Анализ развития инновационного
потенциала региона
на примере Республики Марий Эл
сч сч
£
Б
а
2 ©
Беляева Марина Александровна
Магистрант 2-го года обучения, Поволжский государственный технологический университет
Шулепов Владимир Иванович
к.э.н., доцент кафедры Менеджмента и бизнеса, Поволжский государственный технологический университет, shulepovvi@volgatech.net
В статье рассматривается сущность и структура инновационного потенциала региона. Проведен анализа существующих подходов, к определению сущности инновационного потенциала хозяйствующего субъекта и выявлены его основные особенности. Проанализирован уровень инновационной активности в Республике Марий Эл по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа. Проведено ранжирование субъектов Приволжского федерального округа с точки зрения инновационного потенциала, направлений государственной поддержки инновационной деятельности в регионе. На основе анализа социально-экономического положения Республики Марий Эл исследованы сильные и слабые стороны ее инновационного потенциала. Выявлены основные факторы, негативно влияющие на рост инновационной активности в регионе. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличие у Республики Марий Эл объективных предпосылок формирования кластеров на своей территории. Выбор сценария создания кластера зависит в первую очередь от взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, эффективности синхронизации стратегического развития предприятий региона.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная активность, инновационный результат, регион, анализ, кластеры, уровень инновационного потенциала, направления развития.
Введение. Главной особенностью инновационного развития Российской Федерации по сравнению с другими более развитыми странами является высокая степень неравномерности регионального развития. Неравенство определяется спецификой каждого региона, характеризуется исторически сложившейся специализации, имеет особое географическое положение и потенциал для инноваций. В современной экономике размер инновационного потенциала и эффективность его использования определяют потенциальные возможности и горизонты для роста региональной экономической системы. Все это выдвигает на первый план необходимость нахождения методов оценки инновационного потенциала региона.
Цель исследования заключается в проведение анализа развития инновационного потенциала РМЭ.
На данный момент один из факторов в развитии региона - формирование и эффективное использование регионального инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала региона важна для оценки региональной инновационной политики и развития региональных программ с эффективным использованием инновационных ресурсов.
Работа по определению инновационного потенциала субъекта хозяйствования может осуществляться на разных уровнях: государства, региона, сектора, кластера, корпорации или отдельного предприятия. Исследованием инновационного потенциала на различных уровнях хозяйствующих субъектов занимаются зарубежные и отечественные авторы.
В последние годы международной практики исследование инноваций развили множество подходов к оценке инновационного потенциала. Проблемой измерения инновационного потенциала занимаются различные исследователи международных школ и научных организаций: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия по инновациям, Организация промышленного развития при ООН (ЮНИКТАД), научные подразделения Всемирного экономического форума и Всемирного банка и др. Эти организации разработали методы и подходы к оценке, которые используются в различных целях для каждой из участвующих сторон в инновациях (крупные вкладчики, государственные учреждения, правительственные учреждения, и т.д.) [4].
В экономической литературе инновационный потенциал некоторые авторы [2] интерпретируют как комплекс инновационных ресурсов (финансовых, материальных, научно-технических, интеллектуальных), которые позволяют создать инновацию и инновационные технологии, продуктов и услуг, которые нужно рассмотреть как основанный на ресурсе подход к определению инновационного потенциала. Другие [3] считают инновационный потенциал с точки зрения инновационных действий, т.е. фактический продукт полученный в инновационном процессе. Исходя из этого инновационный потенциал представляется как произведенное в будущем инновация.
