Выводы
Наиболее травматичными для работы сердечно-сосудистой системы является 2—3-й способы обезболивания, на что указывает вольтаж зубцов ЭКГ: Р, Q, S, Т - выраженная брадикардия. Полученных результатов недостаточно для обоснования всех механизмов действия способов анестезии на сердечнососудистую систему. Работа по изучению влияния различных способов обезболивания на адаптивные механизмы организма животных будет продолжена, так как это вызвано не только теоретическими, но и практическими задачами - потребностью в физиологичных, не обладающих побочными свойствами методов обезболивания животных.
Литература
1. Взаимоотношение нервной и иммунной системы / А.В. Андрагоров [и др.]. - Л., 1990. - С. 4-20.
2. Виденин В.Н. О раневом процессе, воспалении и операционном стрессе у животных // Междунар. вестн. ветеринарии. - 2009. - №4. - С.81-82.
3. Дарбинян А.А. Экпериментально-клиническое обоснование электроаналгезии свиней: автореф. дис. ... кан. вет. наук. - Троицк, 1989. - 20 с.
4. Сундуков П.П., Калиниченко В.И., Начатое Н.Я. Электрообезболивание крупного рогатого скота результаты клинико-морфологических исследований при некоторых незаразных болезнях // Науч. тр. ОмВИ. - Омск, 1976. - Т.30. - Вып.2. - С. 78.
5. Степанова Л.Г. Изучение компенсаторных реакций организма свиней в условиях послеоперационного периода // Современные проблемы и достижения аграрной науки в животноводстве, растениеводстве и экономике: сб. тр. регион. науч.-практ. конф. - Томск: Томский СХИ: НГАУ, 2007. - Вып.10. - С. 120-122.
6. Храмов Ю.В. Разработка и клинико-производственные испытания электрообезболивания овец: автореф. дис. ... канд. вет. наук. - Харьков, 1987. - 21 с.
УДК 619:616.988:75:636.22/28 И.Я. Строганова
АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНОЙ ДИАРЕИ - БОЛЕЗНИ СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В ДВУХ РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Представлены результаты изучения распространения вирусной диареи - болезни слизистых оболочек крупного рогатого скота в животноводческих хозяйствах Восточной Сибири. Установлена циркуляция вируса вирусной диареи крупного рогатого скота среди поголовья в двух регионах Восточной Сибири и его этиологическая роль в возникновении смешанных вирусных респираторных болезней молодняка крупного рогатого скота во втором регионе.
Ключевые слова: крупный рогатый скот, вирус, распространение, вирусная диарея, серологические исследования, Восточная Сибирь.
I.Ya. Stroganova
ANALYSIS OF SPREAD OF VIRUS DIARRHEA THAT IS CATTLE MUCOUS MEMBRANE DISEASE
IN TWO REGIONS OF EASTERN SIBERIA
The study results of spread of virus diarrhea that is cattle mucous membrane disease on the Eastern Siberia cattle-breeding farms are given. Cattle virus diarrhea virus circulation in a livestock in two regions of Eastern Siberia and its etiological role in occurrence of the mixed virus respiratory diseases of young cattle in the second region is determined.
Key words: cattle, virus, spread, virus diarrhea, serological research, Eastern Siberia.
Респираторные и желудочно-кишечные болезни молодняка крупного рогатого скота остаются одной из наиболее сложных проблем инфекционной патологии животных в большинстве стран мира, включая Россию. Они имеют массовый характер, сопровождаются высокой заболеваемостью и смертностью телят, при-
носят значительный ущерб животноводству. В большинстве случаев эти инфекции имеют полиэтиологиче-скую структуру, проявляются тяжелыми патологическими процессами и часто сопровождаются выраженным иммунодефицитными состояниями. Ведущая роль в этиологии респираторных болезней крупного рогатого скота принадлежит вирусам инфекционного ринотрахеита (ИРТ), вирусной диареи - болезни слизистых оболочек (ВД-БС), респираторно-синцитиальному (РС), парагриппу-3 (ПГ-3) и в меньшей степени рео-, рино- и аденовирусам (АД). Гибель животных наблюдается, как правило, при осложнениях их вторичной микрофлорой [1,2].
Одним из этиологических агентов респираторных болезней, который участвует в возникновении смешанных инфекций вирусной, а также вирусно-бактериальной природы является вирус вирусной диареи - болезни слизистых оболочек крупного рогатого скота (КРС) [3-6].
