Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / наставление о физической подготовке / подводная лодка / военнослужащие / боевые задачи / замкнутое пространство / автономное плавание / учебно-тренировочный процесс / physical training / instruction on physical training / submarine / military personnel / combat missions / enclosed space / autonomous navigation / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыженко Н.

Объектом исследования является процесс развития системы физической подготовки военнослужащих России. Предмет исследования – содержание «Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». В статье рассмотрены теоретические аспекты управления физической подготовкой военнослужащих подводных лодок в историческом контексте. Выявлены и проанализированы специфические особенности физической подготовки, ее направленность в различных условиях несения службы. Рассмотрены основные достоинства и недостатки современного состояния управления физической подготовкой военнослужащих. По результатам теоретического анализа выявлена необходимость адаптации системы контроля физической подготовки военнослужащих подводных лодок к условиям длительного автономного плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыженко Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIA

The object of the study is the process of development of the system of physical training of Russian military personnel. The subject of the study is the content of "Instructions on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation". The article discusses the theoretical aspects of managing the physical training of submarine soldiers in a historical context. The specific features of physical training, its orientation in various conditions of service areа identified and analyzed. The main advantages and disadvantages of the current state of physical training management of military personnel are considered. According to the results of the theoretical analysis, the necessity of adapting the control system for the physical training of submarine soldiers to the conditions of long-term autonomous navigation has been revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ»

Е. Е. Болотина. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. Том 15. — С. 123-127.

6. Абзалов А.Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с.

7. Плотникова Елена Юрьевна Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Ped.Rev.. 2019. №6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-grazhdanskoy-pozitsii-v-pedagogike-i-psihologii (дата обращения: 20.12.2023).

© Присталова А.В., 2024

УДК 796.92:577.121.9

Рыженко Н.

Инструктор по физической подготовке, база отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок,

г. Северодвинска Архангельской области

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Аннотация

Объектом исследования является процесс развития системы физической подготовки военнослужащих России. Предмет исследования - содержание «Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». В статье рассмотрены теоретические аспекты управления физической подготовкой военнослужащих подводных лодок в историческом контексте. Выявлены и проанализированы специфические особенности физической подготовки, ее направленность в различных условиях несения службы. Рассмотрены основные достоинства и недостатки современного состояния управления физической подготовкой военнослужащих. По результатам теоретического анализа выявлена необходимость адаптации системы контроля физической подготовки военнослужащих подводных лодок к условиям длительного автономного плавания.

Ключевые слова:

физическая подготовка, наставление о физической подготовке, подводная лодка, военнослужащие, боевые задачи, замкнутое пространство, автономное плавание, учебно-тренировочный процесс.

Ryzhenko N.

Physical training instructor, Basa of a separate brigade of submarines under construction and under repair,

Severodvinsk, Arkhangelsk region

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIA

Abstract

The object of the study is the process of development of the system of physical training of Russian

military personnel. The subject of the study is the content of "Instructions on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation". The article discusses the theoretical aspects of managing the physical training of submarine soldiers in a historical context. The specific features of physical training, its orientation in various conditions of service areа identified and analyzed. The main advantages and disadvantages of the current state of physical training management of military personnel are considered. According to the results of the theoretical analysis, the necessity of adapting the control system for the physical training of submarine soldiers to the conditions of long-term autonomous navigation has been revealed.

Keywords:

physical training, instruction on physical training, submarine, military personnel, combat missions,

enclosed space, autonomous navigation, training

Актуальность исследования. В условиях ложившейся напряженности военно-политической обстановки вокруг России, предъявляются особо высокие требования к уровню профессионализма и физической подготовленности военнослужащих действующей армии и военно-морского флота. Выполнение боевых задач в море, а в особенности на подводных лодках, сопряжено с рядом трудностей. В частности, специалистами установлено, что вынужденная гиподинамия военнослужащих подводного флота приводит к снижению функциональных свойств организма, способствует развитию хронического утомления, снижения работоспособности и провоцирует возникновение отрицательного эмоционального фона [4]. В этой связи особую важность имеет эффективная организация физического воспитания военнослужащих подводников в различных условиях решения боевых задач, направленная на систематическое развитие и поддержание профессионально необходимых физических качеств, общей и прикладной физической подготовленности.

Описание проблемы. Анализ научно-методической литературы по теме исследования выявил достаточно широкий интерес в научных кругах к проблеме организации и развития системы физической подготовки военнослужащих сухопутных войск и морского флота.