В целом, существующие категории инновационной способности могут быть разделены на подходы:
1) определяет инновационный потенциал концепций научно-технических, интеллектуальных и творческих потенциалов;
2) ресурсный подход - рассматривает инновационный потенциал как упорядоченный набор ресурсов для осуществления инновационной деятельности субъекта рынка;
3) на основе разделения использования ресурсов инновационного потенциала на реализованные и нереализованные ресурсные возможности;
4) рассматривается как мера способности и готовности хозяйствующих субъектов для осуществления инновационной деятельности;
Рис. 1.Структурная взаимосвязь компонентов инновационного потенциала
5) результативный подход, инновационный потенциал раскрывается через анализ инновационной деятельности и является отражением конечного результата реализации возможностей;
6) представляет собой сочетание ресурсного и результативного подходов, представляет собой набор инновационных ресурсов, предоставленных в виде продукта инновационной деятельности в производственном секторе.
На основе анализа существующих подходов, можно сделать вывод, что определение сущности инновационного потенциала хозяйствующего субъекта должно включать следующие главные особенности:
- инновационный потенциал действует как подсистема социально-экономического потенциала области, все части которого взаимосвязаны. Эффективное осуществление общего потенциала зависит от государства как каждая из его частей и их взаимодействий;
- инновационный потенциал - доступность и баланс ресурсов, уровень развития, которого достаточно для эффективных инноваций;
- инновационный потенциал включает организационные и институциональные механизмы, которые обеспечивают инновационную деятельность;
- инновационный потенциал содержит скрытые возможности ресурсов, которые могут быть введены для внедрения инновационных стратегий;
- инновационный потенциал - особенность экономической системы изменяться, улучшаться и прогрессировать на основе преобразования существующих ресурсов в новое состояние[5].
Проанализировав все вышесказанное, мы можем предложить следующее определение инновационного потенциала: сочетание ресурсных возможностей для создания, организационных способностей для развития и экономической готовности к реализации инновационной деятельности экономического субъекта на различных уровнях.
Ресурсный потенциал инновационного развития являются основой для формирования инновационного потенциала экономической системы. Они включают в себя следующие основные компоненты, которые имеют различные функции: логистические, финансовые, научно-технологические, человеческие ресурсы.
Организационная способность развивать инновации в структуре инновационного потенциала находит свое отражение в степени развития информационно-консультационной инфраструктуры. Важность этих структур, чтобы поддержать инновации состоит в том, что у инноваций есть много определенных особенностей, знание которых приобретено только с практическим опытом.
Экономическая готовность ввести новшества показывает способность системы чувствовать и использовать созданные инновации для коммерциализации инноваций [5].
Предлагаемое определение раскрывает сущность инновационного потенциала в целом на различных уровнях экономических систем. Сочетание инновационного потенциала отдельных предприятий и окружающей их инфраструктуры включает в себя инновационный потенциал отрасли, совокупность которых, обрамлена региональной инфраструктурой, определяющей инновационный потенциал региона. Акцентируя внимание на воздействии эффекта совместных действий, нужно предположить, что инновационная способность отдельных предприятий может сделать инновационный потенциал в различных отраслях промышленности. Кроме того, инновационный потенциал отдельных секторов взаимосвязан друг с другом при подготовке инновационного потенциала региона.
Важный вопрос определения инновационного потенциала экономической системы должен определять отношения между результатом продолжающихся инноваций и использованным инновационным потенциалом.
Множество авторов, которые изучают количественную оценку инновационного потенциала экономической системы, основываются на определении инновационного потенциала, способности и готовности экономической системы, при расчете инновационного потенциала показывать результат инновационной деятельности как неотъемлемой части:
Инновационный потенциал = Ресурсы + Инфраструктура + Результат . (1)
В это же время определения инновационного потенциала, которые прменя-ют исследователи, несут только представления о возможности, способности экономической системы с целью получения определенного результата. Это положение противоречит определению инновационного потенциала. Здесь следует более подробно остановиться на определении инновационных результатов и инновационной деятельности экономической системы. Результат инновации направлен на выявление отгруженной инновационной продукции (услуги). В соответствии с методологией научно-исследовательской инновационной деятельности службы Федеральной государственной статистики, «инновационная деятельность» означает отношение общего количества субъектов, участвующих в инновационной деятельности, по крайней мере, одного из видов: технологические, маркетинговые, организационные и другие - к общему количеству субъектов хозяйственной деятельности. Эти показатели показывают реальное желание и стремление субъектов инновационной деятельности к ее разработки и реализации.
