Научная статья на тему 'Анализ развития гастрономического туризма в Алтайском крае как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации'

Анализ развития гастрономического туризма в Алтайском крае как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
815
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ / АЛТАЙСКИЕ ПРОДУКТЫ / АГРАРНЫЙ РЕГИОН / GASTRONOMIC TOURISM / ALTAI KRAI / TOURIST DESTINATION / EVENT TOURISM / ORGANIC PRODUCTS / ALTAI PRODUCTS / AGRICULTURAL REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прудникова Наталья Геннадьевна, Третьякова Оксана Станиславовна, Маслова Ольга Михайловна

Конкурентоспособность туристской дестинации Алтайского края зависит от новых интересных подходов к формированию туров. Была выявлена следующая тенденция, что проектирование и развитие гастрономических туров является толчком для более эффективного развития дестинаций. Существующий гастрономический маршрут «Алтайский гурман» является единственным туром, остальные гастрономические праздники связаны с событийным, этнографическим, сельским туризмом. В Алтайском крае имеются все предпосылки для развития гастрономического туризма, так как данная дестинация является аграрным регионом, и данное направление необходимо развивать. Для продвижения данного направления необходимо включать всевозможные интерактивные моменты, включающие процессы мастер-классов по приготовлению и потреблению блюд. Для еще более разнообразных эмоциональных включений активную роль могут играть музеи и этнические центры, способные обеспечить познавательный компонент гастрономического тура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Прудникова Наталья Геннадьевна, Третьякова Оксана Станиславовна, Маслова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the development of gastronomic tourism in Altai krai as a factor improving competitiveness of the tourist destination

The competitiveness of the tourist destination of the Altai territory depends on new interesting approaches to the formation of tours. It was revealed the following trend that the design and development of gastronomic tours is the impetus for the more effective development of destinations. The existing gastronomic route "Altai gourmet" is the only tour, other gastronomic holidays are associated with event, ethnographic, rural tourism. In the Altai region there are all the prerequisites for the development of gastronomic tourism, and this direction needs to be developed, since this destination is an agricultural region. To promote this direction, it is necessary to include all kinds of interactive moments, including the processes of master classes on cooking and consumption of dishes. For even more diverse emotional inclusions, museums and ethnic centers can play an active role, which can provide an educational component of a gastronomic tour.

Текст научной работы на тему «Анализ развития гастрономического туризма в Алтайском крае как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации»

УДК 338.49

Н. Г. Прудникова, О. С. Третьякова, О. М. Маслова

Анализ развития гастрономического туризма в Алтайском крае как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации

Конкурентоспособность туристской дестинации Алтайского края зависит от новых интересных подходов к формированию туров. Была выявлена следующая тенденция, что проектирование и развитие гастрономических туров является толчком для более эффективного развития дестинаций.

Существующий гастрономический маршрут «Алтайский гурман» является единственным туром, остальные гастрономические праздники связаны с событийным, этнографическим, сельским туризмом. В Алтайском крае имеются все предпосылки для развития гастрономического туризма, так как данная дестинация является аграрным регионом, и данное направление необходимо развивать. Для продвижения данного направления необходимо включать всевозможные интерактивные моменты, включающие процессы мастер-классов по приготовлению и потреблению блюд. Для еще более разнообразных эмоциональных включений активную роль могут играть музеи и этнические центры, способные обеспечить познавательный компонент гастрономического тура.

Ключевые слова: гастрономический туризм, Алтайский край, туристская дестинация, событийный туризм, экологически чистые продукты, алтайские продукты, аграрный регион

N. G. Prudnikova, O. S. Tretyakova, O. M. Maslova

Analysis of the development of gastronomic tourism in Altai krai as a factor improving competitiveness of the tourist destination

The competitiveness of the tourist destination of the Altai territory depends on new interesting approaches to the formation of tours. It was revealed the following trend that the design and development of gastronomic tours is the impetus for the more effective development of destinations. The existing gastronomic route "Altai gourmet" is the only tour, other gastronomic holidays are associated with event, ethnographic, rural tourism. In the Altai region there are all the prerequisites for the development of gastronomic tourism, and this direction needs to be developed, since this destination is an agricultural region. To promote this direction, it is necessary to include all kinds of interactive moments, including the processes of master classes on cooking and consumption of dishes. For even more diverse emotional inclusions, museums and ethnic centers can play an active role, which can provide an educational component of a gastronomic tour.

