Научная статья на тему 'Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта'

Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / РЕЙТИНГ / МИНИ-ФУТБОЛ / EVALUATION / COMPETITIVE ACTIVITY / SPORT GAMES / RATING / FUTSAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисунов Артем Васильевич

актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития спорта возрастает необходимость эффективной оценки его показателей для анализа и последующей корректировки соревновательной и тренировочной деятельности. В игровых видах спорта используются различные подходы к оценке показателей соревновательной деятельности. В данной статье рассматриваются некоторые из них, и дается обоснование новой рейтинговой системе оценки соревновательной и тренировочной деятельности для практики мини-футбола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта»

Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых

видах спорта Фисунов А.В.

Фисунов Артем Васильевич /Fisunov Artem Vasilievich - факультет физической культуры, кафедра теории и методики физической

культуры, студент

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, г. Ишим

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития спорта возрастает необходимость эффективной оценки его показателей для анализа и последующей корректировки соревновательной и тренировочной деятельности. В игровых видах спорта используются различные подходы к оценке показателей соревновательной деятельности. В данной статье рассматриваются некоторые из них, и дается обоснование новой рейтинговой системе оценки соревновательной и тренировочной деятельности для практики мини-футбола.

Abstract: the problem chosen for the research is important because the modern stage of progress in sport implies the increasing necessity of effective evaluation of its indicators in order to analyze competitive and training activity. There are various approaches to evaluate competitive activity in sport games. The article regards some of them and substantiates a new rating-like system of evaluating competitive and training activity.

Ключевые слова: оценка, соревновательная деятельность, спортивные игры, рейтинг, мини-футбол. Keywords: evaluation, competitive activity, sport games, rating, futsal.

Современные подходы к подготовке физкультурно-спортивных кадров [2;7] для сферы спорта требуют высокого уровня сформированности умений и компетенций будущих специалистов в организации или создании эффективной системы контроля собственной деятельности, оценки результатов труда, а для специалистов спорта такими результатами являются показатели соревновательной деятельности подопечных или команды в целом.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки системы оценки за контролем соревновательной деятельности в различных видах спорта, наиболее оптимально соответствующей специфике того или иного игрового вида спорта. В большинстве видов такие системы разработаны, однако, они не всегда отвечают современным требованиям спорта и необъективны в своей оценке.

Систематизированный контроль с использованием технологий нового поколения, позволяет качественно повысить уровень функции контроля в соревновательной деятельности, т.к. процесс контроля с использованием информационно-коммуникационных технологий снижает затраты во времени и качество анализа полученных показателей подготовленности спортсменов.

Таким образом, налицо проблема исследования, которая состоит в поиске и разработке наиболее информативной системы оценки соревновательной деятельности в различных игровых видах спорта, в частности, применимой для практики мини-футбола.

Цель исследования: выявить эффективные подходы к организации контроля за соревновательной деятельностью в игровых видах спорта и обосновать систему оценки СД, применимой для практики мини-футбола.

Объект исследования: соревновательный процесс в различных игровых видах спорта.

Предмет исследования: система контроля соревновательной деятельности в игровых видах спорта.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выявление различных подходов к оценке соревновательной деятельности позволит повысить эффективность анализа соревновательной деятельности и корректировать учебно -тренировочный и соревновательный процессы подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта.

Практическая значимость: фактический материал работы может применяться в практической деятельности специалистов в различных игровых видах спорта, для оценки и коррекции соревновательной и тренировочной деятельности.

В работе применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; методы наблюдения за соревновательной деятельностью спортсменов-игровиков; педагогическое тестирование; математико-статистические методы обработки результатов.

Особенностью соревновательной деятельности в футболе и мини-футболе являются два объекта исследования: команды, в виде единой системы, и футболистов в отдельности. Для этого применяются разные формы фиксации соревновательной деятельности (СД): видеомагнитофонная, графическая, стенографическая, запись на магнитофонную ленту, компьютерные программы анализа СД. Наиболее эффективным средством фиксации соревновательной деятельности является наговаривание на ленту магнитофона выполнение индивидуальных технико-тактических действий. Это помогает отследить следующие характеристики: объем технико-тактических действий; плотность выполнения технико-тактических действий; качество выполнения игровых действий.

Фиксация технико-тактических действий осуществляется в два способа:

- на футбольную площадку наносятся специальные графические изображения;

- стенографическая запись [8, с. 88].

