Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / КИТАЙ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / INVESTMENTS / COOPERATION / RUSSIA / CHINA / ECONOMY / DEVELOPMENT / WORLD POLITICS / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / SILK ROAD

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ма Гуаньцюнь

Китайская Народная Республика - это яркий и активный игрок на мировой арене, который плодотворно работает в разработке и развитии управленческой системы и международных норм в Арктическом регионе. Освоение и развитие Северного Морского пути является весьма сложной и высокозатратной задачей, которая нуждается в эффективном международном сотрудничестве. «Один пояс и один путь» - это инициатива, в рамках которой Китай вместе с заинтересованными государствами смогут построить и далее продуктивно развивать «Ледовый Шелковый путь», а также содействовать стабильному социально-экономическому развитию региона. «Ледовый Шелковый путь» - это не просто использование Северного Морского пути в качестве транспортно-логистической магистрали (преимущественно для перевозки каких-либо грузов), которая обычно характеризуется как самый короткий морской путь между Европой и Азией, самый безопасный и не имеющий ограничений по размеру судна в отличие от маршрута через Суэцкий канал. Китайская Народная Республика является крупнейшим потребителем энергоносителей, поэтому вопрос наличия и дефицита сырья всегда актуален. В силу того что вдоль Северного Морского пути находятся весьма перспективные залежи энергетических ресурсов, в данной сфере уже происходит активное взаимодействие между Россией и Китаем в рамках стратегии «Ледовый Шелковый путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE CHINESE-RUSSIAN ECONOMY AND INVESTMENT COOPERATION BETWEEN COUNTRIES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "ONE BELT - ONE ROAD" INITIATIVE "

The People's Republic of China is a bright and active player in the world arena, which fruitfully works in the development and development of the management system and international norms in the Arctic region. The development and development of the Northern Sea Route is a very complex and costly task that requires effective international cooperation. "One Belt and One Road" is an initiative in which China, together with interested states, will be able to build and further productively develop the "Ice Silk Road", as well as contribute to the stable socio-economic development of the region. The "Ice Silk Road" is not just the use of the Northern Sea Route as a transport and logistics route (mainly for the transportation of any goods), which is usually characterized as the shortest sea route between Europe and Asia, the safest and has no size restrictions ship as opposed to the route through the Suez Canal. The People's Republic of China is the largest consumer of energy resources, so the issue of the availability and shortage of raw materials is always relevant. Due to the fact that there are very promising deposits of energy resources along the Northern Sea Route, active interaction between Russia and China is already taking place in this area within the framework of the “Ice Silk Road” strategy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"»

УДК 339.97

Ма Гуаньцюнь аспирант 2 курса кафедра русского языка Московский Педагогический Государственный университет

Россия, Москва

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Аннотация. Китайская Народная Республика — это яркий и активный игрок на мировой арене, который плодотворно работает в разработке и развитии управленческой системы и международных норм в Арктическом регионе. Освоение и развитие Северного Морского пути является весьма сложной и высокозатратной задачей, которая нуждается в эффективном международном сотрудничестве. «Один пояс и один путь» — это инициатива, в рамках которой Китай вместе с заинтересованными государствами смогут построить и далее продуктивно развивать «Ледовый Шелковый путь», а также содействовать стабильному социально-экономическому развитию региона. «Ледовый Шелковый путь» — это не просто использование Северного Морского пути в качестве транспортно-логистической магистрали (преимущественно для перевозки каких-либо грузов), которая обычно характеризуется как самый короткий морской путь между Европой и Азией, самый безопасный и не имеющий ограничений по размеру судна в отличие от маршрута через Суэцкий канал. Китайская Народная Республика является крупнейшим потребителем энергоносителей, поэтому вопрос наличия и дефицита сырья всегда актуален. В силу того что вдоль Северного Морского пути находятся весьма перспективные залежи энергетических ресурсов, в данной сфере уже происходит активное взаимодействие между Россией и Китаем в рамках стратегии «Ледовый Шелковый путь».