Key words: gastronomic tourism, Altai Krai, tourist destination, event tourism, organic products, Altai products, agricultural region

государственный СоВет-ник, 2019

№ 3

познания, аналитическим, историческим, си-Введение стемный.

олее половины туристских прибытий приходится на 10 ведущих мировых дестинаций, всем остальным приходится в конкурентном борьбе искать новые пути и формировать интересные тур-продукты [21]. О кулинарном туризме в путешествиях о стали говорить с 2001 г. с основанием Международной ассоциации кулинарного туризма (1СТА). В России аналогичное общество появилось на 14 лет позже и на сегодняшним день это единственный союз, которым профессионально формирует новое направление [14].

Алтайский край, как дестинация, играет роль наиболее развитого туристского региона в Западном Сибири, лидирующий по наличию лечебном базы, природно-рекреацион-ных ресурсов [18]. Туризм является одним из приоритетных ресурсов развития, и гастрономическое направление может стать одним из перспективных. Исторически сложилось так, что Алтайский край выступает аграрным регионом. Однако в крае имеются все необходимые ресурсы для развития его как туристского центра. Здесь начинает развиваться и гастрономический туризм: туристы начинают приезжать, чтобы специально попробовать экологически чистые алтайские продукты.

Материалы и методы

Цель работы: изучение и анализ развития гастрономического туризма в Алтайском крае для повышения конкурентоспособности туристской дестинации.

Задачи: рассмотреть развитие гастрономического туризма в крае; долю и структуру событийных мероприятий, связанных с гастроту-рами в исследуемом туристской дестинации; проанализировать динамику развития гастрономического турпотока в Алтайском крае за несколько лет.

Статистические данные, использованные при построении графиков и таблиц были взяты с официального сайта Ассоциации гастрономического туризма России [10], Управления Федеральном службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [20], с данных Управления Алтайского края по туризму и курортном деятельности [19], а также с официального сайта Визит-Алтай [15].

Методологическую основу исследования составляют современные общенаучные методы

Результаты исследования

Гастрономический туризм - это маршрут для знакомства со спецификой местных блюд, кулинарными обычаями, мастер-классами с использованием местных национальных продуктов [13].

Основные черты, присущие гастрономическому туризму: возможность развивать данным вид в любой туристской дестинации; внесезонный маршрут; возможность комбинировать тур, сочетая с любым видом отдыха; продвижение, популяризация и сохранение этнических традиций гастрономии местных жителем. Направления - сельский с проживанием на ферме, где продукты местного национального производства готовят хозяева [1]; образовательный с мастер-классами от шеф-повара с получением персональной практики в приготовлении местных блюд; ресторанный с комфортным проживанием и дегустацией кулинарных шедевров [3]; экологический, где происходит дегустация и знакомство с экологически чистыми, органическими продуктами - сбор диких ягод и грибов в лесу, овощей и фруктов у фермеров; событийный тур, который включает в себя посещение дестинации в определенный момент времени с целью участия в мероприятиях с гастрономической тематикой: выставки, ярмарки, шоу, фестивали, праздники [5]; комбинированный тур, представляет собой поездку для опытных туристов, очень информативный и насыщенный, сочетающую несколько направлений [11].

Интересными у гурманов считаются туры, в которых предлагается знакомство лишь с одним блюдом в разных регионах [2] - например, варианты дегустации меда или сыра в разных районах края.

Самым продвинутым в последнее время считается создание оригинальных и креативных кафе и пабов с необычным интерьером и запоминающимся меню [7].

Для развития данного направления в крае, необходимо иметь достаточное количество средств размещения, а также инфраструктуру достойного уровня [4].

На 1 июля 201 9 года число коллективных средств размещения общего назначения (гостиницы, отели, мотели, хостелы и т.д.) в крае составляло 280 [20], зеленые дома есть в 18 районах Алтайского края и представлены 185 сельскими домами.

