ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОСПЛАВА НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ РЕКАХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Штаборов Д.А., Рымашевский В.Л. (С(А)ФУ, г.Архангельск, РФ)
The analysis of existing technologies of a sailing charter of forest products in the Arkhangelsk region. The offer on development of new technologies of timber rafting in rulers from flat units.
Архангельская область располагает огромными запасами лесных ресурсов и занимает одно из первых мест в Российской Федерации по заготовке и переработке лесоматериалов. Леса занимают 54% территории области, и их площадь составляет 29,1 млн.га., а лесная площадь - 22,5 млн.га.
Общий запас древесины на землях лесного фонда области оценивается в 2,5 млрд. куб. м, в том числе хвойных - 2,1 млрд. куб. м, из них спелые и перестойные - 1,5 млрд. куб. м. Запас древесины в лесах возможных для эксплуатации составляет 1,7 млрд. куб. м.
Ежегодная расчетная лесосека Архангельской области по главному пользованию составляет 21,9 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 16,0 млн. куб.м. Использование расчетной лесосеки составляет всего 42,8% [1].
В Архангельской области лесная индустрия - одна из основных отраслей промышленности. Леса области с большими запасами древесины наиболее ценных хвойных пород расположены сравнительно близко от промышленных центров европейской части России и имеют удобный выход к морским путям на экспорт.
В Северодвинском, Онежском, Мезенском, Печорском речных бассейнах к водным путям тяготеют 90% лесных запасов . По территории, занятой лесными массивами области, протекает более 550 рек Северодвинского, Онежского и Мезенского бассейнов, часть которых издавна используется для сплава леса.
В отличие от других бассейнов страны, сплавщикам Севера приходится работать в более трудных условиях. Навигационный период в Архангельской области короче, чем в более южных районах, и составляет около 170 календарных дней для магистральных рек, для малых и средних - всего 1-2 недели. Для гидрологического режима рек бассейна характерно мелководье в межень. Это обстоятельство вносит существенное ограничение в возможности применения лесосплава по рекам с малыми глубинами.
В советское время проблема была решена просто и экономически эффективно: по всем малым и средним рекам проводился молевой сплав древесины, плотовой лесосплав осуществлялся только по магистральным рекам и в течение всей навигации. Практически повсеместно крупные перерабатывающие предприятия располагались в устьях рек и были спроектированы на прием древесины с воды.
Законодательно молевой сплав леса был частично запрещен еще в 1971г , к началу 1980-х годов молевой сплав во многих областях прекратился полностью, либо был снижен до минимума. Есть данные [2], что в Архангельской об-
-5
ласти в 1997г. объем молевого сплава составил 100 тыс. м или 6,3% от общего объема сплава того года. Настоящий Водный Кодекс РФ, вступивший в силу 1 ян-
варя 2007г, запрещает этот вид лесосплава: «Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается».
Полный запрет молевого лесосплава не решил проблему засорения водных объектов и берегов, но создал тупиковую ситуацию в лесозаготовительном комплексе страны. Если в 1966 г. сплав в Архангельской области проводился по 150 рекам, то в 1981 г. только по 31. Катастрофически упали объемы сплава и, соответственно, заготовки леса: в 1997г. по сравнению с 1965 годом произошло
-5 -5
сокращение в 15,6 раза (1575 тыс. м против 24570 тыс. м ); в 2008 г. объем
-5
сплава в области составил 1857,1 тыс. м ; в 2009-ом кризисном году по результатам подготовки к сплавной навигации - всего 923,4 тыс. м .
В связи с повсеместной отменой молевого сплава и по многим объективным и субъективным причинам надежно работающие технологии лесосплава были отменены, а новые разработаны не были. Лесозаготовительные предприятия, примыкающие к малым и средним рекам, оказались отрезанными от транспортных артерий. Существенные объемы древесного сырья оказались исключенными из ресурсов вывозки. Лесозаготовки перемещаются в маловозрастные и низ-кобонитетные насаждения, а также в недорубы прошлых лет, в то время как недоступные спелые и перестойные массивы леса подвергаются деградации.
Прекращение молевого сплава не дало ощутимого результата и в части повышения эффективности функционирования рыбного хозяйства, в то время как отрицательные экологические и экономические последствия этого шага очевидны.
Абсолютно очевидна необходимость создания новой технологии лесосплава, не исключающей, естественно, и уже существующие. Безусловно, возобновить молевой лесосплав в том виде, в котором он существовал ранее, невозможно. Но для решения поставленной задачи можно и нужно использовать опыт прошлых лет, достижения и промахи, приведшие к сегодняшнему положению в лесной промышленности, и современные технические возможности, новые разработки и оригинальные решения. Ведь для успешного функционирования лесопромышленного комплекса в Российской Федерации с её огромными расстояниями вывозки лесоматериалов возможно только при разработке и повсеместном внедрении новых экологически защищенных технологий лесосплава с использованием в лесозаготовительных регионах всей речной сети. Поэтому решение вопросов, связанных с разработкой и совершенствованием новых технологий лесосплава, является актуальной задачей.