Заключительный этап инноваций является инновационный продукт (услуга) результат. Для получения этого результата нам нужен процесс - «инновационный процесс».
Анализ оценки уровня инновационного развития стран, регионов, отраслей и предприятий указывает на необходимость использования интегрированных, комплексных показателей для оценки инновационного потенциала на различных уровнях экономических систем. Для полного синтеза характеристик инновационного потенциала предлагается использовать интегральный показатель, характеризующий величину инновационного потенциала региона. Интегральная оценка инновационного потенциала осуществляется в несколько этапов (рис.2.):
1. описание цели предложенного исследования, выборе тип изучаемой экономической системы;
© £
Я
3
* 2
сч сч
£
а
2 о
2. предварительная квалификация отобранных экономических систем;
3. выбор частичных индикаторов (система индикаторов/ индексов/ подындексов), компоненты составного индекса;
4. проверка отобранных индикаторов на мультиколлинеарность в контексте каждого из объектов при исследовании (регион, промышленность, предприятие);
5. нормализация конкретных индикаторов, чтобы сравнить их друг с другом;
6. выбор составного индекса;
7. определить веса индикаторов, включенных в составной индекс;
8. соединение информации;
9. анализ данных (рейтинг изученных экономических субъектов).
Такой подход является последовательным выполнением действий в проведении интегральной оценки формирования системы показателей для направления анализа данных (ранжирование хозяйствующих субъектов) и в полной мере отражения возможностей потенциала.
Согласно предложенной методике оценки инновационного потенциала был осуществлен анализ инновационного потенциала регионов ПФО (табл. 1).
Полученные данные свидетельствуют о низком инновационном потенциале в республике Марий Эл. Но в тоже время, правительством республики уделяется значительное внимание формированию эффективной инвестиционной политики и привлечению инвестиций в экономику республики, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Это видно из таблицы, так как АО сравнению с 2013 годом РМЭ поднялось на18 позиций вверх по рейтингу.
В настоящее время в республике активно работают учреждения, поддерживающие разработку инвестиционной деятельности, а также малые и средние компании., которые организовывают производство инновационных продуктов, чтобы улучшить конкурентоспособность экономики республики Марий Эл . Также в республике сформирован инновационно-технологический кластер « Интеллектуальные технологии энергетики высокой эффективности « и разработана программа для его развития. Элементы кластера - ООО «Анвита», АО «НПО Таврида Электрик», ООО Фирма «Инструмент-Н», ООО «Электроконтакт» и ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет». Создание кластера было упрощено территориальной концентрацией предприятий, существо-
Прсдмршмьам иачнфикйшы не- ; ^ Выоор мин иитсгр*лмюго —
О ш или.] к
прмпоитасчос» псслсюмнм
| Отрлси !*""*" Выоар гапа не- \
следупюй ж о* ______________
1К*ЛСЧ«К<>ЙСИ- ! Пр1МЛршгиг Ь
СТСЫЫ
т
Лтрега .->" ' пе тгфорняшгп
■»¿от* и >£ф1т[-
Рис.2. Основные этапы методики оценки инновационного потенциала Таблица 1
Инновационный потенциал регионов ПФО
2013 2014 Изменение ранга по РРИИ 2013-2014
Ранг по РРИИ Группа по РРИИ Ранг РРИИ Группа ло РРИИ РРИИ
Республика Татарстан 2 1 1 1 0,5625 1
Республика Мордовия 16 II 2 II 0,4930 14
Нижегородская область 5 11 3 11 0.4749 2
Чувашская республика 3 II 4 II 0,4645 -1
Пензенская область 1 11 5 11 0.4411 -4
Республика Башкортостан 8 II 6 II 0,4200 2
Ульяновская область 2 II 7 II 0,4137 -5
] 1ермский край 15 II 8 II 0,4007 7
Самарская область 9 11 9 11 0.3941 0
К и ро иска я область 18 ш 10 III 0,3488 8
Республика Марий Эл 29 III 11 III 0,3438 18
Саратовская область 22 ш 12 III 0.3396 10
Оренбургская область 6 ш 13 III 0,3222 -7
Удмуртская Республика 21 ш 14 III 0,2947 7
ванием стабильных отношений с поставщиками сырья и технологическими разработчиками, осведомленностью о потребности в координации усилий и трудовом потенциале области. Элементы кластера производят продукцию электротехнического назначения. Якорное предприятие - АО «НПО Таврида Электрик», которое производит устройства коммутации - устройства, разработанные к для включения\отключения цепей с высоким напряжением и защищать их, делают и для внутренней установки и внешний непосредственно на линиях передачи [4].