Б.В. Сычев [10, с.240-245] в футболе вычисляет и использует показатель ТТД футболистов, темп, брак, владение мячом, различные виды передач и, опираясь на все это, предлагает фиксировать эффективность ТТД игроков и команды.

В практике волейбола многие тренеры используют примерно одну стратегию, представленную в работах В.К. Лисянского [4], А.В. Ивойлова [6], Э.Ю. Дорошенко [10], С.С. Ермакова [11] и др.

А.В. Ивойлов [6, с.152] предлагает способ с определением интегрального показателя технико-тактического мастерства волейболиста с учетом его амплуа формулой:

п

ПТМ=^ЬК1К2 ,

г-\

где п - количество приемов; К2 - ценность приема; К1 - коэффициент специфичности приема; h - эффективность приема.

Такое же мнение высказывает Э.Ю. Дорошенко [10, с.59-62] и отмечает, что современное развитие методики спортивной тренировки и система подготовки волейболистов нуждаются в новых приемах определения технико-тактического мастерства игрока и команд, которые позволят повысить эффективность процесса учебно-тренировочной деятельности в волейболе.

A.Н.Колумберт [10, с. 111-114] предлагает в баскетболе за меру технического мастерства взять математическое ожидание, а за технику выполнения М1 взять среднюю оценку, которая рассчитывается по формуле:

п 1-1

где у - математическое ожидание оценки приема; x - вероятность выполнения приема. Вероятность выполнения определяется по формуле:

Кс1

X --

Км

где Kw - суммарное выполнение приемов; x - вероятность выполнения; Ы - количество выполнения одного приема.

B. Костюков [5, с. 143-144] в пляжном волейболе для получения объективной оценки использует - коэффициент игровой подготовленности:

КИП= (а1+а2+а3+.. ,+ап)/п ,

где п - число игровых действий, выполняемых волейболистом; а1,а2.аь - оценка выполнения отдельных игровых действий.

Для спортивных игр интересен и полезен подход в отношении оценки технико-тактической деятельности в виде разнообразия технико-тактических показателей. Под разнообразием понимается способность игрока использовать весь свой запас технико-тактических действий с одинаковым мастерством и частотой. В качестве ведения атакующих действий может быть применена величина энтропии распределения использованных игроком приемов. С помощью данной величины можно охарактеризовать степень неопределенности, с которой сталкивается соперник. Энтропия определяется по формуле:

ь

Н = -^МЗг. log2MЗj ,

7-1

где L - количество выполненных приемов; M3i - вероятность выполнения приемов.

Введение таких понятий в процесс оценивания технико-тактических действий игроков дает возможность объективно судить об уровне мастерства команды, а также вносить определенные изменения в соревновательный и учебно-тренировочный процессы.

В студенческом американском баскетболе применяется следующая система оценки СД, которая определяет коэффициент полезности игрока (КПИ), включающий большое количество показателей с весовыми коэффициентами и приведенных к игровому времени баскетболиста:

О + АВ +1,4ПХ +1,2БШ +1,2СЩ +1,4ЧЩ + 0,5ФС- 20П -1,5 ЗОП -0,8 ШП -1,4ПП-ПТ-Ф

КПИ =-------——--—---------'

СБ

где О - набранные очки; АВ - атакующие передачи (всего); ПХ - перехваты; БШ - блокшоты; СЩ - подборы на своем щите; ЧЩ - подборы на чужом щите; ФС - фолы соперника на игроке; 2ОП - промахи 2-очковых бросков; 3ОП - промахи 3-очковых бросков; ШП - промахи штрафных бросков; 1111 - потери при передачах; ПТ - потери технические; Ф - фолы игрока; СВ - сыгранное время.

Система достаточно объективна, но имеет сложности в ведении статистики. Для ее фиксации необходима специальная компьютерная программа и несколько статистов.

О.В.Матыцин [9,с.43-46] предлагает в настольном теннисе применять научно-технологическое обоснование оценки коррекции надежности и эффективности соревновательной деятельности. Для оценки соревновательной деятельности сначала следует применять количественные оценки по модельным характеристикам, которые значимо влияют на ход и результат игры и в меньшей степени отражают индивидуальные показатели спортсменов.

Одной из важных характеристик надежности является изменение показателей эффективности в течение соревнования и партии, т.к. показывает устойчивость и рациональное использование действий игрока на измененные условия игры, тактики, уровня соперника [9].