Основным документом, регламентирующим процесс физической подготовки военнослужащих подводных лодок, является «Наставление по физической подготовке в вооруженных силах РФ» НФП) [5]. Однако, по мнению ряда авторов, данный документ не в полной мере учитывают всю специфику несения службы в замкнутой пространственной среде подводной лодки [2].

Мы выяснили, что вопросами изучения особенностей физической подготовки военнослужащих подводных лодок с привязкой к вышеназванному документу в разное время занимались В. В. Попадьин в соавторстве (2021), И. Ю. Пугачев (2019), В.И. Левченко и группа авторов (2021) [4, 6]. Также стоит отметить работы И. Л. Мызникова (2021), Р. М. Кадырова в соавторстве (2019), А.С. Кайсин и В.О. Суворов (2016), А.Г. Щуров и Е.Н. Курьянович (2016), в которых представлены средства и методы поддержания оптимального функционального состояния и физической работоспособности у экипажей подводных лодок в условиях несения боевых дежурств [1, 3, 8].

Однако, в представленных литературных источниках не в должной степени раскрывается проблема регламентации специфики осуществления физической подготовки военнослужащих подводных лодок в условиях несения боевых дежурств, что и послужило основой для проведения более детального анализа содержания НФП.

Обзор литературы по теме исследования. Современный подводный военно-морской флот представляет собой стратегическую ядерную силу России. Военнослужащие подводники решают важнейшую боевую задачу по охране морских границ и обеспечению государственных гарантий территориальной неприкосновенности. Согласно официальных данных, порядка 60 % военно-морского флота страны представлены подводными лодками различного класса [2, 6]. Наличие высокотехнологичного оборудования и экстремальные технико-тактические условия ведения морского

боя обуславливают высокую значимость профессиональной физической подготовки военнослужащих подводников [7].

На сегодняшний день, организация физической подготовки военнослужащих любого рода войск регламентируется Приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. N 200 "Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации" о сокращенно НФП (с изменениями и дополнениями) [5]. НФП как нормативный документ является результатом многолетнего труда ведущих специалистов военного института физической культуры.

В 1966 году была утверждена первая редакция НПФ, активное участие в разработке которой принимал Б. А. Лампусов (1961). Преимущественная направленность физической подготовки офицеров подводников того времени касалась решения следующих специальных задач [2]:

- развитие устойчивости к кислородной недостаточности;

- снижение восприимчивости к резким перепадам атмосферного давления;

- уменьшение негативного влияния продолжительного пребывания в условиях ограниченной подвижности.

Рамках решения вышеназванных задач была разработана программа физической подготовки в особых условиях боевого похода, включающая физические упражнения, выполняемые в исходном положении лежа, без сильного мышечного напряжения, в медленном темпе и с соблюдением спокойного глубокого дыхания.

Кроме того, документом были выделены конкретные показатели, регламентирующие специфику физической подготовки подводников, а именно:

- особенности морской стихии (шторм);

- служебные и бытовые условия на корабле;

- структура несения боевого дежурства и повседневной службы;

- специфика организации труда на подводной лодке;

- комплектование экипажа.

Данные показатели остались актуальными и в современной редакции НПФ.

Следующая редакция НПФ была выпущена в 1978 году. В его основу были положены исследования Г.И. Фатале (1972), Б.А. Лампусова и А.В. Лебедева (1973). Сформулированы три группы основных задач [2]:

1) овладение навыками: гребли на шлюпках, передвижения по кораблю и его устройствам, действий на воде и под водой;

2) преимущественное развитие общих физических качеств: выносливости, ловкости и быстроты, а также специальной устойчивости к укачиванию;

3) формирование способности к поддержанию высокого уровня работоспособности в условиях длительного похода, создание оптимальных условия для активного отдыха и физического восстановления после несения боевого дежурства в походе.

В редакции НФП от 1987 года, выпущенной под названием «Особенности физической подготовки в видах Вооруженных Сил СССР» специфика физической подготовки в условиях похода, была выделена в отдельную главу (6 глава). Участие в разработке документа приняли Д. Д. Москвин (1982), В. И. Шатохин (1982), А. Ю. Гавриков (1984). Основная цель физической подготовки в походе сводилась к поддержанию высокого уровня физической работоспособности посредством решения следующих задач:

- компенсация недостаточной двигательной активности;

- профилактика влияния на организм негативных факторов жизнедеятельности на корабле;

- снятие эмоционального напряжения;

- обеспечение стабильного уровня проявления основных физических качеств.

