Научная статья на тему 'Анализ пульсовой стоимости тренировочных заданий ледовой подготовки хоккеистов 16-17 лет'

Анализ пульсовой стоимости тренировочных заданий ледовой подготовки хоккеистов 16-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
650
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЬСОВАЯ СТОИМОСТЬ / ХОККЕИСТЫ / ЛЕДОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филатова Нина Петровна, Кудря Ольга Николаевна, Мелентьев Михаил Игоревич

Представлены результаты анализа тренировочных заданий на льду хоккеистов 16-17 лет в соревновательном периоде. Определена пульсовая стоимость игровых, технических и технико-тактических упражнений. На основании результатов исследования разработаны рекомендации по выбору параметров физических нагрузок ледовой подготовки для хоккеистов 16-17 лет в соревновательном периоде. В частности, определено время работы и отдыха при выполнении упражнений различного характера, количество повторений в серии, оптимальная пульсовая стоимость каждого вида упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филатова Нина Петровна, Кудря Ольга Николаевна, Мелентьев Михаил Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of pulse value of training tasks of ice-preparation of hockey players aged 16-17 years

The results of the analysis of training tasks on ice of the hockey players aged 16-17 years in the competitive period are presented. The pulse value of the game, technical and technical-tactical exercises is determined. Based on the results of the study, recommendations have been developed for choosing the parameters of physical loads of ice training for the hockey players aged 16-17 in the competitive period. In particular, the time of work and rest is determined when performing exercises of the different nature, the number of repetitions in the series, the pulse value of each type of exercise.

Текст научной работы на тему «Анализ пульсовой стоимости тренировочных заданий ледовой подготовки хоккеистов 16-17 лет»

спортивной деятельности. Различные модули программного продукта позволяют использовать его для анализа ходьбы, анализа бега, анализа осанки, спортивного анализа, анализа прыжков, анализа велосипедистов, анализа гольфа, анализа эргономики. Так же встроена возможность настройки в зависимости от индивидуальных потребностей пользователя. Рассматриваемая система видеоанализа позволяет сохранять результаты измерений в базе данных на основе MS Access. Таким образом, в зависимости от целей видеоанализа можно подобрать наиболее подходящее программное обеспечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные технологии позволяют вывести современный спорт на новый качественный уровень развития. Особая роль информационных технологий заключается в более точной оценке физических показателей спортсменов, их достижений. Использование видеоанализа в спорте позволяет интегрировать биометрические показатели спортсменов, автоматизировать процесс сбора и обработки информации. Он дает возможность отображать информацию о ходе тренировок в режиме реального времени, проводить оценку техники спортсменов, структурировать полученные данные. Последующий анализ информации позволит улучшить организацию тренировочного процесса спортсмена, что в последующем позволит улучшить результаты спортивных достижений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камалеева, А.Р. Зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры (по результатам исследования официальных сайтов вузов) / А.Р. Камалеева, Р.Р. Хадиуллина // Открытое образование. - 2014. - № 5 (106). - С. 49-58.

2. Программно-аппаратный комплекс для видеоанализа движений спортсменов [Электронный ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа : http://innosport.ru (дата обращения: 01.05.2018).

3. Роберт, И.В. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебник / И.В. Роберт. - М. : Академия, 2010. - 281 с.

REFERENCES

1. Kamaleeva A.R and Hadiullina, R.R. (2014), "Foreign and domestic experience in the use of distance learning in higher education institutions of physical culture (according to the results of the study of official websites of universities)", Open education, No. (106), pp. 49-58.

2. "Software and hardware complex for video analysis of athletes' movements", Information portal, available at: http://innosport.ru

3. Robert I.V. (2010), Information technologies in physical culture and sport: textbook, Academy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.05.2018

УДК 796.966

АНАЛИЗ ПУЛЬСОВОЙ СТОИМОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ЛЕДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ 16-17 ЛЕТ

Нина Петровна Филатова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Кудря, доктор биологических наук, доцент, Михаил Игоревич Мелентьев, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

г. Омск

Аннотация

Представлены результаты анализа тренировочных заданий на льду хоккеистов 16-17 лет в соревновательном периоде. Определена пульсовая стоимость игровых, технических и технико-

тактических упражнений. На основании результатов исследования разработаны рекомендации по выбору параметров физических нагрузок ледовой подготовки для хоккеистов 16-17 лет в соревновательном периоде. В частности, определено время работы и отдыха при выполнении упражнений различного характера, количество повторений в серии, оптимальная пульсовая стоимость каждого вида упражнений.

