Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И СОПУТСТВУЮЩИХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И СОПУТСТВУЮЩИХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / АНАЛИЗ / СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ВЫРУЧКА / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник А.Н., Ивашиненко Т.А.

В статье рассмотрены основные экономические показатели туристической отрасли Краснодарского края, динамика доходов и расходов коллективных средств размещения, стоимости номера и стоимости проживания 1 отдыхающего в сутки, динамика туристического потока. Проанализированы показатели выручки от продаж предприятия, специализирующегося на производстве сувенирной продукции, изучены покупательские предпочтения, проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон. На основе проведенного анализа предложено расширить ассортимент продукции, осуществлять маркетинговый анализ рынка, использовать рекламу для повышения объемов продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейник А.Н., Ивашиненко Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE KRASNODAR TERRITORY AND RELATED ECONOMIC ACTIVITIES

The article considers the main economic indicators of the tourism industry of the Krasnodar Territory, the dynamics of income and expenses of collective accommodation facilities, the cost of a room and the cost of living of 1 vacationer per day, the dynamics of the tourist flow. The indicators of revenue from sales of an enterprise specializing in the production of souvenirs are analyzed, consumer preferences are studied, a SWOT analysis of strengths and weaknesses is carried out. Based on the analysis, it is proposed to expand the product range, carry out marketing analysis of the market, use advertising to increase sales.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И СОПУТСТВУЮЩИХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И СОПУТСТВУЮЩИХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Н. Олейник, канд. экон. наук, доцент Т.А. Ивашиненко, студент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-81-85

Аннотация. В статье рассмотрены основные экономические показатели туристической отрасли Краснодарского края, динамика доходов и расходов коллективных средств размещения, стоимости номера и стоимости проживания 1 отдыхающего в сутки, динамика туристического потока. Проанализированы показатели выручки от продаж предприятия, специализирующегося на производстве сувенирной продукции, изучены покупательские предпочтения, проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон. На основе проведенного анализа предложено расширить ассортимент продукции, осуществлять маркетинговый анализ рынка, использовать рекламу для повышения объемов продаж.

Ключевые слова: туристическая отрасль, анализ, сувенирная продукция, выручка, финансовый результат.

Туристическая отрасль является одной из основных отраслей экономики Краснодарского края. Она дает значительные поступления в бюджет и обеспечивает рабочие места [1]. Число только постоянных работников гостиниц и санаториев края составляет 64244 человек. В теплый сезон численность персонала возрастает более

чем в 2 раза. Полноценный отдых невозможен без получения всего спектра необходимых услуг [2]. Рядом с туристическими объектами и гостиницами возникают точки общественного питания, экскурсионного обслуживания, объекты развлечения и реализации сувениров.

¡1IIIII)

■ Численность отдыхающих, размешенных в гостиницах и санаториях Краснодарского края,

Рис. 1. Динамика численности отдыхающих на курортах Краснодарского края в 20152021 гг.

На рисунке 1 можно видеть, что численность отдыхающих в Краснодарском крае увеличивалась быстрыми темпами до 2019 г. Ограничения на поездки, введенные в период пандемии, снизили поток туристов в 2020 г. до 6298,4 тыс. чел., но в

2021 г. количество людей, приезжающих на отдых в край, увеличилось практически до прежнего уровня и составило 8073,9 тыс. человек, что говорит о быстром восстановлении экономики отрасли.

Общее число коллективных средств размещения отдыхающих в крае, то есть санаториев, гостиниц и гостевых домов выросло по сравнению с 2015 г. в 1,8 раза и достигло в 2021 г. 5404 единицы. Однако, если 10 лет назад средняя продолжительность отдыха составляла 9 дней, то в последние годы она уменьшилась до 6-7 дней [3].

В 2015-2016 гг. общие расходы курортных организаций превышали доходы, что связано с высокими затратами, прежде всего санаториев, на содержание лечебной базы и большими налогами на имущество, стоимость которого высока из-за значительных земельных угодий под зонами отдыха.

Рис. 2. Доходы и расходы коллективных средств размещения в Краснодарском крае, млн.

руб.

В 2018-2021 гг. доходы коллективных средств размещения выросли, и полученная прибыль позволила улучшить материальную базу отрасли и расширить ассортимент предлагаемых услуг.

Рис. 3. Динамика средней стоимости номера в сутки в коллективных средствах размещения, 2015-2021 гг.

На рисунке 3 можно видеть, что средняя стоимость номера в сутки не повышалась в течение 2017-2019 гг. Однако инфляционные процессы в экономике и рост расходов привели к повышению средней цены за

номер (с питанием) до 6145 тыс. руб./сутки.

Однако экономика туризма - это не только предоставление услуг по проживанию и питанию. Постепенно развиваются

сопутствующие виды коммерческой деятельности и, в частности, производство и реализация сувенирной продукции [4]. В крае широко известна студия «Александр Дизайн», которая была создана в 2000 г., находится в городе-курорте Анапа, производит и реализует оптом и в розницу сувенирную продукцию по побережью Черного и Азовского морей. Организация производит декоративные разделочные доски, ручки, магниты, кружки и другую сувенирную продукцию. В розничном мага-

зине студии используется технология продаж товара, разработанная с учетом психологии и индивидуальных особенностей покупателя. Она состоит из последовательных шагов - визуальный контакт с покупателем и расположение его к продавцу, выявление интересов и потребностей покупателя, консультирование по выбору товара с учетом покупательских предпочтений; оформление и завершение покупки.