Также привлечение наиболее крупных инвестиций в основной капитал осуще-
ствлялось такими предприятиями, как АО «Ариада», ООО «Марийский НПЗ», АО «МРСК Центра и Приволжья», АО «ММЗ», ФЛ «Мариэнерго», ООО «Птицефабрика Акашевская», АО «Марийское», ООО ПЗ «Шойбулакский», оОо «Теклас», ООО «Русский пеллет», АО «НПО Таврида Электрик», и другими. По прогнозу в 2016 году объем инвестиционных вложений в развитие предприятий за счет всех источников финансирования ожидается в размере 10725,7 млн. рублей, темп роста составит 152,8% в сопоставимых ценах [4].
В условиях формирования и разработки инновационной системы республики, более очевидной и популярной,
Таблица 2
Таблица SWOT - анализа
Конкурентные преимущества ( си л ьн ыс стор он ы )
] Благоприятное экономическое и reo графическое положение республики Марий Эл
2. Безопасность энергетических ресурсон
3. Достаточно высокий уровень развития среднего и малого б и »нее а 4 I (ол и ти веская стабильность 8 регионе
5. Высокая способность к росту регионального рынка потребительских товаров
6. Близость потенциально больших рынков потребительских товаров в соседних регионах
7. Широкий спектр финансовых услуг и страховых услуг
8. Активная региональная инвестиционная политика республики Республика Марий Эл для продвижения и брендинга региона
9. Устойчивый рост объемов промышленного ПрОИЗВОДСТВа И
инвестиций в основной капитал
10. Развитие в области сельского хозяйства и сельскохозяйственных угодий н области промышленности технологических кластеров
11. Хорошо ра звитая сеть учебных заведений для подготовки и переподготовки кадров
12. Благоприятные условия окружающей среды
13. Наличие транспортных коридоров. Проходящих Черев территорию Республики Марий Эл_
Возможности
1. Экономический рост России
2. Развитие транспортных коридоров, проходящих через территорию республики Марий Эл
3. Мобилизация внебюджетных фондов (включая учреждения развития) для создания и развития инвестиций и транспортной инфраструктуры, необходимой для внедрения инвестиционных проектов
4. Внедрение проектов на развитии инфраструктуры через предприятия государстве! I но-час'1 пого партнерства
Сдерживающие факторы (слабые стороны)
1. Дорогостоящие инвесторы по возможности соединения объектов транспорта и энергетической
и I [ фрастру к ту р ы
2. Отрицательные тенденции в демографических процессах и напряженных отношениях на рынке I руда
3. Неустойчивость развития территории республики
4. Ухудшение производственной инфраструктуры И технологического оборудования
5. Дорогостоящие продукты кредита Банка
6. Тенденция оттока компетентно™ персонала и молодежи из региона
7. Низкий уровень разработки транспорта и инфраструктуры логистики
8. 11изкая инновационная деятельность предприятий
9. Отсутствие навыков маркетинга и иностранной экономической деятельности компании
10. Шохо развита туристическая и I [ фрастру кту ра
Угрозы
1. Рост соревнования между российскими регионами и зарубежными странами за инвестиции
2. Негативные последствия от вступления России в ВТО для компаний, работающих на внутреннем рынке
3. Усиление глобальной конкуре пции, включая на рынках капитала, технологии и трудовых ресурсах
4. Воздействие глобального финансового и экономического кризиса на российской экономике и республике
5. Сохранение неравенства цен на сельскохозяйственные продукты, оборудование, источники энергии для сельского хозяйства
стала инновационная функция высшего образования и улучшения роли учебных заведений высшего профессионального образования, которое определяет потенциал персонала инновационной разра-