В настоящее время водный транспорт лесоматериалов представлен в судовыми перевозками и береговой сплоткой лесоматериалов. При этом важно отметить, что объемы зимней сплотки лесоматериалов на реках практически достигли своего предела - все участки берегов рек, пригодные под зимние плот-бища, задействованы. Для роста судовых перевозок в весенний период также существенных перспектив нет, так как потребуется увеличение флота, а его содержание при кратковременном периоде работы в навигацию будет обходиться очень дорого. Одним из выходов из сложившейся ситуации является возобновление объемов навигационной сплотки лесоматериалов. Основой новых технологий лесосплава, предлагается навигационная сплотка лесоматериалов на ма-
лых и средних реках в течение всей навигации на базе плоских сплоточных единиц (ПСЕ) конструкции Архангельского государственного технического университета (АГТУ) с осадкой 0,25 ... 1,1 м и объемом, соответственно, от 6 до 40 м3.
На данный момент такая технология лесосплава находится в стадии разработки и внедрения. В частности, апробирован в течении ряда лет плотовой сплав в ПСЕ по рекам Пинеге, Онеге, Ваге и Северной Двине. Утверждены официальные технические условия на плоты из ПСЕ. Дальнейшее внедрение новых технологий сдерживается из-за отсутствия технического и научного обеспечения.
Внедрение этих технологий позволит расширить сроки навигации, снизить до минимума аварийность на лесосплавных путях, обеспечить более ритмичную и равномерную работу лесозаготовительных предприятий и флота в течение всей навигации. При этом техники и флота потребуется меньше, работа может быть организована в спокойном режиме, без оглядки на сжатые сроки стояния сплавных горизонтов воды. В результате такой организации труда упадут и тарифы на буксировку лесоматериалов, так как загрузка речного флота в навигацию будет более равномерной. Значительно вырастут объемы заготовки лесоматериалов, а, следовательно, и поступления в бюджеты всех уровней. Решается социальная проблема занятости населения в портовых городах и особенно в отдаленных лесоизбыточных районах, где сейчас лесозаготовки не ведутся из-за отсутствия транспортных артерий. Переработчики в свою очередь увеличат объемы производства. Будут работать, как и в старые времена, на дешевом сырье и не будут знать проблем с реализацией продукции на мировых рынках.
Конечно большинство малых рек нынче в таком запущенном состоянии, что не справиться им с транспортировкой древесины в тех объемах, что было когда то. Исключается также и молевой сплав с многочисленными связанными с ним проблемами. Хорошо зарекомендовал себя плотовой сплав в пучках, но осадка пучков составляет более 1 м. Такие плоты проходимы только по крупным рекам, и то не всю навигацию [3].
Важным этапом в организации лесосплава по новым технологиям является вывод лесоматериалов по всем малым рекам, где раньше был молевой сплав. Этот вывод может осуществляться, в зависимости от условий реки в сплоточных единицах вольницей, в линейках из ПСЕ и в малых плотах.
Отмечено [4], что внедрение большегрузных плотов новой конструкции малой осадки позволит дать работу предприятиям, расположенным в верховьях рек, значительно увеличить объемы поставки лесоматериалов перерабатывающим предприятиям, расширить сроки навигации.
Дальнейшее широкое внедрение новых технологий лесосплава на базе ПСЕ сдерживается из-за отсутствия технического обеспечения по изготовлению и выгрузки ПСЕ, достаточных исследований инерционных процессов, имеющих место при переместительных операциях и буксировке лесотранс-портных единиц из ПСЕ.
Исследование инерционных процессов движения линеек из ПСЕ в различных режимах необходимо для правильного выбора средств буксировки, пе-
рестановки и торможения линеек из ПСЕ, а также конструкций плотостоянок и их крепления.
Нами разработана методика проведения исследований инерционных характеристик линеек из ПСЕ и выполнены экспериментальные исследования на моделях линеек из ПСЕ. Производится обработка и оценка точности полученных результатов исследований, по результатам которой можно будет указать величину сопротивления движению линейки из ПСЕ, расстояние и время, необходимое для разгона и для торможения.
Литература
1. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Архангельской области [Текст]: статистический сборник / Государственный комитет РФ по статистике, Архангельский областной комитет государственной статистики. - Архангельск, 2009. - 46с.
2. Ресурсы поверхностных вод СССР. Основные гидрологические характеристики (за 1963 - 1970 г.г и весь период наблюдений) т. 3 Северный край. Под ред. К.А. Кожемякиной, Е.С. Звягиной, М.М. Пребышевской. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 474 с.
3. Митрофанов А.А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение [Текст]: монография / А.А.Митрофанов - Архангельск: изд-во АГТУ, 2007. - 492 с.
4. Газета волна № 15(1128) от 22 апреля 2008 статья А.А.Митрофанова «Отчего не возим лес по рекам?»