Ключевые слова: пульсовая стоимость, хоккеисты, ледовая подготовка.

ANALYSIS OF PULSE VALUE OF TRAINING TASKS OF ICE-PREPARATION OF HOCKEY PLAYERS AGED 16-17 YEARS

Nina Petrovna Filatova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Niko-laevna Kudrya, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Mikhail Igorevich Melentiev,

the master student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The results of the analysis of training tasks on ice of the hockey players aged 16-17 years in the competitive period are presented. The pulse value of the game, technical and technical-tactical exercises is determined. Based on the results of the study, recommendations have been developed for choosing the parameters of physical loads of ice training for the hockey players aged 16-17 in the competitive period. In particular, the time of work and rest is determined when performing exercises of the different nature, the number of repetitions in the series, the pulse value of each type of exercise.

Keywords: pulse cost, hockey players, ice preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка спортивного резерва является приоритетной задачей всех спортивных школ. Состав юношеской сборной команды России по хоккею с шайбой формируется из игроков в возрасте 15-17 лет. Такая интенсификация соревновательной деятельности требует от игроков высокого уровня подготовленности. Сложившаяся ситуация ставит тренеров перед необходимостью выбора: либо форсировать подготовку юных хоккеистов специализированными упражнениями высокой интенсивности для попадания в сборные команды, либо планомерно готовить подростков к длительной спортивной карьере.

Грамотная физическая подготовка юных спортсменов служит основой успеха в решении проблемы сохранения спортивного долголетия возрастных хоккеистов.

Одна из главных проблем специализированных детско-юношеских школ по хоккею, это отсутствие необходимых рекомендаций касающихся дозировки физических упражнений на льду и упражнений, выполняемых вне льда [2, 3]. В методической части программы федерального стандарта, в разделе физической подготовки представлен перечень упражнений для развития скоростно-силовых качеств, выносливости, координации, гибкости, но не определены специальные комплексы средств и методов тренировки, отсутствуют сведения и четкие рекомендации о дозировке нагрузок для хоккеистов разного возраста [2].

Длительный соревновательный период в хоккее определяет проблему настоящего исследования - обоснование параметров тренировочных заданий на льду в соревновательном периоде подготовки хоккеистов 16-17 лет.

Объект исследования - тренировочный процесс юных хоккеистов.

Предмет исследования - тренировочные задания на льду в подготовке хоккеистов 16-17 лет в соревновательном периоде.

Цель исследования - уточнение параметров физической нагрузки в тренировочных заданиях на льду, используемых в подготовке хоккеистов 16-17 лет.

В исследовании решалась задача выявления показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) в ходе выполнения тренировочных заданий на льду хоккеистами 16-17 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в соревновательном периоде годичного цикла подготовки на базе ДСШ «Авангард» г. Омска. В исследовании приняли участие хоккеисты в

возрасте 16-17 лет (п=15). Все игроки - представители одной команды. Команда участвовала в официальных играх первенства РФ восточной зоны. Игры следовали с сентября по март с перерывом между играми 1-2 недели. Тренировочные занятия, в ходе которых выполнялись исследования, проводились в микроциклах в перерывах между официальными играми. Были проанализированы пульсограммы занятий в 4-х микроциклах соревновательного периода.

