Приоритеты России
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ*
и.в. шевченко,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета
н.в. ииколаев
кубанский государственный университет
Черная металлургия включает в себя добычу и обогащение железной, марганцевой и хромовой руд, выплавку чугуна и стали, производство стального проката. Несмотря на сокращение значения металла как конструкционного материала, в настоящее время он по-прежнему остается основой современной промышленности, в особенности машиностроения и строительства.
На наш взгляд, мировая металлургия переживает тяжелый период приспособления к структурным сдвигам в современной экономике. В наибольшей степени эти проблемы коснулись черной металлургии. За последние 15 лет резко увеличилось металлосбережение во всех сферах хозяйства. В связи с этим произошел спад удельного потребления стальной продукции на единицу ВВП.
В развитии черной металлургии наметились две основные тенденции. В индустриально развивающихся странах идет бурное развитие металлургического производства: суммарная доля в мировом производстве стали Китая, Республики Корея, Индии и Тайваня за последние 10 лет выросла в 1,6 раза. В развитых странах наблюдаются низкие темпы наращивания производства и потребления стали, что во многом связано с высоким метал-лонасыщением хозяйства и продолжающейся его структурной реорганизацией. В США и Японии ведущие корпорации сокращают производство традиционной металлопродукции, но при этом расширяют выпуск качественных металлов и слож-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
ных видов проката. Рост выплавки металлопроката происходит только в странах «нового освоения» (Австралия, Канада, ЮАР), что объясняется высокой степенью обеспеченности этих стран металлургическим сырьем и топливом. Крупнейшими производителями стали являются: Китай, Япония, США, Россия, Южная Корея и Индия.
Практически все крупнейшие металлургические предприятия России были построены еще при СССР и ориентировались на экстенсивное развитие социалистической экономики. Развал Советского Союза и дальнейший кризис 1990-х гг. привели к потере традиционных экономических связей, малой загрузке мощностей, росту неплатежей, к сложному финансовому состоянию многих металлургических предприятий. Пережить затянувшийся кризис металлургической отрасли помог экспорт, который выгодно отличался стабильными ценами и четкими договорными отношениями — доля экспорта стальной продукции из РФ от общих объемов производства страны составляла более 65 % (рис. 1).
Дефолт 1998 г. серьезно улучшил ситуацию с инвестиционным климатом в металлургии: на многих предприятиях отрасли началась реконструкция производства, увеличился ассортимент продукции, вводились новые производственные мощности. Девальвация рубля привела к снижению себестоимости российского производства и повысила конкурентоспособность отечественного металлопроката.
Начиная с 1999 г., российская металлургия получила мощную волну антидемпинговых расследований, таможенных пошлин и ограничительных квот. По нашему мнению, так называемый этап
«стальных воин» кардинально уменьшил стальной отечественный экспорт, например, на выгодные рынки стран ЕС и США. Характерной чертой российской металлургии 1999 — 2000 гг. был резкий спад экспортных цен на фоне растущих объемов производства. Под давлением металлургов Правительство РФ в 2002 г. ввело пошлины на импорт ряда видов стального проката из Украины и Казахстана, отменив 5 % экспортную пошлину на черные металлы, введенную в 1999 г.
Бурный рост китайской экономики и высокие цены на российскую нефть активизировали китайский и российский строительные рынки. Конечно, небольшой российский рынок, сконцентрированный в Москве и ряде регионов страны, несопоставим с ог-
60 50 40 30 20 10 0
Л
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
о о гч
о о
О!
о о гч
о о гч
о о гч
о о гч
■ Производство статной прощупщни (тзш т) -Доля экспорта, % (прокат и полуфабрикаты)
ьЧ
Источники: ФСГС, ГТК РФ, MetalTorg.ru
Рис. 1. Динамика производства стальной продукции и ее экспорта из Российской Федерации
ромным рынком стройиндустрии КНР, однако он долгое время стимулировал развитие российской черной металлургии.
Одним из главных направлений модернизации металлургии в начале XXI в. стало наращивание темпов поставок стальной арматуры как на внутренний рынок, так и на экспорт. В отдельные годы доля арматуры в российской торговле была за 60 %, а в отечественном экспорте более 20 %.