Исследователи отмечают, что основным недостатком НФП-78 и НФП-87 стала единая постановка

задач для военнослужащих подводных лодок и надводных кораблей. Специалисты полагают, что это решение было в корне ошибочным, так как повлекло за собой отсутствие учета особых требований к физической подготовки подводников, как и наличие лишних, формальных задач для воинского состава надводных кораблей [2, 6].

В редакции 2001 года НПФ полностью дублировал задачи НПФ 1978 года. Дополнением стало требование о направленном развитии координационных способностей. В исследованиях, положенных в основу данного документа участвовали С. Г. Терещенко (1990), В. В. Рябчук (1992), Е. Г. Тыщенко (1994), Б. М. Шаваринский (1995), А. В. Иваненко (2001). Кроме того, НФП - 2001 подробно раскрывал ряд организационных вопросов:

1) требования к состоянию физической работоспособности в автономном плавании;

2) формы физической подготовки, особенности дозирования и интенсивность физической нагрузки;

3) особенности организации физической подготовки для кораблей с профилакторием:

4) физические упражнения, регламентированные к выполнению перед заступлением на вахту и во время несения боевого дежурства;

5) рекомендации по выполнению физических упражнений для военнослужащих, выполняющих функции оперативного слежения.

В частности, для операторов оперативного слежения была разработана методика выполнения упражнений, включающая:

- периодическое варьирование положений тела;

- выпрямление позвоночника;

- активные двигательные действия нижними конечностями;

- произвольные сокращения отдельных мышечных групп;

- двигательные действия для незадействованной верхней конечности.

Идея создания в структуре кораблей отделения профилактория принадлежит профессору А.Г. Щурову и его ученику А.В. Иваненко (2001), капитану 2 ранга. Эмпирическим путем, авторами было доказано благоприятное влияние плавания в штатном бассейне профилактория на корабле на поддержание оптимальной работоспособности, резистенции, рост технической составляющей плавания и общее закаливание [Кораблев, Щуров].

Современная версия НФП была разработана в 2009 году при участии вышеназванных авторов, а также А. В. Тимофеева (2009). На сегодняшний день в нее внесены ряд изменений. Актуальной является редакция от 2013 года [5]. Рассмотрим, какие нововведения были внесены в ныне действующий НФП-2009.

В первую очередь необходимо отметить систему тестирование физических способностей, умений и навыков и ее оценку по 100 бальной шкале.

Далее, специальные задачи физической подготовки специалистов подводников выделены в отдельный документ - «Руководство по физической подготовке военно-морского флота» (РФП ВМФ) под первоначальной редакцией О. В. Новосельцева. Предпосылкой создания данного руководства послужил тот факт, что, по мере развития научных взглядов, исследователи пришли к выводу об отсутствии четкой закономерности в порядке изложения основных положений физической подготовки в НФП. В этой связи, специальным заданием главного командования ВМФ РФ [Наставление] было дано распоряжение об упорядочивании задач физической подготовки в отдельное Руководство.

Главным достоинством РФП является описание специфики физических двигательных действий при решении различных боевых задач, а именно:

- при переправах через горные водные преграды;

- при транспортировке противоторпедного устройства под водой на глубинах до 25 м;

- стрельбе и рукопашной схватке под водой;

- при взаимодействии подводников средствами подачи сигналов под водой и прочих операциях. Кроме того, в действующей редакции НФП (НФП-2009 в редакции 2013 года) особо подчеркивается

влияние психоэмоциогенного фактора и слаженности экипажей. Слаженность экипажа подводной лодки формируется непосредственно перед боевым дежурством и включает следующие этапы:

1 этап - адаптации;

2 этап - умеренной нагрузки;

3 этап - интенсивной нагрузки.

Для формирования слаженности экипажа, согласно НФП-2009, рекомендуется применять такие упражнения, как преодоление полосы препятствий всем подразделением, марш броски в составе подразделения на различные дистанции [5].

