего: пол, возраст, профессия, эмоциональное состояние и т. д.
При производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи важно предоставить возможность опознающему право самому выбирать очередность описания признаков устной речи, лишь направляя его показания и акцентируя внимание на тех признаках, которые он пропустил. Представленная классификация
признаков устной речи при производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи способствует наиболее детальному описанию устной речи опознаваемого, при этом избегая сложных и непонятных формулировок для опознающего. Кроме того, указанная классификация может быть использована и в рамках других следственных действий, имеющих коммуникативный характер, в аспекте изучения личности [13].
ЛИТЕРАТУРА
: Наука, 1977. 62 с.
Ведерников Н. Т. Личность преступника в криминалистике и криминологии // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 148-152.
Вольская Т.А. Процессуальные и тактические аспекты предъявления для опознания лиц по голосу и речи : дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. 201 с. Петрова А.Н. Об особенностях предъявления личности для опознания по голосу и речи // Сборник материалов криминалистических чтений. 2012. № 8. С. 70-72. Ахмедшин Р.Л. Тактика экспериментальных следственных действий. М. : Юрлитинформ, 2017. 319 с. Большая психологическая энциклопедия. М. : Эксмо, 2007. 544 с.
Галяшина Е.И. Судебная фоноскопическая экспертиза // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2001. 302 с.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. : Зерцало, 1998. 352 с.
8. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.
9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта: Наука, 2011. 696 с.
10. Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл - Текст». М.: Языки русской культуры, 1995
11. Алексеева Т.А. Основные проблемы анализа устной речи в криминалистике // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. С. 113-114.
12. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М. : Инфра-М, 2008. 207 с.
13. Юань В.Л. О современных подходах к криминалистическому исследованию личности допрашиваемого // Сборник материалов криминалистических чтений. 2017. № 14. С. 93-94.
ANALYSIS OF THE SPEECH OF THE PERSON IDENTIFIED IN THE PRESENTATION FOR IDENTIFICATION: PROCEDURAL AND TACTICAL ASPECTS
Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law, 2018, no. 12, pp. 148-151. DOI 10.17223/23088451/12/28 Nikolay T. Vedernikov, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: presentation for identification, oral speech, features of speech.
The criminal procedural and tactical approaches to the presentation for identification on the basis of voice and speech are considered. It is noted that the most important task is to solve the problem of classifying the features of voice and speech and selecting specific criteria by which the identifier could determine the features of voice and speech of the person identified. The features of oral speech, distinguished by scientists, are analysed. A classification of voice and speech features suitable for identification is proposed; it includes: (1) features of voice: volume (power of voice), timbre (tone of voice), sound features of voice; (2) features of speech: intonation, tempo, speech pauses, speech defects, accent, dialect, features of sentence structure, emphasis on certain words; (3) personal features of speech - semantic features of speech that reflect the identity of the person identified.
References
Vedernikov, N.T. (2014) The identity of the offender in criminalistics and criminology. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta - Tomsk State University Journal. 384. pp. 148-152. (In Russian).
Vol'skaya, T.A. (2006) Protsessual'nye i takticheskie aspekty pred"yavleniya dlya opoznaniya lits po golosu i rechi [Procedural and tactical aspects of the presentation of persons for the identification by voice and speech]. Law Cand. Dis. Voronezh.
Petrova, A.N. (2012) Ob osobennostyakh pred"yavleniya lichnosti dlya opoznaniya po golosu i rechi [On the peculiarities of the presentation of the person for identification by voice and speech]. SbornikMaterialov Kriminalisticheskikh chteniy. 8. pp. 70-72.
Akhmedshin, R.L. (2017) Taktika eksperimental'nykh sledstvennykh deystviy [Tactics of experimental investigative actions]. Moskva : Yurlitinform.
Al'mukhanova, A.B. et al. (2007) Bol 'shayapsikhologicheskaya entsiklopediya [Big psychological encyclopedia]. Moscow: Eksmo.
Galyashina, E.I. (2001) Sudebnaya fonoskopicheskaya ekspertiza [Judicial phonoscopic examination]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina.
Shikhantsov, G.G. (1998) Yuridicheskayapsikhologiya [Legal psychology]. Moscow: Zertsalo.
Leont'ev, A.A., Shakhnarovich, A.M. & Batov, V.I. (1977) Rech'v kriminalistike i sudebnoypsikhologii [Speech in criminalistics and criminalistic psychology]. Moscow: Nauka.
Kozhina, M.N. (ed.) (2011) Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' russkogo yazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Moscow: Flinta: Nauka.
10. Mel'chuk, I.A. (1995) Russkiyyazyk v modeli "Smysl - Tekst" [Russian language in the model "Meaning - Text"]. Moscow: Yazyki russkoy kul'tury.
11. Alekseeva, T.A. (2013) Osnovnye problemy analiza ustnoy rechi v kriminalistike [The main problems of the analysis of oral speech in criminalistics]. In: Pravovye problemy ukrepleniya rossiyskoy gosudarstvennosti [Legal problems of strengthening the Russian statehood]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 113-114.
12. Goykhman, O.Ya. & Nadeina, T.M. (2008) Rechevaya kommunikatsiya [Speech communication]. Moscow: Infra-M.
13. Yuan, V.L. (2017) O sovremennykh podkhodakh k kriminalisticheskomu issledovaniyu lichnosti doprashivaemogo [On modern approaches to forensic investigation of the identity of the interrogated person] Sbornik materialov kriminalisticheskikh chteniy. 14. pp. 93-94.
3
9