Научная статья на тему 'Анализ развития рынка платных медицинских услуг'

Анализ развития рынка платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2322
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / ЦЕНЫ (ТАРИФЫ)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калашникова И.В., Портной В.А.

В условиях сокращения государственного финансирования здравоохранения особую актуальность приобретает исследование перспектив развития рынка платных медицинских услуг. В статье анализируются динамика оказания медицинских услуг на возмездной основе, а также влияние различных факторов на их объем в стоимостном и натуральном выражении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития рынка платных медицинских услуг»

УДК 338.46

анализ развития рынка платных медицинских услуг

В условиях сокращения государственного финансирования здравоохранения особую актуальность приобретает исследование перспектив развития рынка платных медицинских услуг. В статье анализируются динамика оказания медицинских услуг на возмездной основе, а также влияние различных факторов на их объем в стоимостном и натуральном выражении.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, федеральный округ, программа, государственные гарантии, цены (тарифы)

В последние годы население Российской Федерации все большее внимание уделяет вопросам поддержания и сохранения здоровья. Растущий спрос на медицинские услуги, оказываемые на возмездной основе, в условиях, когда Конституцией РФ гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения, обусловливает необходимость специального исследования складывающейся ситуации.

В 2005-2012 гг. в РФ объем медицинских услуг, предоставляемых на возмездной основе (рис. 1), увеличился со 100 до 334,4 млрд руб. (рост в 3,34 раза). В то же время объем финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин-

И.В. КАЛАШНИКОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой производственного менеджмента E-mail: wes@festu.khv.ru Тихоокеанский государственный университет

В.А. ПОРТНОЙ,

аспирант кафедры мировой экономики и коммерции E-mail: vladisport@rambler.ru Дальневосточный государственный университет

путей сообщения

ской помощи (далее - Программа государственных гарантий) увеличился в 2,62 раза, с 656 до 1 718,4 млрд руб. [1, 2]. В результате удельный вес платных медицинских услуг в общем объеме финансового обеспечения здравоохранения вырос с 13,2% в 2005 г. до 16,3% в 2012 г. Ежегодный рост объемов платных услуг в указанный период варьировал с 12 до 26%. По мнению авторов, это обусловлено следующими обстоятельствами:

- повышением уровня жизни населения российских регионов;

- возросшим вниманием к вопросам здравоохранения не только со стороны населения, но и государственных структур;

- недостатками в организации предоставления медицинской помощи в формате государственных гарантий, особенно в муниципальных образованиях с низкой плотностью населения;

- проблемами кадрового обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения, в том числе массового оттока высококвалифицированных специалистов в коммерческие учреждения здравоохранения;

- дефицитом подготовленных специалистов и оборудования для оказания высокотехнологичных медицинских услуг, в том числе в государственных учреждениях здравоохранения;

350-

зоо-

250

200-

150

100

50

2005

2006

- низкои временной доступностью бесплатных медицинских услуг в момент их особой востребованности (например, именно в период заболевания индивид нуждается в помощи, а его вынуждают записаться на прием к специалисту и ожидать определенное время);

- сложностями правового и экономического характера, связанными с обновлением основных

фондов и использованием новых прорывных технологий в здравоохранении;

- сокращением объема медицинских услуг, предусмотренных Программой государственных гарантий.

В РФ три вида медицинских учреждений оказывают платные медицинские услуги: государственные, негосударственные ведомственные учреждения ОАО «Российские железные дороги», коммерческие учреждения здравоохранения (с участием российского и зарубежного капитала).

Еще недавно коммерческие учреждения здравоохранения представляли собой небольшие центры, которые, как правило, специализировались на ограниченном сегменте рынка медицинских услуг. Современный этап развития здравоохранения характеризуется созданием крупных многопрофильных медицинских центров и сетевых медицинских организаций, а также ростом количества частных учреждений (с 618 в 2010 г. до 1 251 в 2013 г.), функционирующих в формате обязательного медицинского страхования [4]. Особенно эта тенденция характерна для западных регионов РФ.

