Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМА «БАЙКИТ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ТОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК'

АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМА «БАЙКИТ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ТОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркерный радиомаяк / дальняя приводная радиостанция / радиотехническое оборудование / дальняя приводная радиостанция / ближняя приводная радиостанция / радиотехническое обеспечение полетов / оборудование системы посадки / Marker radio beacon / long-range drive radio station / radio equipment / long-range drive radio station / short-range drive radio station / radio technical support for flights / landing system equipment

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А.С. Тимохович, И.С. Кунин, Абдирисак Мохамед Умар

В данной статье рассматриваются тактико-технические характеристики радионавигационного оборудования аэродрома «Байкит». Анализируются его качественные показатели работы и их влияние на безопасность захода на посадку и самой посадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE OPERATIONAL CAPABILITY OF THE NAVIGATION EQUIPMENT OF THE "BAYKIT" AIRFIELD AND WAYS TO IMPROVE ITS ACCURACY CHARACTERISTICS

This article discusses the tactical and technical characteristics of the radio navigation equipment of the airfield "Baykit". Its qualitative performance indicators and their impact on the safety of the approach and landing itself are analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМА «БАЙКИТ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ТОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»

УДК 656.71

АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМА «БАЙКИТ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ТОЧНОСТНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

А. С. Тимохович , И. С. Кунин, Абдирисак Мохамед Умар

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шай kvstudiobk@mail.ru

В данной статье рассматриваются тактико-технические характеристики радионавигационного оборудования аэродрома «Байкит». Анализируются его качественные показатели работы и их влияние на безопасность захода на посадку и самой посадки.

Ключевые слова: маркерный радиомаяк, дальняя приводная радиостанция, радиотехническое оборудование, дальняя приводная радиостанция, ближняя приводная радиостанция, радиотехническое обеспечение полетов, оборудование системы посадки.

ANALYSIS OF THE OPERATIONAL CAPABILITY OF THE NAVIGATION EQUIPMENT OF THE "BAYKIT" AIRFIELD AND WAYS TO IMPROVE ITS

ACCURACY CHARACTERISTICS

A. S. Timokhovich, S. Kunin, Abdirisak Mohamed Omar1

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*Е-mail kvstudiobk@mail.ru

This article discusses the tactical and technical characteristics of the radio navigation equipment of the airfield "Baykit". Its qualitative performance indicators and their impact on the safety of the approach and landing itself are analyzed.

Keywords: Marker radio beacon, long-range drive radio station, radio equipment, long-range drive radio station, short-range drive radio station, radio technical support for flights, landing system equipment.

Введение. Радиотехническое обеспечение полетов (далее РТОП) представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание объектов РТОП и связи в постоянной готовности в целях выполнения воздушных перевозок и других авиационных работ для обеспечения безопасности и регулярности движения воздушных судов (ВС).

Радиотехнические средства самолетовождения позволяющие определять необходимые навигационные элементы и решать текущие навигационные задачи по месту расположения делятся на наземные и самолетные.

К наземным радиотехническим средствам относятся: приводные и радиовещательные станции, станции радионавигационных систем, радиомаяки, радиомаркеры.

Аэродром «Байкит» является горным, он имеет один курс взлета и посадки. У одного порога ВПП находится сопка, а с другого - долина, в которой расположен поселок и протекает холодный ручей. Все эти условия требуют от систем навигации предельной

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2

точности и безотказности работы.

Установка ОПРС (отдельная приводная радиостанция) на аэродроме, как правило, осуществляется на продолжении оси ВПП на удалении от порога ВПП до 10 км.

Допускается установка ОПРС в стороне от продолжения оси ВПП или сбоку от ВПП. При этом угол между предпосадочной прямой и продолжением осевой линии ВПП не должен превышать 10°, а точка их пересечения должна находиться на удалении не менее 2000 м от порога ВПП.