Технологии регистрации и дальнейшего анализа результатов, полученных в соревнованиях нужно рассматривать как нахождение коэффициента полезного действия игрока и команды на протяжении всей игры и в отдельных промежутках времени. Это позволит определить вклад игрока в достижении желаемого результата технико-тактических действий.

В связи с этим, новым подходом к организации системы оценки СД в мини-футболе можно считать рейтинговую систему, в которой определенным образом сочетаются различные показатели СД. Данную систему оценки можно обеспечить электронным сопровождением для более простого ведения статистики и расчета необходимых показателей [1;3]. Нами разработана система рейтинговой оценки СД игроков в мини-футболе, которая включает следующие показатели (таблица):

Таблица 1.

Показатели рейтинга игрока в мини-футболе

№ п/п Ф.И.О игрока Удары Уд в ст во] ры вор зот % точных передач Эфф. обводки Голевые передачи Отборы Потери Рейтинг

Всего Балл Всего Балл Всего Балл Всего Балл Всего Балл Всего Балл Всего Балл

1

Данная система оценки СД мини-футболистов внедрена нами и апробируется в практике студенческого мини-футбола. На данный момент проводится уточнение критериев оценки отдельных показателей СД и техническое электронное сопровождение данной системы оценки.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. На современном уровне развития спортивных игр, необходимость в использовании различных систем оценки соревновательной деятельности является наиболее разумным. Использование такой системы существенно упрощает работу тренеров, т.к. проводя определенные операции с показателями соревновательной деятельности, можно узнать различные аспекты СД, скрытые при обычном наблюдении. Тренеры, анализируя ту или иную информацию, делают определенные выводы о том, как построить тренировочный процесс в соответствии с задачами и целью поставленной перед командой.

Игроки, изучая данные своей игровой деятельности, сами могут проанализировать свои действия на игровой площадке, а в тренировочном процессе смогут уделить больше внимания тому или иному техническому приему или тактическому действию. Поэтому системная оценка показателей соревновательной деятельности занимает весомое место в подготовке игроков и команд к тем или иным соревнованиям.

2. В современном мини-футболе отсутствует объективная система оценки СД игроков, а существующие системы оценки в футболе не соответствуют специфике мини-футбола. Данный факт актуализирует тему выбранного исследования. Нами разработана система рейтинговой оценки соревновательной деятельности мини-футболистов студенческой команды, которая позволит объективно оценивать эффективность действий отдельных игроков и команды в целом, а также корректировать тренировочный и соревновательный процессы.

Литература

1. Поливаев А.Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез. Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А.Г. Поливаев, Ишим, 2013. 76-84 с.

2. Поливаев А.Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Международный научно-исследовательский журнал, 2012. № 5-3 (5). 47-49с.

3. Поливаев А.Г., Григорович И.Н. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал, 2006. № 2. с.118-123.

4. Лгсянський В.К. До побуви моделей у волейболi // Слобожаньский науково-спортивный вюник. Харшв: ХаДФК, 1996. Вип. 1. 40-42 с.

5. Костюков В. Количественные критерии мастерства спортсменов в пляжном волейболе // Physical Education and sport: Modern Olympic Sport and Sport for All: Sixth International Scietific Congress, Warsaw, June 6-9, 2002. Quaterly. Volume 46. Supplement N1. Part 2. June 2002. 143-144 p.

6. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1981. 152с.

7. Ведерникова Л.В., Поливаев А.Г. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога // Современные подходы к повышению качества образования: сб.статей Всеросс.науч.-практ.конф.; отв.ред. Л.В. Ведерникова, ред.-сост. Л.А. Павлова, Е.В. Слизкова, Ишим, 2013. 6-14 с.

8. ЛисенчукГ.А. Тактика футбола. К.: Минмолспорта Украины, 1991. 88 с.

9. Матыцин О.В. Надежность соревновательной деятельности в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры, 2002. №3. 43-46 с.

10. Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях:сб.статей II междунар.электр.науч.конф., 7 февраля 2006 г. / Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. 320 с.

11. Ермаков С.С. Компьютерная регистрация и обработка результатов соревновательной деятельности в волейболе // Проблемы соревновательной деятельности: тез. докл. межоб. науч. -практ. конф., 12-16 сентября 1990 г., Харьков, 1990. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.