Ключевые слова: инвестиции, сотрудничество, Россия, Китай, экономика, развитие, мировая политика, российско-китайские отношения, Шелковый путь.

Ma Guancun 2nd year postgraduate student Department of Russian language Moscow state Pedagogical University

Russia, Moscow

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE CHINESE-RUSSIAN

ECONOMY AND INVESTMENT COOPERATION BETWEEN COUNTRIES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "ONE BELT -

ONE ROAD" INITIATIVE "

Annotation. The People's Republic of China is a bright and active player in the world arena, which fruitfully works in the development and development of the management system and international norms in the Arctic region. The development and development of the Northern Sea Route is a very complex and costly task that requires effective international cooperation. "One Belt and One Road" is an initiative in which China, together with interested states, will be able to build and further productively develop the "Ice Silk Road", as well as contribute to the stable socio-economic development of the region. The "Ice Silk Road" is not just the use of the Northern Sea Route as a transport and logistics route (mainly for the transportation of any goods), which is usually characterized as the shortest sea route between Europe and Asia, the safest and has no size restrictions ship as opposed to the route through the Suez Canal. The People's Republic of China is the largest consumer of energy resources, so the issue of the availability and shortage of raw materials is always relevant. Due to the fact that there are very promising deposits of energy resources along the Northern Sea Route, active interaction between Russia and China is already taking place in this area within the framework of the "Ice Silk Road" strategy.

Key words: investments, cooperation, Russia, China, economy, development, world politics, Russian-Chinese relations, the Silk Road

В последние десятилетия Китай последовательно наращивает усилия, направленные не только на решение внутренних экономических и социальных проблем, но и на укрепление своих позиций на мировой арене. В этом контексте закономерной можно считать инициативу, предложенную в 2013 году Председателем КНР Си Цзиньпином. Она получила название «Один пояс - Один путь» (ОПОП). Предпосылки появления данной инициативы, ее задачи и перспективы исследованы в книге «Один пояс -Один путь: долгий путь Китая к 2049 году», которую написал американский эксперт Майкл Глянц совместно с Робертом Россом и Дэвидом Догерти.

Инициатива Китая выходит за рамки развития региональной торговли и может рассматриваться в качестве меры, направленной на формирование новой модели сотрудничества Пекина с разными странами. При этом речь идет не только и не столько о странах, которые расположены на маршрутах, получивших собирательное название «Древний Шелковый путь»[5,с.1333].

Китай решил использовать понятие «Великий Шелковый путь», которое должно усилить ностальгию по тем временам, когда страна динамично развивалась и играла заметную роль в развитии других территорий. При этом обращение Китая к истории должно создавать

ощущение преемственности китайской политики, обосновывая курс на продвижение инфраструктурных проектов.

Современный Китай придал своей политике элементы романтики, которые должны были скрыть ее истинные задачи. Реконструкция Древнего Шелкового пути, прославление времен, когда европейская элита восторгалась экзотическими пряностями и тканями из Китая усилила интерес к инициативе Пекина. Умело обыгрывая легенды об успехах торговли, Китай позиционирует инициативу, которая должна привести мир к новой экономической и политической реальности.

Полное название стратегии развития «Один пояс и один путь» — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь двадцать первого века», которые являются стратегическим планом развития страны на высшем уровне[1,с.9].

С существующим двусторонним и многосторонним торговым механизмом между Китаем и странами вдоль стратегической линии, этот план активно и конструктивно развивает устойчивое экономическое партнерство с соседними странами. Создание сообщества чести, интересов, ответственности и судьбы экономической интеграции, культурного вовлечения и политического взаимного доверия — это хорошая возможность для Китая подчеркнуть свой международный статус и поведение великой державы в новых условиях развития нынешней мировой ситуации, а также способствовать поддержанию мира во всем мире и региональной стабильности и развития. Стратегия развития «Один пояс и один путь» придерживается принципа мирного сосуществования, открытого сотрудничества и взаимной выгоды, работы рука об руку с соседними странами и странами вдоль линии стратегии, чтобы вместе со всеми странами Евразии построить сообщество тесного сотрудничества, взаимной выгоды и общего прогресса. Активизация сотрудничества между Россией и Китаем в различных областях также является ключевым содержанием стратегического плана развития стратегии «Один пояс и один путь».