Вирусная диарея - болезнь слизистых оболочек крупного рогатого скота - контагиозная болезнь, вызываемая РНК-содержащим вирусом. Широко распространена во всем мире в популяции крупного рогатого скота и чаще протекает в субклинической форме. У восприимчивых животных вирус может вызывать аборты, врожденные уродства плода, бесплодие, респираторную патологию, энтериты, болезнь слизистых оболочек и острые инфекции с иммуносупрессией. Вследствие иммуносупрессии вирус является одним из этиологических агентов массовых респираторных болезней телят как мясного, так и молочного направления. ВД-БС крупного рогатого скота в настоящее время считается одной из самых важных инфекционных агентов крупного рогатого скота, имеющих экономическое значение для индустрии скотоводства.
Коварная природа вируса приводит к существенным экономическим потерям в производстве молока и мяса в масштабе всего мира.
Вирус ВД-БС относится к роду Pestivirus семейства Г^мс1ае. Вирионы вирусов представляют собой сферические частицы диаметром 40-60 нм. Они состоят из нуклеокапсида икосаэдрической симметрии и наружной менопротеидной оболочки. Геном вируса представлен однонитевой молекулой РНК.
Во внешней среде вирус выживает не более двух недель, он хорошо инактивируется обычными ин-фектантами. Прогревание при температуре 56оС в течение 1 ч полностью инактивирует вирус.
Вирус существует в виде двух биотипов (БТ): цитопатогенного и нецитопатогенного. Последний, в отличие от цитопатогенного БТ, не вызывает деструкцию культур клеток. Но это не означает, что нецитопа-тогенный БТ не обладает патогенностью и вызывает только субклинические инфекции, как считалось ранее. Принадлежность к биотипу не коррелирует со способностью вызывать болезнь. Существует мнение, что штаммы вируса всегда патогенны для КРС, но вирулентность их различна. В природе преобладает нецито-патогенный БТ, он имеет наибольшее эпизоотологическое значение, чем цитопатогенный, поскольку только он способен вызывать трансплацентарную инфекцию, приводящую к репродуктивным нарушениям у коров и персистентной инфекции плода, а также иммуносупрессию при острых постнатальных формах инфекции.
Цитопатогенные штаммы, несмотря на их способность преодолевать плацентарный барьер, инфицировать плод и вызывать аборты, не могут установить персистентные инфекции и не имеют механизма поддержания персистенции в стаде. Кроме того, нецитопатогенные штаммы чаще вызывают аборты.
Вирус представлен двумя генотипами, антигенно и генетически различающимися между собой: 1 и
2. Генотип 1-й включает три субгенотипа: а, в, с. Генотип 2-й (а,в) объединяет высоковирулентные штаммы, вызывающие острую и сверхострую формы болезни с высокой смертностью, тромбоцитопенией и геморрагиями. В природе встречаются оба биотипа, относящиеся к 1 и 2 генотипам.
При ВД-БС важно различать две категории животных: инфицированных персистентно и транзитно, так как именно они служат источником вируса.
Персистентная форма болезни возникает при инфицировании плода только нецитопатогенным биотипом вируса в период с 90-го по 125-й день внутриутробного развития, когда иммунная система еще не сформирована. В данном случае вирус не распознается как чужеродный и получает доступ практически ко всем органам и тканям плода, включая лимфоидные, где интенсивно размножается. Животные становятся толерантными к вирусу и не вырабатывают к нему антитела. У них регистрируют персистентную виремию (размножение вируса в крови), сопровождающуюся лейкопенией и лимфопенией. Возбудитель выделяется в окружающую среду в течение жизни животного со всеми секретами и экскрементами организма. Потомство персистентно инфицированных (ПИ) коров также ПИ, в результате чего могут возникать персистентно инфицированные «семьи» животных.