ботки республики и продвижения новаторских идей и обеспечения их определенным производителям. Высшие учебные заведения республики хорошо разработали инновационную инфраструкту-
ру. Так, на основе ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» управляет научно-технологическим парком распределенного типа, включая: бизнес-инкубатор, исследовательский и инновационный центр, консультирование в поле управления и маркетинга, центра автоматизированного проектирования, есть центр передачи технологии, девять научно-образовательных центров, центры коллективного использования, а также 20 небольших инновационных предприятий, которые выполняют научные исследования в поле инструментария машиностроения, электроники, технологии, программного обеспечения, технологические аппаратные и программные системы обнаружения и отображают аналитическое программное обеспечение для цифровой обработки сигналов и изображений, разрабатывают цифровое устройство синтеза и шумовую обработку сигналов, охрану окружающей среды, и т.д. В ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», активно работает инновационный центр, основная задача которого - интеграция Университета в объединенный образовательно-научный производственный центр, который должен улучшить и образовательную и научную работу и продукты знаний. До настоящего времени инновационный центр - элемент российской сети технологической передачи.
Инновационная деятельность развивается и на промышленных предприятиях республики. Поэтому предприятия вынуждены непрерывно осуществлять обновление основных фондов, внедрять новых технологий в производство, выпускать новые виды продукции. Важную роль играет повышение эффективности научных исследований и внедрения результатов научных исследований во всех сферах реального сектора экономики. Инновационная деятельность осуществляется такими предприятиями, как АО «Ариада», АО СКБ «Хроматэк», ООО «Марийский нефтеперегонный завод», ООО «Научно-производственная фирма «Геникс», АО «Марийский машиностроительный завод», АО «Красногорский завод «Электродвигатель», АО «Завод полупроводниковых приборов», ООО «Ната-Инфо», АО «Марийский завод силикатного кирпича», АО «Марбиофарм» и другие.
Проведенный ранее анализ социально-экономического положения республики позволил интегрировать сильные и слабые стороны в таблицу SWOT - анализа (табл.2).
О À
В
S
W 2
сч cJ
£
Б
а
Заключение. Анализ показывает, что преимущества характеризуются, прежде всего, тем, что у страны есть развитый промышленный комплекс, высокие технологии и условия для расширения существующих и открытия новых предприятий. Вторая группа факторов, которая определяет преимущества республики, человеческий потенциал, из-за высокого уровня образования, культурного и научного наследия.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у Республики Марий Эл есть объективные предпосылки формирования нескольких типов кластеров на своей территории. Выбор сценария создания кластера зависит в первую очередь от взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, эффективности синхронизации стратегического развития предприятий региона. Прорыв в инновациях может быть достигнут предназначенными инвестициями в инновационный сектор республики Марий Эл, правительство республики Марий Эл, должно активно участвовать в инновационном процессе, посредством внедрения отобранных инновационных проектов и учреждения новой системы экономического сотрудничества.
Литература
1. Григорян Е. С. Оценка уровня инновационного развития региона (на примере Пензенского региона) // Концепт. -2014. - № 02 (февраль). - ART 14026. -0,8 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2014/ 14026.htm.