Показатели ЧСС фиксировались на записывающем устройстве в течение всего времени работы испытуемых на занятии. Параллельно с этим проводилась хронометрическая запись всех заданий, которые выполнялись хоккеистами в ходе тренировочного занятия. Таким образом, были получены точные данные о параметрах физической нагрузки и ответа сердечно-сосудистой системы на данную нагрузку, как в каждом повторении выполняемых упражнений, так и в паузах отдыха между ними.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что микроциклы в соревновательном периоде подготовки хоккеистов 16-17 лет в основном пятидневные, включают 5 тренировочных занятий на льду. Каждое занятие на льду длится 75 минут, 15-20% времени занимает подготовительная часть (разминка/раскатка), основная часть 80-82% и заключительная часть - не более 2-3% общего времени. Все занятия имеют высокую моторную плотность. В основной части занятия выполняется 4-6 тренировочных заданий.

В результате анализа полученного материала нами были выделены три группы наиболее часто используемых упражнений технического, технико-тактического характера и игровые упражнения, определена их пульсовая стоимость (таблица 1).

В ходе исследования установлено, что частота сердечных сокращений при выполнении упражнений технического характера находится в диапазоне от 146±6 уд/мин до 168±5 уд/мин (таблица 1). Например, упражнение «Передача шайбы в одно касание в движении в четвёрках», время выполнения 30 с, через 30 с отдыха, выполнялось при ЧСС 146±7 уд/мин.

Таблица 1 - Показатели ЧСС (уд/мин) в упражнениях разной направленности

Группы упражнений Минимальное значение ЧСС Максимальное значение ЧСС

Технические упражнения 146±6 168±5

Технико-тактические упражнения 158±1 173±3

Игровые упражнения 167±2 181±3

Упражнение «Произвольное ведение шайбы по всей площадке с изменением направления движения», время выполнения 10 с через 40 с отдыха между повторениями, 6 повторений также относится к упражнениям технического характера, однако ЧСС при выполнении данного задания составляет 168±5 уд/мин.

Упражнения технико-тактического характера выполнялись хоккеистами в диапазоне от 158±1 уд/мин до 173±3 уд/мин. В частности, задание «в парах с обводкой фишек и передачей шайбы партнеру» (игрок начинает движение от синей линии с шайбой, подъезжая к первой фишке, расположенной на красной линии, выполняет передачу партнёру на синей линии, объезжает фишку, получает обратную передачу, объезжает половину центрального круга по радиусу, подъезжает ко второй фишке расположенной на красной линии со стороны другого борта, выполняет передачу партнёру на синей линии, объезжает фишку, получает обратную передачу и двигается к воротам для выполнения броска), время выполнения упражнений 10-12с, отдых между повторениями 90с, всего 6 повторений, выполнялось на пульсе 158±1 уд/мин.

Наиболее нагрузочными в группе технико-тактических упражнений следует считать упражнения, выполняемые в парах, например, «Защитник против нападающего». Защитник и нападающий начинают одновременно двигаться от красной линии. Защитник двигается к фишке, стоящей на синей линии, объезжает её способом «улитка» и занимает

оборонительную позицию для предотвращения атаки со стороны нападающего. Нападающий двигается к фишке, расположенной на радиусе центрального круга, объезжает её со стороны ближнего борта и двигается вдоль него, чтобы обыграть защитника и выполнить бросок по воротам. Время выполнения 30-35 с, отдых между упражнениями 90 с, выполняется 6-8 повторений. Среднее значение ЧСС - 173±3 уд/мин.

Игровые упражнения хоккеисты выполняли на пульсе от 167±2 уд/мин до 181±3 уд/мин. В частности, игровое задание «2*2 в центральной зоне», время выполнения в смене 25 с, время отдыха 100 с, 3 повторения, выполняется со средней ЧСС у игроков 168±1 уд/мин.

Пульсовая стоимость игрового упражнения «5*5 на всё поле», время выполнения в смене 40 с, время отдыха 90-120с, 6 повторений составила 181±3 уд/мин.

Результаты исследования (таблица 1) свидетельствуют о том, что задания с использованием технических упражнений выполняются хоккеистами с интенсивностью, характерной для умеренной и большой зон мощности,

Задания технико-тактического назначения выполняются с интенсивностью, соответствующей большой зоне мощности, тогда как игровые задания выполняются с интенсивность, характерной для большой и субмаксимальной зон мощности.