Согласно официальной статистике в 2018 году Алтайский край посетило в среднем около 2 миллионов человек [1 9]. Из них доля иностранных туристов в среднем не превы-

шает трех процентов. Наибольшее число иностранных посетителей прибывает в регионы из стран СНГ, среди которых лидирует Казахстан.

L5SK

0,51 %

I Алатйский край ¡Другие регионы РФ I СтраныСНГ ¡Другие страны

Рисунок 1 Количество туристов, посетивших Алтаискии край в 201 8 году (тыс.чел.)

Исходя из информации, представленной на рисунке, можно сделать следующие выводы: 1) более 95% туристов, посетивших Алтайский край в 2018 году - это внутренние туристы; 2) доля иностранных туристов не превышает 3%. Таким образом, проектируя и разрабатывая гастрономический тур, необходимо учитывать, что он будет ориентирован на внутренних туристов.

Количество туристов, отдохнувших в Алтайском крае за лето 201 8 г. составило 1 068,4 тысячи человек, сообщили в региональном управлении по внешним связям, туризму и

курортному делу. За весь 2018 г. Алтайский край посетили более 2150,1 тысячи туристов. В итоге количество отдыхающих по сравнению с прошлым летом в крае увеличилось на 10,6%.

В числе наиболее посещаемых мест отдыха и туризма на территории Алтайского края летом 2018 г. стали: Белокуриха, Барнаул, особая экономическая зона "Бирюзовая Катунь", озеро Ая и Алтайский район, Смоленский район, Горная Колывань (Змеиногорский и Курьинский районы), озеро Большое Яровое, соленые озера Степного Алтая (Завьяловский, Романовский и Егорьевский районы).

Озеро Ая и

его окрестности

Барнаул Бел о пурина

Горная Колыеэнь

Бирюзовая Катунь

Соленые Озера

Горный Чарыш

Другое

Рисунок 2 Места притяжения туристов в Алтайском крае

Исторически сложилось так, что Алтайский край выступает аграрным регионом. Однако в крае имеются все необходимые ресурсы для развития его как туристского центра. Здесь начинает развиваться и гастрономический туризм [8]: туристы начинают приезжать, чтобы специально попробовать экологически чистые алтайские продукты.

На территории региона существует специально разработанный маршрут «Алтайский гурман», который предусматривает знакомство с региональной кухней и экскурсии по перерабатывающим предприятиям края [12]. Также в турфирмах предлагается так называемый «Вкусный тур» по Алтаю с ориентацией на фермерские хозяйства. В этом туре можно не только продегустировать продукцию, пообщаться с владельцами, но и переночевать на ферме. Одними из наиболее «ярких» представителей этого направления являются форелевое хозяйство, находящееся недалеко от Белокурихи, и сыроделие в Смоленском районе.

Продукты Алтайского края уже стали узнаваемы в мире: брендовыми считаются алтайский мед, сыр, продукты пантового производства. Сейчас даже другие страны, например, Китай, пытаются подделывать данную продукцию и продавать ее как Алтайскую.

В Алтайском крае практически все гастрономические дегустации привязаны к событийным мероприятиям: праздники сыра, хлеба, меда, традиционная масленица. Сельские районы края предлагают небольшие национальные гастрономические элементы во время отдыха гостей.

Самыми крупными мероприятиями являются фестиваль «Сибирская масленица», ярмарка «Пир горой», фестиваль «Алтайское гостеприимство».

«Алтайское гостеприимство» входит в программу международного туристского форума VISIT ALTAI, в котором участвуют более 20 ведущих рестораторов, кулинаров и поваров Алтайского края. В 2019 году свою продукцию представляют более 80 участников из 26 территорий региона. Здесь же состоялась регистрация рекорда «Пирог из дрожжевого теста массой более 100 килограммов с самым большим количеством начинок в России» в Книге рекордов России. Начинки предоставили 45 предприятий региона.

В Алтайском регионе около десяти культурных и гастрономических событий уже прочно вошли в рейтинг популярных событий у туристов, собирающих тысячи гостей из года в год

[16]. Самые популярные гастрономические дегустации и туры края - это праздник напитков - Алтайфест, который проводится уже пятый год и собирает ежегодно около 40 тыс. гостей и участников из 22 регионов России и 6 зарубежных стран.

