животноводство и птицеводство: мат. регионального семинара-конференции. Орел, 2017. С. 77-81.
7. Набоков В.И., Скворцов Е.А., Некрасов К.В. Внедрение робототехники в организациях сельского хозяйства // Вестник ВИЭСХ. 2018. № 4 (33). С. 126-131.
8. Обзор технологий роботизированного доения коров // URL:
https://ciab.expert/ru/articles/obzor-tekhnologiv-robotizirovannogo-doeniva-korov/_(дата
обращения 12.11.2019).
9. Роботизированное доение - реальность современной России // URL: http://perfectagro.ru/2019/05/01/роботизированное-доение-реальност/ (дата обращения 22.10.2019).
10. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г. Доильная робототехника и ее влияние на качество молока // Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 31.
11. Чеченихина О.С. Эффективность внедрения роботизированной системы доения крупного рогатого скота // Аграрный вестник Урала. 2018. № 8 (175). С. 11.
12. Forced traffic in automatic milking systems effectively reduces the need to get cows, but alters eating behavior and does not improve milk yield of dairy cattle / Bach A. [and etc] // Dairy Sci. vol. 92. 2009. P. 1272-1280.
УДК 630*378.33
АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Васильев В.В., к.т.н., инженер ОКУ «Красногвардейское лесничество». Научный руководитель: д.т.н., профессор Афоничев Д.Н. ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены наиболее распространенные транспортно-технологические схемы водного транспорта лесоматериалов. Большинство из рассмотренных схем потеряли свою актуальность, а поэтому требуется усовершенствование технологии сплава лесоматериалов на основе внедрения плоских сплоточных единиц.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Водный транспорт лесоматериалов, транспортно-технологическая схема, сплав лесоматериалов, плот, плоская сплоточная единица.
ABSTRACT
The most common transport and technological schemes of water transport of timber are considered. Most of the considered schemes have lost their relevance, and therefore, an improvement in the technology of alloying timber based on the introduction of flat raft units is required.
KEYWORDS
Water transport of timber, transport and technological scheme, timber alloy, raft, flat raft unit.
Транспортировка лесоматериалов по водным путям осуществлялась и осуществляется, как правило, по известным [1-5] транспортно-технологическим схемам, которые включают в себя молевой и кошельный сплав, сплав сплоточных единиц вольницей, плотовой сплав и судовые перевозки. На практике в зависимости от транспортных условий эксплуатируемых водных объектов, материальной и технической обеспеченности лесосплавных предприятий, зарекомендовавшей
технологии сплава в конкретном районе, все рассмотренные виды сплава могут использоваться комбинированно или отдельно. Причем, на малых и средних реках применялись молевой и кошельный сплав, сплав сплоточных единиц вольницей, частично плотовой сплав, а на больших и крупных реках, озерах и водохранилищах -плотовой сплав и судовые перевозки [1- 5].
Рассмотрим наиболее распространенные транспортно-технологические схемы, которые представлены на рисунках 1 и 2.
б)
2 9 10 6 6 7
г)
Рисунок 1 - Транспортно-технологические схемы поставки лесоматериалов
водным транспортом
а)
б)
Рисунок 2 - Транспортно-технологические схемы поставки лесоматериалов водным
транспортом
Транспортно-технологическая схема, изображенная на рисунке 1а, включает молевой сплав круглых лесоматериалов 1 от берегового склада 2 по первоначальным
путям сплава 3 на расстояние Ьмс к сортировочно-сплоточно-формировочному рейду
4, где круглые лесоматериалы 1, на рейде 4, сортируются, сплачиваются в сплоточные единицы, формируются в секции и плоты. По магистральным рекам 5 плоты 6 буксируются или сплавляются самосплавом до пункта потребления (рейд приплава) 7 на расстояние £яс. Расстояние Ьмс может быть различным и в некоторых случаях
равно нулю, когда рейдовые работы организовываются непосредственно у береговых складов 2.
В процессе буксировки плотов путевые условия изменяются, и плот может переформировываться, то есть изменяют его габаритные размеры. На рейде приплава 7, плот расформировывается, и древесина выгружается на берег.
Схема (рисунок 1б) предусматривает организацию сплотки на береговых складах 2. Данная схема реализуема при наличии затопляемых в весенний период плотбищ 8 или участков реки, имеющих достаточную толщину льда в зимний период. Изготовленные сплоточные единицы на береговом складе 2 транспортируются на плотбище 8 и укладываются в секцию плота 6, которую полностью формируют на берегу. С открытием навигации, секции плотов по отдельности или в составе плота 6 буксируют на расстояние Ьпс до пункта потребления (рейд приплава) 7, где
древесину выгружают на берег.
В соответствии с транспортно-технологической схемой, изображенной на рисунке 1в, на береговом складе 2 круглые лесоматериалы формируют в сплоточные единицы и укладывают их в штабеля на берегу реки. При открытии навигационного периода сплоточные единицы 9 сбрасываются на воду и вольницей сплавляются на
расстояние ЬСЕС до запани 10, где их сортируют и формируют в секции плотов 6.
Сформированные секции самостоятельно или в составе плота 6, буксируются на
расстояние Ьпс до пункта потребления (рейд приплава) 7. На рейде приплаве 7
сплоточные единицы выгружаются на берег. В практических условиях расстояние
Ьсяс может быть очень незначительным или равным нулю, тогда схема
видоизменяется в схему с береговой сплоткой и плотовым сплавом с незатопляемым береговым складом.