Возмещаются платные услуги здравоохранения за счет трех основных источников:

- личных средств граждан (непосредственно в кассу учреждения);

- средств организаций (когда работодатели по договору перечисляют денежные средства в учреждения здравоохранения;

- добровольных отчислений в фонды медицинского страхования (ДМС).

Участие в добровольном медицинском страховании может оплачиваться как работодателями, так

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Рис. 1. Объем платных медицинских услуг в РФ в 2005-2012 гг., млрд руб. [3]

и гражданами. При выборе работодателем такой формы страхования имеются как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, страховая компания выступает посредником, следовательно, претендует на коммерческое вознаграждение. С другой стороны, при наличии в штате страховой компании квалифицированных врачей-экспертов надлежащий контроль с их стороны позволяет заказчикам сократить издержки, связанные с «навязанными» обследованиями и консультациями врачей-специалистов. Кроме того, взносы организаций в ДМС входят в себестоимость и уменьшают базу налогообложения. Каждый работодатель, предусматривающий в составе социального пакета медицинские услуги, сталкивается с проблемой выбора варианта сотрудничества с медицинскими учреждениями.

Ежегодно в РФ растет доверие населения, следовательно, и спрос на услуги коммерческих медицинских центров. Выбор конкретного медицинского учреждения обусловлен следующими критериями:

- имиджем лечебного учреждения на рынке услуг здравоохранения;

- качеством услуг медицинской помощи;

- наличием высококвалифицированного медицинского персонала;

- при необходимости более продолжительным временем приема пациента врачом;

- отзывом бывших пациентов, в том числе знакомых, родственников и т.п.;

- отсутствием возможности получения услуги по Программе государственных гарантий;

- удобным режимом работы учреждения;

- наличием альтернатив при выборе врача-специалиста;

обеспеченностью высокотехнологичным медицинским оборудованием и техникой;

возможностью получения услуг в формате cito (срочно); отсутствием оче-редей и необходимости длительного ожидания приема специалиста; наличием у медицинских учреждений эффективных

5,6

5,4

5,2

4,8

4,6

4,4

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Рис. 2. Удельный вес платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг населению РФ в 2005-2012 гг., % [5]

маркетинговых коммуникаций; - более высоким уровнем сервиса (современный дизайн в оформлении интерьера, удобная мебель, бесплатный Интернет и т.д.). В общем объеме платных услуг населению РФ удельный вес медицинских услуг с 2008 по 2012 г. увеличивался, на конец периода он составил 5,5% (рис. 2). Незначительное снижение доли платных медицинских услуг в 2007-2008 гг. связано с экономическим кризисом.

Гипотетически можно утверждать, что увеличение объема медицинских услуг, оказываемых на возмездной основе, обусловлено не только инфляционными процессами, но и ростом их востребованности.

Структура платных медицинских услуг в разрезе федеральных округов с 2008 по 2012 г. существенных изменений не претерпела (рис. 3). Самая значительная доля платных медицинских услуг приходится на Центральный федеральный округ (более 30%), наименьшая - в Северо-Кавказском федеральном округе (около 3,5%).

В связи с существенными различиями в численности населения федеральных округов делать вывод о насыщенности рынка платными медицинскими услугами на основе приведенных сведений некорректно. Более объективную оценку, по мнению авторов, может дать анализ расходов на платные медицинские услуги в расчете на одного человека (см. таблицу).

Самые высокие среднедушевые расходы на медицинские услуги - в Северо-Западном федеральном округе (3,5 тыс. руб.). Минимальные расходы - в Южном (1,7 тыс. руб.) и Северо-Кавказском (1,2 тыс. руб.) федеральных округах. Неболь-

7х"

Рис. 3. Платные медицинские услуги в разрезе федеральных округов, %: 1 - Центральный; 2 - Северо-Западный;

3 - Приволжский; 4 - Уральский; 5 - Сибирский; 6 - Дальневосточный; 7 - Южный; 8 - Северо-Кавказский

шие среднедушевые расходы на медицинскую помощь в Северо-Кавказском федеральном округе объясняются низким уровнем доходов населения (около 17 тыс. руб. при среднедушевых денежных доходах населения РФ более 23 тыс. руб.) [3].