Ежегодный праздник «Сибирская масленица» входит в Национальный календарь событий России и является одним из самых зрелищных фестивалей на Алтае. На тридцати площадках проходит действие фестиваля. Проводится множество детских конкурсов, которые рассчитаны на творческую активность детей и их родителей, либо команды единомышленников. Возрождаются традиционные ремесла, приезжают настоящие мастера своего дела, в 2019 году фестиваль собрал 35 тыс. участников и гостей из многих регионов Сибири и России, а также из Китая, Казахстана, Германии и Швеции [20].

«День мясного гурмана». Цель мероприятия - познакомить как можно больше жителей и гостей края с мясоколбасными изделиями алтайских производителей, тем самым повысив их гастрономическую культуру

Ежегодно в крае проводится праздник «Медовый Спас на Алтае» в селе Макарьевка. Алтайский мед славится не только в России, но и за ее пределами. Мероприятие проходит во время народного православного праздника Медовый Спас, к нему же приурочено и празднование Дня пчеловода Алтайского края. Мероприятие направлено на укрепление бренда алтайского меда. Алтайский мед наделен рядом уникальных свойств, не имеет равных по содержанию высокоценных натуральных компонентов. Мед, полученный в Алтайском крае, является самым сложным по составу, в него входят многочисленные виды пыльцевых зерен произрастающих на территории края лекарственных растений-эндемиков.

Самое «вкусное» мероприятие Недели алтайского туризма - это Международный форум VISIT ALTAI - представляет ежегодно кулинарные бренды и продукты со всего края. Гости фестиваля знакомятся с гастрономической палитрой Алтая, которая приготовлена мастерами из разных городов и сел края из качественных продуктов по лучшим местным рецептам.

Также интересны мероприятия «Праздник хлеба» в Барнауле, «Праздник сыра», «Праздник огурца» в Старобелокурихе, праздник русской каши в селе Кашино Алейского района, чемпионат по спортивному «пельменингу» в Бийске, сентябрьский день мясного гурмана и Фестиваль барбекю в краевой столице.

£

<tP

4D

JP

tr

„V

У

г

J

у

у

>

if

/

JT

Рисунок 3 Самые популярные гастрономические фестивали в Алтайском крае

(кол-во человек, тыс.)

Самые грандиозные фестивали устраивают на «Сибирском подворье» в окрестностях федерального курорта Белокуриха.

Растущее признание эффективности событийного туризма привело к появлению локальных ярмарок и фестивалей, проводимых на муниципальном уровне. К такой группе мероприятий относятся праздник «Малосольный огурец - всякому делу венец» (Алтайский район), фестиваль вареника «Всэ будэ смачно!» (Романовский район), праздники «5оттегГе5Ь (Немецкий национальный район), «Голубцовские голубцы» (Заринский район), «Сырная деревня» (Алтайский район) и др.

Немаловажным также является и проведение этнических праздников и мероприятий, которые отлично сочетаются с гастрономическим туризмом. К числу коренных малочисленных этносов, проживающих на территории Алтайского края, относятся только кумандинцы. Одним из механизмов сохранения и развития этнической культуры является регулярное проведение общеку-мандинских праздников. Таким ежегодным праздником стал фестиваль кумандинского народа. Фестиваль приурочен к всемирному дню коренных малочисленных народов, который празднуется в начале августа. Место его проведения год от года меняется.

Обсуждение результатов

В рамках развития этого направления предлагаются гастрономические туры на Алтай. В частности, в Романовский район, где гостям будет представлена украинская культура, быт, национальная еда - борщ с галушками, сало и вареники. Уже четвертый год здесь проводится фестиваль вареника «Все будэ смачно!». Данный праздник может поразить воображение полусотней начинок: вареники фаршируют апельсинами и «песком» (шкварками), халвой и даже поросенком.

Планируется разработка туров на территорию Немецкого национального района, где есть свои пивоварни, где жива национальная кухня, где есть свое производство сыра и колбас. Этот район находится недалеко от озера Ярового, который называют «Алтайским морем». Близость Ярового озера как уже довольно развитой туристической территории будет способствовать дополнительному притоку туристов. В августе отдыхающие на «Алтайском море» стараются побывать на «Зоммерфесте» в Немецком национальном районе: отведать блюда этнической кухни, которые в день праздника готовят прямо на открытом огне.