Полученные данные необходимо учитывать тренерам при построении тренировочных занятий с элементами технической и технико-тактической подготовки в соревновательном периоде. Практика показывает, что высока вероятность превысить интенсивность нагрузки, которая необходима для поддержания разных сторон подготовленности игроков. В относительно кратковременных перерывах между играми чемпионата России нецелесообразно использовать высокоинтенсивные физические нагрузки, поскольку сама соревновательная деятельность в хоккее обладает высокой интенсивностью и в ходе официальных матчей игроки выполняют значительный объем анаэробных нагрузок, что ведет к утомлению и переутомлению организма спортсменов.

На наш взгляд, значимым является анализ индивидуальных показателей ЧСС у хоккеистов 16-17 лет при выполнении тренировочных заданий технико-тактической и игровой направленности (таблица 2). В частности, хоккеисты выполняли игровое задание на льду «игра 2*1 у одних ворот», после выполнения удара по воротам игра переходит на противоположные ворота. Время выполнения 30 с, отдых между повторениями упражнения 90 с; выполняется 5-7 повторений по самочувствию. Средняя ЧСС по группе при выполнении данного упражнения составила 169±11,34 уд/мин.

Таблица 2 - Индивидуальная реакция сердечно-сосудистой системы по показателям ЧСС (уд/мин) в ответ на игровое задание «2*1»____

Повторение упражнения Игрок 1 Игрок 2 Игрок 3 Игрок 4 Игрок 5 Игрок 6

1 132 135 140 145 155 167

2 162 172 175 155 155 175

3 171 177 181 165 154 177

4 168 175 184 167 170 175

5 172 180 181 173 170 178

6 172 180 179

7 178

При выполнении данного задания после первого повторения ЧСС составляла у отдельных игроков 132-140 уд/мин, что соответствует работе в зоне аэробного энергообеспечения. У других игроков ЧСС составляла 145-167 уд/мин., что соответствует зоне смешанного энергообеспечения. Второе повторение упражнения привело к значительному увеличению ЧСС на 30-40 уд/мин. У тех игроков, которые более интенсивно начали выполнение задания, прирост ЧСС составил 7-10 уд/мин. В третьем повторении упражнения большинство игроков выполняли задание с нагрузкой, соответствующей зоне анаэробного энергообеспечения. Все последующие повторения выполнялись игроками также в зоне

анаэробного энергообеспечения. Исключение составляет игрок № 5, у которого не наблюдалось изменения ЧСС во втором и третьем повторении упражнения, в четвертом повторении отмечено скачкообразное увеличение ЧСС на 15 уд/мин и отказ от выполнения задания после 5 повторения. По мнению тренера, первые три повторения игрок выполнял не в полную силу.

Индивидуальная реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку послужила причиной ограничения количества повторений упражнения: 3-й игрок выполнил 5 повторений, 2-й игрок - 6 повторений и только игрок № 1, у которого отмечен постепенный прирост ЧСС в ответ на повторную нагрузку, выполнил все 7 повторений,

Представленные результаты, на наш взгляд, свидетельствует о необходимости коррекции нагрузки в тренировочном задании в соответствие с задачами тренировочного процесса в соревновательном периоде.

Для сохранности моделирования игровых ситуаций, в которых время выполнения упражнения и паузы отдыха должны остаться неизменными, следует доводить количество повторений в серии до такого количества, чтобы показатели ЧСС не переходили в другую, более высокую, зону мощности.

Анализ показателей ЧСС тренировочных занятий в микроциклах показал, что в трех из пяти дней имели место тренировочные задания, выполняемые в зоне анаэробного энергообеспечения, которые составляли в среднем 30-50% от всего объема выполняемой нагрузки. При этом в другие дни микроцикла имели место нагрузки в аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения, что дополняет тяжесть воздействия на организм гликолитических нагрузок и не позволяет спортсмену восстанавливаться к последующим занятиям.