Рис. 4. Розничная выручка от продажи основных видов продукции за три рабочих сезона,

руб.

На рисунке 4 рассмотрена динамика розничной выручки по основным видам продукции за 3 сезона. Можно видеть. что предпочтения покупателей изменились. Если в 2019 г. наибольшую выручку пред-

приятие получило от реализации декоративных кружек, то в 2021 г. выросла выручка от продажи магнитов. Общий объем розничной выручки увеличился по сравнению с 2020 г.

2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рис. 5. Динамика выручки от продажи продукции оптом в 2019-2021 гг.

Анализ оптовой выручки показал ее снижение по всем видам продукции. После 2020 г. предприятие пока не смогло восстановить прежний объем оптовых продаж. В 2019 г. был больший спрос на магниты и декоративные доски. Реализация сувенирных магнитов дала большую выручку за три рассматриваемых года, чем другая продукция. В 2021 г. продажи сувенирных ручек немного возросли по сравнению с 2020 г.

SWOT анализ показал, что у студии «Александр Дизайн» имеются ресурсы для успешного функционирования на рынке. Основной угрозой является возможное появление новых конкурентов, то есть, открытие типографий, сувенирных лавок в непосредственной близости от студии. Однако благодаря наличию у предприятия конкурентных преимуществ, предоставлению клиентам довольно широкого ассортимента товара высокого качества и достаточно высокого уровня обслуживания, гибкой ценовой политики, студия сможет сохранить постоянных покупателей, предлагая им дополнительные услуги и скидки. Основные конкуренты в городе Анапа территориально удалены от студии и не могут помешать ее развитию. Сильные стороны предприятия способны обеспечить его эффективную и рентабельную деятельность.

С целью расширения деятельности студия планирует выйти на торговую плат-

Несмотря на объективные трудности, конкурентоспособность продукции предприятия высокая. У студии «Александр Дизайн» имеются постоянные оптовые покупатели уже на протяжении 20 лет, так как гарантирует высокое качество продукции. В таблице 1 представлен SWOT-анализ сильных и слабых сторон студии «Александр Дизайн» [5].

форму маркетплейс, а именно OZON. В этом случае целесообразно расширить ассортимент, организовать производство новых видов продукции - пазлов, блокнотов, изделий из дерева, брелков, скетчбуков и другое. Студия имеет все необходимое оборудование для изготовления данной продукции.

Для повышения финансовых результатов деятельности на основе увеличения объемов продаж высококачественной продукции предприятию необходимо заключить экономически обоснованные договоры с надежными поставщиками качественного материала (кружки, бумага, тарелки, катридж и т.п.), проводить анализ покупательских предпочтений, осуществить рекламную компанию и разработать специальные предложения по товарам и скидкам, установить ценовой баланс на оптовую и розничную продукцию, при котором студия будет иметь возможность получать наибольший доход.

Таблица 1. SWOT-анализ студии «Александр Дизайн»

Сильные стороны Слабые стороны

1. высокие показатели финансовой устойчивости; 2. широкий ассортимент продукции; 3. индивидуальная технология создания продукции; 4. сильные этические ценности студии, четко прописанная этическая миссия. 5. достаточно дорогостоящая продукция в сравнение с конкурентными брендами; 6. сложности с диверсификацией из-за сильной зависимости от цены на используемые материалы; 7. слабая система разработок новых видов продукции.

Возможности (О): Угрозы (Т):

1. ослабление позиций конкурентов; 2. модернизация сайта; 3. расширение розничных продаж, приносящих наибольшую прибыль; 4. расширение ассортимента продукции; 5. стабильный спрос на продукцию; 6. рост потоков информации - реклама в интернете, презентации проектов. 7. зависимость от клиентов. 8. возросшая конкуренция со стороны крупнейших брендов; 9. перебои в поставках, которые могут негативно повлиять на деятельность компании;

Библиографический список

1. Лутошкина А. К. Роль туризма в региональной экономике // Научно-практические исследования. - 2020. - №5-9 (28). - С. 60-61.

2. Смирнов С. Н. Оценка роли туризма в экономике и его влияние на отдельные виды экономической деятельности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. - 2019. - №1. - С. 177180.

3. Гамаль Ю.В. Поляков В. Е. Анализ финансовых результатов ЗАО «Рассвет» Павловского района // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа. Сб. статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - 2016. - С. 63-68.

4. Храмченко А.А., Болотнова Е.А., Неводова И.А. Прогнозирование результатов деятельности организаций: проблемы и методологические решения. - Краснодар, 2020. -144 с.

5. Яцишина К.С., Олейник А.Н. Оптимизация денежных потоков как фактор повышения эффективности деятельности санаторно-курортных организаций (на примере ОАО Пансионат отдыха «Энергетик» / Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа. Сб. статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - 2016. - С. 306-310.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE KRASNODAR TERRITORY AND RELATED ECONOMIC ACTIVITIES

A.N. Oleinik, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor T.A. Ivashinenko, Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers the main economic indicators of the tourism industry of the Krasnodar Territory, the dynamics of income and expenses of collective accommodation facilities, the cost of a room and the cost of living of 1 vacationer per day, the dynamics of the tourist flow. The indicators of revenue from sales of an enterprise specializing in the production of souvenirs are analyzed, consumer preferences are studied, a SWOT analysis of strengths and weaknesses is carried out. Based on the analysis, it is proposed to expand the product range, carry out marketing analysis of the market, use advertising to increase sales.

Keywords: tourism industry, analysis, souvenirs, revenue, financial result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.