Эпицентром августовского веселья в алтайских предгорьях становится сыр. «Сырную

деревню» устраивают в селе Куяган Алтайского района - на родине знаменитого сыра «Советским», а медово-сырный праздник - у озера Киреево в Красногорском районе. В любое время в Красногорье можно отведать особенных вареников с сыром на Карагужинском маслосырзаводе и посмотреть на процесс его производства из специально выстроенного «Молочного дома».

У туристов края есть возможность поучаствовать в сыродельческих мастер-классах - на частной сыроварне Кокориных в селе Солоновка под Белокурихой. Памятью о таком путешествии станут ароматные головки сыра с розмарином и чабрецом или грецким орехом, алтайские версии сыра моцареллы и камамбера.

На главные тематические праздники алтайские сыроделы и пчеловоды приглашают в краевую столицу. Медовый Спас и День сыра в Барнауле - это сотни сортов благоухающей продукции из экологически чистых мест.

Для грибных гастрономических туров можно рекомендовать следующие районы: Павловский, Рубцовский, Тальменский, Первомайский и Бийский, на территориях которых имеются средства размещения и питания, а также интересные экскурсионные объекты. Одним из благоприятных факторов является удобная транспортная доступность. Для любителем сельского туризма и «тихой охоты» со сбором ягод и грибов также рекомендуются Мамонтовский, Романовским и Панкрушихинский районы, где есть гостевые дома и усадьбы.

Еще одним гастрономическим брендом может стать облепиха - уникальная ягода, сочетающая в себе большое количество витаминов и аминокислот [17].

Продукцию из облепихи можно встретить на таких гастрономических фестивалях, как «АлтайФест» (облепиховый сок, морсы, вино), «Праздник хлеба», на фармацевтических форумах и др. Один из вариантов продвижения облепихи - отдельный гастрономический праздник или фестиваль с ярмаркой, дегустацией и массовыми гуляниями.

Гастро-познавательный туризм можно организовать через посещение различных предприятий по производству продуктов питания. Поскольку на территории Алтайского края есть большое количество разнообразных заводов и фабрик, занимающихся производством различных продуктов питания, то туристам наверняка захочется их посетить [9].

Гастрономический туризм через событийный туризм реализовать проще всего. Гастро-

номические фестивали, которые, согласно отчету ЮНВТО, интересуют 79% опрошенных гастротуристов, самый верный способ [8].

Объединить гастрономический и лечебно-оздоровительный виды туризма можно в алтайский санаториях, предлагающими не только современные лечебные методики, грязи и обычно прекрасные пейзажи, но и минеральные и сероводородные воды, а также специальное меню для очистки организма.

Все гастрономические туры края организованы с участием местного населения, представляющего различные национальности. Есть намерение создать информационную площадку для развития этой идеи, а ее воплощением займутся конкретные туроператоры, которые организуют экскурсии с использованием возможностей национальных музеев, которых в регионе создано более десяти.

Если говорить о гастрономическом туризме в столице Алтайского края - г. Барнауле, то его развитие происходит достаточно медленно. Несмотря на то, что в городе более 220 заведений, где можно отведать от традиционных русских блюд до итальянской кухни, суши, фаст-фуда и т.д., все же это не те места, куда можно было бы сходить, приехав в город в рамках гастрономического тура. Наиболее привлекательными для туристов могут оказаться такие рестораны, как «Velvet», «Барнаул», «Ползуновъ», «Ясная поляна», «Гурман», «Piazza Italia» [17]. Так же популярными местами города являются бары «In Vino» и «Крыша».

Выводы

Формирование и повышение конкурентоспособности дестинации с помощью развития гастрономического туризма может стать одним из направлений работы органов управления территорией [6]. Основу гастрономического турпродукта составляют вкусовые впечатления и ощущения, которые де-стинация предлагает туристу и выходит на конкурентный рынок. Данные впечатления производятся не одной конкретной компанией, а формируется целой группой участников рынка - инфраструктура, транспортная доступность, качество обслуживания, уровень развития туристских аттракций, отношение местных жителей - все это оказывает влияние на восприятие гастрономического тура, как целостного продукта. Но гастрономический продукт дестинации для каждого туриста будет индивидуальным, так как впечатления всегда персонализированы.