ОПРС предназначена для обозначения контрольного пункта на трассе (маршруте полета), привода воздушного судна, оснащенного соответствующим оборудованием, в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и выдерживания направления полета воздушного судна вдоль оси ВПП.

В качестве ОПРС в зоне ответственности Байкита используется ДПРМ- АРМ -150МА.

Для привода ВС в район аэродрома и построения схемы захода на посадку используется ОСП [1].

Оборудование системы посадки (ОСП) в «Байките» включает в себя: дальнюю и ближнюю приводные радиостанции с маркерными радиомаяками (ДПРС и БПРС с МРМ)

ДПРМ - Дальняя приводная радиостанция с маркерный маяком располагается с МК посадки-244 на удалении 6300 метров и на продолжении оси ВПП.

В качестве оборудования ДПРМ используется: радиомаяк АРМ- 150МА, который обеспечивает зону покрытия на рабочих высотах аэродрома Байкит в радиусе 150 км, маркерный радиомаяк МРМ-97МА, формирующий излучение над местом установки антенны в форме «Воронки», которая позволяет ВС определить момент пролета маркера и по размеру воронки определить высоту полета по глиссаде на посадку.

БПРМ - Ближняя приводная радиостанция с маркерный маяком располагается с МК посадки-244 на удалении 1080 метров и левее 20 метров продолжения оси ВПП.

В качестве оборудования БПРМ используется: передающая радиостанция (ПРС) - РПА -«Парсек» обеспечивает зону покрытия на рабочих высотах в районе аэродрома Байкит в радиусе 50 км, МРМ-Е615.5 ближнего привода выполняет аналогичные задачи, как и на ДПРМ [1].

Самолеты, летающие в Байкит, выдерживают посадочный курс с помощью командно-пилотажного прибора, совместно с (АРК) автоматическим радиокомпасом они имеют инструментальную погрешность. Инструментальная погрешность сочетания этих приборов не дает производить посадку в плохих метеоусловиях. Снизить погрешность на данном аэродроме можно с помощью внедрения пвсевдоспутника. Благодаря уменьшению погрешности на посадочном курсе посадки можно производить в более плохих метеоусловиях, всё это направлено на повышение безопасности полетов [3].

ДПРМ и БПРМ обеспечивают заход по ОСП(приводам) - неточная система захода на посадку для воздушных судов (ВС), прибывающих в Байкит и построение предпосадочного маневра, выдерживание схемы захода на посадку с необходимой точностью как по высоте-контроль времени пролета воронки МРМ, так и по направлению.

ДПРС и БПРС при появлении помех на основных частотах должны обеспечивать работу на резервных частотах 355 кГц и 725 кГц соответственно. Для этого используется один из вариантов резервных частот:

1 вариант: ДпРС - 725 кГц, БПРС - 355 кГц;

2 вариант: ДпРС - 355 кГц, БПРС - 725 кГц.

Перевод на резервные частоты производится по указанию органа ОВД.

Из вышеизложенного следует, что для повышения безопасности захода на посадку в сложных метеорологических условиях (туман, дождь, снежный заряд и др.) предложенный нами пвсевдоспутник позволит пилотам ВС осуществлять посадку не только визуально, но и в директорном режиме [2].

Библиографические ссылки

1.Приказ Минтранса России от 20.10.2014 N 297 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации".

2. Рубцов Е.А., Радиооборудование воздушных судов и его летная эксплуатация: Учебное пособие / Е.А. Рубцов, ОМ. Шикавко. - СПб ГУ ГА. С. - Петербург, 2017. - 120 с.

3. Баженов А.В. Радионавигационные системы / А.В. Баженов, Г.И. Захаренко, А.Н. Бережнов, К.Ю. Савченко./ Под ред. Баженова А.В. - Ставрополь: СВВАИУ(ВИ) , 2007. -202с.

© Тимохович А. С., Кунин И. С., Абдирисак Мохамед Умар, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.