2. Егоров, Е.Г. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития / Е.Г. Егоров, Н.В. Бекетов. - М.: Academia, 2012. - 224 с.
3. Емельянов, С.Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона/ С. Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская // Инновации. - 2014. -№2. - С. 20-32.
4. Инвестиционная стратегия Республики Марий Эл до 2020 года. [Электронный ресурс] - режим доступа: mariel.gov.ru-mecon/2/ 171029042013.doc
5. Валинурова Л.С., Казакова О.Б., Кузьминых Н.А., Россинская Г.М. Методологические основы управления инновационным развитием региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 3 (125). С. 67-70.
6. Валинурова Л.С. Факторы, принципы и условия формирования инновационно-ориентированных территорий / / Инновации и инвестиции. 2013. № 5. С. 28-31.
7. Коробова О.В., Жариков В.В., Без-палов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 279-284.
8. Безпалов В.В., Лочан С.А., Петро-сян Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем. Москва, 2016.
9. Холод М.В. Парадокс производительности в мобилизационном управлении // В сборнике: Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах. 2016. С. 75-78.
Analysis of innovative potential of region on the example of the Republic of Mari El Belyaeva M.A., Shulepov V.I.
Volga State University of Technology The article examines the nature and structure of the innovation potential of the region. The analysis of existing approaches to defining the essence of innovative potential of the entity and its main features identified. We analyzed the level of innovative activity in the Republic of Mari El in comparison with other regions of the Volga Federal District. A ranking of the subjects of the Volga Federal District in terms of innovation potential, directions of state support of innovation activity in the region. On the basis of analysis of the socioeconomic situation of the Republic of Mari El explored the strengths and weaknesses of its innovation potential. The main factors affecting the growth of innovative activity in the region. This study allows us to conclude the existence of the Republic of Mari El objective prerequisites for the formation of clusters in the territory. Choosing a
script to create a cluster depends primarily on the interaction of federal and regional executive authorities, efficiency of synchronization of the strategic development of companies in the region.
Keywords: innovations, innovative potential, innovative activity, innovative result, region, analysis, clusters, level of innovative potential, development directions. References
1. Grigoryan ES Assessment of the level
of innovative development of the region (on the example of the Penza region) // Concept. - 2014. - No. 02 (February). - ART 14026. - 0.8 p. L. -URL: http://ekoncept.ru/2014/ 14026.htm.
2. Egorov, E.G. Scientific and innovative
system of the region: structure, functions, prospects of development / E.G. Egorov, N.V. Beketov. - Moscow: Academia 2012. - 224 p.
3. Emelyanov, S.G. Methodological bases of research of innovative potential of the region / S. G. Emelyanov, L.N. Borisoglebskaya / / Innovations. - 2014. - №2. - P. 2032.
4. The investment strategy of the Republic of Mari El until 2020. [Electronic resource] - access mode: mariel.gov.ru-mecon / 2 / 171029042013.doc
5. Valinurova LS, Kazakova OB, Kuzminykh NA Rossinskaya G.M. Methodological foundations of management of innovative development of the region // Bulletin of the Samara State Economic University. 2015. № 3 (125). Pp. 67-70.
6. Valinurova L.S. Factors, principles
and conditions for the formation of innovation-oriented territories // Innovations and investments. 2013. № 5. P. 28-31.
7. Korobova OV, Zharikov VV, Bezpalov
VV Management of special economic zones in the Russian Federation: problems and prospects // Audit and financial analysis. 2014. № 5. P. 279-284.
8. Bezpalov VV, Lochan SA, Petrosyan
DS Theory and practice of managing the development of regional economic systems. Moscow, 2016.
9. Holod M.V. Paradox of productivity in
mobilization management // In the collection: Modern economy: concepts and models of innovative development. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference: in 3 books. 2016. P. 7578.
2 о