S3

No. 3

Thhe State Counsellor, 2019

Так, по материалам исследования туристического центра Алтайского края АлтайТур-Центр, можно сделать следующие выводы: главной причиной посещения гастрономических праздников в крае является непосредственно проживание людей на данной территории; удобство времени проведения мероприятий; транспортная доступность натуральные, экологически-чистые алтайские продукты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И самым важным аспектом является привлекательность дестинации, т.е. способность принимать потребности туристов, притягивать и побуждать к поездке на гастрономический фестиваль или тур, а также быть конкурентоспособным и демонстрировать качество предлагаемого краем гастрономического продукта.

Подводя итог, можно сказать, что гастрономический туризм на данный момент является одним из перспективных для развития в крае. Конкурентоспособность туристской дестинации Алтайского края зависит от новых интересных подходов к формированию туров, что ставит необходимость маркетингового подхода к управлению дестинацией в данном гастрономическом направлении.

И разработка гастрономического туристского продукта, способного более качественно, чем конкуренты удовлетворить потребности туристов, оправдать их ожидания и стимулировать к повторной поездке, должна стать основным направлением туристского развития и политики региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Мн.: БГЭУ, 2009. С. 236.

2. Ефимов С.Л., Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. М.: Росконсульт, 2007. 512 с.

3. Каурова А. Д. Организация сферы туризма: учебник. СПб. : Герда, 2008. 368 с.

4. Колодий Н.А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 326 с.

5. Комарова Л.К. Основы выставочной деятельности: учебное пособие для акад. Бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 194 с.

6. Кирьянова Л. Г. Модель конкурентоспособности туристской дестинации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2011. No. 2-1. С. 94-103.

7. Морозов П.Е., Шевченко О.А. Инновационные подходы к развитию туризма в Российской Федерации // Туризм - право и экономика. 2018. No. 3. С. 16-21.

8. Похлебкин, В. В. Национальные кухни наших народов. М.: Центрполиграф, 2010. С. 15-28.

9. Праздникова Н.Н., Прудникова Н.Г., Стрижева О.С. Анализ развития сферы туризма в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. No. 9 (155). С. 53-60.

10. Ассоциация гастрономического туризма России / Официальный сайт. Available at: ИНр://агтр.рф/ (дата обращения: 16.09.2019).

11. Вульф Э. «Что такое гастрономический туризм» [Электронный ресурс]. Available at: http://www. worldoftravel.org/what-is-food-tourism. (дата обращения: 16.09.2019).

12. Гастрономический туризм [Электронный ресурс]. Available at: http:// www.gastrotur.ru. (дата обращения: 16.09.2019).

13. Зданович, Л. И. Кулинарный словарь [Электронный ресурс]. Available at: http://langet.ru/html/g/gurman-gurm6.html. (дата обращения: 16.09.2019).

14. Официальный сайт гастрономического туризма в России [Электронный ресурс]. Available at: http:// www.gastrotur.ru. (дата обращения: 16.09.2019).

15. Официальный сайт Международного туристского форума «VISIT ALTAI» [Электронный ресурс]. Available at: http://expo.visitaltai.info/conf2015/ (дата обращения: 16.09.2019).

16. Сайт о политике в Сибири и на Алтае [Электронный ресурс]. Available at: http://www.politsib.ru/ (дата обращения: 16.09.2019).

17. 10 лучших ресторанов Барнаула [Электронный ресурс]. Available at: https://www.tripadvisor.ru/ Restaurants-g73 7147-Barnaul_Altai_Krai_Siberian_Di strict. html#EATERY_OVERVIEW_BOX. (дата обращения: 16.09.2019).

18. Санникова И.Н., Чупина Д.Е. Перспективы и проблемы развития международного туризма на примере Алтайского края // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2017. No. 1 (5). С. 54-66.

19. Управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу: информационный портал. Available at: http://alttur22.ru (дата обращения: 16.09.2019).

20. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Available at: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayRegionStat/ (дата обращения: 16.09.2019).

21. The World Food Travel Association. Available at: https://www.worldfoodtravel.org/cpages/home (дата обращения: 16.09.2019).