Острые или «транзитные» формы инфекции развиваются у иммунокомпетентных животных в пост-натальный период в любом возрасте при заражении обоими биотипами вируса и чаще протекают субклинически. Виремия кратковременная (10-12 дней). Одновременное с ней у большинства животных развивается лимфолейкопения, приводящая к иммуносупрессии. Выделение вируса происходит только в этот период и прекращается с началом выработки антител, после чего он элиминируется из организма; сероконверсию
выявляют у животных приблизительно через 3-12 недель после заражения. Перенесшие такую форму инфекции животные и их потомство приобретают пожизненный иммунитет. Введение в стадо животного, переносящего инфекцию в персистентной или острой форме, может привести к ее распространению среди восприимчивого поголовья, причем ПИ-животные опаснее, так как они служат постоянным источником вируса. Вирус передается как вертикально и горизонтально контактным способом, так и непрямым путем через различные манипуляции, реже аэрозольным путем. Персистентно инфицированные быки-производители, больные в острой форме, а также быки с тестикулярной инфекцией представляют опасность в качестве источника возбудителя инфекции. Серопозитивность взрослых животных колеблется в пределах 70-100% в энзоотических зонах [7-9].
Целью данной работы явился анализ распространения ВД-БС КРС в двух регионах Восточной Сибири по результатам серологических исследований.
Материалы и методы исследования
В первом регионе Восточной Сибири анализу были подвергнуты результаты серологических исследований 1583 проб сыворотки крови КРС за 2008 год.
Во втором регионе Восточной Сибири анализу были подвергнуты результаты исследований 1054 парных проб сыворотки крови за 2006-2010 годы и 178 проб сыворотки крови КРС за 2010 год.
Сыворотки крови в основном получали от молодняка КРС, реже от взрослых животных в хозяйствах молочного направления с различной концентрацией животных, чаще при наличии вспышек респираторных болезней у КРС, где не проводилась специфическая профилактика ВД-БС КРС.
В регионах на наличие антител к ВД-БС сыворотки крови КРС исследовали в реакции непрямой ге-магглютинации (РНГА). Постановку и учет результатов в реакции проводили в соответствии с наставлением по применению набора для серодиагностики вирусной диареи крупного рогатого скота реакции непрямой гемагглютинации (РНГА) (ТУ-9383-020-00008464-99) ООО «Агровет» г. Москва.
Рассчитывали процент сывороток крови, содержащих антитела к вирусу ВД-БС КРС, то есть определяли серопозитивность.
При исследовании парных сывороток крови учитывали нарастание титра антител к вирусу ВД-БС КРС во второй сыворотке по сравнению с первой в четыре и более раз, то есть рассчитывали процент серо-конверсии.
Результаты исследований
В первом регионе Восточной Сибири за 2008 год было исследовано 1583 пробы сыворотки крови КРС на ВД-БС в РНГА. Сыворотки крови были получены из 97 хозяйств 22 районов. Данные представлены в таблице.
Результаты серологических исследований в РНГА на ВД-БС КРС в хозяйствах первого
региона Восточной Сибири
Показатель Район Всего проб
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Количество гроб, всего: 43 170 130 60 23 31 25 81 40 42 60 75 70 74 131 233 20 108 75 15 60 17 1583
Из них положительных к ВДБС КРС 40 121 116 54 19 31 13 74 34 37 39 28 42 35 70 62 0 5 74 11 15 17 937
% 93,0 71,2 892 90,0 82,6 100 52,0 91,4 85,0 88,1 65,0 37,3 60,0 47,3 53,4 26,6 0 4,6 98,7 73,3 25,0 100 59,2
Установлено, что ВД-БС КРС имеет широкое распространение в обследуемом регионе Восточной Сибири. Однако инфицированность животных по районам и по хозяйствам различна. К вирусу ВД-БС выявили антитела в сыворотке крови КРС, титр которых колебался от 1:2 до 1:256, а количество серопозитивных животных в 6 районах составило 0-47,3%, в остальных 16 районах от 52,0-100%, средний уровень серопо-зитивности по региону составил 59,2%.
Во втором регионе Восточной Сибири в результате серологических исследований установили, что сероконверсия к вирусу ВД-БС у КРС в животноводческих хозяйствах в 2006 году составила 64,7%. Было
выявлено смешанное течение вирусных респираторных болезней у молодняка КРС в крупных репродуктор-ных хозяйствах: ВД-РС в 5,9%; вД-РС^ в 5,9%; вД^ в 5,9%; ВД-ИРТ-РС^ в 2,9%.
В 2007 году сероконверсия к вирусу ВД-БС КРС составила 6,0%, отмечено смешанное течение инфекций: ВД-РС в 3,6%; ВД-РС^ в 1,8%; ВД-РС-ПГ-3 в 1,8%; ВД-ИРТ-ПГ-3 в 0,6%.
В 2008 году сероконверсия в регионе к вирусу ВД-БС составила 13,4%, выявлено течение смешанных инфекций: ВД-РС в 5,1%; ВД-РС^ в 1,3%.
