Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ТЕСТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМОВ'

ПОРЯДОК ТЕСТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиомаяк / методика / оборудование системы посадки / зона действия / radio beacon / technique / landing system equipment / area of operation

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — А.С. Тимохович, Е.А. Мартынов, Х.М. Асуму

Приведена методика тестирования навигационного оборудования аэродромов на работоспособность в определённые промежутки времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — А.С. Тимохович, Е.А. Мартынов, Х.М. Асуму

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR TESTING THE NAVIGATION EQUIPMENT OF AIRFIELDS

The method of testing the navigation equipment of airfields for operability at certain intervals of time is given.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ТЕСТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АЭРОДРОМОВ»

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

УДК 656.71

ПОРЯДОК ТЕСТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

АЭРОДРОМОВ

А. С. Тимохович, Е. А. Мартынов, Х. М. Асуму

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шай: mevgeni37@mail.ru

Приведена методика тестирования навигационного оборудования аэродромов на работоспособность в определённые промежутки времени.

Ключевые слова: радиомаяк, методика, оборудование системы посадки, зона действия. THE PROCEDURE FOR TESTING THE NAVIGATION EQUIPMENT OF AIRFIELDS A. S. Timokhovich, E. A. Martynov, H. M. Asumu1

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*B-mail: mevgeni37@mail.ru

The method of testing the navigation equipment of airfields for operability at certain intervals of time is given.

Key words: radio beacon, technique, landing system equipment, area of operation.

Введение. Заход на посадку и посадка являются завершающим этапом полета и самым ответственным. Посадка воздушного судна может осуществляться в трех режимах: ручное управление, директорное и автоматическое. Выбор режим работы зависит от погодных условий, точностных характеристик радиотехнических навигационных средств аэродрома и оборудования воздушного судна.

Оборудование системы посадки для воздушного судна проходит проверку на работоспособность по параметрам, которые имеют определённые требования, представленные в таблице 1:

Таблица 1

Требования к параметрам__

Параметры Требования к параметрам Пункты

1. зона действия приводной радиостанции, км, не менее: -дальней приводной радиостанции с маркерным радиомаяком -ближней 150 50 1

2. Возможность использования оборудования системы посадки при заходе на посадку Отсутствие помех, колебаний стрелок автоматического радиокомпаса и увода воздушного судна с магнитным курсом посадки, не более 5° 2

3. Зона действия дальнего и ближнего маркерного радиомаяка на линии курса и глиссады, м: 600 ±200 300 ±100 2

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2

- дальний маркерный рад. - ближний маркерный радиомаяк

4. Напряженность поля в зоне 1,5 2

действия маркерного радиомаяка, мВ/м: 3,0

- на границах зоны действия, не

менее;

- в зоне действия, не менее

5. Непрерывность манипуляции в Непрерывная последовательность 3

зоне действия маркерного манипулированного сигнала.

радиомаяка

6. Сигнал опознавания дальней и Ясная слышимость в зоне действия, правильность 3

ближней приводной радиостанции с присвоенного кода.

маркерным радиомаяком.

ПУНКТ№1. Методика летных проверок оборудования системы посадки.

Измерение зоны действия приводной радиостанции.

Зона действия приводной радиостанции может определяться информаций от всенаправленного дальномерного радиомаяка или спутниковой навигационной системы, с помощью диспетчера органа обслуживания воздушного движения по показаниям индикатора радиолокатора или по карте. Приводная радиостанция (дальняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком, ближняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком,) обеспечивает воздушное судно нужной информацией на высотах от 2 до 3 тыс. м, где и проводятся полёты, от и на приводной радиостанции. В направлении полёта воздушного судна от приводной радиостанции до возможной дальности визуально отслеживаются показания бортовых индикаторов автоматического радиокомпаса и оцениваться прекращение устойчивых показаний радиокомпаса. Когда колебания стрелки превышает ±5°, определяют, на сколько судно отдалено от приводной радиостанции и напротив, в случае колебаний стрелок не выше ±5° определяют расстояние до приводной радиостанции. В процессе полета прослушиваются сигналы опознавания, параллельно оценивается правильность и разборчивость этих сигналов, также в направлении приводной радиостанции должны визуально отслеживаться и оцениваться показания индикаторов и начало устойчивых показаний автоматического радиокомпаса.

