УДК 796.015
АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ
А.А. Зиннатнурова
В данной статье рассматриваются основные направления многолетней подготовки пловцов. Автором представлен материал по модельным характеристикам каждого направления. Рациональное применение каждого метода позволит повысить уровень соревновательной готовности каждого спортсмена.
Ключевые слова: многолетняя подготовка, функциональные возможности, тренировка, силовая подготовка.
Рациональное построение и содержание многолетней тренировки в спортивном плавании определяет уровень результатов спортсменов высокого класса [2]. Организационно-методическую основу подготовки составляет органическое слияние тренировочного и научноисследовательского процессов, постоянное совершенствование средств и методов подготовки спортсмена.
В процессе развития плавания на этапе многолетней подготовке были сформированы следующие три направления: функциональное,
силовое, техническое.
Соответственно возникли и группы примеров, того или иного направления в тренировочном процессе.
Тренеры-функционалисты видят секрет роста результата своих спортсменов в развитии различных сторон выносливости, используя бесконечное множество вариаций тренировок на развитие функций спортсмена. Хотелось бы отметить, что многие годы, даже десятилетия, данный путь преобладал в подготовке пловцов, как стайеров, так и спринтеров. Но со временем стали возникать вопросы, сколько нужно плавать спринтеру? А сколько плавать стайеру? Конечно же, это разные спортсмены и, соответственно, они имеют разные возможности по выносливости. Появилось разделение, как в объеме, так и в интенсивности предлагаемых функциональных программ для развития типов пловцов. Это разделение позволило поднять планку рекордов.
Какие же резервы можно найти ещё. Известно, что большое количество движений формирует у пловцов привычку - рефлекс к незначительным усилиям в гребке, что в свою очередь отражается негативно на скоростных качествах спортсменов. Одним из вариантов решения проблемы является включение в аэробные занятия спринтерских ускорений или силовых упражнений. Для стайеров - это тренировка, повышающая скоростной порог, для спринтеров создает возможность не забыть соревновательную технику.
В создании функционального фундамента важен принцип «от высокой скорости к более высокой», а также он играет большую роль для тренировки соревновательной скорости. Если рассматривать общую выносливость в плавании, например на уровне порога анаэробного обмена, то эта скорость будет практически соревновательной для стайеров, но для спринтеров она значительно ниже.
Дальнейший поиск путей в подготовке выносливости у пловцов различной направленности заключается в оптимизации, как объемов, так и интенсивности поиска экономичности движений, а также возврат к своим соревновательным движениям во всех периодах подготовки, только в разных объемах и количествах. Ранняя специализированная тренировка со значительным по объему и интенсивности тренировочных нагрузок без учета индивидуальных особенностей организма может привести к предпатологическим и патологическим нарушениям [1, 3].
С каждым годом углубляются сведения о функциональных возможностях различных физиологических систем организма пловцов. По этим данным можно проследить изменения, происходящие с возрастом, чем отличается один возраст от другого. Эти сведения позволяют установить нормы для разных возрастных групп.
Силовая подготовка в плавании создала целую плеяду тренеров-«силовиков», знания которых помогли пловцам более грамотно развивать силовые качества. В эпоху плавательных костюмов, развития силовых качеств, особенно верхнего плечевого пояса, позволили поднять планку-рекорд на, казалось бы, невероятную высоту. Но эпоха костюмов ушла в историю, и пришел новый этап силовой подготовки пловцов, в котором важнейшую роль стали играть «позные» мышцы, обеспечивающие сохранение ровного положения тела в воде.
Большое внимание уделяется использованию амортизационных свойств мышц, которые возникают также при скручивании и раскручивании туловища. Использование отягощений, в том числе и в работе на суше, должно быть оптимальным. Какой смысл пловцу поднимать большие веса, когда даже у ведущих спринтеров усилия составляют около 15 кг, а это меньше пуда.
Общая физическая подготовка в зале становится неотъемлемой частью тренировочного процесса. Принцип развития силы - нагрузил синергисты - сделай подход на антагонисты. Тренировать надо мышечную структуру, которая включает в себя сократительный белок, нервные окончания, кровеносную сеть, формирование митохондрий. На все это необходимо достаточно много времени. Развить силу за 3-6 недель не реально, в этом случае вы будите лишь «надувать» мышцу. Структура же формируется месяцами, так как составляющие ее имеют разные сроки формирования.