S4

7

10

11

REFERENCES

Bondarenko G.A. Hotel and restaurant industry. Minsk, BSEU Publ., 2009. P. 236. (in Russ.) Efimov S.L., Kucher L.S. Restaurant business in Russia: technology of success. Moscow, Rosconsult Publ., 2007. 512 p. (in Russ.)

Kaurova A. D. Organization of tourism: a textbook. Saint-Petersbug, Gerda Publ., 2008. 368 p. (in Russ.) Kolody N.A. Marketing technologies in tourism: economics of sensations and impressions. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 326 p. (in Russ.)

Komarova L.K. Fundamentals of exhibition activity: a textbook for Acad. Undergraduate studies. Moscow, Yurait Publishing House, 2019. 194 p. (in Russ.)

Kiryanova L.G. Competitiveness model of tourist destination. Bulletin of the TSU. Economic and legal sciences. 2011. No. 2-1. P. 94-103. (in Russ.)

Morozov P.E., Shevchenko O.A. Innovative approaches to the development of tourism in the Russian Federation. Tourism - Law and Economics. 2018. No. 3, P. 16-21. (in Russ.)

Pokhlebkin, V.V. National Cuisines of Our Peoples. Moscow, Tsentrpoligraf Publ, 2010. P. 15-28. (in Russ.) Prazdnikova N.N., Prudnikova N.G., Strizheva O.S. Analysis of the development of tourism in the Altai Territory. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2017.No. 9 (155). P. 53-60. (in Russ.) Association of gastronomic tourism of Russia / Official site. Available at: http://agr.rf/ (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

Wulf E. "What is gastronomic tourism" [Electronic resource]. Available at: http://www.worldoftravel.org/ what-is-food-tourism. (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

12. Gastronomic tourism [Electronic resource]. Available at: http://www.gastrotur.ru. (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

13. Zdanovich L. I. Culinary Dictionary [Electronic resource]. Available at: http://langet.ru/html/g/gurman-gurm6. html (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

14. The official website of gastronomic tourism in Russia [Electronic resource]. Available at: http://www.gastrotur. ru. (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

15. Official site of the International Tourism Forum "VISIT ALTAI" [Electronic resource]. Available at: http://expo. visitaltai.info/conf2015/ (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

16. Site about politics in Siberia and Altai [Electronic resource]. Available at: http://www.politsib.ru/ (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

17. 10 best restaurants in Barnaul [Electronic resource]. Available at: https://www.tripadvisor.ru/Restaurants-g737147-Barnaul_Altai_Krai_Siberian_District.html#EATERY_OVERVIEW_BOX. (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

18. Sannikova I.N., Chupina D.E. Prospects and problems of the development of international tourism on the example of the Altai Territory. Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk GAU. 2017.No. 15). P. 54-66. (in Russ.)

19. Office of the Altai Territory for External Relations, Tourism and Resort Business: information portal. Available at: http://alttur22.ru (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

20. Office of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Available at: http:// akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayRegionStat/ (accessed 16 August 2019). (in Russ.)

21. The World Food Travel Association. Available at: https://www.worldfoodtravel.org/cpages/home (accessed 16 August 2019).

Информация об авторах Прудникова Наталья Геннадьевна

(Россия, Барнаул) Кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга географического факультета Алтайский государственный университет E-mail: belukha@mail.ru

Третьякова Оксана Станиславовна

(Россия, Барнаул) Старший преподаватель кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга географического факультета Алтайский государственный университет E-mail: okstret@mail.ru

Маслова Ольга Михайловна

(Россия, Барнаул) Старший преподаватель кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга географического факультета Алтайский государственный университет E-mail: kondratenko6565@mail.ru

Information about the authors Natalya G. Prudnikova

(Russia, Barnaul) PhD in Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Recreational Geography, Tourism and Regional Marketing of the Faculty of Geography Altai State University E-mail: belukha@mail.ru

Oksana S. Tretyakova

(Russia, Barnaul) Senior Lecturer, Department of Recreational Geography, Tourism and Regional Marketing, Faculty of Geography Altai State University E-mail: okstret@mail.ru

Olga M. Maslova

(Russia, Barnaul) Senior Lecturer, Department of Recreational Geography, Tourism and Regional Marketing, Faculty of Geography Altai State University E-mail: kondratenko6565@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.