С момента заключения Межправительственного торгового соглашения в начале 1990-х гг. Россия и Китай часто осуществляют обмен между правительством и частным сектором. С момента прихода к власти президента Путина политика развития России сместилась в сторону контролируемой рыночной экономики, ориентированной на экспорт энергоносителей. В последние годы под влиянием международной обстановки экономика переживала спад. Политическое доверие России к Китаю расширило масштабы двустороннего торгово-экономического сотрудничества и, в определенной степени, также помогло и поддержало Россию.

С 2000 по 2014 гг. внешняя торговля между Россией и Китаем становилась все более активной, демонстрируя заметную тенденцию роста.

Российская промышленная структура и структура экспорта товаров относительно едины, а спрос на продукцию легкой промышленности огромен. С 2018 года положительное сальдо торгового баланса России с Китаем осталось на уровне около 11,9 млрд долл. США. Импорт и экспорт России с Китаем демонстрирует тенденцию роста, а Россия и Китай поддерживают стабильное торговое партнерство[3,с.15].

В краткосрочной перспективе экспортная торговля России в Китай в основном будет основана на производстве сырья и энергоносителей, импорт же, в основном, будет включать текстиль, бытовую технику и другие товары, что будет вести к процветанию внутреннего рынка Китая. В долгосрочной перспективе Россия будет занимать важное место на международной арене и не будет полагаться исключительно на энергию и природные ресурсы для получения выгод от международной торговли. Поэтому Китай должен активно оптимизировать структуру экспортных товаров, усилить торговую и экономическую взаимосвязь с Россией, более непосредственно поставлять китайские товары на российские потребительские рынки и сделать их неотъемлемой частью общественной жизни и производства, чтобы торговля между двумя странами поддерживалась в рамках взаимной выгоды в течение длительного времени[6,с.29].

При оценке инициативы «Пояс и путь» как способствующей углублению российско-китайских отношений, важно понимать, какие цели каждая из сторон преследует в ее продвижении. Для Китая это, прежде всего, поиск новых драйверов экономического роста на фоне ухудшения мировой экономической ситуации после мирового финансово -экономического кризиса 2008-2009 гг. и снижения мирового потребления. Инициатива «Пояс и путь» направлена в связи с этим на стимулирование торговли (и в особенности китайского экспорта) посредством как создания новых транспортно-логистических коридоров (облегчающих и удешевляющих транспортировку товаров), так и в целом посредством стимулирования торгово-экономических связей путем либерализации торговли, создания свободных экономических зон, упрощения торговых процедур, повышения прозрачности торговых мер технического характера и пр[4,с.20].

В последние годы Пекин систематически делает акцент на необходимости упрощения процедур в области торговли и инвестиций, улучшения делового климата, создания зон свободной торговли и в целом развития мировой экономики открытого типа. Китай, как экспортно ориентированная экономика, крупный импортер природных ресурсов, крупнейшая в мире торговая держава, в высшей степени заинтересован в отстаивании принципов свободной торговли и дальнейшей либерализации мировой торговли. Курс страны на всестороннюю поддержку

экономической глобализации был обнародован еще на прошедшем в январе 2017 г. международном экономическом форуме в Давосе[2,с.11].