Развитие металлургии КНР в течение нескольких лет отставало от бурных темпов индустриализации с опережающим ростом спроса на сталь. Китай оставался нетто-импортером черного металлопроката вплоть до конца 2005 г. Насытившись, китайская экономика стала экспортировать стальные заготовки, напрямую начав конкурировать с экспортом российской металлургии. В результате этого, начиная с июля 2006 г., наметилась тенденция снижения экспортной выручки продукции металлургии РФ.
Российские металлургические компании в последнее время разворачиваются в сторону более высоких цен, т. е. на более выгодный внутренний рынок, главной причиной является оживление в 2005 — 2007 гг. строительства трубной промышленности и некоторых отраслей машиностроения и пр. (рис. 2).
Главной проблемой в черной металлургии является эксплуатация более 86—88 % оборудования сверх нор-
мативного срока, т. е. еще несколько лет, и перед металлургами встанет в полный рост проблема массового выхода из эксплуатации основных фондов. Чтобы избежать эту негативную тенденцию многие металлургические комбинаты за последние годы приняли инвестиционные программы технического перевооружения и ввода новых мощностей.
Главные потребители металлов — машиностроительные и строительные комплексы обеспечивают полный цикл производства продукции — от складов сырья до сборочного конвейера. Мечта иметь все у себя как уменьшение зависимости от поставщиков была мечтой всех предприятий Советского Союза. Основная причина этого — нестабильность и плохое качество поставляемых материалов в отсутствии конкуренции. За годы кризиса склады российских заводов опустели,
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Источники: ГТК РФ, MetaSTorg.ru
Рис. 2. Средние цены экспорта стальной продукции из РФ (долл. / т)
но на большинстве отечественных производств остался огромный комплекс незагруженных заготовительных участков. Общепринято было считать их малорентабельными и лишними издержками для основного производства, что привело к их ликвидации на некоторых машиностроительных заводах. Но о полном устранении заготовительных цехов российского машиностроения речи пока нет, видимо, их мощности будут сбалансированы как с требованием всего производства, так и с наличием сторонних заказов.
Спецификой российского рынка была концентрация потоков потребляемого металла — средних и малых компаний-потребителей черного металлопроката в России практически не было. Только недавно он начал развиваться в стройиндустрии наиболее богатых регионов. Еще одной спецификой российского рынка металлопродукции 1990-х гг. стало невыполнение договорных обязательств, что привело к новому распределению собственности.
Конкурировать ценами металлургическим комбинатам становится все труднее: с одной стороны — ограничения на отечественную продукцию по уровню качества на внешних рынках, с другой — высокие издержки производства, которые в первую очередь связаны с техническим состоянием производственных мощностей, низким использованием НИОКР, слабой культурой производства. Наглядным доказательством этого является превышение в 2 — 4 раза удельных затрат при производстве черного металлопроката отечественных предприятий по сравнению с предприятиями развитых стран Запада.
Таблица 1
Сравнение удельных затрат на производство отечественных и иностранных производителей металлопроката
Удельные затраты на производство 1 т готового проката, чел.-ч/т
Страны Запада, в среднем:
США 6,29
Великобритания 6,21
Германия 6,5
Япония 6,81
Отечественные производители:
Северсталь 11,24
ЗСМК 15,24
НТМК 19,81
КМК 19,96
НОСТА 24,64
Поэтому, на наш взгляд, российская металлургия, обладающая в настоящее время достаточным
конкурентным преимуществом, в скором времени может его лишиться. Главными проблемами остаются неотлаженность механизмов инвестирования, отсутствие четкого понимания целей, задач и путей реформирования металлургической отрасли, касающегося экспорта, государственных ограничений со стороны развитых стран. На сегодняшний день металлургические комбинаты и их владельцы оказались перед выбором приоритетов и стратегии своего развития: проводить инвестиционные программы по улучшению качества и снижению издержек производства или остановиться на достигнутых результатах и стричь купоны бездействуя.
Проанализируем рынок черного металлопроката на примере Краснодарского края, где нет предприятий-производителей, поэтому металл завозится извне. Основными российскими поставщиками стали ныне являются Мечел, НОСТА, ММК, Таганрогский металлургический комбинат, МЗ «Красный Октябрь», Северсталь, НЛМК, НМК, Ашинский металлургический комбинат, Рязанский трубный завод и т. д. Помимо этого, металлопрокат (в основном арматура и профильные трубы) импортируется в основном из Китая, Украины, Турции, Белоруссии, Молдавии, Польши и пр.