Следует отметить, что транспортно-технологические схемы, представленные на рисунках 1б, в, являются более эффективными по сравнению с транспортно-технологической схемой изображенной на рисунке 1а, так как уменьшается потеря лесоматериалов, и используются более высокие весенние горизонты воды в реке, что ускоряет доставку древесины потребителю.
Транспортно-технологическая схема, приведенная на рисунке 1г, включает молевой сплав круглых лесоматериалов 1 от берегового склада 2 по первоначальным путям сплава 3 на расстояние Ьмс, к рейду 11 на котором осуществляется погрузка
древесины в баржи и суда 12. В баржах и судах 12 древесина транспортируется по магистральным рекам 5, к пункту потребления (лесной порт, рейд приплава) 13, где осуществляется ее выгрузка на берег.
В соответствии с транспортно-технологической схемой, изображенной на рисунке 2а, на береговом складе 2 круглые лесоматериалы формируют в сплоточные единицы и укладывают их в штабеля на берегу реки. Затем во время навигации сплоточные единицы 9 сбрасываются на воду и вольницей сплавляются на расстояние Ьсяс до рейда 11, на котором осуществляется погрузка древесины в баржи и суда 12.
На расстояние Ьгс к пункту потребления (лесной порт, рейд приплава) 13 древесина
доставляется в баржах и судах 12, где выгружается на берег для дальнейшего использования.
Последняя транспортно-технологическая схема, представленная на рисунке 2б, отличается от транспортно-технологической схемы приведенной на рисунке 2а, тем, что древесина непосредственно на береговом складе 2 с причалом, загружается в баржи или суда 12 и транспортируется на расстояние Ьтс к пункту потребления
(лесной порт, рейд приплава) 13, где выгружается на берег.
В настоящее время рассмотренные транспортно-технологические схемы поставки древесины потребителям по водным путям являются неэффективными (рисунки 1б, 2б), а отдельные из них - нереализуемые (рисунки 1а, в, г, 2а). Так как в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (статья 48 часть 2 «Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются» [6, 7]) и нормативно-правовым актом СанПиН 2.1.5.980-00 (пункт 4.1.4. «Не допускается осуществлять молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги на водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей» [8, 9]) сплав сплоточных единиц вольницей и молевой сплав на территории России по всем водным объектам запрещен. Следовательно, на малых и средних реках, характеризующиеся лимитирующими габаритами сплавного хода, сплав круглых лесоматериалов практически невозможен по причине отсутствия технологии выполнения сплавных работ в данных условиях, а на больших и крупных реках древесина может транспортироваться, как правило, в плотах, баржах и судах.
Отмена молевого сплава древесины на всех водных объектах привела к резкому снижению объемов поставок древесины водным транспортом [10-12]. В результате этого, основной объем лег на автомобильный и железнодорожный транспорт, что повлекло за собой удорожание поставок древесины. При этом отдаленные от развитой сети автомобильных и железнодорожных путей эксплуатационные леса с большими запасами спелой древесины не разрабатываются надлежащим образом, а, следовательно, ухудшается санитарное состояние лесных насаждений.
Для изменения сложившейся ситуации в положительную сторону, в плане увеличения объема поставки древесины водным транспортном необходимо разработать совершенную технологию выполнения сплавных работ на малых, средних, больших и крупных реках с последующим построением рациональных транспортно-технологических схем поставки древесины потребителям по водным путям. Усовершенствованные транспортно-технологические схемы водного транспорта обязаны включать в себя использование в качестве базовых лесотранспортных единиц - плоские сплоточные единицы [10-12], которые пригодны к эксплуатации на реках с малыми глубинами, как отдельно, так и в составе плотов.
Библиография:
1. Водный транспорт леса / Под общ. ред. В.И. Патякина. М.: МГУЛ, 2000. 432 с.
2. Прилуцкий А.В. Водный транспорт леса. М.: Гослесбумиздат, 1952. 384 с.
3. Донской И.П. Водный транспорт леса. М.: Лесн. пром-сть, 1973. 288 с.
4. Лебедев А.Н. Водный транспорт леса. Л.: Гослестехиздат, 1939. 464 с.
5. Справочник по водному транспорту леса. М.: Гослесбумиздат, 1952. 799 с.
6. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 12 апреля 2006 г.: по состоянию на 20 февраля 2011 г.]. М.: Проспект: КноРус, В62, 2011. 48 с.
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ // Экологический консалтинг / Автономная некоммерческая организация «Поволжский центр экологический оценок». Казань, 2006. № 2. С. 9-33.
8. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод / Минздрав России. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. 14 с.
9. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод [Электронный ресурс]: [утв. главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 (с изменениями 04.02.2011)]. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
10. Васильев В.В., Афоничев Д.Н. Усовершенствованные системы плотового сплава лесоматериалов. Saarbrucken (Германия).: Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 284 с.
11. Митрофанов А.А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение. Архангельск.: Изд-во АГТУ, 2007. 492 с.
12. Васильев В.В. Повышение эффективности и экологической безопасности плотового сплава лесоматериалов: дис. ... канд. техн. наук Воронеж, 2013. 259 с.
УДК 681.5:621.316.3
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВЕДУЩЕГО МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОГО БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ АРйиНЧО и1ЧО ДЕМОНСТРАЦИОННО-ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СЕТИ НА ОСНОВЕ МКС»
Виноградов А.В.1, к.т.н., доцент,
ведущий научный сотрудник, Лансберг А.А.2, бакалавр 2 курса направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», Панфилов А.А.3, начальник отдела «Автоматизированные системы диспетчерского управления», Псарев А.И. 2 , старший преподаватель,