Для России китайская инициатива «Пояс и путь» несет как потенциальные шансы развития, так и представляет определенные вызовы. Участие России в инициативе потенциально способно содействовать в решении некоторых важных задач экономического развития. Особо можно выделить содействие развитию транзитного потенциала России и преодолению пространственных дисбалансов экономического развития нашей страны, включая стимулирование развития российского Дальнего Востока. В контексте реализации этих двух задач потенциально интересным для российской стороны является модернизация и развитие транзитных возможностей Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали[9,с.97]. Также Россия заинтересована в привлечении китайского капитала как в форме прямых инвестиций, так и в виде заемных средств ввиду недостатка капитала в России и некоторых сложностях его получения на внешних рынках в связи с рецессией российской экономики и западными санкциями. Китайская инициатива рассматривается и как предоставляющая возможность выхода российских производителей на емкий потребительский рынок Китая (в особенности производителей продуктов питания и сельскохозяйственной продукции). В целом, абстрагируясь от геополитического значения реализации китайской инициативы, важнейшей задачей России является использование предоставляемых китайской инициативой «Пояс и путь» возможностей в целях создания инновационной, пространственно сбалансированной национальной экономики, включенной в мирохозяйственные процессы и формируемые в русле инициативы новые транспортно-логистические сети[8,с.20].

Таким образом, ОПОП неожиданно превратился в бренд, который Китай может успешно использовать. Если в ближайшем будущем эта инициатива получит позитивную международную реакцию, то ОПОП как бренд позволит Китаю выделиться на фоне других национальных и совместных международных усилий по реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов и проектов развития. Это также позволит Китаю внести изменения в правила игра под названием «глобальное развитие» за счет создания международного финансового учреждения -Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, учрежденного 57 членами. С теми или иными вариациями, используемыми Китаем или средствами массовой информации для описания деятельности в рамках инициативы «Один пояс - Один путь», сокращение ОПОП уже является брендом, который будет укрепляться[7,с.60].

Россия — очень важная опорная страна в китайской стратегии развития «Один пояс и один путь». Углубление российско-китайского торгово-экономического сотрудничества отвечает национальным интересам и чаяниям России и Китая, играя каталитическую роль в развитии

двусторонних отношений и стабилизации политической и экономической ситуации на евразийском континенте и в мире. Развитие российско-китайской торговли подверглось многим кооперативным процессам, а сама торговля в разные периоды показала свои особенности, соответствующие фону времени и политической обстановке. Россия и Китай являются двумя крупнейшими экономическими державами в мире, и их перспективы и потенциал сотрудничества значительны. После того, как Китай выдвинул стратегический план развития «Один пояс и один путь», перспектива сотрудничества между двумя странами привлекает все больше внимания.

Использованные источники:

1. Ван Шуан. Влияние стратегии «Один пояс и один путь» на экономику России и Китая, и контрмеры / Ван Шуан // Научно-техническое экономическое руководство — 2016. — № 30.

2. Гарбузарова Е.Г. Сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути: преимущества, риски, достижения // Проблемы постсоветского пространства. - Т. 6. - 2019. - № 1. - С. 8-15.

3. Глянц М. Китайская инициатива «один пояс - один путь»: что может сделать «бренд» // Проблемы постсоветского пространства. - Т. 4. - 2017. -№ 1. - С. 8-19.

4. Давыденко Е.В., Колесникова Т.В. «Один пояс - один путь» как катализатор инвестиционного сотрудничества России и Китая // Вестник Евразийской науки, 2018 №5

5. Лексютина Я.В. Оценка первых результатов российско-китайского сотрудничества в русле реализации китайской инициативы «Пояс и путь» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. -Т. 14, № 7. -С. 1333 - 1347

6. Лузянин С.Г. «Один пояс, один путь»: российская проекция и проблемы сопряжения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2017. Т. 22. № 22. С. 27-36.

7. Погодин С.Н., Ван Ц. Геополитические и геоэкономические интересы Китая в Арктике // Геополитика и безопасность. 2017. № 2. С. 59—64.

8. Савкович Е.В., Маркова Д.С. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс и один путь» // Европейский интеррегионализм и Большая Евразия. 2018. С. 18-27.

9. Чэнь Чунье. Исследование развития российско-китайской торговли в рамках стратегии «Один пояс и один путь» / Чэнь Чунье // Теория китайского бизнеса (ФШЙЛ). — 2016. — № 23. — С. 97-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.