Согласно данным Н.И. Волкова (2000), полное восстановление организма спортсмена после нагрузок гликолитической направленности длится 48-72 часа, в зависимости от объема выполненной работы [1]. При напряженной и тем более при чрезмерной физической нагрузке скорость восстановительных процессов снижается, а фаза суперкомпенсации достигается в более поздние сроки и выражена в меньшей степени. Хроническое недовосстановление организма в недельном микроцикле ведет к снижению функциональных возможностей, что, в конечном итоге, ведет к снижению спортивных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно данным научно-методической литературы, при значительном утомлении происходит нарушение электрохимического сопряжения при передаче возбуждения с нерва на мышцу, нервной трофики, мозгового кровообращения, и, в целом, работы центральной нервной системы из-за развития охранительного торможения [1]. Изменения в работе ЦНС ведет к нарушению координации движений и снижает эффективность выполнения технических и технико-тактических упражнений, что влияет на результат соревновательной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать для организации и построения тренировочного процесса хоккеистов 16-17 лет использовать следующие параметры физических нагрузок:

- время выполнения одного подхода при повторной работе - 10-20 с;

- продолжительность пауз отдыха между повторениями - 30-100 с;

- при каждом повторении упражнений технико-тактической направленности наиболее адекватные показатели ЧСС - 150-165 уд/мин, в отдельных тренировочных заданиях до 170 уд/мин;

- количество повторений (подходов) - 3, при условии работы с ЧСС - 160-170 уд/мин, 4-5 повторений при условии работы с ЧСС - 140-160уд/мин;

- при выполнении заданий технического характера ЧСС у спортсменов должна быть в диапазоне 130-150 уд/мин, при этом количество повторений упражнений в серии не должно превышать 5 раз при условии времени выполнения упражнений - 10-20 с.

Следует подчеркнуть, что в микроцикле соревновательного периода подготовки хоккеистов 1б-17 лет нецелесообразно использовать тренировочные задания с нагрузкой гликолитического характера. В случае необходимости подобные задания должны быть однократными, в следующем режиме работа/отдых - 1G с / 3G-4G с в одной серии 2-3 повторения упражнения.

После занятий с использованием подобной нагрузки на следующий день необходимо проведение занятия преимущественно аэробного характера.

В микроциклах соревновательного периода обязательно должны быть использованы задания аэробного характера в целях поддержания и повышения окислительных возможностей, что повысит эффективность восстановительных процессов организма спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, E.M. Несеп, A.A. Осипенко, С.Н. Кор-зуп. - Киев : Олимпийская литература, 2GGG. - 5G4 с.

2. Савин, В.П. Хоккей : пример. программа спорт. подготовки для детско-юнош. спорт. шк., специализир. детско-юнош. шк. олимп. резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев. - М. : Советский спорт, 2G12. - 1G1 с.

3. Теория и методика подготовки юных хоккеистов / Л.В. Михно, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Филатов, Р.Г. Ишматов, В.С. Волков. - СПб. : [б.и.], 2G17. - бб1 с.

REFERENCES

1. Volkov, N.I., Nesen, E.M., Osipenko, A.A. and Korsun, S.N. (2GGG), Biochemistry of muscular activity, Olympic Literature, Kiev.

2. Savin, V.P., Udilov, G.G. and Korolev, Yu.V. (2G12), Hockey: a program of sports training for children and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.

3. Mikhno, L.V., Kuramshin, Yu.F., Filatov, V.V., Ishmatov, R.G. and Volkov, V.S. (2G17), Theory and methods of training young hockey players, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.04.2018

УДК 316.422

КРИТЕРИИ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета

кооперации, г. Краснодар

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования - выделение и обоснование критериев интегрированности информационно-образовательной среды в Интернет-пространство. Известно, что в условиях информационного общества образовательные среды трансформируются в информационно-образовательные; информационно-образовательные среды могут взаимодействовать с аналогичными системами (и с мировой информационной средой в целом) посредством компьютерной сети Интернет. Несмотря на то, что в настоящее время во всём мире признан такой рейтинг высших учебных заведений, как Webometrics (отражает присутствие университета в Интернет-пространстве), необходимо выделение новых критериев, применимых для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.