Большое разнообразие воздействий на одну и ту же группу мышц -позволяет избежать травм и обеспечит профилактику от перегрузки мышечных волокон, снимет излишней тонус и позволит значительно увеличить объем выполняемой работы на развитие силовых качеств.
Основная задача в подготовке силовых качеств в зале - это тренировка тех специфических групп мышц, которые участвуют в плавании [4]. Мы не сможем достичь нужного эффекта только бегом и поднятием тяжестей. Очень уместно отметить и сочетания зала с водой: что должно быть раньше? Ответ здесь находится практически на поверхности. Если выполняется в воде аэробная тренировка, то особенно спринтерам в этот день необходимо усилить мышцы в зале после воды. Если же тренировка в воде несет скоростной характер, то зал должен быть до воды или во время воды. Такая практика позволит усовершенствовать силовую подготовку и придать новый импульс для роста результатов.
Техническая подготовка - это один из значимых путей в достижении нового результата.
Техника определяет следующие направления в работе: положение тела в воде, амплитуды движений, направленность движений, согласование движений и дыхания, ритм, темп и шаг, сохранение техники на дистанции и другие.
К сожалению, часть тренеров не до конца оценивают роль технической подготовки и направляют все усилия на функциональную тренировку, считая метры и километры - это групповой метод тренировки, а техническая подготовка требует индивидуализации. Групповая тренировка не позволяет качественно улучшать технику плавания.
Если рассматривать пловцов по направленности подготовки, то спринтеры должны иметь следующие приоритеты по значимости и уделяемому времени в тренировочном процессе: техническая подготовка, силовая подготовка, функциональная подготовка.
У спортсменов-стайеров: функциональная подготовка, техническая подготовка, силовая подготовка.
Тренировочные программы разных специализаций должны в корне отличаться (нельзя тренировать современного спринтера по стайерским технологиям; сейчас в спринте выигрывают только «специфически» подготовленные пловцы). Не надо забывать, что есть не только техника гладкого плавания, но и техника стартов и поворотов и на это в тренировочных программах должно уделяться достаточно времени. Не волнуйтесь за «потерянные» километры объемов (особенно спринтеры, ведь от старта и поворота зависит около 30 % результата на соревнованиях.)
Силовая тренировка пловца - это та часть подготовки, которая должна позволить улучшить технику, а не накачать мышцу, как у силовых видов спорта.
Специальная функциональная подготовка должна служить, прежде всего, сохранению технике плавания по всей длине соревновательной дистанции. Общая функциональная тренировка должна способствовать развитию экономичности движения.
В заключение отметим, что для повышения эффективности применения тренировочных нагрузок различной направленности необходим дифференцированный подход к их выбору и величине в зависимости от уровня подготовленности пловца и уровня его биологической зрелости. Стандартные подходы позволят Вам стать такими же, как и все, а умение увидеть и сделать то, что не делают другие, позволит Вам стать на голову выше других.
Список литературы
1. Попов О.И., Кашкин А.А. Медико-биологические основы проявления выносливости у пловцов: метод. разраб. для студентов специализации плавания и слушателей РГАФК. М., 1998. 34 с.
2. Соломатин В.Р. Индивидуальный подход и основы построения тренировки в спортивном плавании в возрастных группах: монография. М.: Физическая культура, 2008. 168 с.
3. Табакова Е.А. Нормативная оценка физического развития пловцов и школьников 12-16 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2002. 23с.
4. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. К.: Олимпийская литература, 1997. 503 с.
Зиннатнурова Айгуль Айратовна, канд. пед. наук, доц., zaz77@rambler.ru, Россия, Салават, Муниципальное автономное учреждение городской физкультурнооздоровительный комплекс «Алмаз»
ANALYSIS OF DIFFERENT APPROACHES TO TRAINING SWIMMERS
A.A. Zinnatnurova
This article discusses the main directions of long-term training swimmers. Author presents material on the model characteristics in each direction. Rational use of each method will improve the competitive readiness of each athlete.
Key words: long-term preparation, functionality, training, strength training.
Zinnatnurova Ajgul Ayratovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, zaz77@rambler.ru, Russia, Salavat, Municipal autonomous institution urban fitness center "Almaz"