Вывод. Таким образом, современная редакция НФП представляет собой единую взаимоувязанную систему физической подготовки военнослужащих подводного флота, раскрывающую вопросы ее организации, содержания, методики и нормативного оценивания. Регламент физической подготовки, изложенный в документе, в полной мере отражает значимость таких факторов, как работоспособность подводников, психоэмоциональное состояние и боевая слаженность экипажа. Однако, следует отметить, что в современных реалиях выполнения военнослужащими подводных лодок боевых задач, когда требуется длительное автономное плавание, не представляется возможным применить заданною систему тестирования, так как практически все упражнения реализуются только в условиях спортивных залов и стадионов. На основании представленного анализа можно сделать вывод, что действующая система, регламентирующая организацию физической подготовки, требует доработок, адаптированных под условия длительных боевых походов. Список использованной литературы:

1. Кайсин А.С. Интервальная гипоксическая тренировка как неспецифическое средство восстановления физической работоспособности военнослужащих экипажей атомных подводных лодок / А.С. Кайсин, В.О. Суворов // Культура физическая и здоровье. 2016. № 1 (56). С. 106-108.

2. Кораблев, Ю. Ю. Интеграция кластеров деятельности специалистов Военно-Морского Флота для унификации программ их физической подготовки / Ю. Ю. Кораблев, И. Ю. Пугачев, Э. М. Османов, С. Ю. Дутов // Вестник Тамбовского ун-та. - Серия: Гуманитарные науки. - 2018 . - Т. 23 . - № 176 . - С. 108-115.

3. Мызников И.Л. Подводники: направленность физической подготовки / И.Л. Мызников // В сборнике: Сборник статей Итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2020 год, посвященной Дню российской науки. Материалы конференции. В 2-х частях. Под редакцией В.Л. Пашута. Санкт-Петербург, 2021. С. 171-175.

4. Попадьин, В.В. К вопросу об организации специально направленной физической подготовки военнослужащих экипажей надводных кораблей и подводных лодок военно-морского флота / В.В. Попадьин, В.О. Суворов, Е.В. Войтиков // В сборнике: перспективы развития физической подготовки и спорта в вооруженных силах российской федерации в современных условиях. Санкт-Петербург, 2021. С. 132-137

5. Приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. N 200 "Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/195845/ (дата обращения 22.08.2022). Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.

6. Пугачев, И.Ю. Анализ существующих программ обучения по физической подготовке специалистов военно-морского флота российской федерации / И.Ю. Пугачев // В сборнике: Физическое развитие студентов в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Под

редакцией Л. Г. Рубис. 2019. С. 109-113.

7. Щуров А.Г. Морфологический статус и функциональное состояние личного состава подводных лодок ВМФ РФ / А.Г. Щуров, Е.Н. Курьянович // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 1. С. 178-181.

8. Щуров, А. Г. Динамика психоэмоционального состояния военнослужащих в условиях дальнего похода / А. Г. Щуров, М. В. Туманов, В. П. Панков, В. О. Суворов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 1. - С. 61 -64.

© Рыженко Н., 2024

УДК 37

Сафиуллина К.П.

Студент 4 курса Института педагогики Научный руководитель: Гайсина Г.И.

доктор пед. наук, профессор БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА КАДЕТСКОГО КОРПУСА ПО ОКАЗАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

Аннотация

В данной статье будет представлено содержание деятельности педагога - психолога кадетского корпуса по оказанию профессиональной помощи обучающимся и их родителям. Педагог-психолог должен обладать глубокими знаниями в области психологии, уметь использовать различные методы и приемы психологической диагностики, коррекции и консультирования. Оказание профессиональной помощи обучающимся кадетского корпуса и их родителям требует соответствующей работы педагога-психолога.

Ключевые слова:

педагог-психолог, деятельность, кадетский корпус, помощь, родители, обучающиеся.

Актуальность данной темы заключается в необходимости повышения эффективности отечественной системы образования. Именно поэтому в начале третьего тысячелетия в России такой тип учебных заведений, как Кадетский корпус, вновь обрел популярность, и на протяжении трехсот лет воспитанниками этих учреждений были выдающиеся государственные деятели, полководцы, талантливые ученые, национальные и мировые лидеры, представители культуры и искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период с 1990 по 2010 год количество студенческих учебных заведений в стране значительно увеличилось. Некоторые из них основаны на средних школах, другие служат самостоятельными военными академиями, военными интернатами. Учебный процесс, организационные особенности жизни и быта воспитанников школы-интерната, высокие цели будущей профессиональной деятельности определяют необходимость профессиональной психосоциальной помощи обучающимся и их родителям.

Вопросы, связанные с обучением и воспитанием обучающихся кадетских образовательных учреждений, рассматриваются в работах таких ученых как Андрюшина И.В., Кабачевская Е.В., Карташова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.