В 2009 году в хозяйствах региона сероконверсия к вирусу ВД-БС КРС составила 30,6%.
В 2010 году серопозитивность к вирусу ВД-БС КРС в регионе составила 83,1%, а сероконверсия -
б7,7%.
У коров серопозитивность составила 88,2%, у телят 63,2%, сероконверсия у коров составила 51,9%, а у телят 62,7% соответственно.
Отмечено смешанное течение инфекций: ВД-ИРТ-РС^ в 13,2%; ВД^ в 6,2%; ВД-ИРТ-РС в МГо^-РС^ в 4,4% ВД-ИРТ^ в 3,5%; ВД^РТ-ПГ^^- в 2,7%; ВД-РС-ПГ-3 в 2,2%.
Выводы
1. В серологических исследованиях выявлено наличие антител в сыворотке крови КРС к вирусу ВД-БС, что подтверждает циркуляцию вируса в животноводческих хозяйствах двух регионов Восточной Сибири.
2. Aнтитела к вирусу ВД-БС КРс выявляли у молодняка крупного рогатого скота, а также у взрослых животных, что указывает на течение болезни с признаками острого респираторного заболевания и в скрытой форме (без учета персистентно инфицированных животных, так как серологически их не выявить), то есть об активной циркуляции вируса в межэпизоотический период.
3. Во втором регионе высокий уровень сероконверсии вируса ВД-БС КРС (в 2006 и 2010 гг. 64,7% и 57,5% соответственно) подтверждает его этиологическую роль в возникновении респираторных болезней молодняка крупного рогатого скота.
4. Во втором регионе показана роль ВД-БС КРС в возникновении смешанных вирусных инфекций у молодняка крупного рогатого скота, учитывая иммуносупрессивное действие вируса на организм животного, часто ведущая.
Литература
1. Вирусные и ассоциативные вирусно-бактериальные респираторные болезни крупного рогатого скота (Особенности эпизоотологии, патогенеза, клинического проявления, патолого-анатомических изменений): метод. рекомендации I А.Г. Глотов, H.A. Шкиль, Т.И. Глотова [и др.]; РAСХН. Сиб. отд-ние, ГНУ ИЭВ-СиДв. - Новосибирск, 2004. - 33 с.
2. Инфекционный ринотрахеит крупного рогатого скота I А.Г. Глотов, А.Ф. Шуляк, Т.И. Глотова [и др.]; РAСХН. Сиб. отд-ние, ГНУ ИЭВСиДВ. - Новосибирск. - 2GG6. - 196 с.
3. Система ветеринарно-санитарных, профилактических и лечебных мероприятий против инфекционных болезней крупного рогатого скота в хозяйствах Российской Федерации I М.И. Гулюкин, К.П. Юров, Ю.Д. Караваев [и др.]; ГНУ ВИЭВ, ФГУ «Центр ветеринарии». - М., 2007.
4. Глотова Т.И., Глотов А.Г., Кочанов В.А. Вирусная диарея - болезнь слизистых оболочек крупного рогатого скота: распространение, особенности клинического проявления, характеристика изолятов вируса II Сиб. вестн. с.-х. науки. - 2GG5. - № 6. - С. 62-бб.
б.Глотова Т.И. Инфекционный ринотрахеит и вирусная диарея крупного рогатого скота (диагностика, молекулярно-биологические свойства возбудителей, эффективность противовирусных препаратов): ав-тореф. дис.... д-ра биол. наук. - Новосибирск, 2006. - 39 с.
6. Глотов А.Г., Глотова Т.И., Строганова И.Я. Вирусные болезни крупного рогатого скота при интенсивном ведении молочного животноводства; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2010. - 188 с.
7. Хитрова А.Е., Сергеев В.А., Алипер Т.И., Верховский O.A. Эффективность применения комбинированных вакцин серии Комбивак II Ветеринария. - 2GG6. - № 9. - C.17-2G.
8. Kirkland P.D., Gowan M.R.Mc., Mackintoch S.G. insemination of cattie with semen from a buii transientiy
infected with Pestivirus II Yet.Rec. - 1997. - Voi.14G. - P. 124-127.
9. Maternai antibody b iocks humorai but not T ceii responses to BVDV I J Fensley (etal.) II Bioiogicais. -
2GG3. - Voi.31. - Р. 123-12б.