В целом по Российской Федерации объем платных медицинских услуг на душу населения вырос с 699 тыс. руб. в 2005 г. до 2,3 тыс. руб. в 2012 г. (рис. 4).

Увеличение объема и удельного веса медицинских услуг в общем объеме платных услуг может быть следствием:

11

5

7

8

объем платных медицинских услуг в 2012 г. [3]

федеральный округ общий объем платных медицинских услуг, млн руб. Численность населения, млн чел. объем платных медицинских услуг, тыс. руб./чел. Ранжирование

Центральный 102 625,5 38,6789 2,653 4

Приволжский 64 182,4 29,7722 2,156 5

Южный 24 287,0 13,9102 1,746 7

Северо-Кавказский 11 811,7 9,5408 1,238 8

Уральский 32 910,3 12,1975 2,698 2

Сибирский 33 987,3 19,2782 1,763 6

Дальневосточный 16 598,8 6,2515 2,655 3

Северо-Западный 47 492,2 13,7177 3,462 1

Итого... 333 895,2 143,347 2,329

роста тарифов на медицинские услуги (в том числе инфляционной составляющей); низкой доступности услуг, предусмотренных Программой государс-

2 500

2 000

1 500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 000

0

твенных гарантий; - повышения доходов

населения и др. 500

Применив метод детерминированного факторного анализа, рассмотрим подробнее влияние этих причин.

Объем платных медицинских услуг рассчитывается по формуле

2005 2006

Рис. 4. Объем платных

О =1Ц к,

где О - объем оказания платных медицинских услуг в стоимостном выражении; Ц. - цена на 7-ю услугу;

К. - количество 7-й услуги в натуральном выражении.

Очевидно, что объем платных медицинских услуг в стоимостном выражении зависит от цен (тарифов) и объема оказанных услуг.

Размер платных медицинских услуг вследствие изменения уровня цен в 2012 г. в стоимостном выражении определяется по формуле

ОЦ2012 = ДЦ ' О2005 - О2005,

'ц2012 - размер платных медицинских услуг в 2012 г. за счет изменения уровня цен, млрд руб.;

ДЦ - индекс цен на платные медицинские услуги за 2005-2012 гг.;

где О.

2007 2008 2009 2010 2011 2012

медицинских услуг в РФ на душу населения, руб./чел.

О2005 - объем платных медицинских услуг в 2005 г., млрд руб.

Индекс роста цен на медицинские услуги за 2005-2012 гг., согласно данным официальной статистики, составил 2,63. Объем платных медицинских услуг в 2005 г. - 100 млрд руб., в 2012 г. - 334,4 млрд руб. Тогда Оц2012 = 100 • 2,63 - 100 = 163 млрд руб.

Объем платных услуг в стоимостном выражении за счет увеличения количества услуг определим по формуле

ОК2012 = О2012 - ОЦ2012,

где ОК2012 - размер платных медицинских услуг за счет изменения количества услуг; О2012 - общий объем платных медицинских услуг в РФ за 2012 г.

Таким образом, ОК2012 = 334,4 - 263 = 71,3 млрд

руб.

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что с 2005 по 2012 г. платный сегмент рынка медицинских услуг рос не только за счет повышения цен, но и обусловлен увеличением количества оказанных

услуг. Удельный вес данного фактора в общем стоимостном изменении рынка платных медицинских услуг составляет более 30%. Увеличение доли платных медицинских услуг в общем финансировании здравоохранения сигнализирует о снижении объемов медицинской помощи, предоставляемых в формате государственных гарантий. Население РФ все больше привыкает к мысли, что получить качественные медицинские услуги в необходимый срок бесплатно становится все более затруднительно. С каждым годом увеличивается численность потенциальных пациентов, предъявляющих более высокие требования к сервису, который практически невозможно получить при обращении за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения.