На данный момент металлоторговцев рынка Краснодарского края разделяют на три основные группы:
1) структуры, входящие в состав крупных федеральных компаний (Инпром, Комтех, Метал-лоторг);
2) фирмы-поставщики, созданные производителями металлопроката (Мечел, Северсталь, Группа компаний Демидов и т. д.);
3) Независимые металлоторговцы (Кубаньме-талл, Кубаньметаллобаза, КубаньМеталлСер-вис и т. д.).
В южном регионе главными потребителями черного металлопроката являются предприятия машиностроительной отрасли и стройиндустрии. Структура клиентской базы по Краснодарскому краю выглядит следующим образом:
• Машиностроительная отрасль — 30 %.
• Строительные предприятия — 28 %.
• Сельское хозяйство — 10 %.
• Энергетика — 5 %.
• Сфера услуг — 4 %.
• Нефтяная и нефтегазовая промышленность —
3 %.
• Мелкие частные организации и физические лица — 20 %.
В Краснодарском крае более 50 металлотор-гующих предприятий, ведущие 5 металлобаз края (Комтех, КубаньМеталлСервис, Южный металл, Инпром и Кубаньметаллобаза) предлагают широкий сортамент металла, совокупная доля их продаж по отрасли составляет более 50 %, что позволяет говорить об олигополистической модели рынка. Войти в отрасль сравнительно легко, решения отдельных фирм о ценообразовании и определении объемов закупок являются взаимозависимыми, но постепенно эта зависимость слабеет в результате появления на рынке новых компаний-поставщиков, созданных металлургическими комбинатами. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и учитывает эти решения в своем собственном поведении.
Компании, торгующие металлом в крае по способам работы с клиентами можно подразделить на несколько видов:
1) крупные металлобазы (как филиалы крупных федеральных компаний, так и независимые трейдеры), предлагающие широкий сортамент металлопроката плюс дополнительные услуги для удобства клиента (доставка собственным автотранспортом, резка, изготовление полуфабрикатов и т. д.);
2) фирмы, имеющие сравнительно небольшой склад (как правило, арендованный), занимающие небольшую нишу в отрасли (ООО ТК «Феррум», Алтын, Тирус-Метрис и др.);
3) компании, имеющие свой склад, перекупающие металл (Металл-Град, Сталепромышленная компания, Кубаньметалл и т. д.);
4) фирмы, не имеющие своего склада (выдающие, как правило,) склад конкурентов за свой),
перекупающие металлопрокат, проводящие агрессивную рекламную политику (под девизом «у нас все есть») «везде и всюду» (ООО «МеталлМедиа-Строй, ООО Металлстройгрупп).
Решение о проведении Олимпиады 2014 г. в городе Сочи и государственная программа строительства более 200 спортивных и инфраструктурных объектов делают рынок Краснодарского края одним из главных приоритетов российских металлоторгующих и зарубежных компаний на ближайшие 6 лет. Вследствие этого прогнозируется небывалый рост рынка черного металлопроката и появление на рынке новых игроков.
Конкуренция в регионе достаточно высока, при этом надо учитывать, что на рентабельность металлобаз напрямую влияют мировые цены на металл и правила игры, которые устанавливают металлургические комбинаты. Доходность металлобаз по краю может колебаться от 4 до 30 % в течение года. В момент, когда цены на мировом рынке идут на повышение, производители увеличивают объемы экспорта, в результате чего в крае по определенным позициям формируется дефицит. В зимний период, когда спрос на рынке падает, происходит заполнение складов — предприятия не останавливают производство, вследствие чего им предпочтительно работать с крупными структурами, гарантирующими стабильный постоянный объем закупок в течение всего года. В то же время доходность независимых металлобаз зависит от работы фирм-поставщиков, созданных заводами-производителями. Эти фирмы могут приобретать металлопрокат «родных» заводов по сниженным ценам с отсрочкой платежа.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ —д ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Производные финансовые инструменты
• Банковско-предпринимательская деятел
• Конкурентноспособность российской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное"
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]