ПУНКТ№2. Оценка возможности использования оборудования системы посадки при заходе на посадку, измерение зоны действия маркерного радиомаяк, напряженности поля в зоне действия маркерного радиомаяка и оценка непрерывности манипуляции в зоне действия маркерного радиомаяка.

Самолёт заходит на посадку до пролета ближней приводной радиостанции с маркерным радиомаяком и циклическим повтором. При полете выдерживается постоянной. В полёте с посадочным курсом скорость выдерживают постоянной, при маневрах оценивают правильность, устойчивость и величину отклонений показаний стрелок указателя курсового угла радиостанции автоматического радиокомпаса от выбранного посадочного курса. фиксируют участки, где работа приводной радиостанции оказалась неудовлетворительной (колебания стрелки курса посадки, которые выше 5°).

ПУНКТ№3. Измерение зоны действия маркерного радиомаяка, непрерывности манипуляции и напряженности поля

В соответствии с эксплуатационно-технической документацией автоматизированной системы летного контроля с использованием самолёта лаборатории производят измерения:

• зона действия маркерного радиомаяка

• постоянство манипуляции и напряженности поля в зоне действия маркерного радиомаяка.

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и ааионики»

Условия для определения измерения зоны действия маркерного радиомаяка, непрерывности манипуляции с использованием рейсовых и специально выделенных воздушных судов:

• полеты выполнятся по схеме захода на посадку данного аэродрома со снижением до высоты пролета зоны действия маркерного радиомаяка ближней приводной радиостанции с маркерным радиомаяком с последующим уходом на второй круг;

• при полете посадочным курсом, скорость выдерживается постоянной;

• при пролете зоны действия маркерного радиомаяка штурман (пилот) воздушного судна фиксирует скорость полета воздушного судна по указателю скорости, и время пролета по секундомеру;

• по сигналам приемников маркерного радиомаяка воздушного судна, фиксируется значение времени индикации сигнала маркерного радиомаяка (световая и звуковая индикация);

• по окончанию измерений, зона действия маркерного радиомаяка {ЗД} вычисляется по формуле:

{ЗД} = (Тмрм х*у3,6 где Тмрм, (сек) - время звуковой и световой индикации при пролете ЗД МРМ;

V, (км/час) - скорость полета воздушного судна по указателю скорости.

Из вышеизложенного следует, что приведенная методика позволяет определить точностные характеристики радиотехнических средств посадки аэродрома, что очень актуально для некоторых аэродромов Красноярского края таких как, «Байкит» и «Богучаны».

Зная точностные характеристики можно найти пути снижения инструментальной погрешности при посадке, например, за счет использования дополнительного оборудования, тем самым повысить безопасность посадки воздушного судна в сложных условиях (туман, дождь, снежный заряд).

Библиографические ссылки

1. Новиков В. С. Техническая эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования М Транспорт, 1987 260 с

2. Рубцов Е.А., Шикавко О.М. Радиооборудование воздушных судов и его летная эксплуатация: Учебное пособие / СПб ГУ ГА. С. - Петербург, 2017. 120 с.

3. Настоящие Авиационные правила, часть 139 "Сертификация аэродромов" (АП-139), том II "Сертификационные требования к аэродромам" приняты Советом по авиации и использованию воздушного пространства (постановление 33-ей /2012 г./ сессии Совета от 14.12.2012 г.) и рекомендованы для введения в действие авиационными администрациями государств-участников соглашения с 1 марта 2013 г.

4. Эксплуатация аэродромов: справочник / Л. И. Горецкий, М.А. Печерский, В.М. Ромашков и др. - М.: Транспорт, 1990.

© Тимохович А. С., Мартынов Е. А., Асуму Х. М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.