Государству необходимо признать дефицит финансовых ресурсов для финансирования здравоохранения в надлежащем объеме, когда каждый гражданин РФ имеет возможность получения высококвалифицированных медицинских услуг в удобном для него месте и в удобные сроки. В настоящее время государство может профинансировать только некоторую часть медицинской помощи. Поэтому для повышения качества и доступности медицинских услуг следует предпринять меры, включающие:

- утверждение конкретных перечней услуг, оказываемых как на безвозмездной, так и возмездной основе. Эти перечни должны быть утверждены Правительством РФ на федеральном уровне (возможен вариант утверждения данных перечней на уровне каждого субъекта РФ);

- разработку стандартов медицинской помощи с учетом объема финансирования. Перед утверждением каждого стандарта необходимо провести подготовительную работу по расчету его стоимости;

- введение принципа софинансирования при обращении пациента в коммерческое медицинское учреждение (при обращении гражданина в частное медицинское учреждение в случае превышения цены над тарифом обязательного медицинского страхования (ОМС) государство должно возмещать затраты в размере тарифа ОМС, а пациент будет доплачивать разницу). Возможность введения данной нормы необходимо закрепить законодательно на федеральном уровне путем внесения соответствующих поправок в Федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-

дан в Российской Федерации» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; - выделение социально уязвимых категорий населения (дети, неработающие пенсионеры, инвалиды, возможно, беременные и т.д.), для которых должны быть определены конкретные преференции в предоставлении медицинских услуг. Для выбора конкретных категорий пациентов необходимо провести широкое общественное обсуждение этого вопроса для выявления именно тех слоев населения, которые особенно нуждаются в определенных льготах при оказании медицинской помощи. В результате внедрения указанных мер будет повышена привлекательность медицинских услуг для бизнеса и, следовательно, конкуренция на рынке здравоохранения.

В зависимости от региона возможен иной перечень мер, подлежащих тщательной проработке и обоснованию. В любом случае необходимо уделить особое внимание организационно-правовому механизму, в котором должны быть четко прописаны правила оказания медицинской помощи (особенно в части финансирования). В противном случае непопулярная для населения ситуация сохранится, когда государство декларирует бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, а фактически получить ее на соответствующем уровне с каждым годом становится все более проблематично.

Список литературы

1. Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_ poHcy_monitoring/events/document5145.shtml.

2. Доклад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2012 году. URL: http://www.rosminzdrav.ru/system/ attachments/attaches/000/012/979/original/DOKLAD_ PGG_2012.doc?1389715743.

3. Интерактивная витрина Федеральной службы государственной статистики. URL: http://cbsd. gks.ru.

4. Работа Правительства в цифрах и фактах. URL: http://government.ru/dep_news/8364

5. Структура платных услуг населению. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/

Issues on economics

analysis of the paid-medical-service market development

Irina v. KALAsHNIKovA, vladislav a. PoRTNoI

Abstract

Studying the further prospects of the paid-medical-service market development is of great significance in conditions of reduction of health-care public financing. The article analyzes the dynamics of healthcare fee-based service rendering, as well as the influence of various factors on the service volume in price and natural value.

Keywords: paid medical service, federal district, program, state guarantee, prices, tariff

References

1. The report on a course of implementing the Program of the state guarantees for rendering free medical care to the RF citizens in 2006. Available at: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_ monitoring/events/document5145.shtml. (In Russ.)

2. The report on implementing the Program of the state guarantees of rendering free medical care to the Russian Federation citizens in 2012. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/system/attachments/

attaches/000/012/979/original/DOKLAD_PGG_2012. doc?1389715743. (In Russ.)

3. Interactive show-window of Federal State Statistics Service. Available at: http://cbsd.gks.ru. (In Russ.)

4. The Government works in figures and facts. Available at: http://government.ru/dep_news/8364. (In Russ.)

5. Structure of paid services to the population. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/torg/usl/20-36.htm. (In Russ.)

Irina v. KALAsHNIKovA

Pacific State University, Khabarovsk, Russian Federation wes@festu.khv.ru

vladislav a. PoRTNoI

Far East State University of Means of Communication, Khabarovsk, Russian Federation vladisport@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.